Обучение сочинению в 5 классе




Скачать 307,74 Kb.
НазваниеОбучение сочинению в 5 классе
страница1/3
Дата публикации21.11.2013
Размер307,74 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Л.Д. Беднарская

(Орёл)
ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ В 5 КЛАССЕ
Требования к экзаменационному сочинению-рассуждению части С в Едином государственном экзамене по русскому языку заставили учителей по-новому оценить всю многолетнюю работу по развитию речи и её результаты. Оказалось, что текстоведческие понятия и термины, хранящиеся в пассивной памяти, не находившие до последнего времени практического применения (основные признаки текста и порядок анализа текста на их основе, различение понятий смысловая часть и абзац, структура и тип текста и т.д.) стали необходимы в повседневной школьной жизни начиная уже с пятого класса. Без них невозможно ни анализировать данный для анализа текст, ни научить осознанному созданию собственного текста на основе данного.1

Стандарты второго поколения выдвигают на первый план метапредметные образовательные функции русского языка, «которые определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребёнка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развитием способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности».2

В Программе впервые дифференцированы личностные, метапредметные и предметные результаты обучения в основной школе. Определяющим метапредметным результатом является владение всеми видами речевой деятельности. Здесь на одном из первых мест находится «способность определять цели предстоящей учебной деятельности последовательность действий (т.е. планировать свою учебную деятельность – Л.Б.), умение воспроизводить текст с разной степенью свёрнутости, умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла адресата и ситуации общения: владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога» (с. 10).

Таким образом, ядро текстоведческих понятий, которые определились при подготовке к итоговому экзамену в 9 классе и к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе, относятся к метапредметным функциям и результатам обучения.

Эти текстоведческие понятия закладываются уже в 5 классе на первых уроках обучения сочинению, так как они мотивированы практической работой: без осмысления этих понятий ученик не может осознанно написать сочинение, а учитель не может научить его писать сочинение.3 Уже в 5 классе закладываются основы речеведческих и текстоведческих понятий и компетенций, которые учащиеся параллельно развивают на уроках по другим предметам, ведь средством обучения там тоже является текст.

Стандарты первого, и особенно второго, поколения тесно связывают предметные, собственно лингвистические, параметры обучения с коммуникативными требованиями. «Развитие речи на каждом уроке» стало определяющим методическим фактором. Изученное грамматическое явление закрепляется, прежде всего, в тексте, и данном в учебнике, и созданном учеником.

Обучение сочинению идёт параллельно с обучением анализу текста. В 5 классе уже на первых уроках учащиеся знакомятся с алгоритмом учебного анализа текста: тема, тип, стиль. Эти три вектора погружения в текст отражают его основные признаки: цельность, связность, словесное и морфологическое наполнение.4

Определяя цельность текста, учащиеся называют его тему. Это понятие знакомо пятиклассникам: заканчивая первый класс, они определяют и формулируют тему текста на уроках чтения и русского языка.

^ Тема характеризует цельность текста: в 5 классе учащиеся осмысливают содержание текста и формулируют это содержание в виде заголовка, подбирают синонимичные образные формулировки заголовков, выделяют ряд опорных (ключевых) слов в тексте.

Формулировка темы нейтральна, формулировка заголовка обязательно содержит оценочный или метафорический компонент. Уже в 5 классе ученики узнают, что в научном и деловом стилях формулировки темы и заголовка текста совпадают.

^ Тип текста характеризует его связность. Здесь пятиклассники членят текст на смысловые части, доказывают, что каждая смысловая часть содержит единую мысль, собственные ряды опорных (ключевых) слов, строится по собственному типу. Ученики характеризуют связи между предложениями в смысловых частях и между смысловыми частями.

Характеризуя структуру каждой смысловой части, учащиеся анализируют её как микротекст: определяют тему смысловой части в начальном предложении, показывают, как она развивается, находят ключевое предложение в смысловой части, объясняют, как последнее предложение смысловой части связано с первым предложением последующей смысловой части.

Раньше текст квалифицировался как единица речи, поэтому в учебниках использовался термин тип речи. Сейчас в вузовской и школьной практике текст определяется как единица языка и речи, поэтому предпочтительным стал термин тип текста.

Уже на первых уроках работы с текстом учащиеся различают понятия смысловая часть текста и абзац. Смысловая часть – микротекст, отвечающая основным признакам текста. Абзац – знак препинания, красная строка, отражающая субъективное авторское членение текста. При анализе смысловых частей текста ученики указывают, совпадает ли смысловая часть с абзацами или включает несколько абзацев. Невозможно планировать собственный текст, опираясь на понятие абзац, так как он не является структурной основой цельного текста.

Учащиеся обращают внимание, из скольких предложений состоит смысловая часть, сколько из них простых и сколько сложных. Такая работа не занимает много времени, но является хорошим тренингом, автоматизирующим навык структурного анализа текста. Тип текста учащиеся определяют при анализе каждой смысловой части, так как живой текст включает переливы, переплетения описания, повествования и рассуждения в разных смысловых частях. С понятиями типов текста детей необходимо знакомить уже в начальной школе в доступных им терминах.

Описание – это словесная картина, чтобы описать, нужно использовать существительные, прилагательные. Глаголы в роли сказуемых должны отвечать на вопросы что делали? что делают?

Повествование – это «мультик», бегущая картинка, поэтому в повествовании важны глаголы, которые должны отвечать на вопросы что сделал? что сделали? Глаголу помогает наречие. Эти части речи – опорные в повествовании.

Рассуждение имеет свою структуру: тезис – доказательства (аргументы) – вывод. Прежде чем познакомиться с текстом-рассуждением, пятиклассники узнают, что рассуждение они используют на уроке русского языка при повторении грамматического материала. Например, при ответе на вопрос, какой частью речи является слово ремонт? учащиеся отвечают, по образцу, представленному учителем, используя структуру рассуждения:

^ Тезис: слово ремонт является именем существительным.

Аргументы: во-первых, слово ремонт отвечает на вопрос что?

Во-вторых, оно имеет мужской род, относится ко второму склонению, изменяется по числам и падежам.

В-третьих, в предложении оно может быть или подлежащим, или дополнением.

Вывод: следовательно (итак), это имя существительное.

Структуру рассуждения вслед за учителем повторяет сильный ученик, а за ним и остальные. Так уже в 5 классе учащиеся осознанно выстраивают структуру рассуждения, так начинается многолетняя работа по созданию рассуждения на лингвистическую тему. Матрица рассуждения, заложенная на уроке русского языка, помогает им выстраивать рассуждения и на уроках по всем другим предметам школьного цикла.

При проговаривании рассуждения учащиеся практически знакомятся с необходимыми вводными словами: во-первых, во-вторых, …, значит, итак, следовательно, например, запоминают пунктуационное правило. Эти вводные слова необходимы им при выстраивании рассуждений на уроках по другим предметам.

Характеризуя стиль текста, учащиеся обращают внимание на его словесное наполнение: художественно-изобразительные средства, пассивную лексику, термины и другие слова, определяющие стиль текста. Учебники содержат в основном художественные, реже публицистические тексты, позволяющие активизировать работу по развитию речи (лексическая и грамматическая синонимия, омонимы, антонимы, художественно-изобразительные средства).

Работа над обучающими сочинениями начинается с анализа текста-образца. Опыт многолетней работы показал, что создание творческой обучающей работы (изложения разных видов, сочинения) невозможна без предварительного анализа текста–образца. В таких же параметрах проводится работа и в процессе итогового контроля: творческие работы являются результатом многоаспектного анализа текста, поэтому уже в 5 классе начинается многолетняя работа, которая призвана сформировать навык создания сочинения или изложения на основе текста-образца.

Современные технологии написания сочинения включают следующие этапы:

  • мотивационный этап;

  • постановку целей и их максимальную конкретизацию; учебные цели формулируются с ориентацией на достижение результатов;

  • совместную подготовку учебных материалов;

  • оценку текущих результатов, коррекцию обучения, направленного на достижение поставленных целей;

  • заключительную оценку и анализ результатов – подход к "обучению полного усвоения".

В Сборнике заданий для 5 класса5 представлена система оригинальных упражнений, которая готовит учащихся к написанию творческих работ – небольших сочинений. С самого начала идёт ориентация учащихся на планирование будущего сочинения, совпадающая с требованиями итогового контроля: определение его объёма, объёмов смысловых частей. Сочинение в пятом классе не превышает одной страницы.

Упражнения, развивающие устную и письменную речь, пятиклассники выполняют параллельно с обучением написанию сочинений.

Уже в 5 классе дети практически знакомятся с понятиями цепной и параллельный текст. До сих пор в действующих учебниках и методических материалах ЕГЭ по русскому языку не дифференцированы теоретические понятия тип текста и структура текста – они полностью отождествляются. Однако второе понятие шире первого.

Одним из подготовительных упражнений к письменному сочинению является устное сочинение, в процессе которого дети сообща создают текст, познавая его структурные закономерности. Учитель записывает на доске первое предложение, дети устно продолжают рассказ, несколько предложений записываются на доске и в тетрадях:

^ У нас во дворе // живёт кошка. Кошку // зовут Мурка. Мурка // любит с нами играть. Игры // бывают самые разные

Учитель задаёт вопрос: почему паузы разделяют эти предложения именно так? Потому что они отделяют известную говорящему лицу информацию от новой, неизвестной ему.

Учитель объясняет, как строится цепной текст: новая информация предшествующего предложения становится известной в следующем предложении. Связь между предложениями осуществляется при помощи повторов: известное – неизвестное – известное. В дальнейшем эти повторы редактируются, заменяются местоимениями и синонимами и т. д.

Параллельный текст строится по-другому. Первое предложение несёт общую информацию, которая конкретизируется в последующих предложениях:

Лесные жители готовятся к зиме. Медведи ищут подходящие ямы для берлоги. Зайцы нагуливают жирок. Белки проверяют запасы в дуплах. Мыши таскают зёрна в норки…

В первом предложении содержатся слова с общим (гиперонимическим) значением, это значение конкретизируется синонимами, антонимами, вообще словами с более конкретным значением в последующих предложениях.

Как параллельный текст могут строиться и описание, и повествование, и рассуждение, точно так же, как и описание, и повествование могут иметь структуру цепного текста.

По первому предложению можно спрогнозировать структуру и тип будущего текста.

^ Осень в этом году поражает своей красотой.

Первое предложение прогнозирует параллельный текст-описание.

В воскресенье мы с папой ходили в зоопарк.

Первое предложение текста прогнозирует параллельный текст-повествование.

^ На нашей улице живёт удивительная собака.

Прогнозируем цепной текст-описание.

На проталинках показались первые подснежники.

Прогнозируем цепной текст- повествование.

Цепной текст формирует аргументы в рассуждении, а само рассуждение построено как параллельный текст, однако рассуждение в отличие от параллельных текстов других типов имеет вывод.

Подобные упражнения помогают детям с самого начала строить свой текст осознанно. В дальнейшем на уроках развития речи в 6-9-х классах можно предлагать учащимся такие упражнения, поручать им самим подбирать первые предложения, прогнозирующие структуру и тип будущих текстов сочинений.

В соответствии с программой в 5 классе школьники учатся писать сочинения-описания предмета, животного, помещения, картины, пейзажа, элементов портрета. Написание сочинения полностью проходит под руководством учителя.

Перед первым уроком, посвящённым описанию предмета, учитель вместе с учащимися обсуждает, каким будет сочинение-описание предмета, какой предмет они выберут для описания. С одной стороны, учитель должен обеспечить творческую свободу детей, с другой – эта свобода не должна затруднять работу по созданию общего алгоритма сочинения. В этом возрасте ребёнку легче и интереснее описать свою любимую игрушку. Скорее всего, пятиклассники выберут мягкую игрушку.

Учитель даёт задание: внимательно посмотреть на свою любимую игрушку, устно описать её дома, отметив самые характерные особенности, подумать, за что ребёнок любит свою игрушку.

Урок начинается с ответов учащихся, которые рассказывают о своих игрушках (3-4 мин.). Учитель читает пятиклассникам текст-образец. Лучше прочитать отрывок из рассказа В. Драгунского "Друг детства", то место, где Денис Кораблёв, собравшийся стать боксёром, приспосабливает для тренировочной груши своего забытого старого мишку. Учащиеся читали этот текст в начальной школе. Текст рождает эмоциональный отклик и показывает приёмы описания игрушки. Первая часть фрагмента представляет собой описание, по образцу которого дети будут писать сочинение:

^ И я устроил мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки, я даже помнил, когда он появился. Но это было неважно, потому что мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдаётся…

Вторая часть фрагмента включает элементы повествования, её можно прочитать позже перед работой над второй, основной, смысловой частью, чтобы создать эмоциональный отклик учащихся, усилить мотивацию написания сочинения:

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, и повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатный тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара.

Можно взять текст-образец – описание куклы наследника Тутти из романа-сказки Ю. Олеши "Три толстяка".

Планирование будущего сочинения предполагает типовой алгоритм. Учитель делит доску на две части. Слева записывается план и синонимичные рамочные предложения. Справа – наиболее удачно подобранные пятиклассниками лексические средства описания (эпитеты, метафоры, синонимы, антонимы). Структура записей на доске перед сочинением сохраняется и в дальнейшем: слева – структура будущего сочинения, справа – его словесное наполнение. Основная работа над сочинением, т.е. над его первыми двумя смысловыми частями, должна пройти в классе. Дома пятиклассники дописывают его третью – оценочную – часть.

Как мы назовём сочинение? Идёт обсуждение вариантов заголовков. Два из них, самые удачные, записываются на доске. Каждый ученик записывает свой понравившийся ему заголовок.

Затем обсуждается вопрос о структуре сочинения. Оно будет состоять их трёх смысловых частей. План-модель носит функциональный характер и записывается только на доске (не в тетрадях):

1. Знакомство с предметом.

2. Описание предмета.

3. Оценка предмета.

Уже здесь важно расчленить два теоретических понятия, которые не разделяются в популярных школьных учебниках по русскому языку: смысловая часть и абзац.

Абзац – знак препинания, красная строка. Прогнозируя сочинение, мы опираемся на понятие смысловая часть, так как она отвечает основным признакам текста: цельности и связности. Всё сочинение будет занимать максимум страницу (у сильных учащихся). Личностно ориентированное обучение предполагает индивидуальный выбор объёма и его планирование слабыми учащимися.

Прогнозируем объём каждой смысловой части. Первая смысловая часть будет включать два-три предложения (минимум одно). Вторая смысловая часть будет самой объёмной. И третья смысловая часть будет состоять из одного-трёх предложений. Отмечаем эти границы на странице. Планирование объёма смысловых частей носит индивидуальный характер.

Вводим понятие рамка текста.6 Ученики обращают внимание на первое и последнее предложения своего будущего сочинения. Учитель объясняет, что первое предложение является «визитной карточкой» сочинения, оно должно быть самым ярким, привлекающим внимание читателя, поэтому работа над ним должна быть очень тщательной. Учащиеся обсуждают то, как по-разному можно начать сочинение. Это первый мотивированный опыт подбора оптимального предложения из ряда синонимических, первое знакомство с богатейшей синтаксической синонимией родного языка. Это может быть восклицательное предложение, или вопросительное, или риторический вопрос: Как я люблю своего мишку! Правда, мой мишка самый симпатичный? Какая игрушка мне дороже всего? Почему я выбрал мишку? Как мне забыть своего милого мишку! Мой старый любимый мишка!.. Я думаю о нём даже в школе. Позвольте, я вам расскажу о моём любимом друге. Как, вы ещё незнакомы с моим любимым другом?!

Первое рамочное предложение заявляет тему будущего сочинения и несёт значение оценки. Здесь даётся общая характеристика предмета или впечатления от него. Последнее предложение сочинения должно носить афористичный характер: его можно закончить пословицей или крылатым выражением, подобрать которые дети будут иметь возможность дома. При анализе сочинения можно будет обсудить самый удачный выбор.

Наиболее удачные начальные предложения (2) записываются на доске для самых слабых. Важно, чтобы у пятиклассников перед глазами были варианты записей. Многие из них ещё не имеют навыков письменной речи, им легче наработать эти навыки в процессе коллективного обсуждения. Выбранное каждым учащимся начальное предложение записываем все вместе. Учитель даёт 2-3 минуты на то, чтобы развить тему (одно - два предложения).

Учитель обращает внимание детей на то, что они будут писать сочинение, представляющее элементы и другого типа – рассуждения. Как только в сочинении появляется оценка чего-либо, описание предмета, животного и т.д. сочетается с аргументацией этой оценки. Пятиклассники должны знать, что они пишут сочинение-описание с элементами рассуждения. Второе (третье) предложение должно тематически развивать первое.

Вторая смысловая часть – это развитие темы, в ней описывается игрушка, и эта смысловая часть будет занимать самый большой объём в сочинении. Здесь дети должны выбрать самые яркие отличительные признаки предмета. Заполняем правую сторону доски. Пятиклассники подбирают синонимы (может быть, и антонимы), метафоры, сравнения, обсуждают каждое найденное слово, лучшие из них учитель записывает на доске. Полезно выяснить, какое предложение будет нести самую большую смысловую нагрузку во второй части. Думаем вместе, как наиболее удачно закончить вторую смысловую часть, чтобы она органично перетекла в третью.

Внимание пятиклассников обращается на то, какие части речи преимущественно будут использованы в сочинении: существительные, прилагательные. Все вместе под руководством и с помощью учителя пятиклассники записывают вторую смысловую часть.

С первого урока, обучающего писать сочинение, должна быть предусмотрена дифференцированная работа. Сильным учащимся можно предложить написать ещё одну смысловую часть. В третьей смысловой части описывается ситуация, в которой проявляется предмет (потеряли и нашли, сломали – исправили и т.д.).

В третьей смысловой части (для всего класса) содержится вывод-оценка предмета: за что я люблю своего друга. Урок заканчивается высказываниями детей на эту тему. Дописывать сочинение они будут дома.

В более слабом классе сочинение может включать три смысловые части, ситуативная часть может быть опущена.

Учитель обращает внимание детей на варианты связи между смысловыми частями: местоимения, синонимы, союзы.

Сочинение, написанное на первом уроке по развитию речи.

^ Мой любимый мишка

Как я люблю своего старого мишку! Я знаю его всю жизнь, потому что он всегда со мной.

Мой мишка старый, у него пришита задняя лапа. Носик у него оторвался лет пять назад, и вместо него мама приделала чёрную пуговицу. Но глаза у него зелёные, блестящие, так и смотрят и разговаривают со мной. Животик у него толстенький и тёплый, я его прижимаю к себе, чтобы согреться зимой под одеялом.

Однажды на даче, когда я ещё не ходил в школу, мой мишка упал в колодец. Я заплакал, а папа его достал. Мы сушили мишку на солнышке, и он даже не заболел. Мишка и сейчас сидит на полке и смотрит на меня, таращит свои весёлые глазки.

^ Вот какой он у меня молодец! (Оля Иванова)

Анализируя сочинения после их проверки, учитель показывает, как "сшиваются" смысловые части при помощи ключевых слов, как соединяются предложения в смысловых частях и смысловые части при помощи синонимов, местоимений и т.д. Уже на этом уроке обращаем внимание детей, насколько удачно выстроена вторая смысловая часть, насколько оптимально она связана с первой и третьей смысловыми частями, достаточно ли раскрыта микротема в третьей смысловой части.
  1   2   3

Похожие:

Обучение сочинению в 5 классе iconУрок литературы в 9 классе. Тема: «Обучение анализу эпизода 2 действие...
Тема: «Обучение анализу эпизода (2 действие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», диалог Фамусова и Чацкого). Подготовка к домашнему...
Обучение сочинению в 5 классе icon«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине
Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»
Обучение сочинению в 5 классе iconКонспект урока русского языка в 11 классе
Подготовка к сочинению-рассуждению на основе предложенного текста задания С1 контрольно-измерительных материалов на экзамене в форме...
Обучение сочинению в 5 классе iconКонспект урока по литературе в 8б классе на тему: «Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Цели урока: через анализ содержания выявить основную идею поэмы; научить работать с источниками, подготовиться к сочинению; выразительное...
Обучение сочинению в 5 классе iconИспользование эвристического метода обучения на уроках литературы...
Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а...
Обучение сочинению в 5 классе iconТема: Подготовка к сочинению по картине А. И. Куинджи "Березовая роща" в 5 классе Цель урока
А. И. Куинджи, вызвать интерес к произведениям живописи, пробудить желание высказать свое отношение к картине, обосновать, мотивировать...
Обучение сочинению в 5 классе iconРабочая программа педагога
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. На изучение биологии на профильном...
Обучение сочинению в 5 классе iconПлан-конспект урока по русскому языку в 7 «Б» классе «Подготовка...
Цели: продолжить работу над формированием художественного мышления на уроках развития речи, обогащением словарного запаса учащихся;...
Обучение сочинению в 5 классе iconРабочая программа курса по выбору «Путешествие в микромир» в 9 классе...
В. Н. Семенцовой «Программы элективных курсов: предпрофильное обучение». Курс по выбору рассчитан на один год обучения по 1ч в неделю,...
Обучение сочинению в 5 классе iconУрок в 10 классе профильное обучение. Курс «Право»
Оборудование : Декларация прав человека, Конституция рф, тексты сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница