Научно-методический комплект учебников «Школа России»




Скачать 152.6 Kb.
НазваниеНаучно-методический комплект учебников «Школа России»
Дата публикации27.11.2013
Размер152.6 Kb.
ТипУчебник
pochit.ru > Литература > Учебник
Развивающее обучение и новое поколение учебников для начальной школы

Принципиальным отличием нового содержания начального образования являются вариативность и разноуровневость. Идея, определяющая новые подходы к преподаванию, гуманизация образования, и в первую очередь --- развитие личности ребенка, его эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.

Сегодня перед учителем стоит задача --- не только развивать школьников, но и создавать условия для их развития, помогать им в саморазвитии. Это должно стать определяющим в жизни каждого педагога.

Главные задачи современного урока --- повышение уровня владения устной и письменной речью, развитие коммуникативных умений, расширение ситуативных умений, развитие рефлексивных качеств.

Не только развивать детей, а создать условия для их развития, помогать им в саморазвитии --- этот принцип должен стать основополагающим в деятельности каждого учителя, который имеет возможность выбрать учебно-методический комплект для обучения в четырехлетней начальной школе.

Все комплекты реализуют обязательный минимум содержания начального общего образования, разнообразные подходы к изложению курсов, рассчитанных на различную подготовку учащихся в классе, в том числе углубленную.

Во всех представленных НМК выдержаны единые линии преемственности.

^

Научно-методический комплект учебников «Школа России»


(под редакцией А.А.Плешакова)

Утвержден Министерством образования РФ
Комплект учебников «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение.

Комплект реализует федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области, включая такие инновационные, как информатика и иностранный язык. Учебники и учебные пособия, входящие в комплект, имеют грифы Министерства образования РФ и полностью соответствуют Базисному учебному плану.

Авторы проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника.

Комплект «Школа России» отличает фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новым педагогическим подходам.

Комплект сориентирован на духовно- нравственное воспитание и личностно ориетированное обучение на основе традиций отечественной школы и современных достижений психолого-педагогической науки, а также школьной практики, что обеспечивает новое видение школы в целом и каждого предмета в отдельности.

^

Обучение грамоте




Учебно-методический курс «Русская азбука» авторов В.Г.Горецкого и других отвечает всем современным требованиям школы и обеспечивает формирование механизма первоначального чтения и интенсивное речевое развитие детей.

Иллюстративный материал помогает расширить и уточнить представления учащихся о мире, природе, обществе; обогатить и активизировать словарный запас детей; развить их творческое воображение.

В комплект входят два вида прописей: прописи авторов В.Г.Горецкого и Н.А.Федосовой и «Чудо-прописи» автора В.А.Илюхиной, созданные по оригинальной методике, имеющей прочную теоретическую основу и прошедшей адаптацию в российских школах. Их отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах и в разных возрастных группах.

^

Русский язык



Ведущая идея учебно-методического курса «Русский язык» авторов Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой --- языковое, духовно-нравственное, эмоциональное и интеллектуальное развитие младшего школьника.

Цель курса --- открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес к его изучению. Он формирует у детей представление о русском языке как целостной системе: изучение синтаксического, морфологического, морфемного строя, звукобуквенного состава успешно сочетается с формированием орфографической и пунктуационной грамотности.

Курс направлен на развитие познавательной активности младшего школьника: способности к самооценке и самоконтролю, умея планировать свою деятельность, пользоваться различными справочными материалами.

Речевое развитие ребенка является важной составляющей обучения: младшие школьники учатся содержательно, правильно (орфографически, грамматически, орфоэпически) строить устную и письменную речь.

Новый дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся в классе и дома. Он включает задания по анализу языкового материала, развитию речи, познавательной активности и творческих способностей детей. В конце каждой темы пособия приведены диктанты. Оно может быть использовано учителями, работающими по различным учебникам русского языка, а также родителями, которые интересуются проблемой общего и лингвистического развития ребенка.

Чтение



Учебно-методический курс «Литературное чтение» авторов М.В. Головановой и др. строится на двух ведущих принципах: литературно-художественном и коммуникативно-познавательном.

Знакомство с художественными произведениями, включенными в программу, приобщает детей к культурному наследию нашего народа и народов других стран, их духовно-нравственным ценностям, развивает способность чувствовать красоту поэтического слова, формирует интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении книг. Усилению нравственного аспекта программы способствует отбор произведений. Коммуникативно-речевой аспект программы позволяет обратить внимание на развитие всех видов речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, слушание), способствует формированию речевых умений (пересказ, составление планов и др.), и прежде всего умения читать осознанно, выразительно и правильно.

Математика



Наиболее существенной отличительной особенностью учебно-методического курса «Математика» авторов М.И. Моро и др. является направленность на формирование сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений.

В соответствии с современными требованиями особое внимание в новых учебниках уделено созданию условий, необходимых для развития познавательных способностей каждого ребенка.

Обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей.

Большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.

^

Окружающий мир



Учебно-методический курс «Окружающий мир» авторов А.А.Плешакова и др. обеспечивает реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» Базисного учебного плана. В курсе объединены вопросы обществоведческого, природоведческого и экологического характера.

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществляется следующих ведущих идей:

  • многообразие мира

  • экологическая целостность мира

  • уважение к миру.

В новые учебники включены разделы по этике, экономике, основам безопасности жизнедеятельности, страноведению и истории.

^ Учебно-методический комплект учебников «Школа 2100»

Рекомендовано Министерством образования РФ
Комплект учебников «Школа 2100…» является непрерывным курсом для дошкольников, учащихся начальной и средней школы.

Технология урока и система дидактических принципов помогают учителю организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей.

Цель курса развития речи и обучения грамоте --- подготовить функционально-грамотную личность, обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию.

Цель курса «Окружающий мир» --- знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению собственного опыта.

Цель курса «Математика» --- формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества, развитие образного мышления, творческих способностей.

Русский язык:
• реализация единой языковой концепции (внутреннее единство курсов обучения грамоте, чтению, русскому языку, иностранному языку и литературному чтению); раскрытие воспитательного потенциала родного языка;
• ведущая особенность программ грамоты и русского языка заключается в учете основных содержательно-методических линий развития детей средствами этих предметов:
овладение грамотой и на ее базе - основами функциональной грамотности;


  • овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная разговорная и учебно-научная речь, письменная разговорная речь);




  • овладение орфографией и пунктуацией;




  • овладение навыками и умениями анализа текста;


приобретение и систематизация знаний о языке;


  • развитие у детей чувства языка;


• работа по орфографии строится на основе понятий «орфограмма» и

«орфографическое правило» с опорой на опознавательные признаки ор­

фограмм, условия их выбора, умение видеть состав слова;
• в курсе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе

письменной речи, увеличен объем изучаемого материала.
Математика:
•курс обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне максимума), а административный контроль его усвоения на уровне стандарта (минимума). Согласно идее автора, не предполагается выполнение детьми всех заданий;
• предусматривает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, в том числе и для более подготовленного;
•основные содержательно-методические линии: числовая, геомет­рическая, алгебраическая, функциональная, комбинаторная, логическая, линия моделирования (текстовых задач);
• является непрерывным курсом для дошкольников, начальной и

средней школы, реализующим поэтапную преемственность между всеми

ступенями обучения, на уровне методологии, содержания и методики;
• технология урока и система дидактических принципов, разработанные в программе «Школа 2100.», помогают учителю организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей, а управленцам - провести экспертную оценку деятельности педагогов в соответствии с целевыми требованиями Закона РФ «Об образовании».
Литературное чтение:
•курс обучения чтению и начальное литературное образование представляет собой систему литературного чтения: 1-й класс - детская литература; 2-й класс - фольклор, сказки, литературные сказки; 3-й класс - литература детская и «взрослая», рекомендации для детского чтения; 4-й класс - систематический курс детской литературы от первых детских писателей до наших дней;
• нацелен на формирование у обучающихся интереса к чтению на основе самого чтения через интересные и возрастосообразные литературные тексты: ряд произведений включен в законченных отрывках, что дало возможность расширить круг изучаемых авторов;
• методический аппарат нацелен на поддержку личности каждого ре­бенка в классе, по характеру - деятельностный и проблемный, включает технологию формирования правильного типа читательской деятельности.
Окружающий мир:
• главная задача курса - формирование элементарной целостной на­учной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника, - реализуется через идею, что в век информации

дети получают вместо непосредственного опыта жизни преимущественно

опосредованный «опыт чужой жизни из телевизора». С одной стороны,

такие дети обладают высокой информированностью, с другой — имеют

неупорядоченные представления о самых простейших явлениях окружающего мира. Другими словами, на самом важном этапе знакомства с миром, когда учебная деятельность становится ведущей, у ребенка складывается вместо стройной системы взглядов мозаика отдельных, не связанных друг с другом фактов и заблуждений;
•благодаря четкому двухуровневому характеру построения содер­жания курса важнейшие понятия (минимум) многократно используются, связывая содержание всех тем, а необязательные сведения (максимум) запоминаются лишь теми учениками, у которых возникают вопросы по определенной теме (самостоятельный выбор учащимися);
• фундаментом курса является экологическое образование, знакомство детей с фундаментальной причиной устойчивого существования природы - круговоротом веществ;
• отличительная черта курса - серьезное и продолжительное знакомство школьников с географической картой, так как, по мнению авторов, решение стоящих перед человечеством глобальных проблем требует средств, с помощью которых можно отобразить все разнообразие условий на Земле.
В процессе обучения по УМК «Школа 2100» в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы.
Авторы отмечают, что ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличают способность принимать решения и отвечать за них; участвовать в творческом поиске, быть толерантным миру.

^ Система начального образования Л.В. Занкова
(научный руководитель - Н.В. Нечаева)
Ведущая цель этой дидактической системы - оптимальное общее развитие каждого школьника. Концепция сформулирована в 60-е годы XX века. Основополагающими в ней остаются следующие положения.
Во-первых, развитие психической деятельности включает три линии: ум, волю и чувства. Развитие мыслительной деятельности предполагает классификацию предметов и понятий :анализ условий задач и заданий, формулировку выводов. Формирование обобщений ориентируется как на индуктивный, так и на дедуктивный путь в зависимости от характера знания. Знания, умения и навыки выступают в роли средств обучения и средств организации процесса обучения. Основные требования к содержанию, методам, формам, результативности системы отвечают ее основной идее - идее создания условий для оптимального общего развития ребенка.
Во-вторых, обучение осуществляется на высоком уровне трудности с соблюдением ее меры. Положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно идти впереди развития, конкретизируется требованием соблюдения меры трудности и звучит так: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Мера трудности определяется как необходимостью учета индивидуального подхода к общему развитию каждого ученика, так и базовым уровнем содержания начального образования (в соответствии с Государственным стандартом).
В-третьих, УМК реализует принцип ведущей роли теоретических знаний и быстрый темп прохождения учебного материала. Этот подход имеет качественную (не количественную) характеристику: не спешить, но и не топтаться на месте при закреплении знаний; знакомое понятие должно рассматриваться во взаимосвязи с другими и под другим углом зрения. Такая подача материала отвечает требованию осознания школьниками процесса учения.
В-четвертых, руководящая идея системы и ее дидактические прин­ципы являются достоянием каждодневной деятельности учителя и учения школьников. Методическая система обучения рассматривается как единство, обладающее типическими для преподавания всех предметов свойствами - это ее свойство многогранности и процессуальное™.
Реализация в учебном материале по разным предметам типических свойств методической системы в единстве с дидактическими принципами обеспечивает целостное развивающее воздействие на учащихся.
Принципиальными являются следующие особенности УМК:
• учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах,

которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний;
• особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач.

Учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника;
• учебный материал направлен на формирование умений мыслительной деятельности: классифицировать (предметы и понятия путем формирования соответствующих операций), формулировать выводы, проводить анализ условий заданий и задач. Развитие обобщений у школьников базируется как на индуктивном, так и на дедуктивном пути в зависимости от характера раскрываемых знаний;
• в структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса:
первый этап - предъявление ученику системы заданий поиско­вого характера с целью раскрытия понятия, правила, действия;
второй этап - сличение результатов самостоятельной работы с определениями, правилами, описаниями действий;
третий этап - применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях и во взаимосвязи с изученным ранее;
• авторы выделяют адаптационный период обучения детей. Основная задача обучения в это время - развитие психофизиологических функций школьника, необходимых для продуктивного обучения: слуховые, зрительные, речевые органы, мышцы руки, пространственная, временная,

количественная ориентация, фонетический слух и т.п.
Основные положения методик обучения отдельным дисциплинам
Русский язык:
• курс изучается в единстве двух форм его существования: как система русского языка и как повседневная речевая деятельность;
• основной метод познания - исследование соответствия (или несо­ответствия) выбранных языковых средств данной речевой ситуации (в устной и письменной форме);
• обучение чтению строится на аналитико-синтетическом звукобуквенном методе, причем на первом этапе введено опосредованное чтение рисунков, пиктограмм, схем слов и предложений, перекодирование разных шрифтов, разгадывание ребусов;
• в ходе освоения нового материала активизируются объективно существующие языковые связи, их круг расширяется, осуществляется систематический возврат к ранее изученному;
•задачи периода обучения грамоте - развитие психофизиологиче­ских функций, необходимых для продуктивного обучения чтению и пись­му; научить детей читать и писать; предоставить первичные знания о речи, языке, литературе.
Математика:
• основной путь познания курса математики - индуктивный;
• новое знание открывается через проблемную ситуацию («коллизию»);
• в процессе обучения у школьников формируется активная личностная позиция к математике (математическим фактам, явлениям, понятиям, закономерностям, ситуациям практического применения знаний и умений).
Литературное чтение:
• основной обучающий прием, с помощью которого школьники учат­ся постигать специфику художественного слова, - сравнение (научного текста и художественного, авторского произведения и фольклорного, по­этического и прозаического и т.д.);
• последовательно наращивается зона сравнительного анализа текстов, в которую со 2-го класса включаются не только литературные, но и живописные произведения;
. «учебники 3-го и 4-го классов отличает особое структурное по­строение, помогающее школьнику освоить методику собственно литера­турного чтения: школьник, читая литературный текст, вынужден обра­щаться за дополнительной информацией к разным рубрикам учебника (к «Комментариям», «Консультантам», «Исторической справке», «Ленте времени», «Картинной галерее»), выходить за рамки учебника, обраща­ясь к словарям и полным литературным текстам в хрестоматии;
• направленность на формирование у школьников навыков осознан­

ного чтения, побуждая постоянно возвращаться к уже прочитанному с разными целями и задачами, формирует исследовательский интерес, побуждая сравнивать тексты по разным основаниям; способствует формированию эстетических переживаний, раскрывая секреты художественного образа; стимулирует творческий потенциал младших школьников.
Окружающий мир:
• цепь складывающихся взаимосвязей и объективно существующие связи между природой и общественно-культурной жизнью человечества в их историческом развитии прослеживаются во всех классах;
• особенностью курса является его подчинение логике развития жизни на Земле. Первоначальные сведения о неживой природе служат базой для понимания процессов, происходящих на Земле, в результате которых возникли жизнь и живая природа. В свою очередь, знания о природных особенностях окружающей человека среды позволяют ребенку осознать закономерности развития истории человечества.
В процессе обучения по УМК у младшего школьника формируются и развиваются общеучебные интеллектуальные умения: наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать и др.
Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличает наличие таких характеристик деятельности, как анализирующее наблюдение, отвлеченное мышление, а также умение применять знания в учебных и внеучебных ситуациях.

^ Учебно-методический комплект

«Начальная школа XXI века»

Под редакцией члена-корреспондента РАО профессора Н.Ф.Виноградовой
Включен в Федеральный перечень учебной литературы.
В основе комплекта --- целостная концепция начального образования, где каждый учебный предмет в соответствии со своей спецификой и особенностями направлен на достижение главной цели --- полноценного индивидуального развития каждого ребенка и его успешного обучения.

УМК обеспечен программой, концепцией, общей методикой, раскрывающей подходы к обучению в каждом классе, и методиками для учителя по предметам.

Интегрированный курс обучения чтению, письму и математике для 1-го класса состоит из учебника, трех рабочих тетрадей «Грамота», тетрадей с развивающими заданиями для индивидуальной работы «Я учусь писать и читать», «Я учусь считать» и методики для учителя. Авторы: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая.

Комплект «Чтение и письмо» состоит из учебника и рабочих тетрадей. Предназначен не только для обучения первоклассников чтению и письму, но и для формирования у них учебной деятельности. Задания, включенные в учебник и тетради, развивают звуковую культуру, восприятие и мышление детей, расширяют их лингвистические представления. Авторы: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Л.А.Ефросина, М.И. Кузнецова, С.В.Кузнецов.
УМК «Литературное чтение» включает следующие издания: учебник, учебную хрестоматию, рабочие тетради и методическое пособие для учителя.

Учебники содержат образцы фольклора, разножанровые произведения русской и зарубежной классической литературы и методический аппарат, обеспечивающий глубокое восприятие произведений, развитие интереса к чтению и формирование основ читательской деятельности. Авторы: Л.А.Ефросина, М.И. Оморокова.

Основная цель курса математики --- математическое развитие, формирование познавательного интереса к изучению математики и основ логики. В учебниках и рабочих тетрадях содержится много оригинальных познавательных, творческих и практических задач. Включены сведения из истории математики, что повышает математическую культуру и эрудицию школьников. Авторы: В. Н. Рудницкая, Т.В.Юдачева, Е.Э. Кочурова.

Интегрированный предмет «Окружающий мир» обеспечивает развитие личности ребенка, школьник начинает осознавать связи человека со средой обитания, учится организовывать свою деятельность в природе, культуре, истории родной страны, осознать ее особенности и индивидуальность. Авторы: В.Ф.Виноградова, С.В.Гаврилова, Г.С. Калинова.

Похожие:

Научно-методический комплект учебников «Школа России» iconШкола России это система учебников (учебно-методический комплекс)
Премии Президента Российской Федерации в области образования. Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной...
Научно-методический комплект учебников «Школа России» iconУмк «Школа России» издательства «Просвещение»
Учебно-методический комплект «Школа России» надежный инструмент реализации Стандартов второго поколения
Научно-методический комплект учебников «Школа России» iconПрограмма "Школа России" «Школа Росcии»
«Школа Росcии» это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта Андрей Анатольевич Плешаков,...
Научно-методический комплект учебников «Школа России» iconПояснительная записка
Н. Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных...
Научно-методический комплект учебников «Школа России» iconУчебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»
Каленчук М. Л., Чуракова Н. А., Малаховская О. В., Байкова Т. А. Русский язык. 3 класс
Научно-методический комплект учебников «Школа России» iconРабочая программа по французскому языку 11 класс
Учебно-методический комплект «Objectif» Е. Я. Григорьева, Е. Ю. Горбачева, М. Р. Лисенко для 10-11 класса отвечает целям и задачам...
Научно-методический комплект учебников «Школа России» icon1 класс Комплект умк «Планета знаний»
Минюстом России 10 февраля 2011 года, регистрационный №19776 утвердить следующий перечень учебников для использования в учебном процессе...
Научно-методический комплект учебников «Школа России» iconОбеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической...
Начальная школа: 1 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий...
Научно-методический комплект учебников «Школа России» icon«Научно-методический центр» отдел образовательных услуг
Герасимов А. Н., методист отдела образовательных услуг мбоу дпо «Научно-методический центр»
Научно-методический комплект учебников «Школа России» iconОбразовательный стандарт у чебно-методический комплекс «перспектива»...
Система учебников «Перспектива» в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница