Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б




Скачать 48,02 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б
Дата публикации07.12.2013
Размер48,02 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б.

Понятие об имени прилагательном.

Цели:

- формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»;
- познакомить с существенными признаками этой части речи;
- формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в
тексте и в речи;
- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;
- повторить корневые орфограммы.

Фундаментальный образовательный объект: имя прилагательное
Урок изучения нового материла с элементами исследовательской деятельности

Оборудование: Учебник «Русский язык» (2 часть) 3 класс,
листы для самооценки, экран, проектор, презентация, ствол дерева с ветками, листики зеленого цвета.

Ход урока

^ 1.Мотивация к учебной деятельности

ЦЕЛЬ: настроить детей на работу, научиться отличать имя прилагательное от других частей речи.

Всем известно мы – способные ученики!
Любая тема нам по плечу,
С проблемой справимся с любой –
Ведь мы – исследователи, друг мой!

- Сегодня мы будем исследователями на уроке русского языка.

^ 2.Определение объекта исследования, задач и проблемы урока

- Откройте тетради, запишите число. Чтобы определить тему урока, послушайте стихотворение:

Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?

- О какой части речи говорится в стихотворении?
- Значит, что будем исследовать? (имя прилагательное).
- Что бы вы хотели вспомнить и узнать новое об этой части речи?
(Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? Какую роль играет в предложениях и в речи?)

- Ребята, имя прилагательное – очень интересная часть речи. А вот какую роль она играет, нам сегодня нужно будет определить. Сформулируйте самостоятельно проблему урока:
^ Имя прилагательное – важная часть речи!

- Перед вами ствол дерева с ветками – это имя прилагательное. По мере исследования будем приклеивать листики. Но это только начало. Посмотрим, какое красивое дерево получится, когда изучим всю тему. Оценивать свою работу помогут вам листки самоконтроля. За каждое письменное задание ставьте себе оценку. В конце поставите средний балл. Ну что ж, к новым открытиям!

^ 3.Открываем новое (30 мин)

Учимся отличать имя прилагательное от имени существительного
На доске прочитайте слова:
Белизна широкий
Желтизна добрый
Доброта белый
Широта желтый

- Что можем сказать о них? (однокоренные)
- Прочтите пары однокоренных слов
- Докажите, что данные слова являются однокоренными.
- Скажите, что называют все эти слова: предмет, признак или действие? (признак)
-Если все слова обозначают признак, я могу сказать, что все слова являются прилагательными? (Нет, т.к. отвечают на разные вопросы).
- На какой вопрос отвечают слова 1 столбика? Какой частью речи они являются? Что обозначает имя существительное? А почему имена существительные получили такое название? (потому что они обозначают все то, что существует)
- на какой вопрос отвечают слова 2 столбика? Какой частью речи они являются? Что обозначает имя прилагательное?
- итак, что нужно сделать, чтобы отличить имя прилагательное от имени существительного?
Вывод: чтобы отличить прилагательные от существительных, обозначающих признак, нужно задать вопрос.
(запись в тетрадь пар однокоренных слов, корень выделяем) – взаимопроверка
- Узнали новое, приклеим листочек

^ Понятие «Имя прилагательное

- Давайте систематизируем наши знания с помощью кластера-определения (что это такое – вам известно). Будем работать в группах (по 5 человек). Все необходимое лежит на парте. Ваша задача составить кластер-определение имени прилагательного, выбрав нужную информацию.
(Заслушиваем представителя от 1 группы, остальные оценивают результат своих работ).
- Молодцы, ребята, хорошо справились с данным заданием.
- Клеим листочек
- Итак, на какие вопросы отвечает имя прилагательное? Что обозначает?
- А что означает слово «прилагательное»? (предположения детей)
- К чему оно прилагается? (предположение, что к имени существительному)
- Прежде чем ответить на данный вопрос, отдохнем! (текст разминки в приложении 1)

^ Физическая минутка (Читаю текст. Услышав имя прилагательное, дети должны хлопнуть в ладоши)

Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.

Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову (слова записаны на доске)
(учащиеся работают в группах, каждая группа со своим словом)

Шуба, речка, яблоко, погода
- Рядом с какой частью речи стоит имя прилагательное?
- Запишем с комментированием данные словосочетания.

Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному
- Если это доказали, то еще один листик появился на веточке.

^ Учимся точному употреблению имен прилагательных в речи
(на экране тексты)

- Прочтите 1 текст:
Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

- Прочитаем 2 текст:
Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

- Что заметили?
- О чём первый текст? О чём второй текст? Можно ли эти тексты считать одинаковыми? Докажите.
- Что же отличает первый текст от второго? (Наличие прилагательных, с ними текст получается красивее). Для чего нужны прилагательные? (Для красоты описания).
- Во втором тексте используется прилагательное «последний» для описания снега. Но это прилагательное не такое красивое. Ведь можно было взять, например, слово «пушистый» или «серебристый». Тает пушистый снег. (Нет. Прилагательное «последний» наиболее точно описывает снег).
- списать в тетрадь тот текст, который вы считаете более красивым, нежели другой.
Вывод: имена прилагательные нужны для красоты, разнообразия и точности описания.
- Еще один листик у нас появился.

- Продолжим весеннюю тему. Хоть на дворе март, но все мы видим, что зима не торопится покидать нас. Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег (на слайде картинки).

^ Роль имен прилагательных в тексте
(Работа с учебником)

- А сейчас будем наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте. (упр. 469)
- читаем текст про себя, затем вслух.
- представили себе мяч?
- а теперь уберем из текста все имена прилагательные. Читаем.

Вывод: имена прилагательные делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.
- Приклеим листик к веточке.

^ 4. Подведение итогов, рефлексия

- Что такое имя прилагательное?
- Для чего в нашей речи нам нужны имена прилагательные?
- Что уточняют имена прилагательные?
- Что можно описать с помощью имён прилагательных?
- Итак, ответим на проблемный вопрос урока: Имя прилагательное – важная часть речи?!
- Имя прилагательное по частоте употребления занимает 3 место после имени существительного и глагола. Давайте чаще употреблять эту часть речи, и тогда наша речь будет красивой, яркой и понятной!
- оцените себя с помощью листа самоконтроля.
- А теперь посмотрим, сколько нового нам пришлось сегодня узнать и открыть.

5. Домашнее задание.

Дифференцированное: 1) составить текст – описание на тему «Радость»
2) с помощью имен прилагательных описать любые 5
имен существительных.

Оценка работы

Похожие:

Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б iconУрок русского языка в 11 классе
Разработала учитель русского языка 2 квалификационной категории Султеева Гульнара Ильдусовна
Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б iconТатьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы...
Урок литературы в 11 классе (проблемно-информационный: учитель сам формулирует проблему)
Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б iconСценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б iconУрок русского языка по теме: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»
Мельникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского...
Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б iconУчитель русского языка и литературы моу сош №13 Ануфриева Светлана...
Тема: Публицистический стиль речи, его особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи
Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б iconУроке русского языка в 5 классе по теме: «Повторение: фонетика, орфоэпия, графика»
Учитель русского языка и литературы высшей категории мбу сош№10 Дерябина И. Г
Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б iconУрок русского языка в 8 классе Учитель
Воспитывать такие нравственные личностные качества, как гуманизм, честь, милосердие и т д
Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б iconУрок литературы и истории 8 классе на тему: «Изображение войны и...
Провели: учитель русского языка и литературы Шипилова Н. В. и учитель истории Михайлова И. А
Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б iconУрок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?»
Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы мбоу сош села Мамонтова Мамонтовского района Алтайского края
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница