Моу «Вейделевская сош» Вейделевского района Рецензенты: Новикова Т. Ф




Скачать 243,58 Kb.
НазваниеМоу «Вейделевская сош» Вейделевского района Рецензенты: Новикова Т. Ф
страница1/4
Дата публикации03.05.2013
Размер243,58 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
Формирование речевой компетенции учащихся на основе коммуникативно деятельностного подхода к процессу обучения.

Шелудченко Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Вейделевская СОШ»

Вейделевского района

Рецензенты:

Новикова Т.Ф.–доцент кафедры русского языка и методики преподавания БелГУ, кандидат педагогических наук;

Белова И.Ю. – заведующая кабинетом общественно-гуманитарных дисциплин БелРИПКППС.
I. Теоретическая интерпретация опыта

Актуальность опыта

В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются как специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), так и широкой общественностью – актуальность проблемы формирования лингвистической и речевой компетенции не вызывает сомнения. Этой теме посвящаются радио и телепередачи, статьи в газетах и журналах. Ученые озабочены недостатками языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большинства населения.

«Сегодня русский язык – важный фактор и объект национальной безопасности», - не без оснований пишет академик Российской академии естественных наук К.Колин. В этой ситуации ответственность за состояние языка ложится не только и не столько на лингвистов, нормализаторов языка, но, в первую очередь, на нас – учителей.

Современная экономическая обстановка, сложившаяся в мировом сообществе, предъявляет определенные требования к будущему работнику, а пока школьнику. Выпускник школы, который будет трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами, в частности:

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

  • владеть богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний;

  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

  • быть коммуникабельным.

Именно поэтому современная концепция содержания обучения русскому языку и литературе в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Однако существует ряд факторов, препятствующих формированию у школьников высокого уровня языковой и речевой компетенции:

1. Дети сегодня становятся основными потребителями современной поп-культуры. Для них издаются «шпаргалки на каждый день», «готовые домашние задания», «русская литература в кратком изложении» и т.п. Все это создает среду неблагоприятную и неуправляемую, но оказывающую достаточно сильное влияние на развитие общей и речевой культуры наших школьников. Современная общественная практика отучает детей думать, наблюдать, оценивать. К.И. Чуковский точно подметил: «Орфографию невозможно улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен, у кого недоразвитая и скудная психика. Ликвидируйте эту безграмотность, и все остальное приложится». Затронутые проблемы имеют социальные корни, но мы не можем не учитывать изменившиеся социальные условия в обучении и воспитании, не говорить об отсутствии культуры мышления и низком общем культурном уровне наших воспитанников.

2. Невозможно обучать культуре владения языком вообще, «речь должна идти о культуре владения разными функциональными разновидностями языка» (Е.Ширяев). Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения, каждая из которых предъявляет к нему свои требования, поэтому воспитание речевой культуры личности немыслимо без учета цели, сферы и ситуации общения.

Вместе с тем в действующих учебниках коммуникативный аспект культуры речи, если иметь в виду культуру владения языком в различных сферах общения, остается недостаточно разработанным. Несмотря на то, что в содержание современных учебников введены такие важные разделы, как устная и письменная формы речи и их особенности, стили, типы речи и др., они не могут в полном объеме обеспечить формирование навыков адекватного речевого общения в различных жизненных ситуациях.

3. Нет сомнения в том, что формирование собственно коммуникативных умений и навыков возможно лишь на базе прочных лингвистических знаний и умений. Но именно здесь сосредоточена главная трудность и одна из причин потери интереса учащихся к нашим учебным предметам. Лингвистическая теория и практика в большинстве современных учебников не дает целостного представления о языковой системе как средстве, орудии мысли, средстве выражения определенного смысла, средства отражения внеязыковой действительности языковыми средствами.

4. Существующая методика преподавания русского языка в школе не устремлена на формирование коммуникативных потребностей у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами. Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не испытывают потребности говорить более ярко и выразительно.

5. Используемые в настоящее время приемы и методы обучения направлена на ознакомление учеников с разнообразными средствами речи (типами, стилями речи и пр.), но не на практическое овладение ими: немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться.

6. ^ Уроки развития речи не направлены на развитие умения мыслить с помощью языка, фактически существующая методика понимает речь не как высшую психическую функцию, не как творческую деятельность, а как чисто технический навык, однако еще Л.С. Выготский доказал, что это не так.

7. Речь изначально диалогична, возникает в диалоге, в общении двух людей, а уже затем человек приобретает способность к монологической речи,

– однако используемая сейчас методика в большей степени стремится развивать монологическую речь, в какой-то мере искусственно игнорируя то, что речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника, которое также необходимо развивать.

8. Нормальное освоение речи проходит следующие этапы: а) слушание, б) практическое освоение, в) осознание – существующая методика делает упор на осознание, игнорируя предыдущие этапы.

9. ^ В современных учебниках, прежде всего для средней ступени обучения, слабо прослеживается текстоориентированный подход к обучению русскому языку: задания по комплексному анализу текста, во многом способствующие формированию как языковой, так и речевой компетенции, даются не в системе.
^ Сущность опыта

В основу опыта положена идея формирования у учащихся средней школы языковой и коммуникативной компетенций, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком, разными видами речевой деятельности.

Необходимость формирования данных компетенций определена образовательным стандартом по русскому языку, который в речевую (коммуникативную) компетентность включает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения; а в языковую (лингвистическую) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка.1

Владение речью на высоком уровне возможно в том случае, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятым окружающими, и как правильно понять смысл обращенной к тебе речи (устной и письменной), включая подтекст (с какой целью человек говорил и что именно он хотел сказать?).

Немаловажен и ещё один аспект культуры речи – этический, связанный с речевым этикетом: в каких ситуациях как уместно попросить, приказать, поздороваться, установить контакт, отказаться и т. п. Обучение ребенка вежливому, корректному общению должно стать одной из главных задач учебного предмета «Русский язык».

Таким образом, сущность опыта заключается в возможности на основе использования интерактивных форм обучения, комплексного анализа текста, осознания механизма порождения и восприятия речи сформировать умения и навыки нормативного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.
^ II. Теоретическая база опыта
Психолого-педагогическим фундаментом данного опыта стали следующие актуальные научные положения:

• вовлечение ребенка в непрерывную цепь речевого общения (М.М.Бахтин)

М.М. Бахтин считал, что речевое общение представляет собой непрерывную цепь высказываний, каждое из которых является ответом на предыдущее и предполагает последующее. Понимание чревато ответом, а ответ ориентирован на понимание. Каждое высказывание принадлежит определенному речевому субъекту и может иметь разную протяженность и разную структуру: от короткой реплики бытового диалога до большого научного, художественного или иного произведения.

Речевой опыт ребенка на первых этапах обучения практически не выходит за рамки бытовой сферы общения, поэтому задачей обучения русскому языку становится вовлечение ребенка в непрерывную цепь речевого общения.

• использование в практике преподавания русского языка интерактивных форм обучения (Дитер Йоттен, М.Н. Костикова)

Немецкий ученый Дитер Йоттен и его российский коллега М.Н. Костикова убеждены: в отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и востребовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию, усвоение знаний в этом случае – следствие, продукт опыта переживаний. Ученик становится главной действующей фигурой. Учитель становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Усвоение языковых и речевых норм путем погружения в мир текста – вот что дают интерактивные формы обучения. Но главное – развить способности ученика, подготовить обществу личность, способную самостоятельно мыслить и грамотно оформлять мысли в письменной и устной речи.

• методика работы с текстом, разработанная Л.С. Степановой

Л.С. Степанова рассматривает текст как интегративную единицу, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, психологии, культурологии, философии и др. Чтобы постичь текст в его целом, ученику необходимы знания и из области теории литературы, и истории языка. Исследуя текст, учащиеся обогащают свой культурный багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство; они учатся логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать и исправлять ошибки, тем самым, овладевая богатством точной и выразительной устной и письменной речи.

• идея механизма порождения и восприятия речи М.В. Бабкиной

М.В. Бабкина, говоря о взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка, считает, что наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умение воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируется в сочетании с умением строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: слушание - говорение, письмо – говорение.
  1   2   3   4

Похожие:

Моу «Вейделевская сош» Вейделевского района Рецензенты: Новикова Т. Ф iconСамоописание опыта
Моу «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Моу «Вейделевская сош» Вейделевского района Рецензенты: Новикова Т. Ф iconПо самообразованию: «Развитие творческих способностей учащихся на...
Моу «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Моу «Вейделевская сош» Вейделевского района Рецензенты: Новикова Т. Ф iconПоложение об организации опытно-экспериментальной деятельности педагогических...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Белоколодезская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской...
Моу «Вейделевская сош» Вейделевского района Рецензенты: Новикова Т. Ф iconО результатах районного конкурса «Лучший школьный Интернет-сайт»
Из 23 школьных сайтов представили заявку на участие в конкурсе 8 образовательных учреждений: ( моу «сош №2»,моу «сош №3»,моу «сош...
Моу «Вейделевская сош» Вейделевского района Рецензенты: Новикова Т. Ф iconДоклад Формирование познавательной деятельности у младших школьников
...
Моу «Вейделевская сош» Вейделевского района Рецензенты: Новикова Т. Ф iconГлумова Светлана Николаевна, учитель начальных классов
...
Моу «Вейделевская сош» Вейделевского района Рецензенты: Новикова Т. Ф iconПубличный отчет моу дод «Вейделевская дюсш»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Вейделевская детско-юношеская спортивная школа
Моу «Вейделевская сош» Вейделевского района Рецензенты: Новикова Т. Ф iconУправление образования, молодёжной политики и спорта
Моу «сош №1», моу «сош №2», моу «сош №4», моу «Гимназия», моу «сош №5», моу «сош №6», моу «сош №7», моу «сош №8», моу «сош №11»,...
Моу «Вейделевская сош» Вейделевского района Рецензенты: Новикова Т. Ф iconАдминистрации вейделевского района п убличный доклад
Общая социально-экономическая характеристика Вейделевского района как фактор, определяющий условия функционирования образовательной...
Моу «Вейделевская сош» Вейделевского района Рецензенты: Новикова Т. Ф iconМоу «Клименковская средняя общеобразовательная школа, Вейделевского...
Моу «Клименковская средняя общеобразовательная школа, Вейделевского района Белгородской области»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница