Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь. 3 класс




Скачать 499,53 Kb.
НазваниеКлиманова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь. 3 класс
страница1/4
Дата публикации17.11.2013
Размер499,53 Kb.
ТипРабочая учебная программа
pochit.ru > Литература > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

города Бежецка Тверской области

_________________________________________________________________

171980 Российская Федерация, Тверская область,

город Бежецк, пер. Молодежный, д.9

Телефон: 8-(48231) 5-83-04; 8-(48231) 5-83-50


Утверждаю

Директор МОУ СОШ№6

_А.Н.Некрасов_________

(ФИО)

Приказ №______________

от «____»_________20____г.

Согласовано

на Методическом Совете

школы

Протокол №________

от «___»_________20___г.

Руководитель МС

_Е.Н.Малашина_________

(ФИО)

Рассмотрено на МО

учителей начальных

классов

Протокол №_________

от «_____»_________20___г.

Руководитель МО

_С.Н.Гогушкина__________

(ФИО)


^ Рабочая учебная программа по

_______________литературному чтению__________________

(наименование учебного предмета/курса)

______________________I ступень, 3 класс___________________________

(ступень образования/класс)

______________________2010 – 2011 учебный год_____________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе_ «Литературное чтение» В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой_

(наименование программы)

Программу составил__ учитель начальных классов____________________

______________С.Б.Степанова_(I _квалификационная категория)_______

(ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу)

г. Бежецк

2010г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования.

^ В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

 Учебник: Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь. 3 класс. – М.: Просвещение, 2008.

 Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 3 класс. – М.: Просвещение, 2007. – Серия «Успешный старт».
Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

^ Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

^ Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Литературоведческий принцип противопоставляется лингвистическому анализу текста, имевшему место в начальном обучении, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. («Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.) Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в среднем и последующем звеньях школы, вводится постепенно. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.

Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение), на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя, на третьем году обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Кроме навыка чтения и традиционных для программ начальной школы по чтению речевых умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), в программу литературного чтения включается такой раздел, как «Круг чтения», который должен постепенно расширить читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, что помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка.

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые затем повторяются в программе для V—VIII классов.

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. На внеклассное чтение в 1 классе отводится 20 минут один раз в неделю. Во 2 – 4 классах внеклассное чтение проводится два раза в неделю по 20 минут.
Ill КЛАСС (136 ч)
Круг произведений для чтения
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
^ Самое великое чудо на свете (15 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Русские народные песни. Докучные сказки.

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Урок –КВН (обобщающий урок по теме)
Поэтическая тетрадь 1 (10 ч)

1.Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».

Урок – путешествие в Литературную страну (обобщающий урок)
Великие русские писатели (21 ч)

1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...»,

«Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Литературный праздник (обобщающий урок)
Поэтическая тетрадь 2 (7 ч)

1.Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Развивающий час (урок – обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2)
Литературные сказки (11 ч)

1.Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Урок – КВН (обобщающий урок по первой части учебника)
Были и небылицы (13 ч)

1.М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Урок – путешествие по «Былям – небылицам)
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

1.С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Урок – викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1»

Люби живое (19 ч)

1.М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Урок – конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по теме «Люби живое»)
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)

1.С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Урок «Крестики – нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч)

1.Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (7 ч )

1.Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок)
Зарубежная литература (10 ч)

«Храбрый Персей».

Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок».

Брейн – ринг (обобщающий урок за курс 3 класса)
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу III класса
Обучающиеся должны:

владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 70 слов в мин;

понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Обучающиеся должны уметь:

устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

составлять план к прочитанному — полный, краткий, картинный;

вводить в пересказы элементы описания, рассуждения и цитирования;

составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий) прочитанного текста (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей), придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны знать:

наизусть не менее 10 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

не менее 5—6 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно кстати употребить их).


^ Пояснительная записка
к тематическому планированию по литературному чтению

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса («Литературное чтение» Авторы: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования 1998 года.

Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе рассчитано на 3 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 102 часа в год. Учитывая измененный на основании рекомендаций Департамента образования Тверской области учебный план на 2010 – 2011 уч.год, добавляется 1 час компонента образовательного учреждения для усиления изучения предмета. Следовательно, данное тематическое планирование скорректировано и рассчитано на 4 учебных часа в неделю, что составляет 136 учебных часов в год. Усиление изучения предмета планируется за счет дополнительных часов по следующим темам:


№ урока

Тема урока

Коли-чество часов

Дата

3

Русские народные песни. Небылицы. Докучные сказки.

2




6-7

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1




16

Стихи И.З.Сурикова

1




23-26

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

1




32-33

А.Н.Толстой «Акула», «Прыжок»

1




38

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1




43

Внеклассное чтение «Лес не школа, а всему учит». Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».

1




46

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1




51-52

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»

1




53-54

А.И.Куприн «Слон»

1




57

Саша Черный «Воробей» «Слон»

1




58

Стихи А.Блока

1




61-62

И.С.Соколов – Микитов «Листопадничек»

1




65-66

В.В. Бианки «Мышонок Пик»

1




70

В.Л.Дуров «Наша Жучка»

1




71

В.П.Астафьев «Капалуха»

1




78

Е.А.Благинина Стихи

1




81-82

А.П.Платонов «Цветок на земле»

1




83

А.П.Платонов «Еще мама»

1




84-85

М.М.Зощенко «Золотые слова»

1




86-87

М.М.Зощенко «Великие путешественники»

1




90

В.Ю.Драгунский «Друг детства»

1




92-93

Внеклассное чтение «Любимые книги – любимые писатели» Ю.И.Ермолаев «Проговорился»

1




94

Г.Б.Остер «Вредные советы» «Как получаются легенды»

1




97-98

Внеклассное чтение «Глаз видит далеко, а ум дальше» Древнегреческие мифы

2




99-101

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

1




Резерв

Зарубежная литература

6





^ Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

– формирование эстетического отношения к искусству слова;

– совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

– формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

– обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

– развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

^ Планируемый уровень подготовки обучающихся начальной школы:

– осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;

– описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
^ Литературное чтение

  1   2   3   4

Похожие:

Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь. 3 класс iconРабочая программа по курсу «Литературное чтение» для 4 класса разработана...
Литературное чтение / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 2008г., Буп оу 2004 г.; и методическими...
Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь. 3 класс iconКлиманова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. «Родная речь: 4 класс.»
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. Ф. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов» четырехлетней начальной школы, утвержденной...
Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь. 3 класс iconКлиманова Л. Ф. «Родная речь»: учебник для 2 класса в 2 ч. /Л. Ф...
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», утверждённой...
Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь. 3 класс iconЛитературное чтение
Учебник: «Родная речь» 3класс (в 2 частях) В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова /Москва «Просвещение», 2008г
Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь. 3 класс iconУчебно-методический комплекс мбоу «сош №42» (2012/2013 учебный год)
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. «Литературное чтение» 1 класс
Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь. 3 класс iconПеречень учебников на 2011 2012 учебный год в моу сош №131 (филиал) Начальная школа
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. М.: Просвещение
Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь. 3 класс iconРабочая программа по литературному чтению
Концепция и программы для начальных классов «Школа России-М.,Просвещение 2010, программы «Литературное чтение»авторы Л. Ф. Климанова,...
Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь. 3 класс iconКонспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: «Устное...
Литературное чтение. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Концепция и программыдля начальных классов «Школа России»,...
Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь. 3 класс iconНачальное образование
Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Азбука. В 2-х частях Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Литературное чтение. В 2-х частях
Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь. 3 класс iconЖизнь и творчество К. И. Чуковского
Л. Ф. Климанова и др. «Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 2 класса», книга К. И. Чуковского «25 загадок, 25 отгадок»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница