План Актуальность Теоретическое обоснование темы Система работы учителя Заключение Приложение




Скачать 116,04 Kb.
НазваниеПлан Актуальность Теоретическое обоснование темы Система работы учителя Заключение Приложение
Дата публикации27.10.2013
Размер116,04 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
План

  1. Актуальность

  2. Теоретическое обоснование темы

  3. Система работы учителя

  4. Заключение

  5. Приложение


«Плохой учитель излагает.

Хороший учитель учит.

Выдающийся  - показывает.

Великий – вдохновляет».

Мне повезло, что я учитель технологии. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей.  Урок технологии – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло.

19 лет работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества. В процессе работы я сформулировала свою методическую тему: «Формирование нравственных качеств личности на уроках технологии и во внеурочной деятельности» Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей – т.е. общего развития ребёнка.

В настоящее время  меняются сами требования общества к творческой активности человека. Высокие темпы развития в производстве и в социальной сфере, ужесточение конкуренции, сложнейшие проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному человеку, формируют своеобразный запрос на «человека творческого».

В законе РФ «Об образовании» говорится, что образование - единый целостный процесс воспитания и обучения. Главное удержать эту целостность во всех видах образовательной деятельности.

В век ускорения научно – технического прогресса объём необходимой учебной информации продолжает увеличиваться, а урокам труда отводится второстепенная роль, значительно уменьшилось количество учебных часов по предмету «Технология». Таким образом, утрачивается триединая цель учебно-воспитательного процесса: обучение, воспитание и развитие.

Воспитание — это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте с общечеловеческой культурой. Вот и я, на своих уроках, приобщаю учащихся к культурному наследию, воспитываю нравственные и эстетические качества личности через народное искусство, народные мотивы, декоративно-прикладное творчество.

Цели нравственно - эстетического воспитания определяются по-разному, а я их определяю для себя в следующем, это раскрытие, развитие, реализация творческих способностей учащихся, формирование нравственно – эстетической, социально компетентной личности.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

  1. Способствовать становлению учащегося как будущего специалиста, семьянина, гражданина.

  2. Обеспечивать оптимальные условия для самореализации личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

  3. Акцентировать внимание в воспитательной системе на перспективу, на будущее.


^ Теоретическое обоснование темы

Основным предназначением образовательной области « Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение учащихся в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

^ Цель учебного предмета

Главная цель образовательной области «Технология» — под­готовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, кото­рые необходимы для деятельности в новых социально экономи­ческих условиях, начиная от определения потребностей в про­дукции до ее реализации.

Для этого учащиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и воз­можности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу (налад­ка оборудования, операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, кор­ректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений, использование средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в ко­нечный потребительский продукт или услуги в условиях ограни­ченности ресурсов и свободы выбора.

  1. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

  2. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

  3. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-эко­номическим условиям.

^ Задачи учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности учащихся ре­шать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изу­чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти­визма, человечности и милосердия. Обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове­дения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умение применять их при реали­зации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко­ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто­способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми уме­ниями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендует­ся применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

В течение всего периода обучения «Технологии» каждый уча­щийся выполняет 5 проектов (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная ра­бота, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей се­мьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономичес­кой целесообразности, в выдвижении идей разработки конст­рукции и технологии изготовления продукции (изделия), их осу­ществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания уча­щихся, раскрытие их творческих способностей. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требова­ниями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, эко­логическим (экологическое обоснование проекта).

^ Система работы учителя и её результативность.

Задача педагога состоит в том, что он должен: возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности;

целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующее её творческой активности, её целостному развитию, а также формировать нравственные качества личности. В каждом из разделов школьной программы по технологии есть место для развития творческих способностей. 

Формирование нравственных качеств личности начинаю с 5 класса. Программа курса «Технология» представляет систему теоретического материала, практических знаний и умений, способствующих нравственно – эстетическому развитию и социализации личности, предоставляющих возможность в одном коллективе реализовывать себя в разных направлениях творческой деятельности. Блоки программы реализуется как на уроках, так и во внеурочное время, так как времени, отведённого для творчества федеральным учебным планом не достаточно.

В учебную программу включены разные стороны бытовой культуры. Будущей хозяйке необходимо знать, как украсить свой дом. От правильной организации культуры быта, от воспитанности зависит благополучие семьи и домашнего очага.

Основные блоки, из которых состоит учебная программа:

1. Вышивка бисером, крестом, гладью - в процессе обучения учащиеся знакомятся с разными по технологии исполнения вышивками. Этот блок состоит из самостоятельных блоков, которые можно изучать как комплексно, так и по отдельности. Формируется устойчивый интерес учащихся к художественным ремеслам, развивается художественный вкус, фантазия, умение использовать компьютерную программу в учебных целях. Воспитывается аккуратность, внимательность, усидчивость, настойчивость при работе.

^ 2. Вязание крючком и спицами - это занятие лечит от скуки и безделья и постепенно открывает целый мир рукоделия, художественного творчества, народных ремесел.

^ 3. Мягкая игрушка - особенность заключается в том, что в этом блоке закрепляется не только изученный материал, но и изучаются обычаи и традиции разных народов, что очень важно в наше время.

4.Кулинария - занятия позволяют познакомиться с навыками ведения домашнего хозяйства, физиологией питания.

5. Интерьер жилого дома - понятие о характерных особенностях жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни.

^ 6. Гигиена девушки. Косметика.

В зависимости от характера задач, которые решает ученик, у него развиваются компетенции: личностная, коммуникативная, интеллектуальная, социальная, общекультурная. Если в 5-6 классе я предлагаю темы проектов, то в 7-11 классах дети предлагают темы, которые им ближе. Знание ученика о собственных возможностях и их ограничениях, способность определить границу этих возможностей, знания и незнания, умения и неумения являются генеральной линией становления самооценки на начальной ступени образования. Замечено, что дети с рефлексивной самооценкой более коммуникабельны, чутко улавливают требования сверстников, стремятся им соответствовать, тянутся к общению с ними и хорошо принимаются сверстниками.

При выполнении проекта у детей возникает потребность в исследовательской деятельности. Ученик самопроизвольно включается во взрослые формы деятельности, незаметно для себя творчески развивается. Ребенок устанавливает связь между знаниями и реальной ситуацией, вырабатывает алгоритм действия по реализации проекта в жизнь.

Дать возможность ребёнку испытать радость от творческого труда - задача современного учителя технологии. 
Но творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию. Задание, его содержание, планирование предстоящей работы выступают как стимул творческой активности. 
Творчество - это формирование социальной активности, а оно немыслимо без воспитания у каждого члена общества не только понимания окружающих, но обязательно чувства общности с ними. Это чувство не возникает без развитого и искреннего интереса к другим людям, без способности сопереживания, без сочувствия им - без ощущения сопричастной ответственности человека за человека.

Заключение.

Созидателями будущего  нашего Отечества, его истории, культуры  станут дети. Они - продолжатели и носители нравственности, духовности, этики, семейных ценностей, национальных традиций. Поэтому так важно в раннем возрасте заложить в маленьких гражданах понятия Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты - те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых исконно воспитывались многие поколения русских людей. Сделать это своевременно, пока душа маленького человека чиста,  простодушна, не обременена пороками. Добрые семена легче прорастают  в благодатной почве.

Сложно воспитывать детей в современном  противоречивом мире в период замены нравственных ценностей. Причин тому достаточно много: отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи времён, чувства сопричастности к истории своей родины, к  кризисным явлениям  в обществе и семье, как основной его ячейке. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности,  угрожают психологическому здоровью  молодого поколения.  Поэтому  проблема  воспитания, духовно и нравственно здоровой личности,  сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.  Становится очевидным, что для духовного возрождения нации недостаточно знаний, получаемых через организацию традиционного  учебно-воспитательного  процесса. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить духовность. 
У известного педагога В. М. Неменского есть следующее высказывание: «Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей. Но можем ли мы их научить счастью?
Невероятно? Но, если вдуматься глубоко - возможно. 
Ведь у подлинного счастья всегда две стороны:

  • Первая - счастье человеческого общения, взаимопонимания

  • Вторая - счастье творческого труда, в котором проявляется твоя личность. Результатом его может стать шаг вперёд в том деле, за которое ты взялся».

Спросите у любого родителя: «Каким Вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет? Хорошо знающим биологию, физику, географию? Без запинки цитирующим классиков русской литературы? Или решающим сложные задачи?. Каждый взрослый хочет, чтобы его дети выросли здоровыми, жизнерадостными, аккуратными и честными, справедливыми и настойчивыми, трудолюбивыми и заботливыми к своим близким. Как бы это ни было обидно для учителей - предметников, но содержание предмета «отходит» всегда на второй план. Родитель скорее предъявит требования к учителю, как к педагогу. Ему нет дела до государственных стандартов и степени обученности. Его волнует, как чувствует себя ребенок на уроке, найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа воспитательное воздействие. 
Проблема воспитательного воздействия предметного обучения не нова. Огромную значимость правильно построенного воспитания подтверждают слова В. Г. Белинского: «Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Молодые поколения - гости настоящего времени и хозяева будущего...».

Какими станут сегодняшние наши школьники, что принесут они  обществу, выйдя за порог школы – любовь и милосердие или расчетливый цинизм? Сумели ли мы, педагоги, воспитать  их душу, научили ли противостоять порокам современного мира?  Ответ на этот вопрос покажет время. Хочется надеяться, что наши воспитанники приобрели  за годы учения   положительный  духовный и нравственный опыт и станут достойными гражданами нашего Отечества.

Похожие:

План Актуальность Теоретическое обоснование темы Система работы учителя Заключение Приложение iconПрограмма реализации проекта. Рабочий план реализации проекта. Предполагаемые...
Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуальность целевого проекта
План Актуальность Теоретическое обоснование темы Система работы учителя Заключение Приложение iconМетодические рекомендации по написанию контрольной работы по курсу...
Для выбора темы контрольной работы предлагается тематический список (Приложение 4). Самостоятельно выбирать тему можно только по...
План Актуальность Теоретическое обоснование темы Система работы учителя Заключение Приложение iconПрограмма кружка Краеведение Содержание: Пояснительна записка. Учебно тематический план
Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического планирования
План Актуальность Теоретическое обоснование темы Система работы учителя Заключение Приложение iconТеоретическое обоснование Работы 4 структура и свойства углеродистых...
Сплавы железа с углеродом (стали и чугуны) являются основными материалами машиностроения
План Актуальность Теоретическое обоснование темы Система работы учителя Заключение Приложение iconПриложение №1 45 Приложение №2 46 Приложение №3 47 Приложение №4...
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились....
План Актуальность Теоретическое обоснование темы Система работы учителя Заключение Приложение iconИсследовательской работы
Актуальность: актуальность моей темы не будет терять свою значимость с годами, ведь озёра – это неотъемлемая часть природы и жизни...
План Актуальность Теоретическое обоснование темы Система работы учителя Заключение Приложение iconСодержание
Целью работы является теоретическое обоснование особенностей развития вокально-хоровых навыков у младших школьников, а также в выявлении...
План Актуальность Теоретическое обоснование темы Система работы учителя Заключение Приложение iconТеоретическое обоснование введения предмета «Логоритмика» в процесс...

План Актуальность Теоретическое обоснование темы Система работы учителя Заключение Приложение iconПрограмма развития на 2010-2015 г г
Концептуальное и теоретическое обоснование основных положений программы
План Актуальность Теоретическое обоснование темы Система работы учителя Заключение Приложение iconСборник статей калининград
Теоретическое обоснование и практическое применение методики «янтарной биорезонансной дэнс рефлексотерапии»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница