Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Анализ рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий"




Скачать 60,72 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6-м классе. Тема: "Анализ рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий"
Дата публикации30.04.2013
Размер60,72 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Цель урока:

продолжать формировать умение анализа эпического произведения;

на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;

учить видеть красоту, меткость чеховского слова;

развивать критическое мышление;

стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.

Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, раздаточный материал на каждом столе «Основные литературоведческие понятия», «Способы создания комической ситуации».

Ход урока

I Организационный момент

II. Этап

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Мы продолжаем работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехова – мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить, плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, будем слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его.

2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий».

Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)

III. Стадия «Вызов»

Работа в парах.

Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?

Примеры «толстых и тонких» вопросов:

«Толстые» вопросы, придуманные детьми «Тонкие» вопросы, придуманные детьми

Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами?

Почему изменилось поведение тонкого?

Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов?

Где встретились два приятеля?

Как звали жену и сына тонкого?

До какого звания дослужился толстый?

Решение кроссвордов, составленных на основе «тонких» вопросов.

(2 варианта)

IV. Стадия «Осмысление»

1.Работа над заглавием.

Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа?

(создание комической пары, антитеза)

2. Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?

Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).

Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)

Какие чувства испытывают герои при встрече?

Чем отличается речь тонкого?

Определите кульминацию произведения.

Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)

Почему толстый ничего не возразил и ушел?

Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)

Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания)

Какие элементы являются обязательными для создания комической ситуации? (противопоставление, неожиданный поворот в сюжете, речь героев, использование художественной детали)

На основе ответов на вопросы составлена таблица (примерная):

Толстый Тонкий

1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни

Богатый

2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный

3. Говорит мало, уверенно. 1. «Навьючен»

Бедный

2. Неуверенный в себе, суетливый.

3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

V. Рефлексия

Написание сочинение – миниатюры о встрече двух приятелей от имени толстого (тонкого). (Вариант – устное сочинение).

Чтение миниатюр. Обсуждение.

VI. Итог

Урок 50

«Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования. Чехов — «художник жизни»

Урок развития речи

I. Проверка домашнего задания

Предложим детям прочитать выписанные дома глаголы, которые характеризуют отношение Порфирия (тонкого) и Михаила (толстого) друг к другу. Отметим наиболее выразительные: изумился, облобызались, устремили (глаза), ошеломлены, поморщился, захихикал.

Особое внимание уделим абзацу: «Тонкий вдруг побледнел...» — в нем сосредоточены глаголы, которые усиливают друг друга и общее впечатление. Побледнел, окаменел, (лицо) искривилось, посыпались (искры), съежился, сгорбился, сузился, съежились, поморщились — эти глаголы ярко и рельефно описывают происходящую с тонким метаморфозу. Чуть позже вернемся к этому абзацу еще раз.

II. «Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования

Беседа

Обратимся к вопросам учебника (с. 302, ч. 1). Очень важно приучать детей работать с письменно сформулированными вопросами, так как часто дети, читая вопрос самостоятельно и не слыша подсказывающей интонации учителя, просто не понимают, о чем их спрашивают.

Теоретические сведения

На примере этого рассказа можно понять, что такое способы юмористического повествования.

Итак, юмористическая ситуация — ситуация, которая вызывает смех.

Способы юмористического повествования:

1) неожиданность;

2) несоответствие;

3) гипербола, литота.

Эвристическая беседа

— Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.

Вместе с учениками придем к выводу, что неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам), один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.

Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.

Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «...лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «...лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.

Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее...», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие.

Литота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...»

Выразительное чтение

Завершим анализ рассказа выразительным чтением по ролям, в котором будет синтезировано достигнутое понимание текста.

III. А. П. Чехов — «художник жизни»

Предложим ученикам прочитать вслух статью учебника «Л. Н. Толстой об А. П. Чехове» (с. 299, ч. 1).

В заключение сделаем небольшую запись в тетради.

* Особенности стиля Чехова — точность и краткость, в том числе быстрое начало и неожиданный финал его произведений.

IV. Подготовка к домашнему сочинению

Предложим ученикам самостоятельно придумать короткий юмористический рассказ, в котором присутствовали бы основные способы создания юмористической ситуации: неожиданность, несоответствие и гипербола. Выскажем пожелание, чтобы рассказы учеников имели быстрое начало и неожиданный финал. Придумать такой рассказ очень непросто, и написание короткого юмористического рассказа будет настоящей творческой удачей. В качестве примера можно прочитать на уроке один ученический рассказ и найти в нем быстрое начало, неожиданный финал и гиперболу.

Пример сочинения дан нами в Приложении («Тайна огуречной бочки»).

На одном из последующих уроков учитель найдет возможность прочитать лучшие сочинения и провести анализ творческих работ.

Домашнее задание

Написать короткий юмористический рассказ.

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется...».

Похожие:

Урок литературы в 6-м классе. Тема: \"Анализ рассказа А. П. Чехова \"Толстый и тонкий\" iconУрок по произведению А. П. Чехова «Толстый и тонкий»
Выяснить особенности стиля А. П. Чехова, раскрыть мастерство слова, детали, подтекста; научить видеть красоту и меткость чеховского...
Урок литературы в 6-м классе. Тема: \"Анализ рассказа А. П. Чехова \"Толстый и тонкий\" iconУрок литературы в 11 классе тема
Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И. А. Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)
Урок литературы в 6-м классе. Тема: \"Анализ рассказа А. П. Чехова \"Толстый и тонкий\" iconУрок литературы и права в 8 классе на тему: «Правовой аспект рассказа...
Данилина И. Ю., учитель русского языка и литературы лицея №24 города Ельца Липецкой области
Урок литературы в 6-м классе. Тема: \"Анализ рассказа А. П. Чехова \"Толстый и тонкий\" iconЛитература 19 века» тема: рассказы антона павловича чехова «человек...
Русская литература. Материалы электронного учебника М. В. Осмоловского и И. Ю. Осмоловской
Урок литературы в 6-м классе. Тема: \"Анализ рассказа А. П. Чехова \"Толстый и тонкий\" iconТема урока «В мастерской художника слова: А. П. Чехов. Художественное...
Однажды Чехов задумал рассказ о том, как после долгих лет встретились случайно два бывших одноклассника. Один из них мелкий, бедный...
Урок литературы в 6-м классе. Тема: \"Анализ рассказа А. П. Чехова \"Толстый и тонкий\" iconСписок литературы для внеклассного чтения
А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Налим», «Смерть чиновника»
Урок литературы в 6-м классе. Тема: \"Анализ рассказа А. П. Чехова \"Толстый и тонкий\" iconСписок литературы на лето для 5 класса
Чехов А. "Толстый и тонкий", "Хирургия", "Налим", "Беззащитное существо", "Жалобная книга" и др
Урок литературы в 6-м классе. Тема: \"Анализ рассказа А. П. Чехова \"Толстый и тонкий\" iconСписок литературы для учащихся 5-11 классов
Чехов А. "Толстый и тонкий", "Хирургия", "Налим", "Беззащитное существо", "Жалобная книга" и др
Урок литературы в 6-м классе. Тема: \"Анализ рассказа А. П. Чехова \"Толстый и тонкий\" iconРекомендация для летнего чтения в 6 классе
А. П. Чехов. Рассказы (Беззащитное существо. Жалобная книга. Толстый и тонкий. Пересолил. Налим. Лошадиная фамилия. Канитель.)
Урок литературы в 6-м классе. Тема: \"Анализ рассказа А. П. Чехова \"Толстый и тонкий\" icon«Человек будет лучше…» (интегрированный урок обществознания и литературы...
Тема: «Человек будет лучше…» (интегрированный урок обществознания и литературы по рассказам А. П. Чехова)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница