Путь от цели до результата (опыт работы педагогов гимназии)




НазваниеПуть от цели до результата (опыт работы педагогов гимназии)
страница1/7
Дата публикации26.10.2013
Размер0,68 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская гимназия»

Мастерство – это когда «что» и

«как» приходят одновременно.
В. Мейерхольд
Путь

от цели

до результата
(опыт работы педагогов гимназии)





с. Донское

2010 г.
Мастерство – это то, чего можно добиться…

и всякий учитель,

который проработал более или менее длительно - мастер,
если он не лентяй.



А. Макаренко


Уважаемые коллеги!
Методическая служба МОУ «Красногвардейская гимназия» представляет вашему вниманию очередной сборник, в котором нашли отражение результаты многолетнего кропотливого труда наших педагогов. Материалы, которые вошли в данный сборник, - это описание передового педагогического опыта, сформировавшегося за последние три года. Данной публикацией мы продолжаем работу по распространению опыта работы педагогов Гимназии, начатой во время работы над сборниками «Инновационная деятельность педагогического коллектива», «Методическая неделя «Педагогическое мастерство в обеспечение современного качественного образования»», «Технологические карты».




^ Развитие творческих способностей младших школьников





Марчукова Марина Ивановна,
учитель начальных классов высшей категории;

победитель конкурсного отбора

лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

в 2009 году


Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.

Как отмечается во многих исследованиях творческой деятельности учащихся, развитие творческих способностей, в том числе творческого воображения, требует особого внимания и специальной работы. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей учащихся. Развитие этих способностей следует начинать на ранних стадиях становления личности, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Недостаточный уровень развития познавательных процессов, на которые влияет развитие воображения и творчества, ведет к замедленному восприятию логических суждений, рассуждений и доказательств, что отражается на уровне развития детей и уровне их успеваемости. Этот вопрос не может не волновать учителя, заинтересованного в поисках путей повышения уровня успеваемости учащихся, качества их знаний. В этом заключается актуальность изучения данной проблемы и ее решения.

Младший школьный возраст является сензитивным для творческого развития личности. Возникло противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, необходим творческий подход к деятельности, который невозможен без развитого творческого воображения, а, с другой стороны, педагогические условия для эффективного развития творческого воображения младших школьников еще недостаточно разработаны педагогической наукой.

В течение нескольких лет я успешно работала над проблемой: «Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на основе развития воображения». Как отмечает Н.А.Бердяев «К творчеству призван каждый человек», но не каждый человек может самостоятельно раскрыть в себе творческие способности. Главной задачей своей работы я считаю помочь ребёнку выявить и раскрыть в себе творческие способности.

Перспективность представленного опыта заключается в том, что развитие воображения напрямую связано с развитием творческих способностей учащихся. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит, воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.

Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступит быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Теоретическую базу опыта составляют положения известных ученых и педагогов:

Немова Р.С. , Столяренко Л.Д, Щукиной Г.И, Выготского Л.С., теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) (развитие теоретического мышления), Л.В. Занкова (целостность и максимальная эффективность обучения), технология развития заложенных творческих способностей учащихся (М.Н. Скаткин, СТ. Шацкий и др.).

Исходя из принципов личностно-ориентированной технологии, согласно которой центром образовательной системы является личность ребенка, главная цель моей работы - обеспечение условий для разностороннего, свободного и творческого развития ребенка.

Гуманно-личностный подход, которого я придерживаюсь, включает в себя поиск лучших качеств личности, применение психолого - педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, особенности мыслительных процессов); учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.

Для совершенствования методов и форм учебного процесса мною творчески используются дидактические идеи педагогов-новаторов: опорные сигналы В.Ф. Шаталова, ориентация на зону ближайшего развития Л.С. Выготского, принципы развивающего обучения. Использование компонентов информационно – коммуникационных технологий, коммуникативно–деятельностного подхода в обучении учащихся позволяет мне строить такое обучение, которое способствует творческому развитию личности.

Новизна представленного опыта заключается в том, что:
• разработана модель педагогического управления развитием творческого воображения младших школьников, включающая:

-дидактические принципы (непрерывности, преемсвенности, активности и т.д.),

-подходы к обучению (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, уровневый, проблемный),

-педагогические условия развития творческого воображения младших школьников (диагностика развития творческого воображения, создание мотивации по включению младших школьников в урок и психологическая рагрузка в течение урока, этапность развития творческого воображения, формы, методы и средства развития творческого воображения, комплекс личностно-ориентированных творческих заданий).

Практическая значимость опыта состоит в том, что: •разработана программа курса дополнительного образования «Развитие воображения младших школьников» (РТВ) для младших школьников.

Управление учебным процессом складывается из планирования собственно деятельности учителя и деятельности учащихся на уроках, организации работы, стимулирования интереса к учению, активности школьников по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, в т.ч. во внеурочной деятельности, контроля за учебным познанием школьников.

Концепция изменений заключается в том, что в описываемой системе работы делается акцент на такие цели, как развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ученика, формирование духовного мира ребёнка, его ценностных ориентаций, мировоззренческих представлений через слово, посредством расширения активного и пассивного словаря учащихся; развитие таких психических новообразований, как мышление, память, воображение, внимание, способность к рефлексии, самооценке. Урок, построенный мной, становится частью жизнедеятельности ученика и учителя, утверждает учащегося главной, творческой и мыслящей фигурой на уроке. Основополагающие принципы урока, которых я придерживаюсь: дифференциация, доверие и расширение полномочий: учащимся доверено быть ассистентами, дублёрами учителя; контролёрами знаний и так далее. Обучение на таком уроке будет иметь развивающий эффект, так как развиваемый субъект включается в активную деятельность и общение. А занятия детей в кружке «Воображай-ка» помогают активнее развивать воображение и способствуют творческому развитию ребёнка.

^ Особенности содержания деятельности:

- исследование и выявление уровня сформированности мыслительных операций учащихся;

- выбор методических средств, стимулирующих интенсивную мыслительную деятельность учащихся (проблемное обучение, поисковые задания, гибкая структура урока, мобилизующий этап урока и другое).

- регулярное, целенаправленное применение специально подобранных интеллектуально – лингвистических логических упражнений, заданий на развитие воображения, способствующих развитию мышления учащихся и повышению качества их обучения.

В рамках исследования проблемы развития воображения учащихся мною была проведена работа по диагностике уровня сформированности мыслительных операций учащихся 1 класса на начальном этапе эксперимента. Выявив данный уровень, я построила учебный процесс с учётом полученных результатов. Диагностика умственного развития учащихся на завершающем этапе в 3 классе показала значительный рост уровня сформированности мыслительных операций у учащихся.
^ Сравнительный анализ сформированности мыслительных операций у учащихся

(% выполнения заданий)1




^ Мыслительные операции

1 класс

2 класс

3 класс

1

Классификация

37%

45%

70%

2

Аналогия

47%

50%

77%

3

Выявление отношений между понятиями «род-вид», «часть-целое», «противоположность», «причина-следствие»

40%

53%

73%

4

Задания с конкретными понятиями

52%

59%

80%

5

Смешанные задания

26%

50%

69%

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о положительной динамике развития воображения учащихся как результате целенаправленной и системной работы.
Показатели уровня интеллектуального развития учащихся

по результатам диагностики школьного теста умственного развития 2
^ Динамика уровня интеллектуального развития учащихся



Данные показатели свидетельствуют о том, что количество учащихся с высоким, средним, а также уровнем развития выше среднего существенно увеличилось (учащиеся одного и того же класса в разные годы обучения).

Повышение уровня интеллектуального развития учащихся приводит к повышению результативности обучения. Ежегодно мои учащиеся показывают 100% успеваемости. Отмечается высокий процент качества знаний учеников, что позволяет им ежегодно успешно участвовать в школьных олимпиадах, занимать призовые места в районных олимпиадах, Международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», в творческих конкурсах в рамках интернет-проекта «300 интеллектуальных школ», во Всероссийском фестивале молодых читателей России «Сочи-МОСТ».
************************************************************************************************************************************************************************

^ Методические рекомендации

по развитию творческих способностей учащихся

при написании сказок



Данные методические рекомендации призваны помочь учителю в работе над развитием творческих способностей учащихся. Учитель предлагает поэтапную организацию работы с учащимися начальных классов при формировании навыков «сочинительства», начиная с первого класса, делая акцент на различных способах восприятия информации. В рекомендациях описаны приемы, применение которых способствует активизации таких психических процессов как воображение и фантазия.




Среди различных жанров школьных сочинений один из самых популярных - сказки. Чтобы научить детей писать сказки, учитель должен сам знать особенности этого жанра и познакомить с ним детей.

Какие же особенности сказки должны быть учтены при обучении их созданию?

Во-первых, сочинение сказки - это создание текста художественного стиля (текста эмоционального, конкретного, хорошо представляемого.) Для такого текста характерны слова с переносным значением, эмоционально-оценочные слова, сравнения и все те средства, которые помогают не просто сообщать о событиях, а рисовать их.

Во-вторых, сказки невозможны без «очеловечивания» происходящего, без использования метафор, гипербол, элементов сказочного сравнения и т.п. Умение выполнять эти «сказочные» требования обязательно нужны детям. Конечно же, работа над сочинением-сказкой требует от учителя опоры на детское воображение, фантазию, использование приемов, активизирующих эти психические процессы.

Вот как мы работаем над сказкой.

В 1 классе мы учились подбирать «слова-находки», для точного описания героев, читали много русских народных, советских и зарубежных сказок, активно обменивались впечатлениями и, конечно, книгами. В начале 1 класса мы говорили о том, что «когда подрастём», то напишем свои сказки.

Во 2 классе на одном из уроков чтения мы начали беседу о детском сказочнике Г.-Х.Андерсене:

-Каких героев сказок Андерсена вы знаете? ( Дюймовочка, Соловей, Стойкий оловянный солдатик и др. Среди разных персонажей дети назвали и старый уличный фонарь.)

- У Андерсена был редкий талант. Он умел замечать то, что ускользало от «ленивых» человеческих глаз.

«Мы ходим по земле, но часто ли нам приходит в голову желание нагнуться и внимательно рассмотреть всё, что находиться у нас под ногами? А если бы мы нагнулись или - даже больше - легли на землю и начали рассматривать её, то на каждой пяди мы бы нашли много интересных и прекрасных вещей». Так писал К.Паустовский. Действительно, даже каждая вещь способна поведать сказочнику свою историю. Старый уличный фонарь рассказал её Андерсену. Оглянись, может, что-то и тебе расскажет свою сказку?! Может, этот стул? Или настольная лампа? Так мы начали поиск сюжета.

В последующие дни мы обсуждали с каждым учеником предмет, заинтересовавший ребёнка как персонаж его сказки, интересовались, какие мысли рождает наблюдение за «героем». Ребята показывали тетради, где подбирали и записывали слова и сравнительные обороты, характеризующие будущий персонаж сказки.

Увлечённость детей была огромная: стул, стол, доска, - все эти предметы ребята знали давно, но только сейчас взглянули на них новыми глазами. Некоторые ученики выбрали один и тот же предмет, но старались, чтобы сюжеты сказок не перекликались. И вот спустя две недели мы писали сочинения.

В начале урока уточнили, чем отличается язык сказки, вспомнили, что сказка всегда имеет главную мысль. После написания сочинения, дети сдали его на проверку. Через два-три дня, когда ребята отвлеклись от сказки, я возвратила им работы на самопроверку. Авторы проверяли грамотность письма, точность формулировок, какую-то часть текста они могли изменить, что-то вставить, изменённый вариант сказки писали на обороте листочка.

************************************************************************************************************************************************************************
^ Методическая разработка

занятия кружка «Воображай-ка»

Данное занятие проводится с учащимися 3 класса, занимающимися в кружке «Воображай–ка». Оно направлено на развитие воображения, творческих способностей учащихся. На занятии применяются следующие образовательные технологии: технология сотрудничества, игровые, развивающие. Занятие проходит в форме игры – соревнования, что очень любят учащиеся младших классов. Ребята почувствуют себя в роли поэтов, будут учиться сочинять стихотворения, итогом данной работы станут небольшие стихи собственного сочинения на тему: «Что такое Новый год?»
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Путь от цели до результата (опыт работы педагогов гимназии) iconМетодическая разработка для педагогов дополнительного образования,...
Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность – помочь...
Путь от цели до результата (опыт работы педагогов гимназии) iconПубличный доклад по итогам работы моу гимназии г. Слободского в 2009-2010 учебном году
Предлагаемый вашему вниманию публичный доклад, который отражает ключевые направления работы нашей гимназии, цели, результаты работы...
Путь от цели до результата (опыт работы педагогов гимназии) iconПубличный доклад по итогам работы моу гимназии г. Слободского в 2010-2011 учебном году
Предлагаемый вашему вниманию публичный доклад, который отражает ключевые направления работы нашей гимназии, цели, результаты работы...
Путь от цели до результата (опыт работы педагогов гимназии) iconМетодические рекомендации по обобщению педагогического опыта определение...
Из этого следует, что распространять и внедрять в практику оу надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно...
Путь от цели до результата (опыт работы педагогов гимназии) iconПубличный отчет 2010-2011 учебный год Содержание Оглавление Информационная...
Приоритетные (стратегические) цели, ожидаемые результаты, направления изменений 6
Путь от цели до результата (опыт работы педагогов гимназии) iconПубликации маоу гимназии №32
Педагогический коллектив гимназии активно распространяет инновационный методический опыт путем публикации материалов в различных...
Путь от цели до результата (опыт работы педагогов гимназии) iconСостоялась очередная встреча участников проекта учеников и педагогов...
В начале сентября состоялась очередная встреча участников проекта учеников и педагогов нашей гимназии, лицея Сомуссами (восточная...
Путь от цели до результата (опыт работы педагогов гимназии) iconПрограммы развития муниципального образовательного учреждения моу...
ОУ, развитие системы материального стимулирования педагогов, внедряющих инновационный опыт работы
Путь от цели до результата (опыт работы педагогов гимназии) iconЦели в системе менеджмента. Характеристика целей
В процессе достижения цели происходит взаимодействие субъекта и объекта управления в структуре организации. Цель имеет под собой...
Путь от цели до результата (опыт работы педагогов гимназии) iconДоклад о результатах работы гимназии за 2010 2011 учебный год Общая...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская гимназия»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница