Героя Советского Союза Краснова В. М. Альбом Подготовили учащиеся 11 класса




Скачать 196,62 Kb.
НазваниеГероя Советского Союза Краснова В. М. Альбом Подготовили учащиеся 11 класса
Дата публикации24.04.2013
Размер196,62 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.»

Альбом



Подготовили учащиеся 11 класса

Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960), крупнейший поэт двадцатого века, лауреат Нобелевской премии, внёс незаменимый вклад в русскую и мировую поэзию. http://www.lechaim.ru/arhiv/108/fridman.files/image008.gif

В литературу Пастернак вошёл как поэт, обладающий даром нового зрения, уникальной сложности.

Три стихии – живопись, музыка и философия – развивали его поэзию, формировали неповторимость и индивидуальность его творческого стиля, помогая лучше выразить чувства.

Обратите внимание на его портрет. Внешность поэта, речь были особенными. Он был поразительно красив: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, глубокий, красивый голос, звучный как колокол. Это был открытый и добрый, впечатлительный и чувствительный человек. Существовала какая – то таинственная связь между обликом, духовным миром и характером его стихов.

Лирика Пастернака – наиболее важная и существенная часть его огромного литературного наследия. Она сложна и проста, изысканна и доступна, эмоциональна и сдержанна.

Критик Лев Озеров скажет: «Наследие Бориса Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью… и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия».

«Навсегда останется в истории литературы имя Бориса Пастернака – неповторимого русского лирика. Людям всегда будет нужна его одухотворённая, чудесная и полная жизни поэзия» (Н. Банников).

Живописные наклонности Пастернакаg:\пастернак ( новое)\31336421_leonid_pasternak_avtoportret.jpg

Борис Леонидович Пастернак родился в семье одного из первых русских художников – импрессионистов, графика, мастера жанровых композиций, академика, профессора Училища живописи. Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Л.О.Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются рисунками к роману Л.Толстого «Воскресение». Сторонники графических работ с удовольствием рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины тоже принесли художнику известность. Наконец, работы, написанные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Леонида Пастернака как живописца.

Когда Борису Пастернаку было четыре года, его семья переехала на квартиру в Училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой. Это был едва ли не самый лучший вуз страны, в котором преподавали самые известные и талантливые художники того времени. Борис с детства рос в семье интеллигенции, среди талантливых, гениальных людей. На его мировосприятие огромное влияние оказывали художники, писатели, музыканты. Среди гостей семьи Пастернак были Лев Николаевич Толстой, художники В.Поленов, И.Левитан, В.Серов.g:\новая папка\картины леонида\31336354_leonid_pasternak_k_rodnuym.jpgg:\пастернак ( новое)\user354_pic394_1244448136.jpgg:\новая папка\картины леонида\289eecf61063.jpg

Борис с детства любил рисовать. На сохранившихся рисунках можно увидеть и дом, и вид с холма на церковь, и мост через речку. И хотя ничего удивительного не было в том, что сын художника пробовал свои силы в рисовании, однако уверенная рука, меткий глаз и упорство, с которым мальчик, неоднократно повторяя рисунок, добивался всё большего сходства с натурой, говорят о явных способностях рисовальщика. g:\картинки пастернак\0188.jpgg:\картинки пастернак\0189.jpg

«Мог стать художником, если бы работал», - таково было заключение отца – художника. Но в 13 лет Борис оставил живопись ради музыки. А уже через 10 лет он опубликует первое стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать». Это стихотворение – своеобразная визитная карточка поэта. Мир здесь представляется очень образно: чернила, слякоть, проталины, колёса, грачи, лужи, ветер. Всё говорит о приближении весны, хотя используются чёрные краски. Думаю, что такое внимание к предметам у поэта от отца.

У живописи поэт учился говорить о себе, о своих чувствах. С первых шагов в поэзии Борис Пастернак обнаружил особый стиль, особый строй художественных средств и приёмов. Композитор Скрябин приметил «цветность» стихотворений Пастернака. Мы провели исследование. Взяли 15 стихотворений поэта из разных сборников и выяснили, какие цвета преобладают в поэзии Пастернака.

^ Сборник «Начальная пора». Стихотворения «Как бронзовой золой жаровень»: бронзовой золой, тополь обветшало – серый. «Все наденут сегодня пальто»: засеребрятся малины листы. «Сегодня с первым светом встанут»: сизый дождь, краской синей.

^ Сборник «Поверх барьеров». Стихотворение «Тучи, как волосы встали дыбом»: дымной, бледной Невой, черной рекой.

Сборник «Сестра моя – жизнь». Стихотворение «Ты в ветре, веткой пробуждающем»: сиреневая ветвь, синих слез.

^ Сборник «Книга степи». Стихотворение «Наша гроза»: эмали луг, лазурь клевер бурен и багров, в бордовых брызгах роскошь розовей.

Сборник «Темы и вариации». Стихотворения «Клеветникам»: багровым папоротником, черных клавиатур. «В лесу»: жаром лиловатым, черное солнце, синий циферблат, терпкий янтарь.

^ Сборник «На ранних поездах». Стихотворения «Художник»: в желтом плисе, черный лежебок, земля в белом, красным воском, белокурая копна, в черном котике.

«Сосны»: густая синева, краснолесье, белой магией, черной магией. «Дрозды»: лиловый лес, седое облако.

^ Сборник «Стихотворения Юрия Живаго». Стихотворение «Март»: синих жил.

Сборник «Когда разгуляется». Стихотворения «Весна в лесу»: корою посерелою. «Когда разгуляется»: белой грудой, черной тенью, синева, зелень листьев. «Золотая осень»: позолота, обруч золотой, желтых клёнах, золоченых рамах, след янтарный, вишневый клей.

Вывод: В палитре Пастернака присутствуют разные краски: серая, серебряная, синяя, сиреневая, сизая, лиловая, багровая, бронзовая, бурая, розовая, вишнёвая, красная, белая, чёрная, жёлтая, янтарная, позолоченная. Чаще всего употребляется синий цвет и оттенки синего (в 15 стихотворениях 10 раз).

Пастернак создает словесные картины – пейзажи: он рисует осень, зиму, весну, лето. Мы провели исследование: какому времени года Пастернак отдает предпочтение в поэзии?

^ В сборнике «Начальная пора» преобладает зимний пейзаж: «Февраль. Достать чернил и плакать», «Все наденут сегодня пальто», «Зима», «Зимняя ночь».

В сборнике «Поверх барьеров» - зима, весна, лето: «Зимнее небо», «Метель», «Ледоход», «Весна», «Июльская гроза».

^ В сборнике «Сестра моя – жизнь» в основном летние пейзажи: «Звезды летом», «Наша гроза», «Лето», «Гроза, моментальная навек», «Весенний дождь», «До всего этого была зима».

^ В сборнике «Темы и вариации» все времена года: «Зимнее утро», «Весна», «Сон в летнюю ночь», «Осень».

Сборник «Девятьсот пятый год»: «Москва в декабре», «Лето», «Весеннюю порою льда».

^ Сборник «На ранних поездах»: «Летний день», «Зазимки», «Иней», «Опять весна».

Сборник «Стихотворения Юрия Живаго»: «Март», «Весенняя распутица», «Лето в городе», «Бабье лето», «Осень», «Август», «Зимняя ночь».

^ Сборник «Когда разгуляется»: «Весна в лесу», «Июль», «По грибы», «Осенний лес», «Заморозки», «Золотая осень», «Первый снег», «Следы на снегу», «После вьюги», «После грозы», «Зимние праздники».

Вывод: В стихотворениях Пастернака преобладают зимние пейзажи. Можно предположить, что зима – любимое время года поэта. Тем более Пастернак писал Фрейденберг: «Какая непередаваемая красота жизнь зимой в лесу, в мороз, когда есть дрова. Глаза разбегаются, это совершенное ослепленье».c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\hujiopo[.jpg

Читая стихотворения Пастернака, можно отметить особый строй художественных средств и приемов. Стихи изобилуют неожиданными сравнениями: садились, как голуби, облака; гул ворвался, как шомпол; дождь затяжной, как нужда; падает чайка, как ковшик; тоска, как оккупант; войдёшь, как будущность; твоё присутствуе, как город; где воздух синь, как узелок с бельём. Исследователи творчества поэта указывали на пастернаковскую метафористику. Метафоры у него неожиданные: булки фонарей, пышки крыш, плащи тополей, ширма лени, лагерь мрака, стекло стрекоз, болтовня ручейков.

Лев Озеров скажет о Пастернаке: «Его стихи полны шорохов, звона весенней капели, сияния синевы неба и синевы инея, раскатов грома, блеска радуги, влюбленного шепота, звучанья музыки. Поэтический мир Пастернака сливается с миром природы и души человеческой».

^ Вывод по теме: Поэзия Пастернака живописна. Он мог стать художником, но став поэтом, сохранил в своем творчестве остроту художественного восприятия мира. Природа превратилась в поэзии Пастернака в главного лирического героя. При помощи метафор, сравнений, оживают сады, дороги, пространства. Эпитеты делают стихотворения необыкновенными, яркими, образными. Свою манеру написания Пастернак определил как стремление «поймать живое», «мгновенную рисующую движение живописность». Пастернак – пейзажист рисует все времена года. Особенно удаются ему зимние пейзажи. Чаще всего у Пастернака встречается синий цвет: это синева ледника, синий рассвет, синие слёзы, лазурь реки, сиреневая ветвь, пепел сиреневый, голубая прохлада.

^ Музыкальные способности Пастернака.

«Жизни вне музыки я себе не представлял. Музыка для меня была культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось всё, что было самого суеверного и самоотверженного во мне...» - скажет Пастернак в «Охранной грамоте». Борис Пастернак был щедро одарён от природы. Меть поэта, Роза Кауфман – пианистка европейской известности, ученица Антона Рубинштейна, привила сыну любовь к музыке. Занятия музыкой на шесть лет стали для сына пианистки главным делом жизни и как будто определили выбор профессии.g:\пастернак ( новое)\6379916_1880ri.jpg

«Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина», - писал впоследствии поэт. Знакомство с музыкой Скрябина состоялось для Пастернака в 1903 году, когда семья Пастернаков и Скрябиных оказались соседями по даче. Летом он случайно услышал работу Скрябина над Третьей симфонией, а затем и лично познакомился с композитором. «Он играет – этого не описать…». Пастернак изучает творчество Скрябина, импровизирует, сочиняет и проходит цикл предметов музыкальной теории под руководством Глиера. Под влиянием Скрябина у Бориса Пастернака разгорелась страсть к импровизациям и сочинительству. Ему всё прощали ради музыки. Но Пастернак оставил музыку. Он оставил тогда, когда все кругом его поздравляли, так как понимал, что в этом деле он не может достичь наивысшего совершенства. «У меня не было абсолютного слуха, способного угадывать высоту любой произвольно взятой ноты, умения. Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным».g:\картинки о\0b0cc850f11c.jpg

Музыкантом, композитором Пастернак не стал, но музыкальное начало заложено почти во всех стихотворениях поэта. Недаром многие стихи положены на музыку. Мы провели опрос среди старшеклассников и выяснили, что самой популярной песней на стихи Пастернака является «Зимняя ночь».

Став поэтом, Пастернак не отрёкся от музыкальных идеалов до конца жизни. В своих музыкальных пристрастиях поэт оставался верен музыке Шопена, Листа, Вагнера, Чайковского, Скрябина. Мы провели исследование и пришли к выводу, что в стихах Пастернака чаще всего присутствует Шопен («Баллада»: Позднее я узнал о мертвом Шопене, «Сон в летнюю ночь»: И сплошной поток шопеновских этюдов, «Музыка»: Свой сон дописывал Шопен, «Всё утро с девяти до двух»: Опять депешею Шопен к балладе страждущей отозван, «Опять Шопен, не ищет выгод…»). Но это не поклонение автору любимой музыки, это как бы обращение к знакомому, к собрату по профессии.g:\картинки о\6229896.jpg

Любимая форма контакта Пастернака с музыкой – импровизации ( «Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот») и вариации ( «Оригинальная», «Подражательная», «Мчались звёзды. В море мчались мысы…» и другие).

Некоторые исследователи (например, Н.А.Фатеева) определяют основные созвучия и любимые музыкальные инструменты Пастернака: рояль, орган, колокол. Мы решили проверить, какой музыкальный инструмент чаще всего упоминается в стихотворениях поэта. Для исследования мы взяли 16 стихотворений из разных сборников.

Рояль (пианино) – в 15 стихотворениях – 4 раза: «Музыка», «Импровизация», «Заместительница», «Разрыв»; орган – 1 раз: «Весна»; колокол (благовест) – 2 раза: «Февраль. Достать чернил и плакать», «Сон».

Связь музыкального и стихотворного в лирике Пастернака отражает особый ритмический текст. Мы поинтересовались, каким стихотворным размером и какой рифмой чаще всего пользуется Пастернак, взяв для исследования 10 стихотворений.

Сборник «Начальная пора». Все – на – де – нут - се – год – ня - паль – то - анапест.

Сборник «Поверх барьеров». Нет – сил – ни – ка – ких – у – ве – чер – них – стри – жей – анапест.

Сборник «Сестра моя – жизнь». Так – пах – ла – пыль – так – пах – бурь – ян – ямб.

Да – вай – ро – нять – сло – ва – как – сад – ян – тарь – и – цед – ру – ямб.

Сборник «Темы и вариации». Во – да – рва – лась – из – труб – из – лу – но – чек – из – луж – ямб. Мча – лись – звёз – ды – вмо – ре – мы – лись – мы – са – хорей. Лу – га – му – ти – ло – жа – ром – ли – ло – ва – тым – ямб. По – те – ли – стёк – ла – две – ри –на - бал – кон – ямб.

Сборник «Второе рождение». Плат – ки – под – бо – ры – жут – кий – взгляд – ямб.

Ни – ко – го – не – бу – дет – вдо – ме - кро – ме – су – ме – рек – ноч – ных – ямб с пиррихием.

Вывод: В произведениях Пастернака преобладает стихотворный размер – ямб.

(В 10 стихотворениях ямб -7 раз, хорей – 1 раз, анапест – 2 раза).

Во всех стихотворениях, кроме одного, рифма перекрёстная.

^ Вывод по теме: Поэзия Пастернака музыкальна. Поэт умело подбирал лексический материал по звуковому ряду. Он, будто композитор, слагающий свои вариации из нот, делает то же самое со словами. Перекрёстная рифма и четырёхстопный ямб способствуют «певучести» стихов. А.Д.Синявский назвал Пастернака создателем новой рифмы: в стихах рифмуются не только окончания строк, но и любые слова внутри текста. Создаётся такое впечатление, что поэт смог сделать невозможное – выразить музыку словами.

Сейчас не угасает интерес к песням на стихи Бориса Пастернака. Мы решили узнать, какие стихи переложены на музыку, кто их исполняет в настоящее время.

Да 1989 года в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака и вообще о его существовании не было никаких упоминаний. Массовый советский телезритель впервые познакомился со стихами Пастернака в 1976 году в фильме Э.Рязанова «Ирония судьбы или С лёгким паром!». Стихотворение «Никого не будет в доме» (1931), преобразовавшееся в городской романс, за кадром проникновенно исполнено под гитару Сергеем Никитиным и сразу стало широко известным. В 1970 – х годах для цитирования Пастернака в популярном кино от режиссёра требовалась известная смелость.g:\картинки о\12607.jpg

В настоящее время самой популярной является песня «Свеча горела». Исполняют её Алла Пугачёва, Лада Баламут, Александр Матюхин, Николай Носков, Константин Головин, Мищуки Валерий и Вадим, Ирина Сказина. Песню «Гул затих» исполнял Владимир Высоцкий. Песню «Никого не будет в доме» исполняет Сергей Никитин. «Единственные дни» исполняет Ростислав Чебыкин, «Колыбельную» («Ветер») – группа «Точка тишины», «Свидание» - Мишин, «Снег идёт» исполняет Сергей Никитин.g:\картинки о\nikitin.jpg

Пастернак - философg:\картинки о\07ni133.jpg

Настоящий талант никогда не остается незамеченным. Именно таким талантом был Пастернак. Всю свою жизнь он посвятил решению важнейших философских вопросов. Послушаем отчёт 3 группы на тему «Борис Пастернак – философ».

После окончания московской гимназии в 1903 году Пастернак поступает на историко – филологический факультет Московского университета. Серьёзно увлекается философией. Для усовершенствования философских знаний в 1912 году едет в Германию, где семестр учился в Марбургском университете. Тогда же им была предпринята поездка в Швейцарию и Италию. По возвращении в Москву заканчивает университет в 1913 году. Охладев к философии, Пастернак полностью отдается поэтическому искусству, которое становится делом его жизни. И хотя окончательный выбор пал на поэзию, Пастернак на всю жизнь остается привязан к философской тематике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, обретая глубину и силу. Стихотворения Бориса Пастернака – это всегда размышления о природе, любви, творчестве. Это три ценности, которые составляют смысл жизни поэта. c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\hh.jpg

Автор старался точно передать состояние природы, которая помогает раскрыть душевные переживания лирического героя. Любовь для Пастернака – это смысл жизни, это слияние личного и общего, реального и идеального. Именно любовь помогает герою преодолеть трудности. О творчестве поэт размышляет много. В этих размышлениях звучит идея нравственного служения: «Цель творчества – самоотдача».

Мы взяли два последних сборника Пастернака «Стихотворения Юрия Живаго» и «Когда разгуляется» и провели исследования: на какие философские темы чаще всего размышляет поэт.

- О законах природы автор размышляет в стихотворениях: «По грибы», «Тишина», «Стога», «Когда разгуляется», «Заморозки», «Золотая осень», «Первый снег», «Снег идёт».

- О переоценке ценностей, о самоотверженности – в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво».

- О трагедии талантливой личности – «Гамлет».

- О сути земного существования – «Во всём мне хочется дойти до самой сути».

- О разладе творческого человека со временем – «О, знал бы я, что так бывает».

- О смысле жизни – «Август».

-О преодолении тьмы и сохранении в себе человека – «Гефсиманский сад».

- Мотив судьбы звучит в стихотворении «Зимняя ночь». Свеча здесь – символ постоянства, символ непрекращающейся жизни, это и символ души человека. «Сохранить себя, свою душу в любых условиях – в этом основная задача человека», - звучит здесь эта мысль.

В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» автор как бы подводит итог всему своему творчеству, он обращается к молодым поэтами и людям искусства. Даёт им совет, наставляет на путь истинный.

Некоторые фразы Пастернака стали крылатыми. Мы выписали несколько фраз – афоризмов:

- И дольше века длится день (Из стихотворения «Единственные дни»).

- Я весь мир заставил плакать над красотой земли моей («Нобелевская премия»).

- Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех.

- Быть женщиной – великий шаг, сводить с ума – геройство («Объяснение»).

- Любить иных – тяжёлый крест.

- Уходит с Запада душа, ей нечего там делать.

- Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?

-Это было при нас, это с нами вошло в поговорку.

-Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Всё это – не большая хитрость («Любить иных – тяжёлый крест»).

-Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

-Если только можно, авва отче,

Чашу эту мимо пронеси.

-О детство! Ковш душевной глуби!

-Я клавишей стаю

Кормил с руки.

- Природа, мир,

Тайник вселенной.

^ Вывод по теме: склонность к философскому осмыслению жизни характеризует всё творчество Пастернака. Профессиональная философская подготовка во многом определила особенности его художественного мира. Поэт размышляет о времени, о правде, об искусстве, о любви, о женской доле, о вере в жизнь, в будущее. Философская тематика обогащает лирику Пастернака.

Заключение: Три стихии – живопись, музыка, философия – развивали поэзию Пастернака, формировали неповторимость его творческого стиля, помогали лучше выразить чувства:

- у живописи поэт учился говорить о себе, о своих чувствах, изображая окружающий мир;

- композиторское умение Пастернака в звуке передавать и внешний и внутренний мир приводят к тому, что порой звучание, а не значение слов определяют отбор образов;

- сблизившись с философией, лирика Пастернака обрела глубину и силу.

^ Анализ стихотворений Бориса Пастернака

Давай ронять слова…

Сборник, в который входит стихотворение «Давай ронять слова…», называется «Сестра моя – жизнь». Он был написан в 1922 году. Это третий, по общему счёту сборник Пастернака. Все стихотворения этого сборника представляют собой целостное произведение. c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\рисунpок1.jpg

Стихотворение «Давай ронять слова…» декларирует отказ от попытки постичь тайну жизни с помощью разума. Ключ к разгадке смысла жизни – в многообразии мира. Как любовь к Богу открывает путь к Богу, так и любовь к жизни, удивление перед ней помогает понять её суть.

Обилие редких слов в стихотворении (марена – растение, из корней которого получают красную краску; сурьма – краска для чернения волос; рядно – домотканый холст с редкой основой) заставляет вдумываться в смысл каждого из них. Невнимание к словам делает стихотворение непонятным.

Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Это стихотворение построено на метафорах (шлюзы жалюзи, рядном курсивов, губы астр) и на сравнениях (ронять слова, как сад – янтарь и цедру; жизнь, как тишина осенняя).

Это стихотворение волнует и завораживает душу. Пастернаку удалось передать чувства через описание картины природы.

^ Золотая осень.

Стихотворение «Золотая осень» написано в 1956 году. Оно наполнено сочными красками, как и все стихотворения Пастернака о природе. Когда читаешь это стихотворение, создаётся немного грустное настроение. Движение отсутствует, всё погрузилось в тишину.

С первых же строк перед читателем возникает сказочная картина осени:

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

Стихотворение состоит из восьми строф, в каждой из которых открывается своеобразный пейзаж: лесная дорога, озеро; деревья, охваченные золотом; земля, устланная листьями: вишнёвая заря, оставляющая след на деревьях. Стихотворный размер – хорей – придаёт стихотворению плавность, певучесть. Средства художественной выразительности помогают одушевить картину (олицетворения: лист бушует, стужа перелистывает каталог; сравнения: липы обруч золотой, как венец на новобрачной; в жёлтых клёнах флигеля, словно в золочёных рамах; эпитеты: небывалая позолота, янтарный след, вишнёвый клей зари).

Стихотворение мне понравилось тем, что автор смог не только описать осень, но и сумел передать свои чувства: спокойствие, душевное равновесие. c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\рисkунок1.jpg



Зимняя ночь.

В 1946 году Борис Пастернак пишет стихотворение «Зимняя ночь». Совсем недавно закончилась война. Казалось бы, вот оно, наступившее спокойствие. Но бури мировых потрясений не утихли и, наверное, не утихнут никогда. Где же спасение? Что поможет человеку в водовороте страстей не затеряться? И поэт даёт ответ: дом, очаг – обитель надежды и спокойствия.

Всё стихотворение проникнуто грустным настроением. Но свеча выступает здесь как символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Это огонёк, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира.

Стихотворение состоит из восьми строф, в каждой строфе по четыре строки. Стихотворный размер – ямб.

Это стихотворение – сомнение, уход, бегство. Не случайно оно полностью построено на противопоставлении. Рефреном звучат слова:

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

В первой и второй строфе автор использует аллитерацию, которая придаёт, мягкость стихотворению. Да и всё произведение, как будто пронизано различными звуками. Например, звук метели, стук башмачков, горение свечи. И лишь заключительная строфа внушает веру читателю: метель скоро закончится и все жизненные невзгоды уйдут вместе с зимней бурей.

Это стихотворение привлекло меня своей напевностью, душевностью. Оно внушает мысль: всё будет хорошо. c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\рисунок4.jpg

^ Во всём мне хочется дойти до самой сути.

Во всём мне хочется дойти

До самой сути,

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Каждая из этих строчек Пастернака рождалась в напряжённом труде.

Для поэта работа, поиски жизненных основ, попытка разобраться в себе и в людях – смысл жизни. Именно поэтому следующая строфа этого стихотворения углубляет образ: хочется понять сущность всего, добраться «до оснований, до корней, до сердцевины». Дальше речь идёт о сущности поэзии, о назначении её, как понимал это поэт: схватывать «нить событий», открывать новое в жизни. Мне кажется, что всё это поэт видит в «свойствах страсти», лишь она способна толкать человека на поиски прекрасного, неповторимого.

Те, кто общался с поэтом, отмечали его удивительную способность одухотворять окружающий мир. У него всё взаимосвязано. По -моему, поэзия Пастернака, как и окружающий мир, живёт своей жизнью. Он сравнивает поэзию с музыкой Шопена:

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

Свои этюды.

За этой строфой мне слышится музыка Шопена. Поэт, одарённый талантом и страстью к работе, и нас заставляет задуматься о многом.

Финал стихотворения довольно напряжённый. Мне кажется, Пастернак пытался выразить здесь неопределённость будущего:

Достигнутого торжества

Игра и мука –

Натянутая тетива

Тугого лука.

^ Февраль. Достать чернил и плакать!

Это одно из самых первых и самых известных стихотворений Пастернака. Оно построено на сравнении ранней весны с поэтическим вдохновением.

В стихотворении присутствует чёрный цвет: грачи, проталины, чернила, весна. Но это не мрачный цвет, наоборот это цвет пробуждающейся природы. Весна побуждает поэта к творчеству. Своеобразие стихотворения состоит в том, что глаголы стоят в неопределённой форме: (достать, писать, перенестись, плакать). Они указывают на быстроту действий, выражают нетерпение лирического героя, так как эмоции переполняют его.

Слово «благовест» создаёт ощущение праздника. Лирический герой не скрывает своих чувств. Он торопится писать стихи. Мир передаётся здесь в движении.

Ранняя лирика Пастернака изобилует метафорами, сравнениями, эпитетами (клик колёс, дно очей; грачи, как обугленные груши; грохочущая слякоть, сухая грусть, чёрная весна). Они – то и определяли впоследствии индивидуальность поэта, как художника, способного вырисовывать образы.

Я думаю, что автор поставил перед собою цель – передать своё настроение, состояние. И это ему удалось.

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\yy.jpg

^ Викторина по творчеству Пастернака

1.Ранний Пастернак принадлежал к искусству авангарда. Какую группу он создал вместе с С.Бобровым и Н.Асеевым? (Футуристическая группа «Лирика», затем «Центрифуга»).

2.О выпуске какой «незрелой книжки» часто жалел Борис Пастернак? («Близнец в тучах» 1914).

3.Какова роль безличных глаголов в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!»? (Выражают значение нетерпеливого желания).

4.Как ещё Пастернак называл свою вторую книгу «Поверх барьеров»? (Экспериментальная).

5.Какой лирический сборник Пастернак посвятил Лермонтову? («Сестра моя – жизнь»).

6.Кому из поэтов Пастернак посвящал стихи? (В.Маяковскому, Н.Асееву, В.Брюсову, А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Блоку, М.Лермонтову).

7.С 1946 года Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В каком году и за что она была ему присуждена? (1958 год. «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы»).

8.Под влиянием чего вырабатывался стиль Пастернака? (живописи, музыки, традиций русской и мировой поэзии).

9.В каком местечке были созданы лучшие произведения Пастернака? (Посёлок Переделкино).

10. Какие ещё географические места связаны с жизнью Пастернака? (Германия – Марбург; Грузия – Тбилиси, Кобулети; Чистополь на Каме).

11. Пастернак был переводчиком. Произведения какого поэта он в основном переводил? (Шекспира).

12. Какие языки, кроме английского, знал Пастернак? (Французский, немецкий, испанский, украинский, грузинский, армянский).

13. Какое произведение Пастернак назвал делом всей жизни? (роман «Доктор Живаго»).

Рекомендуемая литература по творчеству Б.Л.Пастернака

Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. СПб., 2001

Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. – М. 1989.

Колеров М.А. Не мир, но меч. – СПб., 1996.

Масленникова З.А. Борис Пастернак. Встречи. – М., 2001.

Масленникова З.А. Портрет Бориса Пастернака. М., 1990.

Пастернак Б.Л. Борис Пастернак. Материалы для биографии. – М., 1989.

Пастернак Е.Б. Мир Пастернака. М., 1989.

Раскат импровизаций: Музыка в жизни и творчестве Бориса Пастернака. Составитель Б.А.Кац. – М., 1991.

Якобсон Р.О. Заметки о прозе поэта Пастернака. Якобсон Р.О. Работы по поэтике. – М., 1987.

Похожие:

Героя Советского Союза Краснова В. М. Альбом Подготовили учащиеся 11 класса iconХудожник, музыкант, философ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Архангельская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза...
Героя Советского Союза Краснова В. М. Альбом Подготовили учащиеся 11 класса iconМбоу «Архангельская сош им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» e- mail
Наследие отечественной культуры как ресурс формирования духовности личности школьника
Героя Советского Союза Краснова В. М. Альбом Подготовили учащиеся 11 класса iconГероя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича...
Результативность участия обучающихся мбоу нош №279 имени Героя Советского Союза
Героя Советского Союза Краснова В. М. Альбом Подготовили учащиеся 11 класса iconГероя Советского Союза М. В. Мелентьевой Образ Марии Мелентьевой в художественной литературе
Библиотека Пряжинской средней общеобразовательной школы им. Героя Советского Союза М. В. Мелентьевой
Героя Советского Союза Краснова В. М. Альбом Подготовили учащиеся 11 класса iconГероя Советского Союза Краснова В. М. Обобщение опыта работы учителя...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникативных...
Героя Советского Союза Краснова В. М. Альбом Подготовили учащиеся 11 класса icon«отечество 2005» Славный сын Земли Белгородской
Героя Советского Союза, 207 известных на сегодня белгородцев имеют звание Героя Советского Союза – высшую степень отличия, учрежденную...
Героя Советского Союза Краснова В. М. Альбом Подготовили учащиеся 11 класса iconОбразовательная программа моу «Должанская средняя общеобразовательная...
Муниципальное образовательное учреждение Должанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
Героя Советского Союза Краснова В. М. Альбом Подготовили учащиеся 11 класса iconРазработка классного часа для учащихся 1 класса
...
Героя Советского Союза Краснова В. М. Альбом Подготовили учащиеся 11 класса iconГероя Советского Союза полковника Винокурова Федора Ивановича
Ii. Изменение взаимоотношений Русской православной церкви и Советского государства в годы Великой Отечественной войны
Героя Советского Союза Краснова В. М. Альбом Подготовили учащиеся 11 класса iconМбоу «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя...
Мбоу «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А. М. Рудого» Кулаковой Виктории Викторовны
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница