У рок-проект «Сказочн ы й мир Пушкина», 5 класс




Скачать 63,85 Kb.
НазваниеУ рок-проект «Сказочн ы й мир Пушкина», 5 класс
Дата публикации23.04.2013
Размер63,85 Kb.
ТипСказка
pochit.ru > Литература > Сказка



Урок-проект «Сказочный мир Пушкина» , 5 класс
ЦЕЛЬ: - формирование коммуникативной и социальной компетентностей;

- развитие познавательного интереса учащихся;

- развитие умения размышлять, опираясь на знание фактов;

- воспитание доброго начала в ребенке
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация «Сказочный мир А.С.Пушкина», выставка книг,

иллюстрации учащихся

ХОД УРОКА: 1. Вступительное слово учителя (обращение к гостям)
Мы приглашаем вас в мир сказки.

Сказка - это удивительная, особая страна. Это кладезь мудрости. Сказка учит жизни. И если человек вырастает хорошим, то, как говорил поэт, «значит, нужные книжки ты в детстве читал».

Главная цель проекта – учиться жизни, размышляя над поступками героев. Решались также следующие задачи:

- умение ориентироваться в информационном пространстве (посещение библиотеки, работа в Интернете);

- развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;

- умение оценить (справедливо и доброжелательно) других. Критерии оценивания лежат на столах.

В начале проекта были перечитаны все сказки Пушкина, созданы кроссворды, рассмотрены иллюстрации художников, затем стали создавать свои иллюстрации, рассказывающие о наших представлениях о героях.

Уже на начальном этапе мы получили массу ярких впечатлений, было интересно

всем. Иногда, говорят, предвкушение праздника важнее самого праздника.

Сейчас вы увидите мою компьютерную презентацию, в которую я включила детские рисунки, а также задания группам. Объединившись в группы, учащиеся работали и сегодня показывают отчет о своей деятельности. Родители помогали в создании костюмов. Итогом проекта должна явиться ученическая презентация, которая вберет в себя самые важные и интересные сообщения учащихся. Кроме этого, в школьную газету «Горячая десятка» написать заметку. Также во время проведения художественно-эстетического тура игры «Мельница» ученики используют полученные навыки в конкурсе инсценировки сказки.

Показ презентации «Сказочный мир Александра Сергеевича Пушкина».

(см. приложение)
^ 2. ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ГРУПП.

Группа 1. НЯНЯ И ПУШКИН
1 ученик: Наша группа получила задание рассказать о няне Пушкина. Вначале я хочу познакомить вас с книгой «Рассказы о русских писателях». Ее написала Надежда Шер. Здесь интересно и увлекательно написано о многих писателях. Первая глава посвящена Александру Сергеевичу Пушкину. Вот портрет юного Пушкина, он был напечатан на обложке его книги, таким поэта впервые увидели читатели.

Рассказывается здесь и о няне Арине Родионовне. Это простая русская женщина, крепостная. Она очень любила своего воспитанника Александра. Пушкин платил ей тем же. Когда его, уже взрослого человека, сослали в родовое имение Михайловское, где он провел два года, с ним неотлучно была няня Арина Родионовна, которая, как в детстве, сказывала ему вечерами сказки.

Вот его личные письма.

Брату Льву:

(читает 2 ученик в костюме Пушкина) «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Из письма к Шварцу:

«Слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга – и с нею только мне нескучно»

Своей мамушке, как любовно называл Арину Родионовну Пушкин, он посвятил немало поэтических строк: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя…»

В 1825 году появляется стихотворение «Зимний вечер».

(читает 2 ученик в костюме Пушкина)

Русские народные сказки явились основой для создания пушкинских сказок. Няня, будучи замечательной сказительницей, открыла поэту прелесть народных сказок.

Она с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

3 ученик: Арина Родионовна была верным другом и первым читателем произведений поэта. Перед нами картина художника Николая Ге.

mso5f134

В гости к Пушкину в Михайловское приехал его лицейский друг Иван Пущин. Александр Сергеевич вдохновенно читает ему свои стихи. А в углу дивана мы видим няню поэта, она сидит со спицами в руках. Вяжет… Но мы понимаем, что она чутко прислушивается ко всему, что читает ее любимец. Все друзья Пушкина знали и уважали эту женщину, передавали в письмах ей приветы и поклоны.

4ученик: Его сама Россия нянчила руками крепостной Арины…

И песня русская, старинная его, поэта, вдохновляла.

Жила, как все, вставала рано, но без нее, быть может,

Не было б у нас Людмилы и Руслана.

Группа 2. НАРОДНЫЕ ИСТОКИ

1 ученик «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной». Эти слова принадлежат С.Маршаку. Мы решили сравнить сказки, народные и пушкинские, и готовы рассказать о своих наблюдениях. Первое, что мы отметили, это то, что сказка народная и сказка пушкинская строятся по одному и тому же плану.

1.Сначала рассказывается о добрых и злых героях.

2. Происходит несчастье с добрым героем.

3.Доброму герою нужно пройти через ряд испытаний, которые он успешно преодолевает.

4.Сказка завершается счастливым концом.

2 ученик. Вторая особенность – число 3. Троекратность. Число 3 народ очень любит. В сказках обычно 3 сына, 3 загадки загадывают герою, 3 боя было у Ивана-крестьянского сына с Чудо-Юдом. В сказках Пушкина также присутствует число 3.

3 раза старик забрасывает невод в «Сказке о золотой рыбке»

Раз он в море закинул невод –

Пришел невод с одною тиной...(читается отрывок)

В «Сказке о царе Салтане» князь Гвидон трижды превращается в насекомое: муху, шмеля и комара. И начинается эта сказка словами: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

За 3 щелка служит год работник Балда. Отлично служит, но приходит час расплаты:

С первого щелка прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка лишился поп языка,

А с третьего щелка вышибло ум у старика.

3 раза обращается королевич Елисей к силам природы, чтобы найти свою невесту в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

( Инсценировка отрывка сказки. )

3 ученик (в костюме коробейника)

В сказках все ладно да складно.

Слово недаром молвится.

Интересная вещь – постоянные эпитеты. Они так просто не даются, а если уж есть, то навечно.

Коли сторона, то родная, а матушка родимая.

Коли ветры, то буйные, а гости заморские.

Отгадайте мои загадки мудреные, назовите эпитеты постоянные. ( Подходит к гостям и учащимся, спрашивает, а при верном ответе одаривает орехами и конфетами)

Море какое? (синее), девица ( красная), молодец (добрый) и т.д.

4 ученик. В заключение мы отметим, что всякая сказка учит.

В народе говорят: «Тут и сказке конец, а кто слушал молодец».

И у Пушкина читаем: «Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!»

dscn8166

Группа 3. ДОБРО И ЗЛО

1 ученик. В сказках герои всегда делятся на положительных и отрицательных, на добрых и злых. Например, в народных сказках герои: Иван-царевич и Змей Горыныч, Василиса Премудрая и Кощей Бессмертный. Добрые они или злые мы узнаем из их поступков. В пушкинских сказках тоже герои злые и добрые. Возьмем «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Здесь противопоставляются друг другу царица-мачеха и молодая царевна. Они обе красивые. Пушкин дает нам их портреты. К слову сказать, в народных сказках портретов нет. Вот портрет царицы:

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела

Царевна тоже хороша собой: «Поднялась и расцвела, белолица, черноброва». Внешность героинь дополняется описанием характеров: о царице-мачехе «Но зато горда ,ломлива, своенравна и ревнива». А о царевне другое: «Нраву кроткого такого».

2 ученик. Если рассмотреть поступки героинь, то мы убеждаемся, что царевна добрая, трудолюбивая, воспитанная, отзывчивая. Например, когда она пришла в дом семи богатырей, она, царевна, могла бы ничего не делать, а она убирает, топит печь. И собака ее любит, а животное трудно обмануть, они чувствуют добрую душу.

Царица-мачеха злая и жестокая. Она любит только себя. По-разному они ведут себя в трудные минуты жизни. Вот царица узнает, что не она самая красивая, она приходит в ярость, готова на убийство. (Читает отрывок «Ах ты, мерзкое стекло…» )

Совсем по-другому ведет себя царевна, когда понимает, что ей грозит гибель в лесу: «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я…» Если изобразить в цвете наших героинь, то получится следующее ( показывает рисунок).

Внешняя оболочка - она красива у обеих, но черная душа у царицы-мачехи, а у молодой царевны я нарисовала душу-цветок, она светлый человек, добрый и красивый внутренне.

3 ученик. Сказка учит нас понимать, что внешность – это еще не все. Если человек красивый, это не значит, что он отзывчивый, добрый и благородный. И наоборот, красивая душа может скрываться за неяркой внешностью. Людей нужно ценить и уважать за их дела и поступки. Народная пословица гласит: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а то хорош, кто для дела гож». Добро и зло встречается и в сказках, и в жизни. Нужно за добро ответить добром, но иногда бывает иначе. Например, в «Сказке о золотом петушке» царь Дадон за добро отплатил мудрецу злом. И сам был за это наказан. А вот в «Сказке о царе Салтане» царевна Лебедь за добро платит добром, помогает князю Гвидону. Так должно быть, это правильно.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

dscn8179

Подведение итогов. Заполнение листка «Критерии оценивания»

Похожие:

У рок-проект «Сказочн ы й мир Пушкина», 5 класс iconУрок (алгебра 9 класс) по теме: «Мир уравнений, мир поиска, мир исследований»
Эти слова принадлежать перу гениального поэта, прозаика, драматурга. Давайте и мы будем следовать словам А. С. Пушкина. Пусть каждый...
У рок-проект «Сказочн ы й мир Пушкина», 5 класс iconПроект реализуется в рамках предмета «Окружающий мир»
Учебный проект реализуется в рамках предмета «Окружающий мир» 2 класс начальной школы. В учебном проекте охватываются темы: «Животные»;...
У рок-проект «Сказочн ы й мир Пушкина», 5 класс icon"Рок". Тем более,что рок считается молодежной культурой,потому что...

У рок-проект «Сказочн ы й мир Пушкина», 5 класс iconУрок № Художественный мир А. С. Пушкина. "В родстве со всем, что есть…"
«Евгений Онегин», «Песнь Мэри» в поэме «Пир во время чумы» и т п Отличительная особенность лирики Пушкина — необычайное богатство...
У рок-проект «Сказочн ы й мир Пушкина», 5 класс iconРок-поэзия: образные микросистемы в художественной картине мира земфиры и ее поэтический почерк
Рок-поэзия как социокультурный феномен, как сложный синкретический, поэтический жанр появился в 90-е гг. XX века. Феномен рок-поэзии...
У рок-проект «Сказочн ы й мир Пушкина», 5 класс iconУ рок № Романтический мир В. А. Жуковского
Наиболее крупным представителем консервативного крыла русского романтизма был Василий Андреевич Жуковский
У рок-проект «Сказочн ы й мир Пушкина», 5 класс iconРок-музыка (англ. Rock music) обобщающее название многих направлений...
По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие...
У рок-проект «Сказочн ы й мир Пушкина», 5 класс iconПроект Головкина Никиты, Нечаевой Анастасии, учащихся 11 класса,...
Исследовательский проект Головкина Никиты, Нечаевой Анастасии, учащихся 11 класса, по теме: «Война и мир в романе Л. Н. Толстого...
У рок-проект «Сказочн ы й мир Пушкина», 5 класс iconТематическое планирование по истории 10-11 класс
Волобуев О. В., Клоков В. А.,Пономарев М. В. и др. Россия и мир. XX век, Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших...
У рок-проект «Сказочн ы й мир Пушкина», 5 класс iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница