Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» Автор умк м. С. Соловейчик 2 класс




НазваниеРабочая учебная программа по курсу «Русский язык» Автор умк м. С. Соловейчик 2 класс
страница1/8
Дата публикации04.12.2013
Размер1,36 Mb.
ТипРабочая учебная программа
pochit.ru > Литература > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Утверждаю. Рассмотрено:

Директор школы: на заседании МО

______________ Протокол № ___ от

Ахметзянов И.И. "___" ____________ 20___ г.

"___" ____________ 20___ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Русский язык»

Автор УМК М.С. Соловейчик

2 класс

Разработчик :

Ахмаметовап Л.Г . - учитель начальных классов

2012 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Русский язык» образовательной области «Филология» разработана на основе Примерной программы начального общего образования по курсу «Русский язык» образовательной области «Филология» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011) и авторской программы курса «Русский язык» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., 2011.)

Программа создана на основе Программы развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Алабайтальская основная общеобразовательная школа» Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

^ Общая характеристика учебного предмета

Курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых — совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1 -го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.  В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.

Во втором классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем  русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й'].

Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года — после изучения состава слова.

Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет, за которым скрывается категориальное значение всех имен существительных. До этого момента понятие не использовалось.

Особенностью работы над предложением является  знакомство на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения. Здесь же учащиеся овладевают понятием предложение, знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.

Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, — тема и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать его.

Работа ведется на текстах делового и художественного стилей, преимущественно повествовательного характера, включающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой. Специально обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте.

Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.

 Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый — «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» — изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй — «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» — охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.

В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (понятия «позиционное чередование звуков», «сильная, слабая позиции фонем» не вводятся — работа ведется с опорой на них, но на практическом уровне). Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убеждаются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах.

На том же этапе вводится особый вид письма — «с окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы. (Прием предложен П.С. Жедек и в сотрудничестве с нею разработан В.В. Репкиным; в данном курсе он взят на вооружение, методически интерпретирован и детально проработан.)

Этап изучения правил и обучения решению главных, орфографических задач сознательно отсрочен — отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями:

1)Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»).

2)С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов разных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач — это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой.

Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка и суффикс) вводятся в 4-й четверти, когда на рассмотрение выносится раздел «Состав слова». После знакомства с приставками завершается работа над темой «Разделительные ь и ъ»

Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».

Указанные в программе каждого модуля – блока ЗУН по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.

На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нём, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности в учебный процесс вводятся игровые технологии, ИКТ.

Во 2 классе активно внедряется работа в парах постоянного и сменного состава ( ППС, ПСС), работа в малых группах.

^ Содержание курса
Речь, развитие речи, практика речевой деятельности

Представление о деловых сообщениях и словесных рисунках как разновидностях речи. Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Осознание главных требований к речи (устной и письменной): быть понятной и вежливой.

Практическое овладение диалогической и монологической формами речи в ситуации общения на уроке: слушать и понимать информацию, воспринятую на слух, участвовать в коллективном обсуждении разных вопросов, точно отвечать на вопросы и задавать свои, высказывать свою точку зрения; пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях общения (просьбы, благодарности и др.), соблюдать основные правила общения (не перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя).

Практическое овладение умением работать с информацией, содержащейся в заданиях, сообщениях, справочных материалах учебника, в том числе представленной в виде схем,

алгоритмов, осознанно пользоваться ею для решения учебно-познавательных задач.

Правильность и точность как важные качества хорошей речи. Обучение правильному использованию, произношению, выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения

(в предусмотренном объёме).

Текст: общее знакомство с его признаками; отличие текста от предложения и набора предложений. Тема и основная мысль как стержень текста; их отражение в заголовке; озаглавливание текста с учётом темы и (или) основной мысли. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи.

Пересказ как способ передачи мыслей, впечатлений автора, изложение как письменный пересказ.

Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления: письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка.

^ Фонетика и графика. Различение звуков и букв. Характеристика звуков слова и их соотношения с буквами; установление соотношения звуков и букв в словах с ь для обозначения мягкости, с буквами е, ё, ю, я для обозначения звука [й’]. Полный фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слова. Обозначение мягкости согласного звука в положении перед другим согласным. Освоение обозначения звука [й’] с помощью разделительных ь и ъ.

Использование знания алфавита при работе со словарями, справочниками.

Лексика
Осознание важности понимания значения слова (в том числе для правильного его написания). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Знакомство со словами, близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами); наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Представление о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдель-

ных слов.

^ Словообразование (морфемика). Овладение понятиями «родственные (однокоренные) слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»; представление о нулевом окончании.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,

суффикса; овладение необходимыми для этого способами действия. Разбор слова по составу.

Разграничение однокоренных слов, изменений одного и того же слова, синонимов и слов с омонимичными корнями. Разграничение приставок и предлогов. Представление о значении некоторых суффиксов и приставок, наблюдение за использованием этих морфем для повышения точности и выразительности речи.Образование однокоренных слов с помощью суффик-

сов и приставок, работа над правильностью их употребления, над соответствием отдельных приставок и предлогов (в… – в, до… – до, за… – за и др.).

Морфология. Понятие «предмет» как обозначение всех слов, отвечающих на вопросы «кто?» или «что?». Постановка вопросов к словам-названиям. Изменение слов по числам и по «команде вопросов».

Синтаксис: предложение. Назначение предложения, его признаки. Оформление границ предложения в устной и письменной речи. Виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); их использование и оформление при письме.

Общее представление о диалоге. Правила вежливости при разговоре по телефону. Способы построения предложений при ответе на вопрос «почему?». Практическое освоение побудительных предложений с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произне-

сения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.

^ Орфография и пунктуация

Понятие «орфограмма»: общее представление. Признаки наиболее частотных орфограмм: для гласных – положение без ударения, для согласных – парность по глухости-звонкости и

положение на конце слова или перед другим согласным, кроме сонорных (без термина) и [в, в’].

Признаки других распространённых орфограмм: гласные в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу под ударением; наличие двух орфограмм в безударных слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу; первая буква в начале предложения и в собственном имени; граница между словами.

Формирование орфографической зоркости на основе знания опознавательных признаков основной части орфограмм.Приём сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмо с

«окошками») как способ самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.

Выбор букв на конце слов, называющих предметы, действия, путём подстановки слов-указателей «она», «оно», «они»

Понятие «орфографическое правило», применение изученных правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач.

Освоение правил выбора написания на месте следующих

орфограмм:

• прописная буква в начале предложения, в собственных

именах;

• раздельное написание слов;

• перенос слов (основные случаи);

• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;

• ь для обозначения мягкости согласного звука в положении перед другим согласным (в сочетаниях [с’т’, з’д’, н’т’,н’щ’, н’ч’]; чк, чн, чт, щн);

• проверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные звуки;

• непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные (в пределах программного списка);

• гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках и суффиксах;

• разделительные ь и ъ;

Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными:

апельсин, арбуз, береза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжёт, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, кровать, лапша, лестница, лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковоро-

да, сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык.

Проверка написанного: практическое овладение.

Освоение пунктуационных правил: оформление конца предложения, постановка запятых при перечислении, перед словами-помощниками а, но, перед некоторыми другими словами (что, чтобы, потому что и др.). Наблюдение за возможностью запятых и других знаков внутри предло-

жений.


^ Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них в 1 классе 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)

^ Учебный план

Наименование раздела и тем

170 учебных часов

кол-во

часов




Повторение изученного

и расширение сведений

8 ч.

Правописание ь между двумя согласными («Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»)

5 ч.

Способы обозначения звука [й,]. Разделительные знаки ь и ъ («За какими буквами прячется звук [й,]?»)

5 ч.

Подведём первые итоги


3 ч.

Орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Обучение письму с «окошками»


24 ч.

Предложение («Выражаем мысли и чувства

13 ч.

Текст («Хочу сказать больше»)

12ч.

Корень и окончание как части слов («Размышляем о словах»)

8 ч.

Строение и изменение слов. «Продолжаем размышлять о словах»


8 ч.

Обучение подбору проверочных слов


21 ч.

Буквы на месте непроизносимых согласных звуков («Буква на месте звука, которого нет»)

4 ч.

Работа над непроверяемыми написаниями

4 ч.

Повторение и обобщение изученного по орфографии. Проверочные работы («Подведём итоги»)

7 ч.

Сочиняем, пересказываем, рассказываем

9 ч.

Состав слова

(«Как устроены слова?»)


23 ч.

Перелистаем учебник


10 ч.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» Автор умк м. С. Соловейчик 2 класс iconРабочая программа по курсу «Русский язык» образовательной области...
«Русский язык» образовательной области «Филология» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011) и авторской программы курса...
Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» Автор умк м. С. Соловейчик 2 класс iconПрограмма «Русский язык» (для четырёхлетней начальной школы) Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и обеспечена умк для 1–4 классов (авторы: М....
Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» Автор умк м. С. Соловейчик 2 класс iconРабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с...
Составлена в соответствии с программой М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных...
Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» Автор умк м. С. Соловейчик 2 класс iconРабочая учебная программа по предмету «Русский язык» на 2010/2011 год
...
Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» Автор умк м. С. Соловейчик 2 класс iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык» в 5 классе Автор-составитель
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. 6 класс» составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004...
Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» Автор умк м. С. Соловейчик 2 класс iconПрограмма «Русский язык»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и обеспечена умк для 1–4 классов (авторы: М....
Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» Автор умк м. С. Соловейчик 2 класс iconРабочая учебная программа по предмету «Русский язык» на 2010/2011 год
Учебник: Русский язык 7 кл. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Москва, Просвещение, 2005г., 136ч
Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» Автор умк м. С. Соловейчик 2 класс iconРабочая учебная программа среднего (полного) общего образования по курсу «русский язык»
Моу "Гришенская средняя общеобразовательная школа" Мамонтовского района Алтайского края
Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» Автор умк м. С. Соловейчик 2 класс iconРабочая учебная программа полного общего образования по курсу «Русский язык»
Комитет администрации Мамонтовского района по образованию моу «Гришенская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» Автор умк м. С. Соловейчик 2 класс iconРабочая программа по предмету русский язык 4 класс
Настоящая рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных школ Т. Г. Рамзаевой «Русский язык»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница