Программа
ФГОС МАОУ СОШ №2 г. Белебея РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете директор МАОУ СОШ №2 Протокол № 01 от 31.08.2011 г. г. Белебея
____________ В.Г. Павлов
Пр. от 31.08.2011 г. № 120
Основная образовательная программа
начального общего образования
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа № 2
имени Героя Советского Союза М.Г. Сыртлановой
муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
Белебей-2011г.
^ Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 г. Белебея, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) и Концепцией Образовательной системы «Школа 2100». Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования. 1. Обеспечить достижение учащимися начальных классов личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. 2. Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащегося. 3. Обеспечить познавательную мотивацию учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем, одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения. 4. Обеспечить возможности для продолжения социально-личностного развития ребёнка, появления осознанных представлений об окружающем мире, о себе, о нравственно-этических нормах общества. 5. Сформировать готовность и способность учащихся к рефлексии — важнейшему качеству, определяющему направленность на саморазвитие и реализацию творческого потенциала. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации "Об образовании”. Это: – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; – воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; – единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев): а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности). б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой). в) Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип). В МАОУ СОШ №2 реализуется образовательная программа «Школа 2100», включающая в себя предметные программы и программы внеурочной деятельности в рамках учебного плана. Данные программы обеспечивают соблюдение принципа преемственности в обучении школьников не только на содержательном уровне, но и технологическом. Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС второго поколения. Условия реализации образовательной программы. Кадровые условия. Укомплектованность педагогическим персоналом – 100%. Уровень квалификации педагогического персонала – высшее образование – 7 чел. (100%); высшая категория – 1 (10%); первая категория – 5 (72%); вторая категория – 1 (14%). Непрерывность профессионального развития – каждые 5 лет учителя начальной школы повышают квалификацию на разных курсах (БИРО и др.). Кадровые условия реализации основной образовательной программы обеспечивают необходимое качество и постоянное совершенствование профессиональной деятельности работников МАОУ СОШ №2 г. Белебея. Педагогические сотрудники начальной школы имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Финансовые условия. При финансировании МАОУ СОШ №2 г. Белебея используется региональный нормативный принцип, в основу которого положен норматив финансирования реализации программы в расчёте на одного обучающегося. Распределение расходования средств в МАОУ СОШ №2 г. Белебея: · приобретение программного методического обеспечения – 10%; · модернизация материально-технической учебной базы – 5%; · повышение квалификации и переподготовка педагогических работников – 5%; · приобретение лабораторного оборудования -20%. Расходы на оплату труда работников : оплата труда производится по системе РИС (расчётный индикатор ставок) в соответствии с утверждённой сметой расходов; для поощрения работников используется надтарифный фонд –по существующему положению «О стимулирующих выплатах» осуществляется выплата учителям начальных классов по системе баллов (бонусов). Материально-технические условия реализации программы. Данные условия обеспечены наличием в начальной школе современного оборудованного кабинета с мультимедийным проектором. оборудованных спортивного, актового и столового залов, библиотеки, танцевального зала. В дальнейшем намечается оборудование компьютерного класса для начальной школы (с выходом в Интернет). Материально-технические условия реализации основной образовательной программы в целом отвечают характеристикам современного образования, требованиям к оснащённости учебных и административных помещений, параметрам эргономико-дидактической приспособленности материальных условий кабинетов, соответствуют возрастным особенностям и возможностям обучающихся позволяют обеспечить реализацию современных образовательных и иных потребностей и возможностей обучающихся. Учебно-материальное обеспечение. Школа обеспечена учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам. Библиотека школы имеет фонд дополнительной литературы: художественную, научно-популярную,0 справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию ООП. Общий библиотечный фонд составляет 23300 экз. Информационное обеспечение. Эффективность реализации ООП обеспечивается системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, которые дают школе возможность входить в единую информационную среду, фиксировать ход образовательного процесса, размещать материалы, иметь доступ к любым видам необходимой для достижения целей ООП информации, обеспечивать необходимый электронный документооборот. Управление реализацией программы осуществляется по следующему алгоритму: · назначение ответственных за программы: формирование УУД, духовно-нравственное воспитание, формирование здорового образа жизни, реализации общественного договора; · организация совместно с попечительским советом системы общественной экспертизы реализации программы; · организация информирования родителей о программе; · создание системы оценки результатов освоения образовательной программы; · подведение итогов выполнения программы на заседаниях педсовета и попечительского совета. Адресность программы. Программа адресована: учащимся и родителям: · для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов; · для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия; учителям: · для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности; администрации: · для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися основной образовательной программы; · для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации и др.); учредителю и органам управления: · для повышения объективности оценивания образовательных результатов учреждения в целом; · для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности школы. ООП реализует функцию общественного договора с родителями, представляет возможность родителям участвовать в работе органов государственно-общественного управления. Требования к комплектованию классов: · достижение учащимися 6,5 летнего возраста. Особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Образовательная программа учитывает специфику начальной школы как особого этапа в жизни ребёнка, связанного: • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Стратегические характеристики основной образовательной программы. При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитывались существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, внимании, памяти, мышлении, речи, моторики и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. С целью построения адекватного образовательного процесса м учёта описанных выше особенностей первой ступени общего образования, были выбраны следующие технологии, формы и методы личностно-ориентированного образования: технология проблемно-диалогового обучения; технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) (авт. Д.Д. Данилов), метод проектов, групповые технологии, технология программированного обучения и др. Планируемые результаты: К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: · личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности; · метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности); · предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: · ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; · опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: - технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), - проблемно-диалогическую технологию, - технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). · обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Реализуемые программы. Программы отдельных учебных предметов, курсов. В МАОУ СОШ №2 г. Белебея реализуется образовательная система «Школа - 2100», включающая в себя предметные программы и программы внеурочной деятельности в рамках учебного плана. Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС второго поколения. Учебные программы и УМК к ним опубликованы в : Сборник программ Дошкольное образование. Начальная школа (под научн. ред. Д.И. Фельдштейна 2-е изд. Доп.-М.: Баллас,2009. (Образовательная система «Школа-2100»). Программа духовно-нравственного развития. Наименование программы: «Азбука нравственности». Программа опирается на ценностные идеалы демократического общества: социальную справедливость, равенство возможностей, благосостояние и безопасность. Она построена с учётом стратегических целей системы образования в ходе внедрения ФГОС второго поколения: обеспечение консолидации, конкурентоспособность и безопасность нации. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Наименование программы: «Здоровье и здоровый образ жизни». Программа опирается на базовые ценности российского общества: сохранение и укрепление здоровья детей, создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома и рациональная организация труда и отдыха школьников (здоровьесберегающая педагогика). Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Универсальные учебные действия (УУД) являются ценностными ориентирами содержания образования на ступени начального общего образования. Овладевая УУД сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основные блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Цель программы: формировать УУД как систему действий учащихся, обеспечивающих культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Программа коррекционной работы. Программа коррекционной работы начального общего образования предусматривает обеспечивание коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивает: · выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; · осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии); · возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении. МАОУ СОШ №2 г. Белебея имеет возможность использовать в образовательном и воспитательном процессах музейное и историческое пространство города и района: школьный музей «Боевой путь 46-го гвардейского таманского орденов Красного Знамени и Суворова III степени женского авиационного полка ночных бомбардировщиков»; Белебеевский историко-краеведческий музей; музей народного творчества; музейный комплекс села Надеждино имени С.Т. Аксакова. Внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности(духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.). Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Содержание занятий сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями: · Спортивно-оздоровительное; · Художественно-эстетическое; · Научно-познавательное; · Патриотическое. II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Целевые установки требований к результатам в соответствии с ФГОСПланируемые результаты
| |