Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12. Межвозрастной урок >13. Урок консультация 14. Урок аукцион 15. Урок парадокс 16. Урок экскурсия, заочная экскурсия >17. Урок путешествие 18. Урок «Что? Где? Когда?»




Скачать 225,81 Kb.
НазваниеУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12. Межвозрастной урок >13. Урок консультация 14. Урок аукцион 15. Урок парадокс 16. Урок экскурсия, заочная экскурсия >17. Урок путешествие 18. Урок «Что? Где? Когда?»
Дата публикации03.12.2013
Размер225,81 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Виды нетрадиционных уроков

1.Урок - деловая игра, ролевая игра.

2.Урок - конференция, пресс- конференция

3. Урок- соревнование, состязание, урок-хоккей

4.Урок - КВН

5.Урок взаимообучения учащихся

6.Уроки творчества

7.Урок – бенефис

8.Урок – творческий отчет (учащихся)

9.Урок – конкурс

10. Интегрированный урок

11.Межпредметный урок

12. Межвозрастной урок

13. Урок – консультация

14.Урок – аукцион

15.Урок - парадокс

16. Урок – экскурсия, заочная экскурсия

17. Урок – путешествие

18. Урок «Что? Где? Когда?»

19.Урок – зачет

20.Урок – литературная гостиная

21.Урок – музыкальный салон

22.Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже и т.д.

23.Урок на производстве, в поле, в лесу, у реки

24.Нерегламентированный урок

25.Урок «Спрашивай – отвечаем » и т.д.

26. Конкурсные уроки

27. Урок – семинарское занятие

28. Урок – бой (предметный)

29. Урок – практикум

30. Урок – смотр знаний

31. Урок – инсценировка

32. Урок обмена опытом учащихся по рациональной организации учебной деятельности

33. Урок – общение

34. Урок – творческая игра

Признаки нетрадиционного урока:

1.Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)

2.Место проведения урока – не только кабинет в школе, это может быть цех завода, фабрики, музей, лес, поле и т.д.

3.Использование внепрограммного материала, углублённое проблемное рассмотрение взятой на урок темы.

4.Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся и учителя.

5.Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий.

6. Подключение эмоциональной сферы школьников. Создание ситуаций успеха для каждого ученика с учётом его возрастных особенностей и индивидуальных способностей и интересов.

7. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке. Самооценка учащихся, самокоррекция, взаимокоррекция деятельности.

8. При подготовке к уроку использовать приём создания и организации работы инициативных групп, групп «специалистов» (из числа учащихся), занимающихся разработкой конкретных вопросов в соответствии со своими интересами.

9. В начале каждого полугодия вместе с учащимися наметить конкретные темы для нетрадиционных уроков, чётко сформулировать цели и задачи для каждого урока, определить инициативную группу для подготовки и проведения урока.

10. В подготовительный период учителю (с помощью учащихся – «специалистов») осуществлять помогающий контроль за деятельностью групп, быть консультантами по разным вопросам, проводить групповые и индивидуальные консультации, собеседования с учащимися.

11. Не отвергать даже кажущиеся невероятными формы нестандартного урока, виды деятельности на уроке, предложенные учащимися.

12. Больше творчества! Творчества, направленного не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и лёгкой форме.

Примечание. Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность не позволяют часто прибегать к этим формам обучения. Основной формой организации учебно–воспитательного процесса остаётся урок традиционный, в который необходимо вносить элементы нестандартных уроков, приёмы, обеспечивающие высокую результативность деятельности учащихся.

^ Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков: отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения.

^ Направления деятельности участников учебно – воспитательного процесса:

  1. Привлечение к планированию, проведению и анализу урока самих учащихся (а иногда – и их родителей), начиная с первого класса.

  2. Отсроченные домашние задания. Дифференциация домашних заданий с учётом интересов и склонностей учащихся. Помощь учителя, родителей в выполнении отсроченных домашних заданий в период подготовки к уроку.

  3. Разделение класса на группы по интересам как в процессе подготовки, так и при проведении урока. Распределение ролей в группах, заданий каждому ученику.

  4. Опора на жизненный опыт учащихся (апперцепция), тесная связь отобранного на урок материала с жизнью, с региональными проблемами.

  5. Нестандартная структура урока, могут быть отклонения от временных рамок традиционного урока, могут отсутствовать традиционные структурные элементы урока (например, этап объяснения нового материала учителем).

  6. В течение всего урока действуют дети, учителю часто отводится регулятивная функция. Учитель находится не над учениками, а среди них, иногда принимая участие в конкурсах, играх, соревнованиях наравне с детьми. Часть своих учительских функций учитель передаёт ребятам (организационные, информационные, аналитические, оценочно – стимулирующие и др.)

  7. На первый план выдвигаются цели развития и воспитания учащихся, активно подключается эмоциональная сфера школьников. Выявленные способности ребёнка (организаторские, актёрские, музыкальные и проч.) должны работать с максимальной отдачей , чтобы у каждого школьника осталось после работы на уроке чувство удовлетворения, чувство своей значимости, уверенность в своих способностях.

  8. Непременное введение в урок ролевых дидактических игр, соревнований, конкурсов, состязаний и т. д. для активизации интереса учащихся, стимулирования творчества, нестандартных решений.

  9. Обязательное подведение итогов работы в виде анализа деятельности класса в целом и каждого ученика в отдельности.

  10. Анализируют деятельность на уроке сами учащиеся по разработанной (учителем и учащимися) схеме. Схемы – вариативные, часто меняющиеся в зависимости от того, на какой аспект деятельности и результатов от неё хотят выйти учитель и учащиеся.

Примечание. Обращение к нетрадиционным урокам предполагает наличие у учителя педагогической профессиональной грамотности, способность к творческой деятельности, а также – знание учителем законов возрастной психологии. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством.
^

Активные формы обучения


Лекция – устное изложение учебного предмета или какой – нибудь темы, а также запись этого изложения.

Семинар – групповое практическое занятие под руководством преподавателя, совместный поиск (учителя и учащихся) ответов на поставленные проблемы.
^

Три правила

Методики организации лекционно – семинарских занятий


Первое правило. Нужна не учительская подсказка при овладении учащимися новыми знаниями, а совместный учителя и учащихся поиск. А поэтому лекция и семинар – это живой диалог между учителем и учеником, обсуждение выдвинутых проблем, неформальное живое общение всех участников учебно – воспитательного процесса.

^ Второе правило. К проведению лекций и семинаров учащихся следует готовить в системе используемых учителем других форм обучения (урок, кружок, факультатив, консультация, собеседование и т. д.). Что значит «готовить учащихся»? – Это значит:

  1. Рассказать об особенностях этих форм обучения, делая акцент на том, что главное – это совместная деятельность учителя и учащихся в освоении новых знаний.

  2. Расширить и понятийно углубить специальный терминологический словарь учащихся: что такое учебный конспект, виды конспектов, что такое тезис, цитирование, доклад, выступление, рецензия, сворачивание мысли, развёртывание мысли, выделение главного, ведущие идеи, логика изложения, аргументация, информационный уровень усвоения знаний, рассуждение и т. д.

  3. Обучить школьников практическим навыкам (хотя бы на элементарном уровне): самостоятельно работе с учебником, дополнительной литературой, словарями и справочниками; навыкам конспектирования (печатной информации, устного слова), монологического высказывания; умению вести диалог, участвовать в дискуссии; умению делать дополнения (без повторения уже сказанного), рецензировать; анализировать собственную деятельность и деятельность товарищей; приёмам запоминания информации и т. д. При этом учителю можно широко применять разработанные памятки, алгоритмы деятельности. Например: памятка «Как подготовить доклад», алгоритм «Как фиксировать выступление».

^ Третье правило. На подготовку к лекции, семинару отводить не менее двух недель. В подготовительный период учитель организует деятельность школьников с помощью следующих приёмов:

  1. Обсуждение с учащимися темы лекции, семинара. Вычленение 3 – 4 ведущих проблем, которые будут рассмотрены.

  2. Распределение заданий (групповые, индивидуальные): подготовка докладов, рефератов, выступлений, рецензий; составление памяток, алгоритмов; сбор фактологического материала; составление таблиц, схем, диаграмм; оформление кабинета; запись на магнитофон, управление ТСО; интервьюирование, приглашение на занятия интересных людей различных профессий и т. д. Главный принцип распределения заданий – учёт интересов, способностей и возможностей школьников.

  3. Оформление в кабинете уголка «Готовимся к лекции, к межпредметному семинару», куда помещается список литературы по теме, различные памятки (например, памятка «Что значит быть активным слушателем», «Как сделать обзор выступлений», «Что такое рецензия» и т. д.).

  4. Текущий, помогающий контроль за подготовкой учащихся к лекции и семинару через такие формы, как групповые и индивидуальные консультации и собеседования с учащимися.

  5. Привлечение (с помощью учащихся) к подготовке и проведению лекций и семинаров родителей, представителей общественности и прочих интересных людей.

  6. Накануне проведения лекции, семинара – оформление учебного кабинета, проверка технических средств обучения.

^ Цели и задачи лекции и семинара.

Главные цели: усвоение новых знаний, обучение приёмам самостоятельного добывания знаний, приёмам самооценки и самокоррекции учебной деятельности.

^ Дидактические цели.

Зависят от типа лекции: Семинара:

А) Вводная. Цель: целостное Определяются потребностями

раскрытие содержания классного коллектива:

материала, показ его связей А) Теоретическое и практическое

с другими науками, обобщение изученного материала.

С практикой. Б) Обучение школьников выступать

Б) Вводно – установочная. С самостоятельными сообщениями,

Цель: выделение главных, вести дискуссию, аргументированно

ведущих идей темы, акцент отстаивать свои убеждения.

Внимания учащихся В) Формирование суждений, оце -

на этих идеях. Нок, нравственной позиции личности.

В) Обзорная. Цель: углубление Г) Формирование умений убеждать

содержания полученных знаний, других аргументами, логикой из –

приведение их в систему. ложения, обнаруживая логические

Г) Текущая. Цель: расширение и изъяны в суждениях собеседника.

Углубление содержания по Д) Учить мужеству отказываться

избранной тематике от ложной точки зрения во имя

(т.к. учитель посчитал эту тему истины.

Одной из самых важных по всему

курсу).

Структура

^
Лекции Семинара

Отражается в плане, с которым 1. Краткое вступительное слово


учитель знакомит учащихся учителя: задачи семинара,

в начале лекции. Основные проблемы
Структурные элементы лекции: для обсуждения, связь данно го

  1. Постановка проблем. Материала с ранее изученным,

Мотивация обучения. Доведение главные ориентиры в работе, уточ –

плана до учащихся. нение индивидуальных и группо –

  1. Управление деятельностью вых заданий учащимся.

Учащихся по освоению лекционного 2. Выступления учащихся по проб –

материала, который раскрывается лемам семинара: доклады, рефера –

учителем совместно с учащимися. ты, выступления, замечания, допол

  1. Подведение итогов работы нения. Работа оппонентов, рецензи

через формулирование учащимися рование, дискуссия диалогом (регу

выводов, обобщений, вычленение лятивная).

Главного в анализируемых 3. Заключительное слово учителя,

проблемах. учащихся:

  1. Оценка деятельности класса анализ докладов, рефератов, вы –

в целом, каждого участника ступлений, их оценка, коммента

учебного процесса. Предложения рии.

По совершенствованию Подведение итогов работы связыва

работы на следующей лекции. ется с выполнением задач семинара

(были сформулированы в начале семинара). Предложения по совершенствованию организации и проведения следующего семинара.

^ Виды деятельности учащихся в период подготовки и проведения лекций и семинаров

  1. Самостоятельная работа по подбору дополнительной и справочной литературы по теме занятий, по освоению отобранного материала.

  2. Получение дополнительной информации по теме занятий из других источников: от общения с людьми разных профессий, от общения друг с другом, подборка газетного и журнального материала, прослушивание музыки, посещение музеев, предприятий и т. д., коллекционирование.

  3. Подготовка докладов, рефератов, выступлений, анкет, тестов и проч.

  4. Подготовка выставки, всевозможных схем, таблиц, рисунков, ребусов, загадок, кроссвордов и т. д.

  5. Подготовка инсценировок, чтений по ролям, заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков из художественной и публицистической литературы.

  6. Интервьюирование людей разных профессий, запись интервью на магнитофон; подборка звукозаписей.

  7. Подготовка и проведение опыта, эксперимента; комментарий приготовленной наглядности.

  8. Составление плана, конспектирование, подборка цитат, составление тезисов; запись выводов, обобщений, интересного фактического материала.

  9. Рецензирование, оппонирование, оценка и самооценка деятельности, вопросы к выступлениям.

  10. Содоклад, совыступление, выразительное чтение стихов, подобранного фактического материала, конкретизация отдельных положений лекции, высказывания.

  11. Подведение итогов работы на лекции, семинаре, предложения по конструированию следующего занятия.

  12. Участие в дискуссии, научном споре, обработка материала по результатам анкетирования, тестирования, выводы и обобщения на основе полученных результатов, предложения и проч.

В современной дидактике насчитывается более тридцати форм обучения

Формы учебно – воспитательного процесса

Основная форма Традиционные формы Сравнительно

новые формы

1 Урок (традиционный, 1 Кружок 1 Лекция

45 – минутный) 2 Факультатив 2 Семинар

Его типы (по Онищуку): 3 Учебная экскурсия 3 Консультация

- урок усвоения новых 4 Научное общество 4 Собеседование

знаний; 5 Общественный смотр знаний 5 Конференция

- урок усвоения новых учащихся

умений и навыков; 6 Трудовая практика 6 Зачёт

- урок комплексного 7 Дополнительные занятия 7 Общественно по-

применения ЗУН; с учащимися лезный производи

- урок обобщения и систе- тельный труд

матизации ЗУН; 8 Олимпиады, предметные 8 Экзамен (перевод

- урок контроля и коррек- недели ной)

ции ЗУН; 9 Предметные вечера, утренники 9 Интегрированные

- комбинированный. (межпредметные)

2 Урок библиотечный, лекции и семинары

урок внеклассного чтения. 10 Читательские конференции 10 Межвозрастные семинары, 3 Урок у 6 – леток 35-минут 11 тематический учёт знаний лекции,

ный. 12 Домашние задания консультации

4 Урок, сдвоенный у старше- 13 Экзамен (выпускной)

классников.

5 Урок 40-минутный

Деловая игра по выявлению опыта слушателей

  1. ^ Экспертная группа (5 человек). Состав: наиболее опытные, творчески работающие учителя. Экспертная группа выбирает лидера.

Задача группы: дать оценку предлагаемому учителями опыту, отобрать наиболее интересный опыт и «наложить» его на разработанную экспертной группой ПАМЯТКУ.

  1. ^ Группы по 7 человек. Лидер – «родоначальник группы».

Задача лидера – родоначальника: организовать обмен опытом в группе по теме, определить наиболее интересный опыт (1 – 3 человека), помочь автору лаконично и целенаправленнно рассказать об опыте.

Если автор опыта не захочет или не сможет этого сделать, родоначальник группы выступает сам, описывая и комментируя опыт.

  1. ^ Последовательность работы группы: каждый из семи человек рассказывает о своём опыте или о чужом; родоначальник группы коротко фиксирует опыт по разработанной им самим памятке – схеме; затем лидер организует в группе обсуждение представленного опыта, отбор наиболее интересного и определяет, кто будет раскрывать отобранный опыт перед всеми участниками деловой игры и по какой схеме – плану.

  2. ^ Экспертная группа в это время работает над памяткой.

  3. Представление отобранного опыта от каждой группы перед всеми участниками игры. От каждой группы выступает 1 – 2 человека (автор опыта или родоначальник группы).

  4. Руководитель экспертной группы знакомит слушателей с разработанной ПАМЯТКОЙ с наложенным на неё опытом работы.

  5. Доработка ПАМЯТКИ (В ПРОЦЕССЕ ЕЁ ОБСУЖДЕНИЯ) всеми участниками.

  6. Домашнее задание: составить 1 – 2 карточки по теме занятия из опыта своей работы.

Перестройка школьного образования – смещение внимания всех педагогических работников со знаний ученика – на самого ученика (как формирующуюся личность).

Что необходимо делать учителю, чтобы реализовать идею совместного управления учебно – воспитательным процессом? Для этого необходимы:

  1. Учёт мнений и возможностей не только педагога, но и школьников, допуск учащихся к подготовке и проведению уроков.

  2. Рассредоточение информации (при сообщении новых знаний) между всеми участниками учебно – воспитательного процесса, привлечение профессионалов разных направлений к сообщению новых знаний.

  3. Смена методов общения с учащимися: опора на совет, аргументируемое и ненавязчивое убеждение – а не жёсткое, безапелляционное требование – приказ. На первое место в общении ставится сотрудничество, на второе – распорядительство и подчинение.

^ Как достигнуть эффекта коллективности в организации учебно -воспитательного процесса?

  1. И учителя, и ученики в организации учебно – воспитательного процесса должны выполнять две функции: получение новых знаний и овладение умениями и навыками, а также – управление этими процессами.

  2. Все участники учебно – воспитательного процесса должны проникнуться личной ответственностью за результаты деятельности. Один из приёмов достижения эффекта личной ответственности – постоянный анализ деятельности на уроке примерно по таким направлениям:

    • дайте оценку работы класса в целом; если плохо работали, попытайтесь ответить на вопрос: «Почему плохо?»; если хорошо работали (самим понравилась обстановка на уроке),- что способствовало такой работе?

    • что нового узнали на уроке?

    • Внесите предложения, выскажите пожелания, как лучше организовать и провести следующий урок.

3. Каждый ученик трудится на уроке в полную меру своих сил и обязательно достигает личного успеха. Для этого учитель создаёт ситуации успеха для каждого ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.

^ Эффект индивидуализации достигается через дифференциацию обучения. А дифференциация связана с идеей диагностики способностей ученика и с созданием необходимых условий для обучения, воспитания и развития, которые формируют привычку у каждого ребёнка работать по способностям, с максимальной отдачей.

^ Диагностика способностей и возможностей ребёнка проводится по двум направлениям:

    • выявление уровня обучаемости и уровня работоспособности, которые квалифицируются как высокий, средний и низкий;

Обучаемость определяется по таким параметрам:

    • фундамент знаний на момент диагностирования;

    • умение читать и писать в заданном темпе и понимать читаемое и написанное;

    • умение вычленять главное в любой информации;

    • владение приёмами анализа и синтеза;

    • способность к абстрагированию;

    • гибкость мышления;

    • речевое развитие (владение устной и письменной речью);

    • способность приводить свои знания в систему;

    • владение рациональными приёмами изучения и запоминания материала.

Работоспособность ученика определяется в основном тремя факторами:

а) физическим здоровьем;

б) эмоциональным состоянием человека;

в) интересом к происходящему.

^ Одно из ведущих правил развития личности (по Занкову):

Чтобы было развитие человека, необходимо добиться того, чтобы достижения в учёбе совпадали с уровнем обучаемости, для этого надо нагружать школьника чуть больше его возможностей.

  1. ^ КОНКУРСНЫЕ УРОКИ

Главная цель: учить общению, стимулировать творчество учащихся, развивать навыки самостоятельной работы по овладению умственными операциями, профориентация на педагогическую профессию.

^ Методика подготовки: в конце учебного года (в мае) девятиклассникам предлагается 12 – 14 тем по литературе для самостоятельной работы над ними в течение летних каникул. Учащиеся читают произведения, обдумывают форму урока, который им предстоит дать в 10 классе по избранной теме.

^ Сначала ребята работают сами (в период каникул), затем в планировании урока им помогает учитель, затем ученик, дающий урок, организует работу всего класса по подготовке к нестандартному уроку (главное в этой работе – каждый должен прочитать художественное произведение, вникнуть в его суть и проблемы и составить самостоятельное мнение о произведении).

^ Методика проведения: конкурсные уроки проводятся самими учащимися в определённой последовательности в течение учебного года.

Учитель только присутствует на уроке. После каждого урока – анализ и самоанализ урока: оценка деятельности класса в целом, каждого ученика и особо – оценка деятельности ученика, работавшего в роли учителя.

^ В конце учебного года всем классом определяется победитель из числа учащихся, проводивших уроки.

Виды уроков: уроки – спектакли, уроки – диспуты, дискуссии, уроки – беседы.

Чаще всего такие конкурсные уроки представляют собой сплав искусств: литературы, музыки, живописи, сценического искусства.

  1. ^ УРОК – КОНФЕРЕНЦИЯ

Главная цель урока: воспитать мыслящего читателя.

Методика подготовки и проведения урока – конференции.

Уроки проводятся по программным и непрограммным произведениям, отличающимся остротой проблематики.

^ Срок подготовки – месяц. Задания даются по рядам (класс делится на группы). В каждой группе – ответственные за подготовку.

Подготовительный период. Работа с ответственными за подготовку: анализ отобранного материала, планирование урока, разработка системы вопросов для беседы с классом. Для всего класса – групповые консультации по основным проблемам художественного произведения. Весь класс соблюдает одно условие: ничего не читать по анализу данного произведения, чтобы составить о произведении своё собственное мнение.

^ Методика проведения: ведут урок сами учащиеся (три человека), затем вместе с учителем они анализируют свою работу, опираясь на мнение класса (интересно было на уроке или не интересно).

Домашнее задание: написать отзыв о произведении, аргументированно оценить деятельность учащихся, которые готовили и проводили урок – конференцию.

^ 3. МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ, МЕЖВОЗРАСТНОЙ СЕМИНАР

Каждому классу – определённое задание в соответствии с интересами и способностями школьников.

Главный метод – ролевая игра с использованием ТСО, с включением элементов инсценировки.

^ Подготовительный период: учащиеся старшего класса разбиваются на группы, концентрирующиеся вокруг «специалистов». Эти группы готовят материал по теме семинара, каждая группа – с учётом деятельности избранной специальности. Не вошедшие в эти группы ребята создают агитбригаду, пишут сценарий для её выступления и готовят маленький сатирический мини – спектакль.

^ Роль учителя в подготовительный период: помощь в отборе материала, в написании сценария для агитбригады. Учащиеся младшего класса готовят вопросы «специалистам» по интересующим их вопросам.

^ Структура семинара: урок ведёт учитель – «специалист». Вступительное слово «специалиста». Далее идут выступления и ответы на вопросы «специалистов».

В заключение – выступление агитбригады.

Итог: ответ на серию вопросов учащихся, на них отвечают не только «специалисты», а все желающие ученики, в ответах они опираются на те знания, которые получены при изучении соответствующих тем по предметам.

^ Заключительная работа на семинаре: оценка деятельности «специалистов», определение победителя в конкурсах, объявленных до проведения семинара, в том числе для оформления кабинета, рекомендация литературы по теме семинара.

Время на межвозрастной семинар – 1, 5 часа.

^ 4. УРОК – СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ В 9 КЛАССЕ

Цель урока – семинара: учить самостоятельной работе по отбору и обработке материала, расширять кругозор учащихся, способствовать сознательному усвоению знаний, активизации мыслительной деятельности учащихся.

I этап: совместно с группой учащихся разработка плана урока – семинара, подбор литературы. Деление класса на подгруппы. Каждая группа получает своё задание.

II этап: самостоятельная работа групп над заданиями. Учащиеся работают с литературой, готовят наглядность, выпускают стенгазеты, плакаты, делают подборку интересных высказываний по теме семинара, готовят доклады, выступления. Во время этой работы учитель проводит индивидуальные и групповые консультации для учащихся по группам.

III этап: проведение семинарского занятия. На начальном этапе руководит занятием сам учитель, позже – руководителем может быть хорошо знающий предмет ученик. Этот этап может быть спланирован по – разному. Готовясь к одному занятию, ребята подбирают ответы на вопросы, предложенные им учителем (в виде плана семинара), а на занятиях отвечают по желанию, дополняя ответы друг друга и опираясь на подготовленную самими наглядность. На других занятиях учащиеся выступают с заранее подготовленным докладами, сообщениями (при этом группы соревнуются в качестве подготовки). На третьих занятиях – к работе подключаются заранее назначенные оппоненты и рецензенты.

IV этап: итоговая работа после семинара. Эта работа связывается с задачей углубления проработанного на семинаре материала. Выставка, выпуск стенгазеты, тематический зачёт и др. формы завершают изучение темы, по которой был проведён семинар.

  1. УРОК – РОЛЕВАЯ ИГРА
^

Подготовительный период - 2 недели. Учащиеся делятся на 2 группы:


первая группа – «специалисты», вторая группа – «корреспонденты» журналов, молодёжных газет, а также «редакция» телепередачи «В мире животных», «фотокорреспондент». Учитель организует индивидуальную работу с «игротехником»: выдаёт ему примерный перечень опросов, которыми будут обмениваться «специалисты» и «корреспонденты», помогает игротехнику в подборке не знакомых никому фактов по теме деловой игры, рассчитанных на возбуждение интереса присутствующих.

^ Ведёт деловую игру «игротехник» - один из самых знающих предмет учащихся. Игротехник – связующее звено в работе двух групп, он не только организует взаимодействие между ними, разъясняет и корректирует вопросы к «специалистам», уточняет их ответы, его главная задача – создть условия для непринуждённого разговора, устранить на интеллигентной основе возникающие «острые» ситуации, с необидным юмором прокомментировать неубедительный ответ «специалиста» или не совсем тактичный вопрос «корреспондента».

  1. УРОК – КВН

Структура урока – КВН

(Время подготовки определяется количеством часов для прохождения темы в целом).

  1. Разминка команд (класс разделён на две команды).

  2. Выполнение командами (на время) письменной работы по трём выриантам.

  3. Проверка домашнего задания: конкурс газет; конкурс докладов и т.д.

  4. Конкурс капитанов команд (им даётся по два задания на сообразительность и быстроту реакции на вопрос).

  5. Викторина.

  6. Подведение итогов работы судейской коллегией (ученики старших классов). Определение команды – победительницы, награждение членов команды.
^

7. УРОК – ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ


Главная цель: развитие интереса к природе, наблюдательности и любознательности школьников.

Подготовительный период: всех учащихся разделить на группы по интересам, каждой группе даётся задание – подготовить рассказ о том или ином животном, растении. Рассказ готовит вся группа, на уроке рассказывает один ученик от группы, остальные дополняют его при необходимости. Каждая группа готовит небольшую инсценировку из жизни птиц, животных, которым плохо живётся в разорённых и загрязнённых водоёмах. Учитель помогает ребятам в отборе материала, в работе над инсценировкой, привлекая себе в помощники родителей учащихся и старших школьников.

^ Структура урока – заочной экскурсии

  1. Вступительное слово учителя: отправляемся на экскурсию, необходимо много увидеть, запомнить, чтобы потом рассказать своим друзьям. В конце экскурсии определим, кто самый внимательный, кто сумел увидеть больше всех.

  2. Рассказ учащихся: от каждой группы выступает один ученик, другие дети дополняют выступающих, задают вопросы, делают уточнения.

  3. Работа по учебнику (или по любой книге, описывающей жизнь растений и животных водоёмов), для каждой группы – индивидуальное задание. Работа – на время. Группа определяет, кто будет рассказывать о совместно изученном в книге (и здесь возможны дополнения, если рассказ получится неточным или неполным).

  4. Дидактическая игра – аукцион «Кто знает (увидел) больше?

Например: «Какие растения поля встретились вам на этой экскурсии?»

  1. Дидактическая игра «Кто быстрее?» - работа по карточкам с индивидуальными заданиями. Задания составлены на основе материала из отсроченного домашнего задания каждой группе (на уроке этот материал был раскрыт в рассказах учащихся – представителей групп).

  2. Показ приготовленных инсценировок.

  3. Подведение итога заочной экскурсии: дети сами определяют, чей рассказ, инсценировка были самыми интересными, объясняют, почему они так считают. Что помогло составить такой интересный рассказ, инсценировку (авторы были наблюдательны, ничего не пропустили на экскурсии, всё сумели подметить, запомнить и интересно рассказать товарищам).

  4. Учитель: «К каким выводам мы пришли?».
  5. ^

    УРОК – КОНКУРС ЛЮБИТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ


Такой урок чаще всего проводится после изучения ключевых тем курса природоведения.

Главные цели урока: систематизация знаний по теме, развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

^ Подготовительный период (неделя - 2 недели): класс делится на группы (команды), во главе каждой команды – капитан (его выбирают сами дети).

Каждая команда получает задания: составить по два вопроса командам – соперницам, составить ребусы, шарады, викторины, приготовить рисунки по теме урока, подготовиться к их защите.

^ Структура урока – конкурса:

  1. Разминка. Капитаны команд задают командам по два вопроса. Жюри (в его составе старшеклассники, родители) оценивает вопросы и ответы, записывают на доску баллы, которые заработала каждая команда.

  2. Весёлая минутка: ребусы, шарады, викторины. Кто быстрее и правильнее. Жюри оценивает работу команд.

  3. Конкурс рисунков, их защита (рисунки заранее представлены на классной выставке). Жюри оценивает эту работу команд.

  4. ^ Конкурс капитанов: устное сочинение. На билетиках написано темы. Капитаны тянут жребий, определяясь, кому какая тема достанется и в каком порядке будут представлены устные сочинения по предложенным темам. Время подготовки к устному сочинению – 5 минут. В эти 5 минут капитаны слушают членов своей команды, которые стараются снабдить капитанов нужной информацией по теме сочинения. Задача капитанов – обобщить полученную информацию и составить интересное устное сочинение. Жюри оценивает коллективную работу команд.

  5. ^ Дидактическая игра «Кто где живёт». Каждой команде выдаётся по нескольку картинок животных. Их задача – прикрепить картонку на карту природных зон в месте обитания данного животного.

  6. Диапозитивы: что где растёт. Каждая команда демонстрирует свои диапозитивы и комментирует их.

  7. ^ Подведение итога: всё увиденное, услышанное обобщается каждой командой в виде короткого устного рассказа по теме урока (от имени команды выступает с обобщением капитан или любой выбранный ребятами член команды).

Выступление членов жюри: определяются победители, награждаются книгами, открытками и др.

  1. ^ УРОК – КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема: подготовка к сочинению на тему: «……………..»


Главные цели: формирование умений по организации самостоятельной работы в процессе подготовки к сочинению.

^ Подготовительный этап (отсроченное домашнее задание): выбрать тему, отобрать материал и т.д.

Структура урока – консультации:

  1. Вводное слово учителя. Чёткое целеполагание: на уроке мы вместе должны обдумать трудную тему домашнего сочинения, отобрать материал к данной теме, определить содержание, стиль изложения, составить план, написать вступление, вспомнить некоторые правила орфографии, пунктуации и цитирования.

План работы на доске:

  1. Обдумать тему (её границы, материал к теме, стиль изложения).

  2. Составить развёрнутый план к сочинению.

  3. Написать варианты вступления к сочинению.

^ II. Осмысление темы сочинения: работа над выдвинутыми тезисами.

Первый тезис:

Второй тезис:

Третий тезис:

Четвёртый тезис: и т.д.

В процессе осмысления темы сочинения учитель организует

беседу в нужном направлении.

Завершается разговор ВЫВОДАМИ, которые делает каждый самостоятельно, записывает в тетрадь, затем отдельные ученики (по желанию) зачитывают свои выводы (по выдвинутым тезисам), ребята совместно с учителем тактично (без категоричности) комментируют эти выводы, подкрепляя свои комментарии аргументами.

^ III. РАБОТА НАД ПЛАНОМ СОЧИНЕНИЯ

Групповая самостоятельная работа учащихся . Учитель попеременно работает то в одной, то в другой группе. В результате обсуждения различных вариантов плана на доске появляется его оптимальный вариант.

Учитель предлагает ещё раз обдумать этот общий вариант плана дома, внести, если будет необходимо, коррективы или принять полностью коллективно разработанный план.

^ IV. Словарная работа.

Работа над некоторыми орфограммами, пунктограммами, правилами цитирования (частично – коллективная работа, частично – индивидуальная по заранее составленным учителем карточками)

^ V. Работа над эпиграфом: учащиеся зачитывают приготовленный дома материал, аргументируя свой выбор эпиграфа.

VI. Самостоятельная работа учащихся над вступлением к сочинению с последующим редактированием его по группам. Учитель работает в группах.

^ VII. Домашнее задание: написать черновик сочинения для последующего обсуждения его в классе.

VIII. Подведение итогов работы: начинается с обращения к плану на доске (выполнен ли?), затем предлагается учащимся высказать своё мнение, насколько они удовлетворены совместной работой, что осталось не осмысленным, не понятым. Выясняется, кому нужны индивидуальные консультации в работе над домашним сочинением, назначаются конкретные сроки индивидуальных консультаций.

Завершение урока – консультации: учитель благодарит всех ребят, которые активно помогали в подготовке и проведении урока.

Похожие:

Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12. Межвозрастной урок >13. Урок консультация 14. Урок аукцион 15. Урок парадокс 16. Урок экскурсия, заочная экскурсия >17. Урок путешествие 18. Урок «Что? Где? Когда?» iconУрок 9 45 Урок 10 49 Упражнение. 52 Часть вторая 52 урок четвертый....
Книга будет полезна как начинающим, так и людям, в некоторой степени знакомых с нлп. Предназначена для тех, кто хочет заняться более...
Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12. Межвозрастной урок >13. Урок консультация 14. Урок аукцион 15. Урок парадокс 16. Урок экскурсия, заочная экскурсия >17. Урок путешествие 18. Урок «Что? Где? Когда?» iconУрок-путешествие, урок-семинар, урок-игра, урок-презентация. Результаты...
Исходя из этого, целью своей профессиональной деятельности считаю: формирование компетентной, мобильной личности средствами своего...
Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12. Межвозрастной урок >13. Урок консультация 14. Урок аукцион 15. Урок парадокс 16. Урок экскурсия, заочная экскурсия >17. Урок путешествие 18. Урок «Что? Где? Когда?» iconУрок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)
Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12. Межвозрастной урок >13. Урок консультация 14. Урок аукцион 15. Урок парадокс 16. Урок экскурсия, заочная экскурсия >17. Урок путешествие 18. Урок «Что? Где? Когда?» iconУрока: Обучающие
...
Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12. Межвозрастной урок >13. Урок консультация 14. Урок аукцион 15. Урок парадокс 16. Урок экскурсия, заочная экскурсия >17. Урок путешествие 18. Урок «Что? Где? Когда?» iconУрок! Тема : Союз как часть речи
Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках фестиваля педагогических идей «Ура! Урок!»
Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12. Межвозрастной урок >13. Урок консультация 14. Урок аукцион 15. Урок парадокс 16. Урок экскурсия, заочная экскурсия >17. Урок путешествие 18. Урок «Что? Где? Когда?» iconУроков истории (урок-аукцион) Характеристика темы
...
Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12. Межвозрастной урок >13. Урок консультация 14. Урок аукцион 15. Урок парадокс 16. Урок экскурсия, заочная экскурсия >17. Урок путешествие 18. Урок «Что? Где? Когда?» iconУрок "Где рождаются законы"
Оборудование и материалы: плакаты “Символы РФ и Ульяновской области ”, мультимедиа пособие “Парламентский урок 2009”,“Парламентский...
Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12. Межвозрастной урок >13. Урок консультация 14. Урок аукцион 15. Урок парадокс 16. Урок экскурсия, заочная экскурсия >17. Урок путешествие 18. Урок «Что? Где? Когда?» iconУрок по разделу “Общество” Раздел Человек
Урок Человек как духовное существо Урок 10. Деятельность способ существования людей
Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12. Межвозрастной урок >13. Урок консультация 14. Урок аукцион 15. Урок парадокс 16. Урок экскурсия, заочная экскурсия >17. Урок путешествие 18. Урок «Что? Где? Когда?» iconТипы, формы и структурные элементы современного урока
Дидактическая теория – основа профессионально грамотной работы учителя. Основные дидактические категории: урок, современный урок,...
Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12. Межвозрастной урок >13. Урок консультация 14. Урок аукцион 15. Урок парадокс 16. Урок экскурсия, заочная экскурсия >17. Урок путешествие 18. Урок «Что? Где? Когда?» iconКонкурсный интегрированный урок «Урок +»
Всему вышесказанному способствует в частности технология модульного обучения с рейтинговой самооценкой и икт
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница