Название доклада




Скачать 126,95 Kb.
НазваниеНазвание доклада
Дата публикации07.12.2013
Размер126,95 Kb.
ТипДоклад
pochit.ru > Литература > Доклад

Ф.И.О (полностью) автора (авторов)

Халиулина Елена Дмитриевна

Название доклада

Особенности урока в системе Л.В.Занкова

Район, населённый пункт

Г. Чита

Место работы

МОУ СОШ № 26

Должность

Учитель начальных классов

Квалификационная категория

высшая

Ученая степень, звание, почетное звание




Почтовый адрес (индекс)

672022 Чита Строителей дом 88, кв.7

Контактный телефон (код)

28-05-28, 914-510-91-65

Е–mail




^ Особенности урока в системе Л.В.Занкова
В системе Л.В. Занкова используются разные формы организации обучения, однако основной остается классно-урочная, структурной единицей которой является урок. Но его конкретное воплощение принципиально отличается от привычных для учителя канонов построения. Учителю, реализующему принципы развивающего обучения Л.В. Занкова, следует отказаться от традиционной структуры урока: опрос, объяснение, закрепление.

Требования к занковскому уроку могут быть представлены с разных позиций: дидактической, методической, на уровне учебного материала и т.д. Следовательно и эффективность развивающего урока по системе Л.В. Занкова оценивается по разным показателям: по степени реализации дидактических принципов системы общего развития(обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения материала, работа над развитием каждого, в том числе и слабого ученика) или типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность).

Педагогу, работающему по системе Занкова, необходимо коренным образом преобразовывать свои традиционные взгляды на учебный процесс, вырабатывать личностное понимание своеобразия занковского урока. Каждый урок в системе Л.В. Занкова прежде всего нацелен на общее развитие школьников. Его эффективность можно оценить по таким показателям, как степень реализации дидактических принципов системы общего развития (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения программного материала, работа над развитием каждого, в том числе и слабого ученика) или степень типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность). Свое воплощение эти показатели находят в трех компонентах урока: в содержании, в построении процесса обучения, в характере отношений между учениками и между учениками и учителем.

^ 1. Содержание урока. На уроке учитель планирует или изучение нового материала, или открытие учениками новых связей между уже изученным, или столкновение и разведение сходных, но различающихся знаний. На каждом уроке школьники рассматривают какую-то новую языковую ситуацию. Поэтому при определении содержания урока следует учитывать следующие положения:

– разнообразие источников содержания урока: учебник, рабочая тетрадь, учитель, ученики, литература, словари, окружающая действительность и прочее;

– соотношение нового и уже известного материала (зависит от состава класса и этапа обучения);

– степень новизны в содержании каждого задания;

– широта, глубина рассматриваемых проблем и связей. Отбор конкретного материала определяется тем новым, что планируется на данном уроке, то есть темой раздела. Вокруг этого нового концентрируются схожие с ним и противоположные ему знания, для того чтобы это новое нашло свое место в системе знаний.

^ 2. Процесс обучения. При планировании процесса обучения учитель ориентируется на разнообразие видов деятельности, которые предложит ученикам. Он думает о соотношении репродуктивной и творческой деятельности школьников на уроке, об оправданности применения прямых и косвенных путей учения. Учитель старается создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности дети открывали в результате решения коллизий, нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей, взаимозависимостей. Учитель организует сравнение материала, его анализ, который подводит учеников к обобщению, к установлению закономерности, к формулированию этой закономерности.

^ 3. Характер отношений между учениками и между учителем и учениками не должен блокировать свободную мысль детей, возможности самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное. Это значит, что источником языковой проблемы может быть и учитель, и любой ученик. Л.В. Занков призывал учителей держать паузу после проблемного вопроса, чтобы дать ученикам возможность подумать, обсудить ответ друг с другом. Желательно, чтобы правильность или неправильность поиска определяли сами школьники, реагируя на ответы товарищей, а не учитель. По мнению Л.В. Занкова «учитель же выступает в роли лоцмана, который, зная беспрепятственный курс корабля, специально не обходит рифы, чтобы сплотить и сделать опытной свою команду». Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики переживают многообразные эмоции, испытывают разные чувства. Благодаря этому на уроке нет места основному врагу познания – скуке.

Безусловно, ни один урок как профессионально-творческий продукт конкретного учителя и конкретного класса не может быть образцом. Но основой любого урока должны стать: глубокая теория, богатое содержание, сравнение, сопоставление фактов, явлений и понятий, поиск связей между пройденным, изучаемым и перспективным материалом, открытие новых и новых граней в уже известном, изученном. Вместе с тем, планировать урок надо с учётом общих требований к уроку развивающего обучения по системе Л.В. Занкова:

1.Дидактическим стержнем должна быть преобразующая деятельность учеников

2.Структура урока не предполагает следования жестким рамкам традиционных этапов

3.Соединение работы над усвоением знаний с работой над развитием

4.Постановка и характер вопросов

5.Организация поисковой деятельности учеников

6.Соединение познания с эмоциями

7.Особенности организации повторения

8.Гибкость формы урока

9.Общение с детьми

10.Проведение различных форм уроков

Методика урока многовариантна, она должна учитывать цели, подготовку, потребности учащихся и находиться в единстве с передаваемым содержанием. Но всегда ход урока определяет намеченная цель. Цели урока в системе развивающего обучения должны быть ориентированы на развитие личности ребёнка. На развивающем уроке соблюдается принцип «идти от детей», учитывается, что и как они выполняют и могут ли выполнить. В ходе урока предпочтительно:

  • включать учащихся в поисковую деятельность там, где имеется возможность осуществлять самостоятельное наблюдение и анализ материала с целью добывания знаний самими учениками;

  • задавать вопросы, которые предполагают варианты ответов, обсуждать их всем вместе, находить оптимальные решения;

  • строить урок в соответствии со свойством процессуальности методической системы.

При отборе материала к уроку важно учесть его развивающее значение, объем и глубину, логику развертывания, характер учебных заданий.

Развивающий урок отличается гибкой структурой. А главное – нельзя запрограммировать его ход. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим учащихся в активную умственную деятельность, захватывающую их эмоционально (кроссворд, вводящий новое понятие; игра, например, “Корректор”, “Третий лишний”; мотивационная проблемная ситуация и др.). Например, урок литературного чтения в 4 классе по теме «Особое восприятие времени в стихотворениях А.Вознесенского «Какое несимметричное время…», «Тихо-тихо…» начинается с ситуации открытия, при которой учащиеся должны сами определить о каком удивительном явлении пойдет речь на уроке. Сделать они могут это, разгадав кроссворд, и найдя ключевой слово.




а

вв

т

о

р










ж

а

н

рр







и

т

ее

р

а

т

у

р

а




р

и

ф

мм

о

в

к

а




п

о

э

з

и

яя











  1. Конкретный человек, создатель художественного произведения. (Автор)

  2. Произведение одного литературного рода (вида), имеющие общие признаки. (Жанр)

  3. Вид искусства, в котором слово является средством создания художественных образов. (Литература)

  4. Расположение рифмующихся строк в стихе. (Рифмовка)

  5. Творчество, в котором особая организация речи, отличающаяся рифмой и ритмом.(Поэзия)

Определив ключевой слово – «время», учащиеся находят варианты его определения, и здесь развивается не только способность мыслить и выражать это в речевой форме, но и философствовать на довольно абстрактную тему. После обсуждения феномена времени, учитель начинает знакомство учащихся со стихами А.Вознесенского.

В системе развивающего обучения Л.в. Занкова для учителя важна не «гладкость» урока, когда ученики безошибочно отвечают на задаваемые учителем вопросы, а естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, смущения и др. Именно такие эмоции младшие школьники переживают на уроке литературного чтения в 4 классе по теме «Мир глазами трехлетнего ребенка (по рассказу А.П.Чехова «Гриша»)». Приведем фрагмент урока.

Учитель

Учащиеся

  • Прочитайте вступительную статью перед рассказом Антона Чехова.

  • Какую цель ставит перед нами автор этого учебника?

  • Взглянуть на мир по-другому, свежим взглядом.

  • Как смотрит на мир Антон Павлович Чехов в рассказе «Гриша», мы узнаем, прочитав этот рассказ.

Знакомство с рассказом.

Лексическая работа: толкование слов «минуют», «касторка», «фалда», «ухват».

  • Кто главный герой этого рассказа?

  • Мальчик, которого зовут Гриша.

  • Как же смотрит на мир Чехов в рассказе «Гриша»?

  • Перед нами предстает мир, увиденный глазами трехлетнего ребенка.

Учитель показывает слайд, на котором детские фотографии в возрасте

  • ^ Узнаете? Вы помните себя в этом возрасте? Вспомните событие, которое произошло с вами в раннем детстве и запомнилось вам надолго.

Рассказы детей.

Содержание такого урока позволяет обратиться к личному опыту ребенка, помочь ему осознать ценность своих детских впечатлений. Эмоциональная насыщенность такого урока способствует развитию ценностного и эмоционально-положительного отношения к собственному жизненному опыту, способности к рефлексии.

Развёртываться урок в развивающей системе Л.В. Занкова может в виде учебного диалога, как постепенное углубление в тему, чему способствует привлечение материала как из пройденных, так и из неизученных тем. Учителю надо помнить, что главное в учебном диалоге не только выдвижение гипотез, но и их доказательство (без доказательств знания усваиваются формально, непрочно, происходит запоминание без понимания). Приведем фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе».

Учитель

Учащиеся

  • ^ Прочитайте высказывание: Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. А. Югов. Как понимаете его смысл?

  • Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.

  • Давайте выясним значение и происхождение слова «глагол». В каких источниках информации мы можем найти ответы на эти вопросы?

  • Словари Толковый и Этимологический.

  • (1) Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние,

  • 2) Глагол греческого происхождения, означающее «речь».

  • Как вы думаете, какую роль играет глагол в речи?

  • Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие, глагол выражает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность.

  • На каком месте по употреблению стоит глагол?

  • На втором, после имени существительного.

  • Ученые установили, что самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть.




  • Как образуются глаголы?

  • При помощи приставок и суффиксов.

  • Образуйте новые глаголы от одного из самых употребляемых глаголов ГОВОРИТЬ. (При проверке учитель сообщает о том, что по словарю А.Тихонова- около 100 слов)

Работа в парах.

  • ^ Посмотрите на карточку.

Как лук без земли вырастить?

Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.






  • Как вы думаете, каким будет задание?

  • Употребить нужные приставки.

  • А для чего нужно уметь образовывать новые глаголы? Зачем мы выполняли эту работу?

  • Для того, чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи.

  • Что такое многозначность?

  • Многозначность – это когда слово имеет несколько значений.

Учитель приводит пример многозначности глаголов:

  • За столом сказала мать: Хватит языком болтать,

  • А сынишка осторожно: А болтать ногами можно?




  • Объясните значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами».

  • - Подберите словосочетания с глаголом ДЕРЖАТЬ.

  • - В каких словосочетаниях глаголы употреблены в переносном значении?




В логике такого урока, не смотря на то, что урок обобщающий, возникает возможность включить учащихся в активную дискуссию, рассуждение, доказательство выдвигаемых версий. Это позволяет обеспечить интенсивную мыслительную деятельность, активизацию памяти, совершенствование навыков дискуссионной речи.

На развивающем уроке обучающую роль играют и слово учителя, и высказывания детей, и информация, добытая ими, и учебник, который в данной системе можно назвать «сценарием» каждого урока. Ориентируясь на особенности содержания учебников, следует отметить, что они предусматривают, в зависимости от темы, разнообразие учебных заданий, учебных действий, многоаспектный анализ материала, проблемные вопросы, необходимость выбора решения, переключение с одного аспекта рассмотрения на другие, установление связей и зависимостей, разрешение коллизий и т.д. безусловно, сама логика и принципы построения учебников обеспечивают интенсивное и разностороннее развитие младших школьников.

В заданиях к упражнениям учебников одновременно рассматриваются две-три темы: по новому и по уже пройденному материалам, что способствует установлению взаимосвязей между знаниями, а значит, повторению и закреплению. Повторение непременно связано с изучением нового материала. Применение свойства процессуальности не допускает длительное время останавливаться на изучении одного и того же вопроса, топтаться на месте, выполнять много однообразных упражнений. Наоборот, в преодолении посильных трудностей (согласно принципу обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности) и происходит поступательное развитие детей: их самостоятельного мышления, познавательной потребности, волевых качеств. Ученик утверждается в том, что «У меня получается!», «Я сам могу выполнить задание!»

Правилом для учеников занковских классов является и самостоятельное осмысление информации, обычна для них работа в библиотеке со справочной и другой дополнительной литературой. Таким образом, уже в начальных классах создаются условия для развития начальных информационных компетенций, готовности и способности к учебной самостоятельности, мотивированной познавательными потребностями.

Обобщая требования и характерные особенности урока в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, следует отметить, что развивающий урок – это всегда:

  • урок творчества, открытия, познания нового;

  • пространство диалога всех участников образовательного процесса;

  • эмоционально насыщенное взаимодействие, основой которого является поддержка личной активности учащегося, опора на его жизненный опыт;

  • создание для каждого школьника ситуации успеха, основанной на содержательном личностно ориентированном оценивании деятельности ученика.


Литература

  1. Занков Л.В. Беседы с учителями // Избранные педагогические труды. – М., Педагогика, 1990.

  2. Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова. – Самара, Издательский дом «Федоров», 2006.


3. Публикации в журнале «Практика образования» в рубрике «Занковский урок»

Н.В.Нечаева. Занковский урок глазами Л.В.Занкова.[Текст]. Журнал «Практика образования» №3, 2007

Похожие:

Название доклада iconМедицинский и психологический подход в психотерапии
Само название доклада предполагает противопоставление двух подходов в психотерапии. Как это часто бывает, то, что было очевидно и...
Название доклада iconРеферативный доклад тема: «Название темы реферативного доклада»
Иванов Николай Сергеевич, студент группы №2-31 кафедры государственно-правовых дисциплин факультета политологии и права фгбоу впо...
Название доклада iconКритерии оценки публичного доклада
...
Название доклада iconНазвание доклада «Роль фандрайзинга в развитии материально-технической...
Участие в дискуссиях на Республиканском семинаре по теме «Государственно-общественное управление образованием в муниципальной системе...
Название доклада iconТипологический метод и гуманитарное знание
Продумывая направленность этого доклада, я выделил четыре точки, по которым я буду проходить с разной степенью детальности, но которые...
Название доклада iconНазвание организации, город, страна
Селевые потоки: катастрофы, риск, прогноз, защита, (Россия, г. Пятигорск, 22-29 сентября 2008 г.). Инструкции оформлены так, как...
Название доклада iconПлан доклада: Народ, правители и управление Инки: кто это такие и с чем их едят Должности
Цель моего доклада – рассказать вам об управлении и устройстве армии у инков, а так же рассказать про главное произведение той эпохи...
Название доклада iconЭволюционный подход к теории экономического роста Цель доклада
Цель доклада: представить разработки эволюционной теории в области экономического роста и технологического развития
Название доклада iconДоклада Маленкова С. К
Основание доклада Маленкова С. К. на заседании секции тыла вно – тезисы к мартовской конференции вно (прочитан на заседании секции...
Название доклада iconЕжегодный публичный доклад директора муниципального образовательного...
Цель публичного доклада: информирование родителей (законных представителей), обучающихся, учредителя и местную общественность об...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница