Урока: обучающая




Скачать 62,84 Kb.
НазваниеУрока: обучающая
Дата публикации07.12.2013
Размер62,84 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 8 классе.

Автор: учитель русского языка и литературы Лазутчикова Татьяна Вениаминовна

Тема: «Обобщение по теме «Односоставные предложения»

Цель урока:

обучающая:

- обобщить и систематизировать знания по теме: «Односоставные предложения»;

- сформировать умение находить односоставные предложения в художественном тексте;

развивающая:

- развивать умение аргументировать, доказывать;

- работать над развитием поэтической речи;

- способствовать расширению кругозора, познавательного интереса, умение выделять главное, сравнивать, обобщать;

воспитательная:

- прививать любовь к русскому языку;

-воспитывать интерес к поэтическому творчеству, любовь к природе, родному краю.

^ Тип урока: урок – исследование

Методические приемы: частично – поисковый метод

Форма работы: эвристическая беседа, самостоятельная работа, творческо – исследовательская работа по группам, дифференцированная творческая работа.

^ Средства для совершенствования навыков самоконтроля и рефлексии:

схемы, план, сигнальные карточки, толковые словари, слайды, выставка книг.

Ход урока

Учитель: Добрый день! Сегодня, ребята, у нас не просто урок, а урок – исследование, и от вас потребуется максимум внимания при работе с предложенными текстами.

^ 1.Психологический настрой на работу.

Перед вами на столах лежат цветные карточки. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

Кто из вас выбрал красную карточку?

Вы полны энергии, готовы активно работать.

Кто из вас выбрал зеленую карточку?

Вы спокойны.

Кто из вас выбрал синюю карточку?

Вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

Улыбнемся друг другу.

^ 2Лирическое вступление.

Начнем урок с прослушивания замечательного стихотворения

Б. Куликова «Донщина».

Учитель:

-Понравилось ли вам стихотворение? Какова тема, идея?

- Я думаю. Вы еще больше будете гордиться своей малой родиной, если узнаете, что стихотворение написал наш земляк Борис Николаевич Куликов, который жил в г. Семикаракорске.

(Слайд №1)

^ 3.Разминка «Третье лишнее»

Учитель:

-На экране вы видите строки этого стихотворения.

( слайд №2).

- Найдите среди записанных предложений одно лишнее, но по своему строению не похожее на все остальные.

- Какое предложение вы посчитали «лишним»? Почему? Аргументируйте свой ответ.

^ 4. Определение темы и целей урока.

- Какова же, по – вашему, тема сегодняшнего урока?

( односоставные предложения)

- А цель урока? ( повторить. обобщить типы односоставных предложений. различать односоставные предложения друг от друга)

^ Тема сегодняшнего урока: «Обобщение по теме «Односоставные предложения»

Цель урока:

Знать: типы односоставных предложений, способы выражения в этих предложениях главных членов.

Уметь: строить рассуждения на лингвистическую тему, различать типы односоставных предложений, пользоваться ими в тексте.

^ А эпиграфом урока являются слова Константина Паустовского:

« С русским языком можно творить чудеса

Будьте внимательны, чтобы в конце урока смогли сделать вывод: «Почему с русским языком можно творить чудеса, связав с темой урока»

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока и эпиграф.

С русским языком можно творить чудеса!

( один ученик работает у доски, синтаксический разбор предложения из эпиграфа )

^ 5. Лингвистическая разминка.

Проведем лингвистическую разминку. Узнайте вид односоставного предложения по характеристике сказуемого.

( Работа проводится с помощью сигнальных карточек)

1.Глагол 3-го лица, мн. числа в настоящем и будущем времени.

2.Глагол 1-го лица, ед. числа.

3.Безличный глагол.

4.Глагол в форме множественного числа в прошедшем времени.

5.Глагол 2-го лица мн. числа

– Каким умением надо хорошо владеть, чтобы быстро находить в тексте односоставные предложения?

^ 6.Составим схему нашего рассуждения

(слайды №3. №4, №5).

7.Приведите примеры односоставных предложений из 1 и 11 глав «Капитанской дочки» А.С.Пушкина ( проверка домашнего задания)

^ 8.Продолжим достигать поставленные цели.

Анализ текста А.С Пушкина «Зимнее утро».

- Давайте сегодня побываем в роли исследователей. Поработаем с текстом А.С.Пушкина «Зимнее утро» (слайды №7.№8)

1. Прочитайте выразительно текст.

2. Определите стиль текста, тип речи.

3.Каким настроением проникнуто стихотворение?

4.Определите тему данного текста.

5. назовите ключевые слова , которые раскрывают тему текста.

6. Ребята! Знаете ли вы значение слов НЕГА и АВРОРА?

( работа с толковыми словарями)

-Когда мы рассматриваем картину, то понимаем, что художник для изображения действительности использует определенные средства,

например : краски. А чем пользуется поэт?

  1. Давайте определим цвет нашего текста. Ребята. посмотрите, какие гласные чаще всего встречаются в тексте?

  2. Поэт использует буквы о и е, которые обозначают звуки. Звуки имеют цвета. Каков же цвет нашего текста?

  3. Как вы думаете, Пушкин подсчитывал цветовые звуки, когда писал это стихотворение?

  4. Почему же такое совпадение произошло? Да потому что Пушкин был гением.

  5. К. Паустовский о языке говорил «С русским языком можно творить чудеса!» Вы в этом убедились на примере текста стихотворения?

^ Спишите текст, обозначая в каждом предложении его грамматическую основу.

( 3 ученика у доски работают по карточкам №1, №2,№3)

- Какие типы односоставных предложений встретились в тексте?

- С какой целью употребляет автор односоставные предложения в тексте?

- Назовите слова с трудными орфограммами, которые можно предложить для словарного диктанта.

^ 12. Творческо – исследовательская самостоятельная работа.

- Ребята, а теперь самостоятельно побываем в роли исследователей. Тема нашего исследования «Односоставные предложения, как средство творить чудеса…»

^ Цель исследования: определить, какую роль играют односоставные предложения в художественном тексте.

Иссследуем по группам. В каждой группе выберите научного руководителя и человека, который будет следить за временем. Пользуйтесь планом исследования.

План исследования текста (1 группа)

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

  2. Определите тему, основную мысль поэтического текста. Выпишите ключевые слова.

  3. Определите роль в тексте односоставных предложений.

  4. Чем удивило вас это стихотворение? Какая часть речи помогает создать эту картину?

  5. Можно ли определить цвет данного текста.

  6. Какое время года описывает А.Фет?

План исследования текста (2 группа)

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

  2. Определите тему, основную мысль поэтического текста.

  3. Выпишите ключевые слова.

  4. Какие ассоциации рождает у вас слова дуб и береза?

  5. Определите роль в тексте односоставных предложений.

  6. Чему учит нас это стихотворение?

^ 13.Проверка выполненного задания.

- Что объединяет стихи А.Фета и А.С.Пушкина?

- Ребята, мы познакомились с отрывками стихотворений Б.Куликова, А.С.Пушкина, А.А.Фета. Шире познакомиться с творчеством этих поэтов вы можете, прочитав их книги. ( Выставка книг)

^ 14. Дифференцированная творческая работа

- А теперь сами попробуем в роли писателей и поэтов.

Задание первой группе написать сочинение – миниатюру на тему «Зимний день…»

^ Задание второй группе: по индивидуальным карточкам ( из данных слов составить 3-5 односоставных предложений , используя картину Шишкина «Зима»)

Задание третьей группе : (работа по карточкам) . Определить тип односоставных предложений в тексте о зиме.

Закройте глаза и представьте себе картину русской зимы.

^ 15. Проверка творческих работ и их анализ. Домашнее задание.

Повторить параграфы 21-24.

Упр. 248 ( 1- я группа)

Упр. 247 (2-я группа)

16. Подведение итогов урока.

1. Выставление оценок.

2. Что повторили сегодня на уроке?

3. Какова роль односоставных предложений в художественном тексте

4. Вернемся к нашему эпиграфу и ответим на вопрос: «Почему с русским языком можно творить чудеса?» Была бы наша русская речь такой красивой, многообразной, если бы мы использовали только односоставные предложения.

5. Что было самым интересным на уроке?

6. Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение.

Спасибо за урок.

Похожие:

Урока: обучающая iconКнига пророка Иоиля Цели урока. Обучающая
Обучающая: познакомить учащихся с м –н положением СССР в предвоенные годы, охарактеризовать основные цели и направления внешнеполитической...
Урока: обучающая iconПлан-конспект урока по информатике тип урока
Обучающая: научить отличать векторную графику от растровой, ознакомить с преимуществами и недостатками каждой графики
Урока: обучающая iconУрока: Обучающая
Тема урока: «Ввод и редактирование текста. Фрагменты текста и операции с ними. Поиск и автоматическая замена текстовых фрагментов....
Урока: обучающая iconОкружающий мир 3 класс Почва. Образование почв. Охрана почв. Цели урока: Обучающая
Обучающая: Выяснить как образуется почва, что является необходимым условием для образования почвы; дать понятия: перегной, плоородие,...
Урока: обучающая iconУрока: «Алгоритмы и исполнители». Обучающая
Этот урок мы начинаем повторения
Урока: обучающая iconУрока: Обучающая
Межпредметные связи: «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет», «Экономика»
Урока: обучающая iconУрока: обучающая
Групповая работа (сравнительная характеристика двух героев и составление синквейна)
Урока: обучающая iconТема урока: «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». Задачи урока
Обучающая: сформировать представление о механическом движении тел и его относительности. Ввести средства описания движения (траекторию,...
Урока: обучающая iconУрока: Обучающая
Методы преподавания: инструктивный, словесный, наглядный, практический Форма учебной деятельности: фронтально- групповая
Урока: обучающая iconУрока: Обучающая
А. Твардовского и историей создания поэмы «Василий Теркин»; способствовать формированию у учащихся представления о войне и русском...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница