«Деятельностные технологии на уроке»




Скачать 53,12 Kb.
Название«Деятельностные технологии на уроке»
Дата публикации07.12.2013
Размер53,12 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средне - Муйская средняя общеобразовательная школа

(МКОУ Средне – Муйская СОШ)

Реализация системно – деятельностного подхода в преподавании литературы (из опыта работы)
выступление на методическом семинаре

по теме «Деятельностные технологии на уроке»

учителя русского языка

и литературы Никифоровой Т.А.

Средняя Муя

2013

Реализация системно – деятельностного подхода в преподавании литературы (из опыта работы)

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования. Реальность образовательного процесса – внедрение ФГОС. Педагогическим работникам, в том числе и учителям литературы, сегодня необходимо понять теоретико-методологическую основу ФГОС, одно из его ключевых понятий - системно-деятельностный подход, что обеспечит словесникам готовность работать по-новому. В системной организации учебной деятельности школьников следует выделить пять основных компонентов: 1) учебно-познавательные мотивы, «для чего мне необходимо изучить этот объект», 2)действие целеполагания («что я должен сделать…»), 3)выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), 4)решение задач и 5)рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»). Собственную учебную деятельность школьников, личностно-деятельностный подход в обучении можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Осуществлять системно – деятельностный подход помогают современные образовательные технологии, элементы которых я использую в своей работе на уроках литературы и во внеклассной работе (на протяжении пяти лет веду кружки «Искусство выразительного чтения», «Театр, в котором играют дети»): групповое обучение, игровые технологии, проблемное обучение, метод проектов. Хочу остановиться на отдельных этапах урока с учётом системно – деятельностного подхода.

Первый этап урока – учебно – познавательные мотивы, «для чего мне это нужно». На уроке литературы в 10 классе по теме «Семья в романе Салтыкова – Щедрина «Господа Головлёвы» привожу пример статистических данных опроса «Что значит для вас семья», прошу ответить на этот же вопрос ребят. Таким образом, они задумываются, высказывают свою точку зрения, приводят примеры из своей жизни, определяют типы семей, причины развития и деградации. Сразу же формулируется проблемный вопрос, причём это делают самими десятиклассниками: почему происходит деградация семьи, почему родные близкие люди становятся чужими. Это уже второй этап урока – целеполагание. На следующем этапе – выбор средств и методов – определяется работа в группах по анализу отдельных эпизодов, а если класс большой, то ещё и индивидуальные задания. Например, заполнить таблицу: ассоциативные связи между героями романа Салтыкова – Щедрина, библейскими образами и образами из других литературных произведений, определяя причины деградации семьи Головлёвых. Сильным ребятам можно предложить работу по сопоставительному анализу писем Порфирия Головлёва и Павла Головлёва к матери: чем отличаются по эмоциональной окраске, лексике, структуре предложений, как характеризуют автора письма. В конце урока заслушиваются отчёты о работе групп, подводится итог, даётся оценка групповой и индивидуальной работы, просматриваются небольшие творческие работы – презентации на тему «Что значит семья в моей жизни»

Активно используя игровые технологии, считаю, что наиболее эффективный приём на уроках литературы - это ролевая дискуссия. Структура такого занятия строится на том, что каждый из участников «играет» какую-либо определенную роль. Информатор: сообщает тему дискуссии, объясняет общую задачу, называет авторов и произведения, на основе которых будет строится обсуждение. Инициатор: захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора. Спорщик: встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения. Соглашатель: выражает свое согласие с любыми точками зрения и поддерживает все высказывания, поддакивая говорящему. Оригинал: как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения. Организатор: стремится к тому, чтобы выступили все участники, побуждает их высказываться, задает уточняющие вопросы. Молчун: всячески избегает прямого ответа на вопрос; никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается. Деструктор: дело не в том, что он говорит, а в том, что он все время нарушает плавное течение дискуссии (что-то роняет, не вовремя хихикает, громким шепотом просит соседа подвинуться...). Обязательное условие успешной дискуссии: участники должны вести себя в соответствии с ролью. Тогда остальные учащиеся, которые наблюдают разыгрываемые дебаты со стороны, видят «плюсы» и «минусы» каждой позиции и решают для себя, какая роль является наиболее оптимальной в совместном обсуждении. Параллельно можно предложить школьникам вопрос: получится ли урок, если все ученики изберут роль «молчуна»? «спорщика»? «деструктора»? Использовала этот приём на уроках литературы, например, по теме «Проблема мести в русской литературе», «В поисках смысла жизни» ( по роману Толстого «Война и мир»),

Системно – деятельностный подход необходим и во внеклассной работе. В рамках предметной недели проводим уроки, посвящённые творчеству нашего земляка В.Г.Распутина, тема традиционная – «Уроки доброты и нравственности в произведениях Распутина». Мотивация, которую определяют ребята, может быть разная: люди должны быть добрее, нужно учиться доброте, необходимо знать о людях своего родного края. В ходе беседы выясняется уровень прочтения книг Распутина, определяется проблема: почему книги нашего земляка называют книгами доброты и нравственности. Для решения проблемы определяются группы, каждой из которых даётся задание: используя материалы школьного краеведческого музея и тексты произведений, ответьте на вопросы (это могут быть вопросы по воспоминаниям людей, встречавшихся с Распутиным, по рассказам одноклассников писателя, его односельчан, интервью с автором, по текстам произведений). Также могут быть предложены индивидуальные задания: составить ассоциативный ряд: Распутин – географические названия – герои – произведения; подготовить инсценирование отрывка, например, из рассказа «Уроки французского». Далее проходит отчёт групп и индивидуальных работ, урок может завершиться рассказом учителя о встрече с Распутиным на открытии Усть – Удинского краеведческого музея с демонстрацией фотографий и автографа писателя. На занятиях кружка эффективен метод проектов: работа над созданием сценария по наиболее ярким эпизодам повести «Прощание с Матёрой» и его воплощением. С этой работой ребята приняли участие в районном конкурсе «Театральная карусель», посвящённом 75–летию со дня рождения В.Г.Распутина, и были отмечены в номинации «Местный колорит»

Что должен осознать каждый учитель, готовясь работать по новым стандартам? Будущее зависит не столько от количества знаний обучающихся, сколько от сформированности у них универсальных способов познания, мышления, практической деятельности в добывании знаний. Основная идея, заложенная во ФГОС – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.

Похожие:

«Деятельностные технологии на уроке» iconСовременные образовательные технологии Педагогические технологии
Игнатова, О. А. Учет психологических особенностей учащихся на уроке английского языка/ О. А. Игнатова// Английский язык в школе:...
«Деятельностные технологии на уроке» iconИнтерактивные технологии обучения на уроке изобразительного искусства
Именно эти способности называются ключевыми в современном обществе, причем не только российском
«Деятельностные технологии на уроке» iconВ. А. Сухомлинский Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций....
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии...
«Деятельностные технологии на уроке» icon«Применение икт в учебной деятельности как условие формирования информационно-коммуникативной...
От меловой доски к компьютерной технологии организации воспитательного и учебного процесса на уроке
«Деятельностные технологии на уроке» iconЗадача учителя обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют...
Интерактивность (Interaction) - взаимодействие, обмен информацией, идеями, мнениями между учениками и преподавателями, обычно происходящий...
«Деятельностные технологии на уроке» iconУроке физики. Обобщающий урок по теме «тепловае явления»
Педагогическая мастерская. Индивидуальная и коллективная деятельность учащихся на уроке физики
«Деятельностные технологии на уроке» iconСловарная работа на уроке литературы
Преподавание литературы по технологии Б. С. Дыхановой позволяет организовать интеллектуальную деятельность учителя и ученика таким...
«Деятельностные технологии на уроке» iconКонспект урока. Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
На данном уроке использовались активные формы деятельности учащихся, применялись: методика моделирования, дифференцированная и индивидуальная...
«Деятельностные технологии на уроке» iconТворческая работа «Игровые технологии на уроках русского языка»
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на...
«Деятельностные технологии на уроке» iconНа уроке мы будем готовиться к написанию изложения с элементами сочинения. Изложения сжатого
Если бы я сейчас сказала, что на сегодняшнем уроке вы будете писать изложение, кто воспринял бы эту новость с радостью? Почему?
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница