Урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание. Роль окончания в слове»




НазваниеУрок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание. Роль окончания в слове»
Дата публикации07.12.2013
Размер61,2 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Открытый урок

по русскому языку

в 3 классе на тему:


«Окончание .Роль окончания в слове»


Учитель начальных классов

МОУ лицея №4 г. Данкова

С. И. Чекрыгина

2010 г.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе, проведенный учителем начальных классов МОУ лицей №4

Чекрыгиной Светланой Игоревной
Тема урока: Окончание. Роль окончания в слове.

Цели урока: учить находить и выделять окончание в слове, дать понятие, что окончание – часть слова, которая изменяется и служит для образования новых слов, развитие логического мышления, воспитание доброты и любви к родному языку.


Ход урока:

1Организационный момент:
Учитель: Прозвенел звонок. Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Минутка релаксации: Поставьте свои ладошки вот так. Представьте себе, что на ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны языка.
Ученик: Родной язык – святой язык

Отца и матери язык.

Как ты прекрасен!

Целый мир в твоем

Богатстве я постиг!

Эти слова являются эпиграфом нашего урока.
Учитель: Да , ребята, наш язык сложен и многогранен. Каждый урок русского языка – ступенька к познанию его законов, открытию нового.
2 Повторение изученного материала:
Мы продолжаем сегодня работу по теме « Состав слова».

Вспомним, что мы знаем по изученной теме.

- Какие части слова мы изучили?

- Какая часть в слове самая главная?

- Что такое корень?

- Какие части слова участвуют в образовании новых слов?

- Как называется такая работа над словом?

- что такое приставка?

- что такое суффикс?

Учитель: Молодцы! Теорию вы знаете хорошо. Сейчас посмотрим, как свои знания вы умеете применять на практике. Я предлагаю выполнить тест. Возьмите в руки карточку №1. На этой карточке записаны слова и задания, которые вы должны с ними выполнить. Внимательно прочитайте.
Подчеркнуть слова, которые состоят:

1 ряд – из корня и приставки;

2 ряд – из корня и суффикса;

3 ряд – из приставки, корня и суффикса.

Поход, мостик, перелесок, цветник, пригород, подсвечник.
- проверка выполнения задания.

- какие слова , состоящие из корня и приставки подчеркнули учащиеся 1 ряда? и т.д.

- кто выполнил по-другому? кто подчеркнул другие слова?

Я убедилась, что изученный материал вы знаете хорошо.
3 Грамматико – орфографическая зарядка.

Сегодня мы продолжим исследование строения слов. На уроке вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач!
Итак, 1 задание – Грамматико – орфографическая зарядка.

Откройте книжечку со словарными словами с. 45, выполняем упр. 45 2 столбик, прочитайте задание. Работаем самостоятельно.
Проверьте выполненное задания. У кого по –другому?

Составьте вопросы к этим словарным словам с точки зрения лингвистики. А лингвистика вы знаете – это наука о языке.

- к какой части речи относятся записанные слова?

- на какие группы все слова можно разделить?

- в каком слове больше всего гласных?

- какое слово состоит из одного корня?

Какое слово переносится 1 раз?
А следующее задание выполняем в тетрадях. На доске записано предложение. Это строки из стихотворения замечательного русского поэта Сергея Есенина.( читает учитель)
(З.)круж.лась л.ства з.л.тая

(В)р.зоватой в.де (на)пруду.

- прочитайте орфографически

Спишите в тетрадь, вставив пропущенные орфограммы

- проверяем вставленные орфограммы

- дайте характеристику предложению и подчеркните основу.

- Каждый почувствовал красоту этих строк, которая достигается использованием автором инверсии, т.е. обратного порядка слов.Сказуемое стоит перед подлежащим, прилагательное после сущ. Подробнее с этим вы будете знакомиться в старших классах.
3 Изучение новой темы:
1 – Найдите в этом предложении все имена существительные

- какие сущ. в этом предложении употреблены с предлогом?

- выпишите сущ. с предлогом в воде

- употребите это существительное с другими предлогами

в воде

у воды

за водой

к воде

- назовите общую часть, выделите корень

- назовите ту часть, которая изменяется и обведите ее в квадрат

- кто знает, как называется эта часть слова?

Тема нашего урока: Окончание. Роль окончания в слове.

- Главная задача на уроке научиться определять окончание в слове и запомнить, для чего оно нужно. На 1 вопрос вы уже можете ответить. Что такое окончание? Сейчас ответим на вопрос, для чего оно служит.
2 Для этого выполним следующее задание – «Ты – редактор». Возьмите карточку №2. Какое задание в этой карточке? Всем понятно?
Наша страна – Россия. В нашей ( страна) пройдут зимние Олимпийские игры. Мы гордимся нашей ( страна).
- работу выполняем в парах.
Проверка:

- Послушаем, что у вас получилось?

- Какая часть изменяется у сущ. страна?

- Для чего вы изменяли окончание?

3 Давайте попробуем ответить на вопрос: Для чего служит окончание?

- Сформулируйте вывод, что вы узнали об окончании?
Вот мы и сделали маленькое, но очень важное открытие.
4 Убедимся в правильности нашего вывода и прочитаем правило на с. 69



  1. Ф\ м

А сейчас мы отдохнем. Положили руки на колени, спинку держим прямо. Мы выполним упражнения, которые помогут снять усталость.Отдыхают наши глазки.Отдыхают наши руки, мышцы спины.

5Закрепление нового материала

Закрепим новое правило и выполним упр.119(3)

- прочитайте задание

- выполняем с комментированием

- меняется ли смысл слов в 1 столбике? во втором?

Такая работа в лингвистике называется словоизменением.

- Похожее задание из этого упражнения под цифрой 1 вы выполните дома.

6Следующее задание – замените предлоги на противоположные по значению.

Войти в дом ( выйти из дома)

Выехал из деревни ( въехал в деревню)

Отплыть от берега ( приплыть к берегу)

- выделяем окончание

- чтобы найти окончание, надо слово изменить
7 Работа с пословицей:

Прочитайте слова на доске: Птица, перо, человек, ум.

- к какой части речи относятся слова?

- добавьте слово красна и составьте пословицу.

Красна птица пером, а человек умом.

- объясните смысл пословицы

(О птице судят по красоте ее перьев, а о человеке судят по его уму. А чтобы быть умным, надо свой ум развивать, то есть учиться)

- запишите пословицу в тетрадь

- проверьте

- у сущ. выделите окончания
8 А теперь мы попробуем сделать полный разбор слов по составу. Начинать разбор слов мы будем с окончания.А для того, чтобы выделить окончание, надо слово ….

Тропинка, посадка

Каким будет следующее слово, вы узнаете, разгадав шараду. Полученное слово разберите по составу.

1 в.

Корень в слове «снежинка»

Приставка в слове «подъехал»

Суффикс в слове «лесник»

Окончание в слове «ученики»
2в.

Корень в слове «вязать»

Приставка в слове «замолчать»

Суффикс в слове «сказка»

Окончание в слове « рыба»

Завязка
9 И последнее задание: распределить слова в 2 группы:

Гора, пригорок, горы, гористый, гору, горой, горе.



  1. Подходит к концу наш урок. Ответим на главный вопрос. Что такое окончание?



11.Отметки, домашнее задание.
Подошел к концу наш урок. Я благодарна своим ученикам за замечательную работу. Гостям за поддержку и сопереживание. Цветок Добра согревал наши сердца, дарил взаимопонимание и радость открытий.

В память о нашем уроке мне хочется подарить вам сувенир с изображением нашего цветка. Пусть он сохраняет тепло нашего урока.




Похожие:

Урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание. Роль окончания в слове» iconСказка, окончание в слове
Его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики.(Подснежники.)
Урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание. Роль окончания в слове» iconВикторина по русскому языку 22 -23 ноября
«Рисуем пословицу». В течение недели висели на стенде задания для викторины по русскому языку и литературе. В 7 классе был дан открытый...
Урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание. Роль окончания в слове» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи»
Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе
Урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание. Роль окончания в слове» iconПрограмма по русскому языку в 7-ом классе Пояснительная записка
Учебная рабочая программа по русскому языку в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по...
Урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание. Роль окончания в слове» iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе Учитель-разработчик: Голочалова С. Ф
Рабочая программа разработана на основе государственной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией...
Урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание. Роль окончания в слове» iconУрока по русскому языку в 5 классе по теме «Обращение»
Средство обучения: Рабочая тетрадь «Контрольные тесты по русскому языку в 5 классе» под редакцией доктора педагогических наук, профессора...
Урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание. Роль окончания в слове» iconРабочая программа по русскому языку 6 класс
...
Урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание. Роль окончания в слове» iconУрок в 11 классе на тему: «Подготовка к егэ. Синтаксис и пунктуация»
Егэ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. В частности, из 38...
Урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание. Роль окончания в слове» iconУроков по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на итоговой...
Отдел образования управления по социально-культурному развитию администрации Ивнянского района
Урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание. Роль окончания в слове» iconОткрытый урок по русскому языку в 7 классе
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница