Пояснительная записка. Общей




НазваниеПояснительная записка. Общей
страница1/12
Дата публикации27.10.2013
Размер0.7 Mb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
КОМИ КЫВ

1-4 классъяслы

уджтас
Лэдзöма Коми Республикаса

йöзöс велöдан министерство

инöд серти

Сыктывкар

2011

Уджтассö дасьтöма

Коми Республикаса образование сöвмöдан инсттутын
Уджтассö лöсьöдысь – Э.И.Полякова
Рецензентъяс:
Грабежова В.М. – велöдчан небöгъяс дасьтан шöринса старшöй научнöй сотрудник
Старцева Г.В. – Коми Республикаса юралысь бердын искуствояс гимназияын коми кыв велöдысь

Пояснительная записка.

Общей целью курса коми языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях является формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения родным (коми) языком как средством общения в устной и письменной форме, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Изучение коми языка в 1-4 классах направлено на достижение следующих задач:

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков практического владения литературным коми языком в разных ситуациях общения; потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике коми языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;

  • освоение первоначальных знаний о коми языке, его фонетическом, лексическом, грамматическом строе; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка.

Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций.

^ Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности на коми языке (монологической и диалогической), основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования коми языка в различных сферах и ситуациях общения. На уроках коми языка ученики получают начальное представление о нормах родного литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Коммуникативные умения поддерживаются языковыми знаниями и навыками.

^ Языковая (лингвистическая) компетенция – освоение знаний о коми языке как знаковой системе, его фонетическом, лексическом, грамматическом устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о развитии коми языка; овладение нормами литературного коми языка, обогащение словарного запаса; формирование умений опознать языковые явления, анализировать, классифицировать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

^ Культуроведческая компетенция – осознание коми языка как одной из культурных ценностей, как формы выражения национальной культуры, традиций; взаимосвязи языка, истории и географии родного края, национально-культурного, типологического своеобразия коми языка; владение нормами коми речевого этикета, воспитание чувства патриотизма к малой родине, к Коми краю, любви к коми языку как духовной ценности, как к одному из условий существования народа коми, средству общения и получения знаний.

Изучение коми языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Начальным этапом изучения коми языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Продолжительность данного курса определяется темпом обучаемости учеников и их индивидуальными особенностями. Основной задачей обучения коми грамоте является практическое овладение родным языком, устной и письменной речью на таком уровне, который в дальнейшем позволит учащимся приступить к успешному теоретико-практическому изучению коми языка во 2-4 классах. Дети овладевают начертанием букв коми алфавита, умениями правильно писать и читать на родном языке.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется орфографическая пропедевтика.

Систематический курс «Коми язык как родной» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил и сведений. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, состава слова и синтаксиса.

Содержание предмета «Коми язык» представлено в программе такими содержательными линиями:

- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.

Содержание предмета «коми язык» направлено на формирование функциональной грамотности. Новые требования общества к уровню социальной, профессиональной мобильности личности, её готовности к жизни определяют приоритетные цели образования, связанные со способностью личности к саморазвитию и самосовершенствованию, с формированием умения учиться.
^ Результаты изучения учебного предмета «Коми язык»
Личностными результатами изучения коми языка как родного в начальной школе являются: формирование чувства гордости за свою Родину, историю родного края; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие положительных мотивов учебной деятельности и изучения коми языка; развитие этических чувств, доброжелательности и отзывчивости, эстетических потребностей, ценностей и чувств, осознание родного языка как средства общения; восприятия коми языка как явления национальной культуры; понимания того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.
^ Метапредметными результатами изучения предмета «коми язык» является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные:

Формирование умения определять и формулировать цель деятельности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов.

Формирование умения работать по плану, сверяя свои действия с целью корректировать свою деятельность.

Формирование умения в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

Овладение умением пользоваться разными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным) и извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрации, таблицы, схемы), использовать знаково-символические средства представления информации.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации, развитие умения пользоваться разными видами словарей и справочников.

Овладение умением использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные:

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач, правильное оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Овладение умением выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности.

^ Предметными результатами изучения коми языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах коми литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; осознание безошибочного письма как проявление уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; овладение умением находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия и проверять написанное; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания о родном языке для решения коммуникативных, практических и познавательных задач.

Программа по родному языку призвана решать важную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности школьника – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать и реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Знания, умения и навыки по родному языку, заложенные в Программе, должны выступать не как цель обучения, а как средство развития школьника.

Важным условием развития младшего школьника является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, исследование, учебный диалог, проектная деятельность и другие. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать саморазвитие, оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определить своё знание и незнание.

Содержание программы по учебному предмету «коми язык» не разделено по часам, что позволяет учителям по своему усмотрению распределить содержание учебного материла, не нарушая при этом требования минимального содержания.

Программа направлена на изучение коми языка в начальной школе за счёт реализации коммуникативно-деятельностного принципа, принципа целостности содержания образования, принципа систематичности, личностной направленности обучения (личностно ориентированный принцип). Отбор содержания ведётся в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, достаточности, сознательности и активности.

Системно-концентрированный принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками-разделами. При распределении программного материала по классам учитывается внутренняя логика учебного предмета «коми язык», связи между подсистемами языка, его категориями. В каждом классе проводится изучение всех подсистем языка.

Изучение коми языка предполагает освоение следующих разделов: «Фонетика и графика», «Лексика», «Части речи», «Состав слова», «Предложение» и «Текст.Речь». Содержание программы по коми языку ориентировано на развитие у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе и лексическом богатстве.

В программе для каждого класса предусмотрены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, к усвоению предложенного материала по родному языку.
Водзкыв
Школаын шöр велöдан предметъясысь öтиöн лоö коми кыв. Чужан кыв велöдан урокъяслöн могъясыс:

- сöвмöдны челядьлысь сёрни да вежöр, велöдны могъяс урчитöмöн бöрйыны лöсялана кывъяс да пыртны найöс сёрниö;

- паськöдны челядьлысь асгöгöрса олöм йылысь тöдöмлунсö;

- сöвмöдны быдтор тöдны кöсйöм;

- велöдны найöс сёрнитны литературнöй (гижöд) коми кывйöн;

- чужтыны коми кыв дiнас муслун.

Коми кыв урокъяс вылын колö пöртны олöмö татшöм могъяс:

- велöдны колана ногöн вöчны гижан уджъяс;

- велöдны видлавны тöдмаланторсö уна ногöн: орччöдны, öтвывтны, торйöдны, аддзыны медтöдчанасö, донъявны вочавидзöмсö;

- сöвмöдны челядьлысь кыв туялан кужöмлун да сетны велöдчысьяслы позянлун аслыныс гöгöрвоны чужан кывлысь аслыспöлöслунсö;

- озырмöдны челядьлысь кывворсö, велöдны аддзыны коми кывлысь коланлунсö;

- велöдны вöчны могъяс урчитöмöн творчествоа (сяма) уджъяс;

- велöдны вöдитчыны велöдчан небöгöн да кывкудъясöн;

- сöвмöдны небöг да лыддьысьöм дiнö муслун;

- петкöдлöм (образец) серти сьöрсьöн-бöрсьöн вöчны уна сикас удж.
«Коми кыв» уджтасö пыртöма татшöм юкöнувъяс:

  1. Коми грамотаö велöдöм да сёрни сöвмöдöм (1 класс).

  2. Фонетика, грамматика, кывъяс гижанног да сёрни сöвмöдöм (2-классъяс).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Пояснительная записка. Общей iconПояснительная записка Цели программы
Обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры
Пояснительная записка. Общей iconПояснительная записка Изучение курса «Основы общей биологии»
Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарёва и др. –...
Пояснительная записка. Общей iconПояснительная записка Данный документ разработан педагогическим коллективом...
Пояснительная записка 3
Пояснительная записка. Общей iconРабочая программа по общей экологии 9 класс Пояснительная записка
Проектом Россий­ского стандарта школьного экологического образования; создание фундамента для изучения глобальной и социальной экологии...
Пояснительная записка. Общей iconПояснительная записка к программе по математике Пояснительная записка...
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий
Пояснительная записка. Общей iconПояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины...
Государственное областное образовательное учреждение начального профессионального образования
Пояснительная записка. Общей iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка. Общей iconПояснительная записка одной из важнейших социально-педагогических...
Среди инструментов этого процесса может и должен быть по нашему мнению, классный театр — одна из наиболее наглядных форм художественного...
Пояснительная записка. Общей iconПояснительная записка Все мы дети “Природы”. Воспитание экологической...
Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания
Пояснительная записка. Общей iconПояснительная записка Все мы дети “Природы”. Воспитание экологической...
Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница