Скачать 205,65 Kb.
|
Приложение к заявке №1 Проект «Акция. Ребенок и Взрослый» для детей старшего дошкольного возраста Включение детей дошкольного возраста в совместную общественно- полезную деятельность через организацию и проведение акций. Социальное развитие дошкольников – одна из ключевых и актуальных проблем, стоящих перед современной дошкольной педагогикой. Л.С. Выгодский отмечал, что высшие человеческие функции формируются только в благоприятной социальной ситуации развития. Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомиться с социально приемлемыми формами поведения и учится сознательно поддерживать нравственные нормы. В микрорайоне, где расположен детский сад много частных и многоквартирных домов, имеются другие социальные институты образования, здравоохранения, сфера обслуживания населения, промышленные предприятия. Все вышеперечисленные учреждения влияют на организацию образовательного процесса через проведение разнообразных форм сотрудничества с целью социализации и расширения кругозора наших воспитанников. Проведя анализ форм взаимодействия дошкольного учреждения с социальными институтами, выявлено, что больше и разнообразнее построена работа с семьей, но узок круг взаимодействия с другими социальными партнерами. В настоящее время, в век компьютеризации, люди мало общаются, больше времени проводят у экранов телевизора или монитора компьютера. А ведь каждому человеку приятно, когда в его адрес произносят теплые, добрые слова, дарят подарки, сувениры или просто обращают на него внимание, особенно в пожилом возрасте. Так в стенах нашего детского сада возникла идея проведения акций с организациями социальной сферы и жителями микрорайона. На современном этапе развития дошкольного образования, в рамках реализации федеральных государственных требования необходимо развивать свободное общение воспитанников со взрослыми и детьми, их активность и любознательность в разных видах детской деятельности. Из всего этого вытекает гипотеза: развитие личностных качеств у воспитанников дошкольного возраста, таких как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость и овладение средствами общения со взрослыми и детьми, возможно через включение их в совместную общественно- полезную деятельность посредством проведения акции. ^ Создать условия для активного участия детей дошкольного возраста в общественной жизни детского сада и города через организацию совместной общественно – полезной деятельности. Для реализации цели поставлены следующие задачи: - Внедрить акцию как новую форму совместной деятельности детей и взрослых. - Разработать технологические карты проведения акций в рамках календарно – тематического планирования. - Способствовать развитию у дошкольников навыков общения и взаимодействия со взрослыми и детьми. - Формировать у воспитанников любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость при взаимодействии с другими людьми. В последнее время большая роль в образовании отводится нравственному развитию и воспитанию подрастающего поколения, так как обществу необходим высоконравственный, творческий, компетентный человек. Основополагающим документом по данной проблеме является «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в котором определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, творчество, наука, традиционные российские религии, искусство, литература, природа, человечество. Такая базовая ценность, как человечество, помогает уже с дошкольного возраста научить ребенка жить в мире, согласии с другими людьми и приносить общественную пользу всем окружающим, т.е жить в коллективе. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, в том числе в образовании, требуют переосмысления сущности процесса воспитания, поиска новых форм и методов воспитания, способствующих наиболее гармоническому развитию личности дошкольников. Основной путь передачи базовых национальных ценностей – это процесс коммуникации. Именно коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей (партнеров по общению или деятельности), а также умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Детский сад создает неповторимые естественные условия для жизни и воспитания ребенка среди сверстников, а также среди детей младшего и старшего возраста. Отечественные педагоги В.А. Лабунская, А.В.Петровский, М.И. Лисина и другие отмечают, что у ребенка рано начинает проявляться социальная потребность в обществе себе равных по возрасту, интересам, деятельности. В детском саду дошкольник познает радость общения, у него формируется опыт совместных игр и труда, в разных жизненных ситуациях он сталкивается с необходимостью считаться с мнениями, желаниями, правами других детей и учиться быть справедливым. Именно в условиях воспитания в детском саду у ребенка формируется коммуникативная готовность к школе, умение коллективно решать практические и познавательные задачи. Придерживаясь мнения Т. Филипповой, педагога по социологии, считаем, что за дверьми детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы и радости. Наше дошкольное учреждение взаимодействует со многими социальными институтами через разнообразные формы: экскурсии, совместные мероприятия, организации выставок, встречи с интересными людьми, проведение клубов, участие в конкурсах, соревнованиях и другие. Тем самым, происходит обогащение содержания деятельности детского сада, расширение кругозора наших воспитанников, воспитывается культура общения между людьми разными поколениями. В средствах массовой информации очень часто можно встретить информацию о проведении разнообразных акций для взрослых, подростков и учащихся школ по темам «Доброе сердце», «Внимание дети!», «Наш дом - Земля» и другие. Проведение данных акций способствуют включению людей разных поколений в общественно полезную деятельность города, региона, страны. В Толковом словаре русского языка конца XX в. акция переводится, как действие, предпринимаемое для достижения какой- либо цели. В переводе с латинского языка акция – дело, операция. Из выше сказанного мы считаем, что акция – это ценное взаимно - приятное действие, выступление, содержащее воспитательный и образовательный смысл, оставляющий значимый след в формировании личности подрастающего поколения. Таким образом, новизна работы заключается во внедрении акций в образовательный процесс детского сада к общественным праздникам и знаменательным датам. С учетом всех аспектов воспитательно - образовательной работы по включению детей дошкольного возраста в общественно - полезную деятельность был разработан и реализован проект «Акция. Ребенок и Взрослый», в основу которого легла рубрика «Календарь знаменательных событий и памятных дат» журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». На первом этапе работы обобщен имеющийся опыт детского сада по вопросам взаимодействия с социальными институтами, проанализирована психолого – педагогическая литература по проблеме, выбраны формы организации, проведения акций, участниками которых стали все - дети, педагоги, сотрудники детского сада, родители, представители социальных институтов, жители микрорайона. На основе представленных данных составлена технологические карты организации и проведения акций, электронная картотека праздников. Для реализации второго этапа разработан план проведения акций на учебный год, который в течение года может изменяться и дополняться. Для установления партнерских отношений с другими социальными институтами в работе, при подготовке и проведению акций придерживаемся следующих принципов:
сами анализируем;
В план включены акции, которые разнообразны по тематике и содержанию, а так же учитывают возраст детей. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся в стенах детского сада, а старшего дошкольного возраста в микрорайоне дошкольного учреждения. Проведение данных акций способствуют реализации десяти образовательных областей дошкольного образования, их интеграции и составлению календарно- тематического планирования работы воспитателей. Например, во время проведения акции «С Днем физкультурника!» оптимально решаются задачи образовательных областей «Здоровье», «Физкультура», «Коммуникация», а уже к проведению поздравительной акции к Дню пожилого человека – «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация». В рамках реализации ФГТ при организации воспитательно - образовательной работы необходимо придерживаться комплексно- тематического построения образовательного процесса. Итоговым мероприятием тематической недели может стать акция, подготовка которой помогает активно включить взрослых и детей в совместную деятельность, а так же создать условия для самостоятельной деятельности дошкольников по теме праздника или события. На современном этапе образования педагогами разрабатываются технологические карты. По определению академика Г. К.Селевко технологическая карта – это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств. Исходя из этого, нами составлены технологические карты акции, содержание которой включило в себя три этапа: 1 этап - подготовительный; 2 этап - организационный; 3 этап – рефлексия. Подготовительный этап направлен на поиск информации о празднике, знакомство детей с праздничной или знаменательной датой, изготовление продукта для проведения акции, беседу или разговор. Продуктом для проведения акции может стать совместно изготовленная поздравительная открытка, плакат, медали, буклеты и другое в зависимости от тематики праздника, события и направленности. С целью безопасности жизнедеятельности воспитанников их пребывания в детском саду, педагогам необходимо заранее исследовать маршрут движения и места проведения акции в микрорайоне. Поэтому мы в технологической карте отразили необходимость данной работы. На организационном этапе акции воспитанники вступают в диалог со взрослыми, детьми разного возраста по тематике проведения и вручают продукты детской деятельности, буклеты, листовки и другое. Мероприятие заканчивается проведением рефлексии в форме беседы, игры «Вопрос - ответ», где дошкольники и педагог может рассказать об его участии в акции, что у него получилось, что вызвало трудности, кто ему помог. Такая форма проведения помогает осознать ребёнку значимость его участия в общественной жизни группы, детского сада и города. Подробнее остановимся на проведении акций. В начале учебного года в учреждении традиционно проходит смотр- конкурс букетов. В рамках тематической недели «Красота в природе», посвященный Дню красоты (9 сентября) организована акция «Подари красоту всем». Воспитанники старших возрастных групп вышли на улицы микрорайона детского сада, дарили прохожим букеты и красивые слова. Ежегодно в День дошкольного работника воспитатели с детьми организуют поздравительную акцию «С праздником!» для всех сотрудников детского сада. Воспитанники дарят теплые, добрые пожелания взрослым с вручением подарков, сделанных своими руками. Такие поздравительные акции организуем к Дню пожилого человека (октябрь), Дню Победы (май), Дню строителя (август), Дню библиотеки (май), Дню торговли, День российской почты (июль), Дню туриста (сентябрь) и другие. Необходимо отметить, что акции с участием младших детей организуются в стенах детского сада, а старшие дошкольники совместно с педагогами выходят за пределы дошкольного учреждения: в библиотеку, магазины, ателье, строительную организацию, на Станцию юных туристов и другие. Одной из форм наглядной агитации является разработка буклетов. Так к Международным День физкультурника (декабрь) и родного языка (февраль) нами были разработаны, оформлены буклеты «В здоровом теле – здоровый дух», «Давайте говорить правильно!», которые распространялись среди родителей воспитанников, педагогов дошкольный учреждений на городском методическом объединении воспитателей и жителей города Слободского. В рамках «Недели безопасности», которая традиционно проходит весной, в преддверии Дня работников пожарной охраны (апрель) мы поздравили представителей этой профессии с профессиональным праздником, вручили им газету и медали. Большое внимании в образовательном процессе уделяем профилактике дорожно- транспортного травматизма. В день дорожной безопасности воспитанники совместно с родителями изготовили плакат «Азбука дорожной безопасности» в мастерской и поместили его на воротах детского сада. Данный плакат явился наглядной агитацией по профилактике безопасности на дорогах всех участников образовательного процесса. В детском саду особое внимание уделяется здоровью воспитанников и сотрудников. В День физкультурника (Август) воспитанники вышли на улицы города с памятками «Если хочешь быть здоров…» и буклетами «В здоровом теле – здоровый дух». В ходе акции они вступали в диалог с незнакомыми взрослыми по теме: «Каким видом спортом вы занимаетесь?», Вы ведете здоровый образ жизни. В рамках природоохранной операции «Наш дом - Земля» (май) провели акцию «Сохраним нашу планету», через изготовление плакатов, которые разместили в магазинах. Дети распространяли листовки «Чистые улицы – красивый город Слободской!» среди местного населения и провели социологический опрос «Что необходимо сделать, чтобы город стал чище?» На наш взгляд, особенно важным является активное вовлечение родителей в педагогический процесс. В ходе участия в городском конкурсе «Зеленый огонек - 2011» творческая группа педагога и родителей воспитанников средней группы создала поздравительную мультимедийную презентацию «Для Вас о Вас! Посвящается 75-летию ГИБДД». Творческая деятельность родителей в подготовке материалов способствовала укреплению взаимоотношений взрослого коллектива. В ходе реализации проекта возникали и трудности. Так в рамках проведения акций не все прохожие на улицах микрорайона вступали в беседу с детьми, отворачивались, уходили. Поэтому приходилось объяснять ребятам, почему взрослые не вступают с ними в разговор и напоминать правила этикета общения людей друг с другом. Таким образом, организация и проведение акций, на наш взгляд, помогает в наше время сплотить людей разных поколений, учит детей проявлять активность, толерантность и быть активными участниками в общественной жизни. Результативность На рефлексивном этапе работы, в соответствии с федеральными государственными требованиями, на основании цели и задач был проведен мониторинг изучения уровня сформированности интегративных качеств воспитанников старших дошкольных групп:
Для отслеживания результатов работы использовался мониторинг достижения детьми планируемых результатов (авторы Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова) Полученные данные по формированию интегративных качеств представлены в таблице. Сводная таблица изучения формирования у ребенка интегративных качеств дошкольников
Уровень: В – высокий С - средний Н - низкий Психолого- педагогический мониторинг проведен с использованием наблюдения за поведением и деятельностью воспитанников. Из результатов представленной таблицы у детей отмечается динамика развития вышеперечисленных интегративных качеств. В овладении средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками воспитанники показали хорошие результаты в овладении элементарных моральных норм и правил поведения. При выполнении совместной деятельности дети научились согласовывать свои действия с действиями других детей, оказывать посильную помощь. 85% дошкольников группы способны проявлять избирательность в общении со сверстниками, а 15% воспитанников предпочитают общение с узким кругом сверстников, неохотно вступая с другими детьми в игровую, трудовую и познавательно- исследовательскую деятельность. У 35% воспитанников отмечены трудности по выражению своего отношения к поступкам других людей, умению оценить определенную ситуацию и дать ей оценку. На начало учебного года в подготовительной школе группе у 25% детей отмечен высокий уровень развития любознательности и активности к явлениям и событиям, которые они непосредственно не наблюдают, но 15% детей не всегда проявляют интерес к подготовке и участию в акциях и других видах деятельности. Поэтому необходимо продолжить работу с детьми по формированию у них устойчивого познавательного интереса к разным видам деятельности, что будет способствовать успешному обучению их в школе. Существенно изменились отношения между сверстниками. Участвуя в совместной деятельности по изготовлению продукта для проведения акции, 30% детей уже научились адекватно реагировать на успех действий сверстников, сопереживать их удачам и неудачам. У 25% ребят успехи сверстников вызывают огорчения, а их неудачи нескрываемую радость. Поэтому возникают детские конфликты, проявляется зависть, ревность, обида на сверстников. Именно сейчас необходимо включить в работу мероприятия по профилактике межличностных отношений у воспитанников, которые негативно реагируют на успехи других детей. Таким образом, наблюдается динамика развития интегративных качеств дошкольников при активном их включении в общественно полезную и совместную деятельность взрослых и детей. На основе полученных результатов можно сделать выводы: 1. Разработаны технологические карты проведения акций, которые могут быть использованы в рамках календарно – тематического планирования ДОУ. 2. Участие детей в общественной жизни способствовало развитию у дошкольников навыков свободного общения и взаимодействия со взрослыми и детьми. Воспитанники научились проявлять инициативу, развивать тему общения, они способны слышать высказывания другого и адекватно отвечать на вопросы. 3. Дошкольники проявляют интерес к окружающей жизни и ярким событиям группы, детского сада и города. Улучшились взаимоотношения взрослых и детей, укрепились детско - родительские отношения в совместной деятельности. Между сверстниками отмечаются дружелюбные отношения. 4. В процессе подготовки и проведения акции осуществляется разностороннее развитие личности ребенка: воспитанники имеют представления о человеке, его безопасном поведении в разных ситуациях, овладевают нормами русской речи, у них формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость) и другое, что важно для подготовки подрастающего поколения к дальнейшей жизни. В современном обществе необходимо быть активным, коммуникабельным, самостоятельным, и ответственным, умеющим видеть и решать проблему автономно и сообща. Если с раннего возраста, мы взрослые, научим ребенка умело вступать в общение и в совместную деятельность с представителями разных социальных сфер, то в дальнейшем ему будет легко находить нужных партнеров и использовать в своих интересах связи с социумом. Доброе дело, хороший поступок, ласковое слово или маленький сюрприз от подрастающего поколения заставит задуматься взрослых, что необходимо и им чаще делать добрые дела окружающим людям. И тогда в нашем мире люди станут более заботливы, внимательны и толерантны. Литература
Приложение к заявке №2 Проект «Акция. Ребенок и Взрослый» Участники проекта: Дети, взрослые Сроки проведения: сентябрь - август Вид, тип проекта:
Цель: Создать условия для активного участия детей дошкольного возраста в общественной жизни детского сада и города через организацию совместной общественно – полезной деятельности. Задачи: - Внедрить акцию как новую форму совместной деятельности детей и взрослых. - Разработать технологические карты проведения акций в рамках календарно – тематического планирования. - Способствовать развитию у дошкольников навыков общения и взаимодействия со взрослыми и детьми. - Формировать у воспитанников любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость при взаимодействии с другими людьми. ^
^ Социальное развитие дошкольников – одна из ключевых и актуальных проблем, стоящих перед современной дошкольной педагогикой. Л.С. Выгодский отмечал, что высшие человеческие функции формируются только в благоприятной социальной ситуации развития. Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомиться с социально приемлемыми формами поведения и учится сознательно поддерживать нравственные нормы. В микрорайоне, где расположено дошкольное учреждение много частных и многоквартирных домов, имеются другие социальные институты образования, здравоохранения, сфера обслуживания населения, промышленные предприятия. Все вышеперечисленные учреждения влияет на организацию образовательного процесса через проведение разнообразных форм сотрудничества с целью социализации и расширения кругозора наших воспитанников. Проведя анализ форм взаимодействия дошкольного учреждения с социальными институтами, выявлено, что больше и разнообразнее работа с семьей, узок круг взаимодействия с другими социальными партнерами. В настоящее время, в век компьютеризации, люди мало общаются, больше времени проводят у экранов телевизора или монитора компьютера. А ведь каждому человеку приятно, когда в его адрес произносят теплые добрые слова, дарят подарки, сувениры или просто обращают на него внимание, особенно в пожилом возрасте. Так в стенах нашего детского сада возникла идея проведения акций с организациями социальной сферы и жителями микрорайона. ^
|
![]() | «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение» Теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста | ![]() | Положение о проведении районной интеллектуальной игры «Времена года»... Развитие познавательной активности, выявление и реализация интеллектуально-творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста,... |
![]() | План Актуальность проблемы формирования начал экологической культуры... Формы и методы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста | ![]() | Положение о проведении викторины «Хочу все знать!» среди детей старшего дошкольного возраста Настоящее положение определяет порядок организации и проведения окружной викторины среди детей старшего дошкольного возраста мдоу... |
![]() | «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр»... По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют... | ![]() | Корепанова Альфия Шарифзяновна, воспитатель Очень важно в этот период помочь правильно сформировать женственность и мужественность в детях. Для этого в организациях, работающих... |
![]() | О группах предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста... Конституции рф, ст. 18, пунктов, статьи 29, подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании», Федерального закона РФ «Об... | ![]() | Курсовой проект Развитие познавательного интереса к экономическим... Развитие познавательного интереса к экономическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста |
![]() | В целях обеспечения гарантий детей-инвалидов дошкольного возраста... Ль) ребенка-инвалида дошкольного возраста имеет право выбора: воспитание и обучение ребенка на дому по основным общеобразовательным... | ![]() | Формирование произвольности поведения с учетом нравственных норм... Ми структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – это содержание и организация образовательного процесса... |