Урок литературного чтения во 2 «А» классе. Тема




Скачать 59,59 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения во 2 «А» классе. Тема
Дата публикации02.11.2013
Размер59,59 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
Урок

литературного чтения

во 2 «А» классе.
Тема: «Устное народное творчество».
Учитель: Зайцева Людмила Вячеславовна
МОУ Белоомутская средняя школа № 1

Цели урока:

  1. Прививать детям любовь к литературе; приобщать к народным традициям;

2.Познакомить с синонимичными понятиями: фольклор – устное народное творчество;

3. Познакомить с понятиями : малые формы – крупные формы;

4. Передать основную эмоциональную тональность произведений;

5. Развивать образное мышление; расширять словарный запас;

6. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения, слушать и уважать мнение товарищей.

Ход урока:

  1. Организационный момент.


- Здравствуйте ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. На столе у вас должны быть только пеналы с цветными карандашами.
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы отправимся в удивительную страну. А как она называется, вы попробуйте угадать сами.
На доске:

^ Устное Фольклор Творчество Народное
- Что же у вас получилось?

( Учитель вывешивает таблички в правильном порядке)

- Да, это удивительная страна – народное творчество. А что же с четвёртым понятием?

- Мы не знаем значения этого слова. Тогда прикрепим эту табличку с другой стороны доски. Скажите, пожалуйста, что скрывается за понятиями, которые составили тему нашего урока?

( 1. Устное- от слова «уста» - «рот», «губы», то, что произносится, а не

пишется.

  1. Народное – принадлежащее народу.

  2. Творчество – создание чего – то нового.)



3. Решение учебной задачи.
- Литературное произведение – вся человеческая жизнь. В нём может идти степенное, то есть подробное, повествование о каких – либо событиях. А может отразиться только яркий, короткий эпизод из этой жизни.

Поэтому форма этих произведений будет различной.

Попробуйте проанализировать некоторые тексты с точки зрения их формы.
( Дети работают в группах).
Карточка 1.

Жили – были старик со старухой . Жили ладно, дружно. Всё было хорошо, да одно горе – детей у них не было.

Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой гладят на них да про своё горе думают.

Карточка 2.

Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.
Карточка 3.

Красна птица пером, а человек умом.

Карточка 4.

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.
Карточка 5.

Мы весняночку поём,

Весну красную зовём.

Весна – красна!

На чём пришла?

На сошочке, на бороночке,

На овсяном снопочке,

На ржаном колосочке.

- Сколько групп у вас получилось? Почему?

Ответы детей.

( Две группы. В одной произведения изложены коротко, они маленькие. В другой группе произведения длинные, большие.)

- Какие произведения вы поместили в первую группу?

( Дети читают тексты. Учитель таблицы с этими текстами вывешивает на доске.)

- Что вы поместили во вторую группу?

Если в первую группу вы поместили произведения, которые изложены коротко, лаконично, то как бы вы назвали форму изложения этих произведений? А во второй группе?

( Дети выбирают названия; учитель помогает определить правильное понятие.

^ Малые формы и крупные формы.)

- Какие произведения в устном народном творчестве относятся к малым формам? К крупным формам?
На доске:
Загадки Былины

Пословицы Сказки

Заклички
- Как вы определите, что перед вами загадка?

( Ответы детей)

- Какой смысл скрывается в пословице, то есть в кратком народном изречении с назидательным( поучительным) смыслом?

( Ответы детей)
- Что такое закличка?

( ответы детей)

- Какие особые слова присутствуют в сказке?

(ответы детей)

- Чем былина отличается от сказки? Каких русских богатырей вы знаете?

(ответы детей)

- Какие жанры в устном народном творчестве вы знаете? К каким формам они относятся?

( Скороговорки, песни, частушки, небылицы… Малые формы)
(Учитель на доске вывешивает таблички с этими понятиями)
^ Звучит праздничный звон колоколов ( аудиозапись).

-Ребята, как вы думаете, о чём может рассказать этот звон? Почему?

(ответы детей)

- Любой народ чтит свои традиции. Обычаи, обряды. Одной из традиций на Руси была встреча весны. Ведь весна – это надежда на хороший урожай, который принесёт достаток, благополучие; надежда на здоровье близких, счастье в доме.

Зазывали весну закличками. Давайте и мы попробуем позвать весну – добрую, солнечную, благополучную.
^ Дети работают в группах.
Карточка 6.

Ой. бежит ручьём вода,

Нету снега, нету льда!

Прилетели журавли

И соловушки малы.

Мы весняночку поём,

Весну красную зовём.
Ласточка, ласточка,

Милая касаточка!

Ты где была?

Ты с чем пришла?
За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну красну.
Карточка 7.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С огромной милостью:

Со льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим.

Весна – красна,

На чём пришла?
На сошочке, на бороночке,

На овсяном снопочке,

На ржаном колосочке.
- Прочитайте текст заклички.

- Прочитайте, обращая внимание на знаки препинания.

- Прочитайте выразительно.

- Прочитайте выразительно группой вместе.

( дети выполняют задание)
- Молодцы! Здорово закликали, позвали весну! Солнышко порадовалось за вас и каждой группе подарило частичку себя, но с секретом.
( На доске маленькие солнышки, по количеству групп в классе; каждый лучик, по количеству учеников в классе, имеет задание.)
- В праздник, в воскресенье, открывался базар. Каждый мастер выставлял свой товар, который можно было купить, а можно и заслужить. Попробуйте заслужить подарок? Тогда отгадайте загадки.
( Группа, первой отгадавшая загадку, имеет право выбрать солнышко.

Из солнышка дети вытягивают по одному лучику.)
Карточка 8.

  1. Прочитай то, что напечатано на луче.

  2. Определи жанр.

  3. Определи форму.

( Дети читают написанную на луче загадку или пословицу, определяют жанр и форму.)
- Молодцы! А в подарок вам – символ весны: птица, несущая на своих крыльях «радость, огромную милость».

( На подносе выставлены птицы из солёного теста.)
- Они белые, но на уроке изобразительного искусства каждый из вас раскрасит свою птичку «красками весны». Какие они? Почему?

( Дети отвечают на вопросы).


  1. ^ Итог урока.

- Ребята. Посмотрите, а ведь лучики солнышек с обратной стороны тоже белые! Подумайте, возьмите в руки тот цветной карандаш, с которым ассоциируется урок, и раскрасьте им свой лучик. Вставьте лучик в солнышко.

( Дети выполняют задание. Если урок удался, то – лучи цветов радуги.)
- Лучики солнышка нам улыбаются своими светлыми, яркими тонами. Значит, урок понравился!

- А что вы читали на уроке?
- Вы знаете, что все жанры устного народного творчества можно назвать одним словом: фольклор. Будет ли это понятие лишним?

- Тогда что вы можете сказать об этих понятиях?
На доске:
1. Фольклор

2. Фольклористика

( Ответы детей: человек, изучающий народное творчество; наука, изучающая фольклор.)

- Молодцы!

5. Дом. задание: подобрать пословицы и загадки по теме «Весна».

Похожие:

Урок литературного чтения во 2 «А» классе. Тема iconУрок литературного чтения во 2-м классе. Тема "Сказки о животных"
Учитель: Доброе утро и детям, и всем гостям, пришедшим к нам на урок литературного чтения. Мне всегда тепло и радостно от встречи...
Урок литературного чтения во 2 «А» классе. Тема iconУрок литературного чтения Аннотация к уроку литературного чтения во 2 классе
На уроке дети самостоятельно определяют тему и ставят цель урока. Знакомство с биографическими сведениями, творчеством писателя происходит...
Урок литературного чтения во 2 «А» классе. Тема iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи
Урок литературного чтения во 2 «А» классе. Тема iconУрок литературного чтения во 2 классе Тема: Э. Успенский «Чебурашка»
Обучать приёмам анализа текста на примере работы с отрывком сказки-повести Э. Успенского «Чебурашка»
Урок литературного чтения во 2 «А» классе. Тема iconУрок литературного чтения в 4-м классе. Тема урока: «Басни И. А. Крылова»
Создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И. А. Крылова
Урок литературного чтения во 2 «А» классе. Тема iconУрок литературного чтения во 2 классе. Наименование раздела программы
Оборудование: учебное пособие с текстом, таблица слогов и слов для минутки чтения. Пк. Мультимедийный проектор. Рабочая тетрадь по...
Урок литературного чтения во 2 «А» классе. Тема iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Цель: Познакомить учащихся с новым произведением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Урок литературного чтения во 2 «А» классе. Тема iconТематическое планирование уроков литературного чтения во 2-м классе
Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2-м классе (138 часов – 4 часа в неделю)
Урок литературного чтения во 2 «А» классе. Тема iconУрок литературного чтения в 8-м классе на тему «Человек и общество»
Цель урока: выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью
Урок литературного чтения во 2 «А» классе. Тема iconУрок литературного чтения в 3 классе. Тема
Воспитывать интерес к чтению, литературному наследию родного народа, и на нём доброту, любовь, взаимовыручку, дружбу и поддержку...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница