Количество




Скачать 115.06 Kb.
НазваниеКоличество
Дата публикации03.04.2013
Размер115.06 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
4 КЛАСС – 1 четверть «Музыка моего народа» - 9 часов


урока


Дата


Тема


Количество

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины






Введение

Музыка моего народа
Русская народная песня

«Песня – душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта»



2

«Во поле берёза…» р.н.п.

«Калинка» р.н.п.

«Уж как по мосту - мосточку» р.н.п

«Походная» Р.Бойко

«Классное рондо» Д.Кабалевский «Песня о России» В.Локтев


Различие музыки композиторской и народной. История жизни русского народа и значение музыки в ней. Роль народа в жизни песни: создал, исполнил, украсил, сохранил, передал. Фольклор – мудрость народа. Особенности русских народных песен. Русские народные инструменты. Символика России.

Мелодия, песня, гимн, распев, певучесть

а-каппелла, неторопливость, солист, хор.












Русская народная и композиторская музыка
Дерево музыки

«Создаёт музыку народ, а мы, композиторы, её аранжируем»

М.И.Глинка



2

«Гимн России» А.Александров

«Вниз по матушке по Волге» рус.нар.песня

«Песня о России» В.Локтев

Вариации на тему «Вниз по матушке по Волге» А.Даргомыжский


Основные отличия: простота мелодии – сложность звучания, неторопливость – насыщенность, душевная красота – выразительное богатство. Общее: певучесть, русский колорит, простор и широта мелодий. Симфонический и народный оркестр. Связь музыки и живописи. Народная музыка в творчестве композиторов. Жизнь и творчество М.И.Глинки – основателя русской классической музыки, А.Даргомыжского. Вокально-хоровая работа над правильным дыханием, выразительностью исполнения.












Жанры русских народных песен

Вариация

«Ой, ты песня,

песня русская,

Как ты за душу берёшь!»



2

«Гимн России» А.Александров

«Вниз по матушке по Волге» рус.нар.песня

«Песня о России» В.Локтев

«Со вьюном я хожу» р.н.п.

Концерт №3 (1 часть) С.В.Рахманинов

«Тонкая рябина» р.н.п., вариации

«На горе-то калина» р.н.п.

Вариации А.Даргомыжского «Вниз по матушке по Волге»

Жанры русских народных песен. Вариация и её роль в музыке. История гитары. Определение и понимание характерных особенностей русской музыки: протяжность, певучесть, душевность, широта мелодий. Канон, распев, хоровод Жизнь и творчество С.В.Рахманинова. Концерт, симфония.












Плясовая музыка
Частушки



2

«Светит месяц» рус.нар.плясовая

«Камаринская» р.н. плясовая

«Пойду ль я» р.н.п.

«Плясовые наигрыши»

«Частушки» В.Викторов

«Школьные частушки»

Концерт «Озорные частушки» Р.Щедрин


Закрепление особенностей русских народных песен. Знакомство с плясовыми, частушками. Рассказ о скоморохах, сказителях. Жизнь и творчество В.В.Андреева – организатора русского народного оркестра. Частушка в творчестве композитора Р.Щедрина. Духовой оркестр и его инструменты. Определение принадлежности музыки и инструментов по звучанию. Вокально-хоровая работа над выразительностью, дикцией, четкостью, ритмом исполнения, правильным дыханием. Слова украшения, много куплетов, недопетые слова, простые мелодии, неправильное ударение, переменный лад

Конкурс частушек.












Закрепление

« В русской песне отражены широта и щедрость русского характера, в ней тайна его непобедимости.

В народных песнях – судьба народа».


1

Материал 1 четверти

Кроссворд «Особенности русской песни»

Музыкальная викторина

Закрепление знаний о свойствах русских народных песен, жанрах. Определение произведений и их принадлежности. Роль и место народной музыки в творчестве композиторов, обращение к народным истокам. Народная музыка – основа для композиторской музыки, её корни. Вокально-хоровая работа: солист – группа - хор.



^ 4 КЛАСС– 2 четверть «Музыка моего народа» - 7 часов


урока


Дата


Тема


Количество

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины











Трудовые песни



2

«Песня о России» В.Локтев

«На горе-то калина» р.н.п.

«Пойду ль я» р.н.п.

«Эй, ухнем» р.н.п.

«Урожайная» И.Дунаевский

«Солдатушки, бравы ребятушки» р.н.п.

«Мак маковистый» р.н.п.

«Блины» р.н.п.

Продолжить знакомство с жанрами и особенностями р.н. песен. Определение маршевого характера музыки, анализ и сравнение образов новых песен. Жизнь и творчество Ф.Шаляпина. Разновидности голоса: дискант, сопрано, альт, тенор, бас. Рассказ о жизни бурлаков и рекрутов. Связь музыки, литературы и живописи. Инсценировка песен.








25.11.11



Героико-патриотическая музыка

«Русская песня –

русская история»

М.Горький



3

«Солдатушки, бравы ребятушки» р.н.п.

«Шёл Ленинградский паренёк» соврем.р.н.п.

Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев

Хор «Вставайте, люди русские!»

Опера «Иван Сусанин» М.Глинка

1.Ария Сусанина

2.хор «Славься»

«Новороссийские куранты» Д.Шостакович

Героическая музыка и её значение в трудное для страны время. Понимание смысла и значения слов: герой, патриот. Роль песни в годы В.О.войны. Жизнь и творчество М.И.Глинки, С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича. Эпический стиль. Патриотическое воспитание. Крупные жанры музыки: опера, кантата. Анализ и сравнение музыкальных фрагментов, характера и средств музыкальной выразительности. Связь музыки, литературы, живописи, кино. Песня, колыбельная, ария, хор гимн, эпос.



2.12



9.12



16.12



Закрепление

«Народная музыка –

зеркало жизни народа»




1

Материал 1 полугодия.

«Ой,да ты , калинушка» р.н.п.

«Вдоль по Питерской» р.н.п.

Многообразие русской народной песни. Влияние народной музыки на развитие профессиональной музыки композитора Определение по звучанию особенностей, инструментов, исполнителей, характера, принадлежности музыки.



23.12.11


Обобщение

Музыка моего народа



1

Музыкальная викторина

Инсценировка песен

Кроссворды «Русская песня»,

«Жанры песни», «Великаны музыки»

Понимание песенной природы русской музыки, обобщение основных черт русской песни. Особенности творчества русских композиторов, богатство стиля.


^ 4 КЛАСС – 3 четверть «Музыка разных народов мира» - 10 часов


урока


Дата


Тема


Количество

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины





13


Введение

Музыка разных народов мира


1

«Шире круг» Д.Львов-Компанеец

«Песня о дружбе» А.Островский

«Молдавеняска»

«Лезгинка»

«Веснянка» укр.н.п.

Финал концерта № 1 П.И.Чайковский


Знакомство с музыкой других народов. Условное деление народной музыки стран Ближнего Зарубежья на группы.

Развитие представлений о национальном своеобразии народной музыки, её черты

Установление сходства и различия между русской и зарубежной музыкой. Музыкальный разговор о дружбе. Обрядовые песни. Влияние народной музыки на творчество композиторов на примере музыки П.И.Чайковского.





20


Музыка славянских народов
Россия, Украина,

Белоруссия


3

«Песня дружбе» А.Островский

«Вниз по матушке по Волге» р.н.п.

«Веснянка» укр.н.п.

Финал концерта № 1 П.И.Чайковский

«Гопак» укр.н.т.

«Перепёлочка» бел.н п.

«Бульба» бел.р.п.

«Весёлые гуси» укр.н.п.

Вариации на тему «Перепёлочка»

«Песня о Днепре» М.Фрадкин

«Ревёт и стонет Днепр… » Д Крижановский

Углубление представлений о сходстве и близости музыки славянских народов - певучесть, национальном своеобразии, характерном тембре народных инструментов: гусли, домра, балалайка, бандура, цимбалы. Выявление и анализ средств выразительности для понимания общности музыкального языка славян. Народные певцы: скоморохи, сказители, баяны, кобзари, песняры.

Песня, танец, концерт, вариация, финал.




27




3.02




10.02



Музыка народов Закавказья

Азербайджан, Армения, Грузия




2

«Песня дружбе» А.Островский

«Марш» А.Хачатурян

«Танец с саблями» А.Хачатурян

«Лезгинка»

«Колыбельная» из балета «Гаянэ» А.Хачатурян

«Русская пляска» А.Хачатурян

«Цыплята» Г.Гусейнли

Выявление характерных особенностей закавказской музыки: стремительность, острота, яркость тембра, ритмичность, извилистые распевы, танцевальность, изобилие причудливых украшений. Виды народных инструментов и роль ударных инструментов в музыке. Народные певцы: ашуги, зурначи. Жизнь и творчество А.Хачатуряна. Балет, колыбельная, ритм, танец, марш.




17.02





24.02


Музыка народов Средней Азии

Казахстан, Узбекистан

2


«Песня дружбе» А.Островский

Музыка Великих степей» Курмангазы

«Золотая осень» казах. нар. музыка

«Мавриги» узбек. нар. танец


История развития национальной музыки Средней Азии. Определение особенностей народной музыки: танцевальность, вьющиеся мелодии, извилистость, петельки – украшения, приглушённая ритмичность, восточные интонации, одноголосие. Сравнение музыки славянской, закавказской, среднеазиатской групп. Народные певцы: акыны, кюи, бахши, ырчи. Разнообразие народных инструментов. Показ ритмических движений танца.




02.03.12



11.03



Музыка народов Прибалтики


1


«Песня дружбе» А.Островский

«Вей, ветерок» лат.нар.п.

«Петушок» лат.н.п.

«Не смейте трогать голубой глобус»

кантата Э.Бальсиса

Особенности национальной музыки: певучесть, сдержанность, строгость звучания, многоголосие. Сходство с музыкой славян. Традиции хорового пения в Прибалтике. Идея создания кантаты Бальсиса. Каннеле – гусли.



16.03.12



Закрепление


1


«Песня дружбе» А.Островский

«Большой хоровод» Б.Савельев

Музыкальная викторина

Определение сходств и различий народной музыки народов России и Ближнего Зарубежья. Роль композиторов в установлении связей между музыкой разных народов. Подчеркнуть главную тему музыки – жизнь и дружба народов. Музыка – это не только искусство, но и интернациональное средство общения, понятное всем народам без перевода, сближает и объединяет всех.

^ 4 КЛАСС – 4 четверть «Музыка разных народов мира» - 8 часов


урока


Дата


Тема


Количество

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины








Музыка разных народов мира

Музыкальный язык



1


«Песня дружбе» А.Островский

«Большой хоровод» Б.Савельев

«Колыбельная» Дж. Гершвин

«Посадил полынь я» болгар. нар. песня

«Утро» Э.Григ

«Заход солнца» Э.Григ


Направить на размышление об интернациональной природе музыкального языка, о всеобщей его понятности. Единство музыкального языка у разных народов. Определение образного содержания, характера и контрастов произведений. Особенности творчества Э.Грига – основателя норвежской классической музыки. Взаимосвязь музыки и живописи.

Песня, колыбельная, сюита, романс.







Взаимопроникновение русской, норвежской и немецкой музыки


1


«Осенняя песня» П.И.Чайковский

«Заход солнца» Э.Григ

«Камаринская» р.н. плясовая

«Сурок» Л.Бетрховен

Вариации на русскую тему Л.Бетховена


Сравнение музыкального языка композиторов разных стран. Рассказ о дружбе П.Чайковского и Э.Грига, о любви к народной музыке Л.Бетховена. Определение сходных черт их музыки и обращение к народной песне. Сравнение средств выразительности музыки с красками художника. Романс, вариация, смена лада: мажор, минор, вокализ. Вокальная и инструментальная музыка.







Взаимопроникновение венгерской и чешской музыки


1


«Молдавеняска»

«Чардаш» З.Кодай

«Полька» чеш.н.п.

«Мазурка» Ф.Шопен

«Жаворонок» пол.н.п.

Представление об особенностях народной музыки Венгрии и Чехии: танцевальность, лёгкость, задор. Сравнение с музыкой России и Молдавии. Роль ритма, тембра и темпа, богатство оркестровки. Понятие -синкопа. Разновидности танца: вальс, мазурка, полька, чардаш. Жизнь и творчество Ф.Шопена – основателя польской классической музыки.







Взаимовлияние итальянской и русской музыки


1


«Летите, голуби» И.Дунаевский

«Венецианская ночь» М.Глинка

«Арагонская хота» М.Глинка

Творчество М.Глинки, путешествие в Италию и его проникновения в интонационный строй музыки Италии. Особенности итальянской музыки: бельканто, тенор, баркарола. История романса. Вариация, хота. Тема дружбы народов и борьбы за мир в советской музыке. Творчество И.Дунаевского.








Взаимовлияние

японской и русской музыки


1


«Летите, голуби» И.Дунаевский

«Катюша» М. Блантер

«Вишня» японская н. п.



Жизнь и творчество Д.Б.Кабалевского. Особенности японской музыки: распевность, неторопливость мелодий, полётность. Рассказ о певческом клубе в Японии и их любви к русским песням. Интонационное развитие японской мелодии в вариациях Д.Кабалевского. Музыка красоты и любви, скорби и печали, предупреждения и напоминания







Взаимовлияние

французской и австрийской музыки


1


«Пастушья песня» франц. н. п.

Вариации на французскую тему В.А.Моцарт

«Рондо в турецком стиле» В.Моцарт


Жизнь и творчество В. Моцарта. Вариационное развитие французской песни и её характер в музыке В.Моцарта

История возникновения большого барабана. Формы музыки: одночастная, вариация, рондо. Исполнение каноном.







Музыка народов Африки


1


«Танец чёрных» из балета «Тропою грома» Кара Караев

«Нас много на шаре земном» А.Александров


Знакомство с интонационными особенностями музыки народов Африки, сходство с музыкой Востока: танцевальность, синкопа, ритмичность, роль ударных инструментов. Творчество К.Караева и идея создания балета.






Обобщение


1


Материал 2 полугодия

Музыкальная викторина

Кроссворд «Композитор»


Осознать мысль, что между музыкой разных народов нет непереходящих границ. Беседа о дружбе народов мира и роли музыки как интернационального языка общения. Взаимосвязь народной и композиторской музыки. Закрепление стилей и определение принадлежности.

Похожие:

Количество iconДомашнее задание №3 Дать характеристику элементов p (фосфор) и k...
Порядковый номер, заряд ядра, количество протонов, количество электронов, количество нейтронов
Количество iconХарактеристика класса
Состав класса, количество мальчиков и девочек, паспортный возраст учащихся класса, количество учащихся класса, количество учащихся...
Количество iconМониторинг профильное обучение № количество 9-11
Количество учащихся 5-11 классов, обучающихся в классах с профильным и углублённым уровнем изучения предметов
Количество iconУстройства управления лифтами серии ул
Возможное количество остановок до 30. Количество лифтов в группе до Устройство предназначено для поставок в Россию и страны снг,...
Количество iconПубличный доклад
Структура и количество групп. Количество мест и воспитанников. Наполняемость групп
Количество iconТема: Минимизация издержек
В центре оперативной печати объем полиграфических услуг за час работы описывается функцией Кобба-Дугласа q=10K1/2L1/2, где к – количество...
Количество iconУрок по теме «Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника»
«Образование – это не количество прослушанных уроков, а количество понятых. Так что, если хотите идти вперед, то поспешайте медленно...
Количество iconФильмов, их хронометраж, количество серий, количество показов, сроки...

Количество icon1. (1 балл) Определите, в каком слове количество букв и количество...
Балл Подчеркните словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении
Количество iconОпределить равновесную цену, количество проданного товара и величину...
Равновесная цена и количество проданного товара определяются путём решения системы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница