Тема: «Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников»




Скачать 48,76 Kb.
НазваниеТема: «Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников»
Дата публикации30.10.2013
Размер48,76 Kb.
ТипСказка
pochit.ru > Культура > Сказка
Тема: «Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников»

1 место, Открытый городской конкурс исследовательских работ педагогов, 2008г.

Автор: Халимова Лилия Сагитовна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ №38 г. Салавата.

Проблема словесного творчества детей дошкольного возраста входит в проблему формирования общих художественно-творческих способностей детей. Исследователи (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер) рассматривают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творческая деятельность развивает способности ребёнка, выявляет его запросы и интересы, приобщает его к искусству и культуре.

Под словесным творчеством подразумевается деятельность детей, возникшая под влиянием литературных произведений (сказки) и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов и т.п. Важнейшей особенностью словесного творчества дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи, прежде всего, видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.

Сказка является одним из элементов культуры, и, прежде всего, её эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственным и педагогическим потенциалом. К.И. Чуковский предлагал смотреть на сказки не как на лакомство для детей, а как на необходимую пищу – насущный и очень питательный хлеб.

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития творческих способностей. В.А Сухомлинский утверждает в своих трудах, что великая ответственность педагога за ребёнка заключается в том, чтобы не упустить этого счастливого периода, «добраться в каждом человеке до этой жилки, с которой начинается неповторимый талант».

Однако, ряд исследователей (Гасанова Р.Х., Амиров, А.В. Филиппов и др.) отмечают однообразность использования сказки в педагогическом процессе, что не побуждает детей к словесному творчеству. Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить (в том числе и словесному). Необходимо пересмотреть и обновить содержание педагогического процесса по работе со сказкой.

Данное исследование было проведено в ДОУ № 38 г. Салават. Исследованием было охвачено 18 детей подготовительной группы, возраст 6-7 лет и два воспитателя.

Работа проводилась в три этапа.

На первом этапе были проанализированы планы воспитателей и проведена беседа с ними, а также выявлен уровень развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста по трём направлениям:

- оперативная память,

- вербальная гибкость,

- творческое воображение.

На втором этапе проходила апробация игр и занятий с элементами ТРИЗ и РТВ и технологий на основе использования сказок.

На третьем этапе был проведён анализ влияния сказки на развитие словесного творчества детей.

Анализ планов воспитателей и беседа с ними показали, что воспитатели используют однообразные традиционные формы работы со сказкой, сводящиеся к воспитанию интереса к фольклору, обращению внимания на образность и нравственный аспект. Значительно упускается задача развития словесного творчества детей.

Анализ диагностического обследования детей показал, что:

  • значительные затруднения вызывают описание предметов, событий и сюжетов знакомых сказок на память без зрительного ориентира;

  • высказывания детей в основном односложные, сводятся к перечислению признаков и отрывочному описанию событий или сюжета;

  • в высказывании детей преобладают однообразные связи в предложениях и структурных частях, смысловая точность речи низкая;

  • в задании на творческое воображение детям требуется стимулирующая помощь педагога, уровень самостоятельности низкий.

Таким образом, был сделан вывод о том, что развитие словесного творчества старших дошкольников тесно связано с развитием творческого воображения. Трудности развития словесного творчества связаны с недостаточной сформированностью психических процессов – мышления, восприятия, воображения; малым жизненным опытом; неразвитой языковой способностью и отсутствием опоры на внешние объекты, существующие в других видах деятельности.

В ходе формирующего эксперимента было обновлено содержание педагогического процесса по работе со сказкой приёмами и технологиями ТРИЗ, развивающими играми, что позволило нам стимулировать развитие вербальной гибкости и творческого воображения детей.

На своих занятиях мы использовали отдельные инструменты ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) в работе с детьми дошкольного возраста. Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

ТРИЗовская концепция опирается на положение Выготского Л.С. о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Главная цель педагога работающего по ТРИЗ – формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Применение элементов ТРИЗ раскрепощает детей, способствует преодолению у них стереотипов, стандартности мышления; развивает их творческое мышление и воображение, образное видение, изобретательность, а также способствует формированию у детей таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициативность. Обновление педагогических условий работы со сказкой оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества старших дошкольников, выражающееся в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов.

В развитии словесного творчества большую роль играют занятия, на которых детей обучают различным видам рассказывания: придумывание продолжения сказки, придумывание сказки по плану, предложенному воспитателем, по литературному образцу, на тему предложенную воспитателем, на самостоятельно выбранную тему, придумывание сказки по загадке, пословице. Существенную роль в организации творческого процесса играет педагог. Гибкое вариативное использование сказки в различных видах деятельности детей позволяет развивать творческое воображение. Эффективным является обучение ТРИЗовским приёмам: сочинение сказок, основанных на развитии творческого воображения (РТВ). Принципами построения таких занятий являются вариативность сочетания разных форм организации детей на занятиях, интеграция разных видов деятельности, принцип развития.

Таким образом, введение в педагогическую практику ДОУ по работе со сказкой занятий с элементами ТРИЗ, развивающих игр обеспечивает высокую эффективность в развитии словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Похожие:

Тема: «Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников» iconТема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников...
Р, Дом Детского Творчества, музей, школа искусств. Все это способствует расширению воспитательных возможностей детского сада. Становление...
Тема: «Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников» iconВлияние акробатических упражнений на физическое развитие старших дошкольников
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка- детский сад№141 г. Тверь
Тема: «Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников» iconМетодическая разработка. Влияние изобразительного искусства на успешность...
Влияние изобразительного искусства на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе
Тема: «Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников» iconФормирование взаимоотношений у старших дошкольников, их влияние на повседневную сферу
Итии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной...
Тема: «Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников» iconТема: «Что за прелесть эти сказки!»
...
Тема: «Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников» icon«Развитие композиционных умений в рисовании у старших дошкольников...

Тема: «Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников» iconПримерная тематика рефератов и курсовых работ по теории и методике...
Педагогические условия повышения двигательной активности старших дошкольников на прогулке
Тема: «Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников» iconПрограмма работы творческой группы «Развитие творческих способностей...
Государственное образовательное учдеждение дополнительного профессионального образования
Тема: «Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников» iconЭстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот....
Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и...
Тема: «Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников» iconРеферат «Развитие общей и мелкой моторики как основы формирования...
Взаимосвязь речевого развития, интеллекта и личностных качеств в процессе социальной адаптации
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница