Урок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.»




Скачать 89,84 Kb.
НазваниеУрок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.»
Дата публикации02.11.2013
Размер89,84 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
УРОК – ПОСИДЕЛКИ.

Интегрированный урок по теме «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР.» в 6 классе.

З.А.Щепина, учитель русского языка и литературы.
Обращение к истокам народной культуры – непременное требование программ по музыке, изобразительному искусству и , конечно, литературе. Так, изучая музыкальный фольклор, необходимо обратиться к образцам песенной и инструментальной народной музыки, жанрам народной музыкальной культуры. А на уроках изо изучаются элементы народного праздничного костюма. В центре внимания учителя литературы – обрядовый фольклор, его особенности.

Чтобы в сознании детей сложилась целостная картина обрядовой культуры (в том числе – музыкальной, художественной и словесной), её традиций, мы и предлагаем объединить на данном уроке возможности разных видов искусства.

^ Цель урока:

- формирование целостной системы знаний о специфике образного познания мира через обрядовую культуру (музыкальную, художественную и словесную).

^ Задачи урока:

- расширить представления учащихся о жанрах русского фольклора и особенностях их создания;

- формировать представление об обрядовости как важной части народного быта;

- помочь учащимся постичь специфику обрядовой культуры (символичность, обусловленность народным сельскохозяйственным календарём);

- способствовать воспитанию бережного отношения к нравственным и эстетическим ценностям русской старины.

Оборудование: праздничный костюм Хозяйки, элементы избы (лавка с лоскутным ковриком, стол, самовар, скатерть, кружева, вязание), кукла-зерновушка.
^ Ход урока

  1. Учитель : Слайд №1

Наши предки жили в гармонии с природой. Прекрасно сознавая её великую силу, берегли её, но и умели использовать в своих целях. Когда, например, человек отправлялся в лес, то произносил заклинание, которое должно было уберечь его от различных опасностей:

Я с поклоном иду к тебе, лес-батюшка,

Ты пусти меня к себе, не прогневайся.

Как пустил меня к себе, так и выпусти;

Оведи от меня злых зверей да всех змей,

Путь мне не городи, по оврагам не кружи.

Смилуйся над рабом Божьим. Аминь.

Это была настоящая магия! С помощью таких заклинаний люди стремились воздействовать на природу: на дождь, на солнце, попросить у земли богатого урожая. Человек знал нужное слово, чтобы заключить договор с ветром или дождём, солнцем или землёй.

Так в стародавние времена сложилось множество произведений, которые должны были помочь человеку установить отношения с окружающим его миром. Такие произведения и называют обрядовой поэзией.

- Почему её называют ещё календарно-обрядовой?

Верно, она сопровождала обряды, связанные с народным сельскохозяйственным календарём.

- Какие календарные праздники отмечали наши предки?

(Святки, Масленица, Иван Купала, Кострома). Слайд №2,3,4

- Многие русские художники, вдохновлённые атмосферой, яркостью этих праздников, обращались к ним в своём творчестве. Борис Кустодиев – в картине «Масленица», Константин Коровин – в «Весенних обрядах», Василий Суриков – во «Взятии снежного городка», Борис Ольшанский – в «Ночи на Ивана Купала».

Был в старые времена и такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы (собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали), коротали осенние, а потом и зимние дни да вечера вместе, устраивали посиделки. (Слайд № 5). Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Весело было. То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот и работа у них спорилась. Слушайте, подпевайте да запоминайте!

  1. Хозяйка:

Осенний вечер тёмен, долог, насчитаю сорок ёлок.

То на лавке посижу, то в окошко погляжу.

Позову-ка я ребят на посиделки.

Эй, подруженьки- подружки, веселушки-хохотушки!

Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы!

Приходите поплясать, осенний вечер скоротать.
- Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

^ Ответ из зала:

- Гостям-то, известное дело, хватило места. Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка:

- В тесноте – не в обиде!

(Хозяйка расстилает скатерть, ставит самовар, застилает лавку ковриком. Садится за рукоделие.)

  1. Учитель:

А на улице уже НОЯБРЬ – грудень. Земля, размякшая от осенних дождей, смерзается грудами. Северный холодный ветер ворошит свежую солому. Леса голые и пустые.

У людей тепло и уютно. Женщины принялись за рукоделие. Они пряжу прядут, ткут, вышивают, готовят подарки Параскеве – Пятнице – покровительнице женской судьбы. А следом за Параскевой – Кузьминки, праздник мужских ремёсел.

IV. Хозяйка:

В первый раз вышивали – светел месяц со лунами,

Светел месяц со лунами, со чистыми звездами.

Во второй раз вышивали – красно солнце со лучами,

Красно солнце со лучами, с тёплыми облаками.

В третий раз вышивали – чисто поле со кустами,

Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями.

В четвёртый раз вышивали – сине море со волнами,

Сине море со волнами, со белыми кораблями.
(Рассказ о символике рисунка вышивки на праздничной одежде.) Слайд №6,7.

Славянская вышивка. Древние образы в народном искусстве. Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги… Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

Ещё далёкие наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким способом человек выражал свои представления о мире в образах. Шли века – русская вышивка не исчезла, переходя из поколения в поколение.
^ V. Учитель: Слайд №8.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца! Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землёй. Землю, её плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжительнице рода. Называют этот образ по-разному: Великая богиня Земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь – что означает «мать хорошего урожая».

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотрите, вот как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у неё изображение ромба – древнего знака солнца. Иногда её фигура напоминает дерево.

^ VI. Хозяйка:

Прекрасным примером использования орнамента является народная вышивка. Ею украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, лёгкая верхняя одежда, головные уборы и платки.

Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности – охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в её изготовлении участвовали предметы, обильно снабжённые заклинательным орнаментом. Поэтому и важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.
^ VII. Балалаечник:

Заиграй-ка, балалайка, заиграй-ка, звончата!

Дома ль Марья? Дома ль Дарья? Дома ль душечка Катюшечка?


  1. Хозяйка:

Мы туточки!

(Исполняется балалаечниками мелодия «Во кузнице..»)
IX. Учитель: Слайд №9.

Балалайка в народном быту получила распространение к началу 19 века, но прочно вписалась в обрядовую культуру, прижилась в ней, дополнила и обогатила её. А вот в старину наиболее распространёнными были струнные инструменты – гусли, гудок и духовые – рожок, дудка.

- Послушайте ещё раз мелодию. Вспомните, о ком песня?

(Снова – музыка, повтор «Во кузнице…», беседа о том, как создаётся музыкальный образ.)

- Каким вам представляется образ? (Молодые кузнецы. Сильные, волевые, задорные.)

- Какие музыкальные средства выразительности передают этот образ?

1) ^ Размер – маршевый (четыре четверти), четкий, это подчёркивает волевое, мужское, мужественное начало;

2) Ритм – размеренный, напоминает взмахи молота: большой – малый, большой – малый;

3) Интонация - восходящая, нисходящая – вторит ритму работы кузнецов.

- Вот так благодаря интонации, размеру и ритму создаётся картина, музыкальный образ, воспеваемый народом.

( Снова звучит мелодия).

  1. Учитель:

А на посиделках ещё долго будет раздаваться дружный смех, когда гости станут обмениваться такими присказками:

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить?

- Да иглы нет!

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался!

Будут звучать задорные частушки:

И будут исполняться обрядовые песни. Каждому времени года - свои, особенные. Весенние – веснянки, заклички; летние – троицкие, хороводные; зимние –колядки; а осенние – жальные, чтобы мать-земля одарила в будущем году добрым урожаем. Слушаем одну из них. Обратите внимание на то, как она построена.


  1. Хозяйка: Слайд №10.

А на нас сказали,

Что мы лено жали,

Что мы лено жали,

А в копны поклали.

А стоги наметали,

А в поле копали.

На гумне стогами,

На гумне стогами,

На гумне стогами,

На току ворохами,

А с току мехами!

(жнивная песня)


  1. ^ Учитель:

- Какова особенность композиции этой песни? Что обращает на себя внимание в ней?

- Верно, многие строчки начинаются одинаково. Такой художественный приём называется анафорой. Это придаёт напевность, выразительность песне. Она похожа на заклинание.

- Как и в других фольклорных произведениях, в песне много повторов. Назовите их.

-Такие повторы называются лексическими (словесными). Они используются для усиления степени действия или для концентрации внимания на предмете, явлении.

- Осенние песни – жальные, жнивные. Какие глаголы помогают создать образ – символ жатвы, сбора урожая?

- Какой из названных нами художественных приёмов характерен и для «Веснянки»? Слайд №11.

Веснянка

Приди к нам, весна,

Со радостью!

С великой к нам

Со милостью!

Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою,

С овсом кучерявым,

С ячменём усатым,

Со просом, со гречею,

С калиной – малиною,

С чёрной смородиной,

С грушами, со яблочками,

Со всякой садовинкой,

С Цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой!

- Анафора!

- В обрядовой поэзии часто встречаются точные художественные определения. Как называется это изобразительное средство? (Эпитет)

- В этой Веснянке , например, найдите эпитеты.

- Каким благодаря эпитету «усатый» представляется колос ячменя? (Пышным, богатым) Как видим, и эпитет помогает создать художественный образ.

- А когда и где исполнялись Колядки? Слайд №12.

Колядка

На новое вам лето,

На красное вам лето!

Куда конь хвостом –

Туда жито кустом.

Куда коза рогом,

Туда сено стогом.

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько ёлок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек!

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!

Доброго здоровья!

С Новым годом,

Со всем родом!
- Ряженые парни и девушки, колядуя, щедрых хозяев благодарили, про скупых и жадных пели насмешливые песни – корили их и обещали всякие неприятности. Но чаще это были величальные песни, песни пожелания добра и благополучия, как в этой колядке.

- Одним из ярких средств выразительности в фольклоре является использование таких слов: осиночек, свиночек, коровок, овечек, хозяюшка. В какую группу по значению можно объединить суффиксы этих слов? (Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Они передают особый эмоциональный настрой повествователя, исполнителя, сближают с тем, кому посвящается произведение, показывают на отношение к нему.

-Труден ли текст для понимания? Конечно, нет, он предельно прост, понятен.
Просты и понятны содержание и образы русского обрядового фольклора, прост и понятен нам рисунок вышивки, проста мелодия балалайки, просто и русское слово. И в этой простоте – культура нашего народа, его жизнь, его творчество.

XIII. Учитель: Слайд № 13.

По традиции, заканчивая полевые работы, добрые люди говорили:

Хлебушко, расти!

Времечко, лети

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!



  1. Хозяйка:

По доброй русской хлебосольной традиции гостей в доме одаривали. Вот и мы, прощаясь с вами, дарим на добрую память куколку – символ, куколку – оберег – Зерновушку. Зерно – символ достатка, здоровья, благополучия.





Похожие:

Урок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.» iconПланирование уроков литературы в 6 классе на (по учебнику В. Я, Коровиной и др.)
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор (начальное понятие). Календарно- обрядовые песни
Урок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.» iconФольклор, как средство воспитания дошкольников
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода....
Урок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.» iconУрок по кубановедению Учитель моу сош №3 Локоть Т. В. Тема «Устное...
Учитель моу сош №3 Локоть Т. В. Тема устное народное творчество кубанские загадки, пословицы
Урок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.» icon«Россыпи народной мудрости»
Малые жанры входят в ёмкое понятие «фольклор». А это – устное народное творчество, народная мудрость, уходящая в глубину веков. Необходимо...
Урок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.» iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.» iconУрок Ответственные Вторник 21 февраля 1-4 классы Открытие Недели...
Закрытие Недели русского фольклора. Выставка рисунков учащихся «Занятие, которое мне понравилось»
Урок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.» iconУрок с использованием компьютерных технологий по теме «Белки»
Интегрированный урок химии и биологии в 10 профильном химико – биологическом классе
Урок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.» iconКонспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: «Устное...
Литературное чтение. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Концепция и программыдля начальных классов «Школа России»,...
Урок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.» iconУрока: урок обобщения и систематизации. Форма урока
Интегрированный урок в 5 классе информатика + изо по теме: Графический редактор
Урок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.» icon«Устное народное творчество»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сарсинская средняя общеобразовательная школа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница