Тема урока «Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев» Цели урока




Скачать 59,63 Kb.
НазваниеТема урока «Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев» Цели урока
Дата публикации16.11.2013
Размер59,63 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Тема урока

«Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством Феофана Грека, Дионисии, Андрея Рублева;

  • показать влияние православной культуры на сознание русского человека XIV – XV вв.

Оборудование урока:

1. 50 биографий мастеров русского искусства. Л.: Аврора, 1970.

2. В.Н. Лазарев, Феофан Грек и его школа. М.: 1961.

3. М.В. Алпатов. Андрей Рублев М. 1972.

4. Репродукции икон. Андрей Рублев «Троица»,

Феофан Грек «Троица»,

Дионисий «Богоматерь Одигитрия».

5. Карта. Русь в XIV – XV вв.

Тип урока: урок-семинар.
Ход урока

I. Вступительное слово учителя о развитии русской культуры в XIV - XV вв. и целях урока.

В XIV – XV вв. обитатели раздробленных русских земель задумывались об обретении нового единства, о достижении независимости от Золотой Орды.

Руси нужны были пророки, художники – мессии, способные заставить зрителя содрогнуться, вдохновить на борьбу, на подвиги и свершения. Я предлагаю вам познакомиться с творчеством Феофана Грека, Дионисия, Андрея Рублева.

II. Творческие выступления учащихся по опережающим знаниям.

1. Феофан Грек.

Именно так действовали на прихожан фрески новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Интересная историческая деталь: мастер – изограф работал над фресками по заказу боярина Василия Даниловича и по приглашении. самих жителей с Ильиной улицы. Частично фрески сохранились до наших пор.

Все персонажи фресок – люди могучего духа, стойкого характера, страстные натуры.

Время диктует вкусы…

После им Новгорода Феофан работал в Москве, где имел собственную мастерскую. В летописях упоминаются произведения, написанные им за десять московских лет (до 1405 г.). Это росписи кремлевских храмов: церкви Рождества богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов. Из всех этих работ сохранился лишь иконостас Благовещенского собора, созданный Феофаном Греком совместно с Андреем Рублевым и старцем Прохором с Городца. Православный монах Феофан, родившийся в 1330-е гг., появился в русских землях, будучи сложившимся мастером, - в конце XIV в. К этому времени он уже прославился росписями сорока каменных церквей в Византии.

Феофан покинул Византию, клонившуюся к упадку, но сохранившую духовные традиции, и очутился на Руси в трудное, переломное время.

Феофан умер в 1415 г. Где он провел свои последние годы? Какими были его последующие работы? Это вопросы, еще требующие ответов. Исследователи их ищут. Предполагают, например, что Феофан работал как книжный ………………

2. Дионисий.

Полна загадок и история жизни другого великого изографа – Дионисия (ок. 1440 – после 1502). Дионисий умер (предположительно) до 1508 г., но создать успел работы грандиозные. Среди них – фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, иконы для успенского собора Московского Кремля, икона «Богоматерь Одигитрия» для Вознесенского монастыря, житийные иконы митрополитов Петра и Алексея, росписи храма Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре, куда мастер был приглашен игуменом Иосифом Волоцким.

В Третьяковской галерее хранится замечательная икона работы Дионисия «Спас в Силах» На её оборот сохранилась резная надпись:»В лето 7008(1500) писан Деисус и празники и пророци Денисьева письмени».

Древнерусские иконы – весьма важные исторические источники. Не являются исключением и рабаты Дионисия. Взглянем на икону «Митрополит Алексей», происходит она из Успенского собора Московского Кремля и предположительно создана в 80-е гг. XV в. Следуя совету своего друга и покровителя Иосифа Волоцкого изображать святых «ако живых и стоящих с ними», Дионисий создал хотя и идеализированный, но живой портрет конкретного, реально жившего человека.

Двадцать житийных клейм, окружающих изображение митрополита, это рассказ о его жизни, о событиях XIV века. Здесь и беседа Алексия с Сергием Радонежским об основании Спасского монастыря в Москве, и благословение митрополитом ученика Сергия Андроника на игуменство: четыре клейма рассказывают о поездке Алексея в Орду, Дионисий создал и иллюстрированный рассказ о молении Алексия в Успенском соборе в Москве перед гробом митрополита Петра, изображал и почтит жанровые сцены: одно клеймо посвящено встрече митрополита с великим князем и боярами, другое – закладке гробницы Алексия в Чудовом монастыре.

Летописец называет Дионисия «изящным и зело хитрым в Русской землё». Творчество Дионисия – ликующая светлая песнь в красках, прославляющая добро и красоту, - явилось выражением блестящего расцвета культуры и искусства.

3^ . Андрей Рубле.

«…Есть «Троица» Рублева, значит, есть бог», - эти известные слова отца Павла Флоренского напоминают о смысле земного служения преподобного инока Андрея (ок. 1360 или 1370 – 1427). Его «Троица» помогает ели не понять, то ощутить духовное средоточие христианства. Рублев не столько иллюстрирует известное библейское повествование, сколько стремится воплотить в красках и линиях мир, красоту, гармонию.

Творения Андрея Рублева знали и ценили в Московском царстве, их ценят и пытаются понять в нашей России. Однако был и весьма долгий период незнания, равнодушия к личности и творчеству Андрея Рублева. В конце XVII в. в Спасо – Андрониковом монастыре были сбиты обветшавшие стенные росписи – последняя работа инока Андрея. Тогда же затерялось и место его погребения. а неповторимая красота икон «Рублева письма» к тому времени скрылась под темной олифой, под поздними ремесленными поновлениями и сплошными окладами. Лишь после реставрационного раскрытия «Троицы», «Звенигородского чина», некоторых других работ, после обнаружения письменных свидетельств о жизни и трудах преподобного Андрея образ его приобрел отчетливость, определенность. Подлинный масштаб, истинное место Андрея Рублева в духовной культуре средневековой Руси может приоткрыться лишь на основе диалога богослов, священников-практиков с учеными, музейными работниками, искусствоведами и философами. Ибо инок Андрей неотделим от истории русской православной Церкви – так же, как неотделимы от истории русской культуры созданные им лики святых.

Биография всякого художника неотделима от его творений. С достаточной уверенностью мы можем Рублеву следующие произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405); росписи и иконостас Успенского собора во Владимире (1408); икону «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора в Звенигороде (начало XV в.)4 иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре (20е гг. XV в.); росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве (начало 20х гг. XV в.)

Первое упоминание об Андрее Рублеве мы встречаем в летописи под 1405 г. Инок Андрей был тогда еще относительно молодым человеком. По мнению «Жития преподобного Андрея Рублева», в молодые годы Рублев учился и работал в Византии и Болгарии. Согласно одной из гипотез, Андрей – ученик знаменитого Феофана Грека. Во всяком случае они работали вместе в 1405 г.

Место пострижения Андрея неизвестно, но вся его жизнь была связана с двумя монастырями – Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Если же говорить об учителе Андрея Рублева не в живописи, а в монашеском служении, то следует, конечно же, упомянуть Сергия Радонежского, воплотившего в себе нравственный идеал эпохи. Андрей был хорошо знаком с Епифанием Премудрым, непосредственным учеником Сергия, знал и других образованных людей своего времени, тесно общался с ними.

Под 1408 г. инок Андрей впервые упоминается вместе со своим сопостником Даниилом Черным. С этого года можно говорить о тесной духовной связи двух иконописцев, продолжавшейся около 20 лет.

Многие годы инок Андрей провел в Троице-Сергиевом монастыре. Видимо там он получил незаурядное образование, читая книги в великолепной монастырской библиотеке. Вероятно, в те же годы Рублев стал выдающимся иконописцем, приобрел известность. Из Троицкого монастыря Рублев отправился расписывать Благовещенский собор в Москве, Успенский собор во Владимире (где он работал с Даниилом Черным). Последние годы жизни Андрей Рублев провел в Андрониковом монастыре в Москве, где расписывал храм Спаса и где ныне находится музей древнерусского искусства, носящий имя великого художника. «Троица» конечно же была написана в Троице-Сергиевой обители. Наиболее вероятная дата ее создания 1411 г. Основатель Монастыря Сергий Радонежский придавал образу Троицы особое значение, видел в нем воплощение идей единства и согласия. Епифаний Премудрый писал в Житии Сергия, что тот возвел храм, «дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Духовное противостояние этой розни, династическими распрями и княжескими междоусобицами, утверждение гармонии в человеческих отношениях считали важной задачей и преподобный Сергий и преподобный Андрей.

III. Рассказ учителя о значении и содержании иконы «Троица», о её богословской символике.

IV.Подведение итогов.

Итак, ребята, вы познакомились с творчеством трех великих иконописцев. Главным смыслом творчества которых было: единение Руси, величие Руси, утверждение идеи человеколюбия.

V. Домашнее задание.

Эссе «Троица – воплощение единства и согласия».



Учитель истории Черенкова Т.Вл.

Похожие:

Тема урока «Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев» Цели урока iconТема урока. Печать Каина на Раскольникове (Роман «Преступление и...
Цели урока. Рассмотреть роман в контексте библейского рассказа о Каине и Авеле, отметить параллельные мотивы
Тема урока «Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев» Цели урока iconУрока. Тема урока
Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Учитель определяет цели, задачи и тему урока
Тема урока «Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев» Цели урока iconУрока Тема урока Цели и задачи урока
...
Тема урока «Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев» Цели урока iconУрока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты
А урока соответствует его целям. Типа урока (комбинированный), его структура, логическая последовательность взаимосвязана с этапами...
Тема урока «Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев» Цели урока iconТема урока: «Нравственные проблемы в романе А. С. Пушкина «Дубровский». Цели урока
Цели урока: Помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа; подвести их к мысли, что жестокость, деспотизм равно разрушительны...
Тема урока «Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев» Цели урока iconРазработка урока Тема урока: Сила Архимеда
Цели урока: Образовательная: обеспечить формирование понятия выталкивающая сила, используя задания исследовательского характера
Тема урока «Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев» Цели урока iconТема урока: изображение фигуры человека в истории искусства Тип урока
Цели урока; Познакомить учащихся с представлениями о красоте чело­века в истории искусства
Тема урока «Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев» Цели урока iconУрока: «История развития эвм». Цели урока
Цели урока: познакомить учащихся с устройствами, являющимися предшественниками компьютеров; познакомиться учащихся с изобретателями...
Тема урока «Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев» Цели урока iconУрока №урока по теме Тип урока Тема урока Практич. Лаборат. И контр...

Тема урока «Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев» Цели урока iconУрока № урока по теме Тип урока Тема урока Практические работы оборудование Основные понятия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница