«Троицкая основная общеобразовательная школа» Реальность и волшебство в творческой судьбе А. Грина




Скачать 253.82 Kb.
Название«Троицкая основная общеобразовательная школа» Реальность и волшебство в творческой судьбе А. Грина
страница1/3
Дата публикации07.12.2013
Размер253.82 Kb.
ТипИсследовательская работа
pochit.ru > Литература > Исследовательская работа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Троицкая основная общеобразовательная школа»

Реальность и волшебство в творческой судьбе А. Грина

Исследовательская работа


Выполнила:

Котельникова Надежда

ученица 8класса

МБОУ «Троицкая ООШ»

Руководитель:

Водынина Оксана Ивановна

учитель русского языка и литературы

2012-2013 год



Содержание

  1. Введение

  2. Основная часть

Глава 1. Реальность в творческой судьбе А.Грина.

^ Глава 2. Художественный мир Александра Грина

Глава 3. Волшебство и мечты в повести «Алые паруса».

Глава 4. Можно ли стать счастливым, прожив сложную и трагическую жизнь.

^ Глава 5. Мнение читателей разных возрастных групп о важных вопросах в повести «Алые паруса».

  1. Заключение

  2. Литература

5. Приложение



Введение

Во многих произведениях, которые мы изучаем в школе, есть образы трагические и счастливые, добрые и злые и т.д. Я часто задумываюсь над тем, какую роль играют эти герои в художественных произведениях.

Я занимаюсь в интеллектуальном кружке «Ноосфера». Мы в 2011 году съездили на игру, посвящённую жизни и творчеству А.Грина. Я увлеклась и прочитала многие произведения этого автора, но особенно меня заинтересовала повесть о счастье и мечтах «Алые паруса». Чтение этой повести - всегда встреча с прекрасным, воспитание духовности, открытие удивительного мира, в который так легко и органично вводит читателей Александр Грин. Это мне стало интересно, и я решила исследовать этот вопрос.

Проблема: Эстетическое восприятие окружающей действительности людей разных возрастов и социальных групп и ситуация творческого самочувствия.

Гипотеза: Если жизнь А.Грина трагична и сложна, то как он смог своих героев изобразить такими счастливыми.

^ Цель исследования:
Оценить в ходе исследовательской работы главную мысль рассказа (о счастье и мечтах), увидеть его художественно-эстетические достоинства.

^ Задачи исследования:

1). Выбрать и найти в произведении образы, которые вопреки всем трудностям верили в мечту и сказку

2). Определить нравственные уроки, которые даёт автор читателям через образы Ассоль и Грея.

3). Сформировать эстетическое восприятие окружающей действительности. 4). Создать ситуацию творческого самочувствия.

^ Методы исследования: чтение произведений, просмотр фильмов, анкеты, беседы, изучение научно-популярной литературы

Глава 1. Реальность в творческой судьбе А.Грина.

"...в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия".
А. С. Грин.

Почти сто лет назад Александр Грин написал замечательную книжку «Алые паруса». Время было тогда трудное: революция, Гражданская война, разруха и голод. Но «Алые паруса» - романтическая поэма, ведь и в тяжелые времена людям нужна вера в мечту, в то, что мечты сбываются. Ничего сказочного в «Алых парусах» нет – настоящие люди, настоящие трудности. Секрет волшебства – в "странных летящих душах" автора и его героев. Тусклый мир остается вне, когда ты умеешь любить и творишь чудо сам, будь ты капитаном галиота, или писателем, или чутким читателем.
Проверьте, насколько хорошо вы знаете эту книгу, ответив на наши вопросы и сравнив с нашими ответами – и ваш мир станет ярче

А.Грин - «Странный сказочник», «рыцарь мечты», непонятный, чужой для своих благоразумных и правильных граждан. Он оставил десятки волнующих произведений, возбуждая в людях желание, творить по законам красоты. Страницы гриновских книг заполнены описанием прекрасных морей, залитых солнцем городов, неповторимо интересных людей. Герои его видят и учат видеть, что шум ветра или моря, музыка способны изменить человека. «Человек должен обязательно найти свое Несбывшееся», — считает Грин. «..Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись от своего мира, тягостно спохватившись и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? …Между тем время проходит, и мы плывем мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня…!» Вихров В. Рыцарь мечты / А. Грин. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т.1. С. 3-34.

Александр Грин создал в своих произведениях свой особенный мир. В этом мире веет ветер дальних странствий, его населяют добрые, смелые, веселые люди. А в залитых солнцем гаванях с романтическими названиями – Лисс, Зурбаган, Гель-Гью – прекрасные девушки поджидают своих женихов. В этот мир – чуть приподнятый над нашим, одновременно фантастический и реальный, мы и приглашаем читателей.

Недавно прочитал статью в православном журнале «Фома» об Александре Грине... Повод интригует: «Алые паруса» - любимая книга множества юных мечтателей. Но есть в ней тайна, которая по сей день сокрыта от большинства читателей - молодых и старых. От молодых потому, что они, воспринимая книгу мечтательным сердцем, не ведают особого духовного ключа, указывающего на ее иносказательное значение; а от старых - потому, что, читая сердцем умудренным и усталым, они только лишь отдыхают, возвращаясь к бесценным минутам далекой юности» (мнение священника Пафнутия Жукова. Статья в православном журнале «Фома»)
Сама статья получилась, надо признать, «обо всем, и ни о чем». Автор - Алексей Варламов - подготовил обзор мнений: двое священников (один «за», другой «против»), плюс двое «светских» специалиста (и тоже, один «за», другой «против»). Типичный для журналистики «ринг мнений». И в конце А. Варламов лишь очень кратко изложил собственный вердикт: «Говоря о жизненном пути Александра Грина, надо признать, что по-настоящему христианской была не жизнь его и не литература, но именно смерть. Однако для христиан именно кончина имеет особенно важное значение». В принципе, вывод правильный.

Грин хорошо знал Библию. Читал. Так же, как запоем читал Ницше, Фрейда, Рибо, Крафт-Эбинга и прочих модных авторов, которые широко переводились в те годы в России (вроде того, как ныне Дэн Браун). Стало быть, Грин искал истину? Или все же находился в состоянии «вечного шатания», блуждания?
Грин автор феноменальный в том, что у него, как у человека абсолютно отсутствовала собственная позиция, собственное мнение, а не то, что вера («...Мы с Ниной верим, ничего не пытаясь понять, так как понять нельзя» — строка из письма Грина к В.П. Калицкой, 1930 г). Вдохновение для творчества он черпал своеобразным способом.
"В периоды безденежья Александр Степанович впадал в тоску, не знал, чем себя занять, и делался раздражительным. Потом брал себя в руки и садился писать. Если тема не находилась, он говорил шутя:
— Надо принять слабительное. Это значило, что надо начитаться вдоволь таких книг, в которых можно было бы найти занимательную фабулу, нравящегося героя, описание местности или просто какую-нибудь мелочь вроде звучного или эксцентричного имени; такие книги давали толчок воображению, вдохновляли и помогали найти героя и тему. Когда зарядка от прочитанных книг была получена, А. С. садился писать."

(Вл. Сандлер «Четыре года следом за Грином»)
И тем не менее. Без фактов, только на эмоциях, легко можно соскользнуть в омут домыслов, а потом и опасных заблуждений о Грине - писателе.
Герои Грина размышляют, причем, возводя все в ранг мировых идей. Никакой конкретики. Просто потому, что все изложенные Грином идеи - это дешевые (в русском новоязе-попсовые) идеи, слизанные им когда-то с очередной новой книжки по психологии, магии, гипнозу, эзотерике. В смутные времена таких книжек в России издавалось тьма тьмущая. Именно поэтому в 20-ые годы его книги никому не были интересны, всем очевидна была их вторичность, а известность к Грину пришла позднее, когда сами оригиналы ушли в небытие.

«Его высокопревосходительству господину Министру внутренних дел от потомственного дворянина Александра Степанова Гриневского

Прошение

Ваше высокопревосходительство! В декабре 1905 года я был арестован в С.-Петербурге и по прошествии пяти месяцев выслан административным порядком в г. Туринск Тобольской губ. на 4 года, откуда немедленно уехал и поселился в С.Петербурге, проживая по чужому паспорту на имя Алексея Алексеева Мальгино-ва. За эти четыре года я сделался беллетристом, известным в провинции и Петербурге под псевдонимом «А. С. Грин». Рассказы мои и повести печатались в «Образовании», «Русской мысли», «Новом журнале для всех», «Слове», «Новом слове», «Товарище», «Современном слове», «Родине», «Ниве», различных альманахах и сборниках. Кроме того, до настоящего времени я состоял постоянным сотрудником журналов «Весь мир» и «Всемирная панорама». В СПБ книгоиздательстве «Земля» вышла зимой прошлого года книга моих рассказов.

Ныне арестованный, как проживающий по чужому паспорту, я обращаюсь к Вашему высокопревосходительству с покорнейшей просьбой не смотреть на меня, как на лицо, причастное к каким бы то ни было политическим движениям и интересам. За эти последние пять лет я не совершил ничего такого, что давало бы право относиться ко мне, как к врагу государственности. Еще до административной высылки в мировоззрении моем произошел полный переворот, заставивший меня резко и категорически уклониться от всяких сношений с политическими кружками. Переворот этот, как может подтвердить г. начальник дома предварительного заключения, намечался во мне еще осенью 1905 года, когда, сидя в севастопольской тюрьме по делу о пропаганде, я из окна камеры старался удержать и успокоить толпу, готовившуюся разбить тюрьму. Это было после 17 октября. Последние четыре года, проведенные в Петербурге, прошли открыто на глазах массы литераторов и людей, прикосновенных к литературе; я могу поименно назвать их, и они подтвердят полную мою благонадежность. Произведения мои, художественные по существу, содержат в себе лишь общие психологические концепции, и символы лишены каких бы то ни было тенденций.

На основании вышеизложенного покорнейше прошу Ваше превосходительство облегчить участь мою; тюрьма, высылка, четыре года постоянного страха быть арестованным вконец расшатали мое здоровье. Организм мой надломлен: единственное желание мое — жить тихой, семейной жизнью, трудясь по мере сил, на поприще русской художественной литературы. Если Ваше высокопревосходительство не найдете почему-либо возможным освободить меня без всяких последствий — ходатайствую и покорнейше прошу разрешить мне покинуть Петербург и жить в провинции. Одновременно с настоящим моим прошением подано мной прошение на высочайшее имя. В крайнем случае, прошу Ваше высокопревосходительство походатайствовать, если на то будет доброе Ваше желание.

^ Дворянин Александр Степанов Гриневский. Августа 1-го дня, 1910 года»

Родился Грин 23 августа 1880 года в городе Слободском Вятской губернии. Первая его встреча с морем произошла в Одессе - тем морем, что залило потом ослепительным светом страницы его рассказов. С тех пор Грин был страстно привязан к морю. С весны 1923 года Грин живет в Крыму. Самый плодотворный период начинается у писателя после переезда в 1924 году в Феодосию. Все свои крупные произведения А. Грин написал именно здесь. За несколько дней перед смертью из Ленинграда прислали авторские экземпляры последней книги Грина - "Автобиографическая повесть". Грин слабо улыбнулся, пытался прочесть надпись на обложке, но не смог. Книга выпала у него из рук. Глаза Грина, умевшие так необыкновенно видеть мир, умирали.

Умер Александр Грин в июле 1932 года в Старом Крыму - маленьком городе, заросшем вековыми ореховыми деревьями.
^ Смерть Александра Грина среди его апологетов воспета, как и жизнь.
Он умирал безропотно и кротко.
Не злобился и жизнь не проклинал.
Ему неинтересна стала водка
И он от пьянства, наконец, отстал.

Саманный дом с полами земляными
И сада утешительная сень
Оплачены часами золотыми.
Их столько берегли на черный день.

Почти спокойно и почти счастливо...
Лежавший на одре, он видеть мог:
Тянулись ветки молодые сливы
Через окно, которое у ног.

В другом окне - венцы зацветших лилий.
Окно недалеко от головы.
И маки ярко лепестки раскрыли
В его саду среди густой травы.

А облака казались кораблями,
Плывущими в глубокой синеве.
А девочка с серьезными глазами
Плела венок из маков на траве...
(К сожалению, не известно имя автора этого стихотворения)

^ Глава 2. Художественный мир Александра Грина


Все творчество Грина – это мечта о том прекрасном и таинственном мире, где живут чудесные, великодушные герои, где добро побеждает зло, а всё задуманное сбывается. Писателя иногда называли «странный сказочник», однако Грин писал не сказки, а самые что ни есть реальные произведения. Только он придумывал своим героям и тем местам, где они жили, экзотические имена и названия – Ассоль, Грэй, Лисс, Каперна. Всё остальное Александр Степанович брал из жизни. Правда, её он описывал красивой, полной романтических приключений и событий, такой, о какой мечтают все люди.
Грин прожил как бы две жизни. Одна, реальная, была тяжёлой и безрадостной. Но зато в мечтах и в своих произведениях он вместе со своими героями странствовал по морским просторам, гулял по сказочным городам.… Некоторые критики полагают, что Грин потому и писал такие произведения, что стремился обогатить, украсить «томительно бедную жизнь» своими «красивыми выдумками».

^ Амлинский В. В тени парусов // Новый мир. 1980. №10.
Известный писатель Эдуард Багрицкий писал: «А. Грин – один из любимейших авторов моей молодости. Он научил меня мужеству и радости жизни». Грин создавал свой мир, свою воображаемую страну, которой нет на географической карте, но которая – и он это знал точно – существует в воображении всех молодых людей.
К. Паустовский писал, что «после рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные им страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви».
Грин много раз испытывает всех своих героев в «исключительных обстоятельствах устремления к цели» Его сюжеты и характеристики не просто исчерпывают потенциал персонажей «до дна». Чудесно и убедительно говорит он о неисчерпаемости, о безграничной энергии человеческого духа и тела. Не удивительно внимание психофизиологов к творчеству Грина, к его угадыванию задатков и проявлений человеческой натуры в процессе отношений с действительностью. Будучи художником, Грин умеет чувствовать краски жизни и природы, окружающие его. Мир художников удивителен, в нем умело перекидываются мосты к небывалому, о котором до поры еще ничего не известно ни в теории, ни в практике человечества. Безусловно, все эти особенности говорят о романтической основе творчества А. Грина. Романтизму Грина не громогласно сказать о себе «мир огромив мощью голоса». Но, не говоря ни слова, писатель открывает его в своих произведениях, одним из которых являются «Алые паруса». «Романтизм, - писал Блок, - есть жадное стремление жить удесятеренной жизнью, стремление создать такую жизнь» .
Особенностью художника Грина, по мнению Блока, была камерность видения и отображения, но эта камерность особого рода. Грин поэтизировал совершенство отдельного человека в убеждении, что совершенство, вооруженное сознанием собственной силы, действует неотразимо. Искусство в страстной практике Грина – это «сверкающая человеческая душа, выраженная художественным усилием», а Грин приравнивает дар воображения к «слиянию небесной зари».

Безмерно удивляет то, что в последнее время в произведениях Грина стали вдруг находить христианский (православный!) подтекст. Приведу цитату из статьи одного из таких авторов, Н. Добровольской (данная статья размещенна на сайте автора, посвященном творчеству таких "православных корифеев" как Ж. Бичевская и Г. Пономарев, см: http://www.racowina.narod.ru/Rac_10.htm ):

«Творчество Александра Грина - особая частица литературы. В чём же заключается эта особенность, эта своеобразность Грина? Книги Грина духовно богаты и возвышенны, они пронизаны мечтой о прекрасном. Ему удалось соединить и традиционные, и новаторские элементы повествования В сочетании традиционности и единственного в своём роде художественного сюжета и состоит, вероятно, одна из граней дарования Грина. Будучи талантливым автором, Грин умел наблюдать. На основе жизненного опыта он создавал свой Мир, свою страну. Грин наделил свою Гренландию морями и блистательными кораблями, сияющими гаванями... Он чувствовал самые потаённые уголки человеческой души, как никто другой понимал мир человека ищущего, живущего не бытом единым...

Герои Грина люди яркой внутренней жизни и тайны воображения волнуют их весьма трепетно, ибо они поэты в душе... Он прочувствовал Жизнь, возведённую в Степень... "И подал Раковину... чтобы слышал он, как шумит море в сердцах..." (А.Грин Блистающий мир)".

  1   2   3

Похожие:

«Троицкая основная общеобразовательная школа» Реальность и волшебство в творческой судьбе А. Грина iconПубличный отчёт муниципального образовательного учреждения «Наводовская...
«Наводовская основная общеобразовательная школа» (далее – Учреждение) создано в соответствии с постановлением главы администрации...
«Троицкая основная общеобразовательная школа» Реальность и волшебство в творческой судьбе А. Грина iconУтверждено
«Троицкая средняя общеобразовательная школа» Сорочинского района Оренбургской области
«Троицкая основная общеобразовательная школа» Реальность и волшебство в творческой судьбе А. Грина iconРассказ А. Грина «Победитель»
Оборудование: портреты и фотографии А. Грина, портрет К. Паустовского, рисунки учащихся, выставка книг А. Грина и К. Паустовского...
«Троицкая основная общеобразовательная школа» Реальность и волшебство в творческой судьбе А. Грина iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «ложкинская основная общеобразовательная школа»
«Троицкая основная общеобразовательная школа» Реальность и волшебство в творческой судьбе А. Грина iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Тележихинская основная общеобразовательная школа»
«Троицкая основная общеобразовательная школа» Реальность и волшебство в творческой судьбе А. Грина iconФормирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр
Мкоу «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области
«Троицкая основная общеобразовательная школа» Реальность и волшебство в творческой судьбе А. Грина iconПояснительная записка основная образовательная программа начального...
Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное...
«Троицкая основная общеобразовательная школа» Реальность и волшебство в творческой судьбе А. Грина icon1 Настоящий Устав является новой редакцией уставамуниципального общеобразовательного...
«Основная общеобразовательная школа №8», созданного распоряжением Главы Таштагольского района от 08. 05. 08г. №526-р и является правопреемником...
«Троицкая основная общеобразовательная школа» Реальность и волшебство в творческой судьбе А. Грина icon«Основная общеобразовательная школа №2» Развитие интереса к чтению...
Опыт формировался и апробировался на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная...
«Троицкая основная общеобразовательная школа» Реальность и волшебство в творческой судьбе А. Грина iconМкоу сосново-Логовская основная общеобразовательная школа
Мкоу старо-Тарабинская основная общеобразовательная школа имени Героев Советского Союза А. С. Красилова и Л. А. Черемнова
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница