Элективный курс по русскому языку «Русская словесность» в 5 классе «В»




Скачать 376.68 Kb.
НазваниеЭлективный курс по русскому языку «Русская словесность» в 5 классе «В»
страница1/2
Дата публикации03.12.2013
Размер376.68 Kb.
ТипЭлективный курс
pochit.ru > Литература > Элективный курс
  1   2

Согласовано»

Руководитель МО

М. Н.Бунтушкина/_______/

Протокол № ___

от «__»____________2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ№39

Т.И. Шевцова /______________/

«__»____________2012 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУСОШ№39

И. А. Бочарова/____________/

Приказ №___

от «__»____2012г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Черкасовой Елены Михайловны , первая

Ф.И.О., категория
^ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Русская словесность»
в 5 классе «В»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2012 г.


2012 - 2013 учебный год


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка. Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:

  • изучение законов употребления языка;

  • овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;

  • овладение умением творческого употребления родного языка.

В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5).

Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005), Изменения, внесённые в программу Р.И.Альбетковой, связаны с меньшим количеством отводимых на её изучение часов (34 часа вместо предлагаемых 68 часов). Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.

5 класс – это первый год изучения словесности. Учащиеся знакомятся с возможностями употребления языка, средствами художественной изобразительности, особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений.

Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.

Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.

Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета – использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов. Поскольку в 5 классе на уроках словесности нет необходимости заучивать теоретический материал, контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами».

К концу учебного года обучающиеся 5 класса должны получить сведения о лексических единицах языка, о средствах художественной изобразительности, об особенностях произведений устной словесности и произведений эпоса, лирики, драмы; продолжать совершенствовать работу со словарями; выразительно читать; создавать собственные тексты, в которых употребляются изучаемые явления словесности.

Преподавание ведётся по УМК:


  1. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. От слова к словесности - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005.




  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5 класс. – М.: Дрофа, 2010.




  1. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 5 класс». – М., 2010.




  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5 класс.: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2010.


Календарно-тематическое планирование

уроков по русской словесности в 5 классе (35 ч)



урока

Дата


Тип урока

Тема

урока

Требования к уровню подготовки учащихся

^ Форма контроля, измерители

Лексика

Дом.

задание




п

ф







знать

уметь

1
2

3

4


5


6


7

8

9

10

11

12

13

14

15

16


17

18


19


20

21


22

23

24

25
26


27

28

29


30


31

32

33


34

35







^ Введение. Знакомство с особенностью курса словесности


Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слова.

^ Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо

Что такое словесность. Словесность как словесное творчество, словесное искусство.

^ Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.

Язык художественной словесности.

Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные.

^ Слова-термины. Способы определения понятия. Омонимы, их отличие от многозначных слов


Синонимы, их роль в художественном произведении. Антонимы, их роль в художественном произведении.


^ Неологизмы, их роль в произведениях словесности. Устаревшие слова, их роль и значение в произведении


Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску
^ Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значениию

Эпитет. Сравнение .

Аллегория.

Тест за первое полугодие по теме «Выразительные средства словесности»
Текст как результат употребления языка,связное законченное письменное или устное высказывание.


^ Тема и основная мысль текста
Способы связи предложений.

Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.


^ Формы словесного выражения.

Диалог и монолог .


Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.

Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них.

Ритм и

рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи. Выразительное чтение

^ Понятия: «произведение», «устная народная словесность».Знакомство со сказками. Виды сказок.


Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.

^ Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.

Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.


^ Произведения, созданные писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения.

Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.

^ Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.

Басня. Басеннные герои и сюжеты. Особенности языка и построение басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».
^ Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде произведения. Особенности языка эпического произведения: повествование,, описание и диалог в эпическом произведении.


Лирическое произведение: произведение, в котором главное- выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

^ Стихи о родине о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событиях.

Драматическое произведение: произведении, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса-сказка. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении.

^ Итоговый тест за год обучения по теме «Особенности жанров произведений словесности»

Понятия форзац, титульный лист, обложка

Понятия лексическое значение слова, однозначность и многозначность слова переносное значение

Функции языка, особенности построения загадок


Определения фольклора, литературы, лингвистических наук
Особенности литературного и разговорного языка, их назначение в жизни человека


Особенности литературного и книжного языка, их назначении
Особенности художественной словесности

Знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова; знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова.


Понятие «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами; об отражении омонимов в толковом словаре; о роли использования омонимов в речи при создании стихотворных каламбуров


Понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга; знать о связи синонимов и многозначных слов; функции синонимов в речи


Понятие «неологизмы», способы их появления в речи, функции; понятие «устаревшие слова», их особенности

Понятие «фразеологизмы», отличия их как средства выразительности языка, знать о функциях фразеологизмов в речи
О прямом и переносном значении слов; об отражении в толковом словаре переносного значения слова; о роли использования слов с переносным значением в художественных произведениях
Термины строфа, эпитет, сравнение, образ-персонаж, фольклорные элементы в художественном произведении

Термины басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола
Знать о теме и основной мысли текста; о способах раскрытия основной мысли текста.

Особенности смысловой и грамматической связи предложений в тексте

Особенности типов речи, способы выражения этих особенностей
Особенности типов речи, способы выражения этих особенностей
Знать, что такое диалог, реплика, монолог. Знать правила постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога.
Особенности стихотворной и прозаической речи, их формы выражения, жанры


Особенности интонации стихотворного текста


Понятия «строфа», «рифма», «ритм»

Термины и понятия сказка, виды и элементы сказок, сказочные персонажи, образы животных, образ-пейзаж

Особенности небылицы как жанра устной словесности

Термины эпитет, сравнение, метафора, иносказание, антитеза, антонимы. Жанровые особенности скороговорок, считалок, дразнилок.

Отличия и своеобразие родов литературы, понятие «литературная сказка», отличия её от народной

Термины басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола

Особенности жанров эпоса, понятия «сюжет», «эпизод» произведения.


Особенности лирики как рода литературы, законы создания лирических произведений
Понятие «творческая лаборатория поэта»

Особенности построения и выражения мыслей и чувств в стихах о природе и животных
Особенности драмы как рода литературы


Работать с учебником, рабочей тетрадью

Пользоваться этимологическим, толковым словарём, давать лексическое значение слову

Определять функции языка, давать лексические значения словам

Подробно пересказывать текст лингвистического содержания, составлять план своего ответа


Различать тексты, написанные разговорным и литературным языком

Определять тексты, написанные книжным языком и литературным, называть их особенности

Определять особенности в текстах художественной словесности


Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова

Уметь находить омонимы; уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре

Определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; определять цель использования синонимов в тексте
Находить неологизмы в тексте, определять их сферу употребления, источник появления; объяснять значения устаревших слов с помощью толкового и этимологического словаря

Объяснять значения фразеологизмов с помощью словаря, подбирать фразеологизмы с синонимичным значением


Уметь находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре; определять переносное лексическое значение слова


Находить в художественном тексте эпитеты, сравнения, пояснять их назначение для создания образа
Объяснять аллегорический смысл пословиц, поговорок, басен, загадок
Определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль; уметь редактировать

Называть способы связи предложений в художественном тексте


Отличать повествовательный текст от других видов текста по типу речи, определять способы выражения этого повествования
Отличать описание и рассуждение от текстов другого типа речи, определять способы выражения описания в тексте, способы рассуждения
Распознавать диалог; отличать диалог от монолога; определять реплики в диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог

Отличать стихотворную и прозаическую речь, называть способы создания, особенности данной речи

Выразительно читать стихотворения разных жанров

Называть виды рифмы в стихотворении, определять его ритм, указывать на особенности построения
Рассказывать сказки, сочинять собственные сказки

Отличать сказку от небылицы, называть особенности построения небылицы

Отличать скороговорки, небылицы, загадки, считалки, дразнилки друг от друга, называя способы их создания, выразительные средства, используемые в произведении словесности


Определять особенности языка, построения, авторского замысла в сказках

Называть элементы басни, объяснять аллегорический смысл басни, понимать мораль басни

Отличать жанры эпоса, называть их особенности, приводя примеры из текста

Называть особенности лирического произведения, языка автора, построения произведения

Определять ритм, рифму, размер стихотворения, замысел и выражаемые авторам чувства
Анализировать стихотворения о природе и животных

Называть особенности драматических произведения

Игра «Поменяй буквы»


Работа с загадками, устный ответ

Объяснение лексического значения слова, разгадывание загадок

Устный ответ на лингвистическую тему

Создание собственного высказывания, соблюдая нормы литературного языка
Терминологический диктант


Устное высказывание

Толкование слов, работа со словарями


Работа со словарём омонимов, индивидуальная работа с текстом

Работа со словарём синонимов, работа с текстом

Работа с текстом, поиск архаизмов и историзмов

Объяснение фразеологизмов, работа со словарями

Задание «Играем со словами»


Подбор эпитетов к предметам, работа с текстом

Объяснение пословиц и поговорок.

Тестирование
Работа с текстом
Создание собственного текста с заданием


Работа с текстом

Работа с текстами
\

Творческая работа

Работа с поэтическим текстом
Составление текста по знакам препинания
Самостоятель-

ный анализ стихотворения


Анализ русских народных сказок, создание собственной сказки

Создание собственных небылиц

Работа с текстом, создание собственных загадок

Анализ сказок


Анализ басен И.А. Крылова

Анализ рассказов


Выразительное чтение стихотворений

Анализ стихотворений

Выразительное чтение и анализ стихотворений

Работа с текстом

Тестирование

Слово, форзац, титульный лист, обложка
Общение, произведение, побуждение


Устная и письменная форма словесности

Диалог, монолог, просторечие.
Орфоэпия, морфология, орфография, стилистика, синтаксис, пунктуация.


Лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова


Грамматические омонимы

Синонимы, антонимы, контраст

Неологизмы, космонавт, программист, автобус, брань, дань.

Фразеологизмы
Переносное значение слова, прошла, подчеркнул, пробка


Эпитет

Аллегория, басня, притча, гипербола

Основная мысль текста, тема
Последовательная и параллельная связь. Повествование
Описание, рассуждение
Диалог, монолог

Ритм, стихи и проза, интонация.

Стиховая пауза, рифма, строфа

Сказки, композиция, зачин, концовка

Пословица, поговорка, потешки, заклички.

Роды литературы, жанр

Басня, аллегория, эзопов язык

Сюжет, эпизод, текст

Ритм, рифма, размер стихотворения

Р/т. упр. № 3


§ 1,2,

р/т. упр.№5

§ 3,

р/т. упр. №12


§ 4, 5,

р/т. упр.№21

§ 6-8,

р/т. упр.№

40

§ 9,

р/т. упр.№44
§ 10,

р/т. упр.№54

§ 11, 12,

р/т. упр.№66,69

§ 13, 14

р/т. упр.№77


§ 15, 16

р/т.

упр.№84,89, 94

§ 17, 18,

р/т. упр.№107

§ 19,

р/т. упр.№111,

114
§ 20,

р/т. упр.№118

§ 21, 22,

р/т.. упр.№128
§ 23,

р/т. упр.№136
§ 2-23


§ 24-26,

р/т. упр.№142


§ 27,

р/т. упр.№148, 151

§ 28,

р/т. упр.№155

§ 29-30,

р/т. упр.№160, 166

§ 31,

р/т. упр.№173
§ 32-33,

р/т. упр.№174

§ 34-36,

р/т. упр.№182

§ 37- 38,

р/т. упр.№186,

189

§ 39-41,

р/т. упр.№200
§ 42-43,

р/т. упр.№205, 208
§ 44-47,

р/т. упр.№215

§ 48-49,

р/т. упр.№226

§ 50-51,

р/т. упр.№237,243

§ 52-54,

р/т. упр.№257


§ 55

Выучить наизусть стихотворение на выбор

§ 57,

р/т. упр.№272,§ 58-59,

р/т.. упр.№

282
§ 60-61,

повторить всё изученное за год
  1   2

Похожие:

Элективный курс по русскому языку «Русская словесность» в 5 классе «В» iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала на 2011 -12...
Разговорный язык и его назначение. Использование разговорного языка в художественных произведениях
Элективный курс по русскому языку «Русская словесность» в 5 классе «В» iconЭлективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся....
Программа рассчитана на 12 учебных часов, адресована учащимся 9 класса средней общеобразовательной школы, является предметным курсом,...
Элективный курс по русскому языку «Русская словесность» в 5 классе «В» iconРабочая программа Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы...
Элективный курс по русскому языку «Русская словесность» в 5 классе «В» iconВикторина по русскому языку 22 -23 ноября
«Рисуем пословицу». В течение недели висели на стенде задания для викторины по русскому языку и литературе. В 7 классе был дан открытый...
Элективный курс по русскому языку «Русская словесность» в 5 классе «В» iconПрограмма по русскому языку в 7-ом классе Пояснительная записка
Учебная рабочая программа по русскому языку в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по...
Элективный курс по русскому языку «Русская словесность» в 5 классе «В» iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе Учитель-разработчик: Голочалова С. Ф
Рабочая программа разработана на основе государственной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией...
Элективный курс по русскому языку «Русская словесность» в 5 классе «В» iconСочинение и изложение» пояснительная записка элективный курс «Успешно...
Элективный курс «Успешно пишем сочинение и изложение» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю)....
Элективный курс по русскому языку «Русская словесность» в 5 классе «В» iconУрок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание. Роль окончания в слове»
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе, проведенный учителем начальных классов моу лицей №4
Элективный курс по русскому языку «Русская словесность» в 5 классе «В» iconУрока по русскому языку в 5 классе по теме «Обращение»
Средство обучения: Рабочая тетрадь «Контрольные тесты по русскому языку в 5 классе» под редакцией доктора педагогических наук, профессора...
Элективный курс по русскому языку «Русская словесность» в 5 классе «В» iconЭлективный курс по русскому языку «Культура речи»
Вы публицист, выступаете с речью. Как оценят ваше выступление слушатели? Будете ли вы успешны?
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница