Скачать 197,84 Kb.
|
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Балея» Программа опытно-экспериментальной работы по теме «Формирование профессиональной компетентности специалистов в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа». Автор: Юсова В.И., заместитель директора по научно-методической работе. 2010 г. Формирование профессиональной компетентности специалистов в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа. Актуальность Модернизация всех ступеней российского образования создает принципиально новые условия, возможности и средства для достижения целей образования. В последнее десятилетие, особенно после публикации «Стратегии модернизации содержания общего образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Современной модели образования до 2020 года, в национальной инициативе «Наша новая школа» в России произошла резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Сделана ставка на компетентностный подход в образовании, который предполагает усовершенствование всей образовательной системы учебного заведения, направленной на освоение обучающимися культуры, накопленной человечеством, на формирование профессиональных знаний, умений, навыков, творческих способностей, особенностей саморазвития и самореализации. Компетентность рассматривается как совокупность профессиональных и личностных качеств педагога, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций. Она является одним из необходимых звеньев в непрерывной цепи результатов образования (грамотность – образованность – компетентность – культура), где грамотность подразумевает владение обучаемым необходимыми знаниями, умениями, навыками в рамках определённой дисциплины; образованность – опыт творческого применения полученных знаний, умений, навыков, личностное и эмоциональное отношение человека к действительности; компетентность – понимание и оценка индивидуальной деятельности с точки зрения её социальной и личностной значимости. Вершиной непрерывной цепи результатов образования становится культура как средство воспроизводства и приумножения знаний во всех вышеперечисленных областях в процессе жизнедеятельности личности. Профессиональная компетентность является интегральной профессионально-личностной характеристикой, включающей в себя теоретическую и практическую готовность педагога к выполнению профессиональных функций, субъектные свойства личности, проявляющиеся в деятельности и обеспечивающие её эффективность. Каждая переходная эпоха сопровождается переосмыслением общественных и государственных ценностей, и как следствие, появляются новые требования к подготовке специалиста. Конец XX - начало XXI века в России как раз такое время. Сегодня на всех уровнях образования будут внедрены образовательные стандарты, обеспечивающие компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений. Доведение профессиональной готовности учителя до уровня компетентности, на что ориентируют современные образовательные стандарты, требует понимания природы компетентностного образования. Исследования, проводимые в волгоградской научной педагогической школе (В.С. Ильин, Н.М. Борытко, В.И. Данильчук, В.В. Сериков и др.) убедительно свидетельствуют, что компетентностный опыт нельзя тиражировать, т.е. «передавать» студентам посредством традиционно понимаемого обучения. Компетентность как экзистенциальное свойство человека является продуктом многих процессов, в том числе его собственной жизнетворческой активности, саморазвития в разносторонней и креативной среде образования. Историческая практика показывает, что компетентность приобретается при поддержке мастера. Для внедрения модели компетентностного образования в сферу подготовки учителя нужны не только стандарты, «технологии» и контрольно-измерительные материалы, но и, прежде всего, преподаватели-мастера, обладающие педагогическим опытом. Предметное знание, описанное в учебниках, едино для всех, а компетентность - своеобразна, т.е. несет свой образ, почерк специалиста. «Передать» компетентность будущему учителю посредством обычного учебного процесса, в котором он выступает объектом научения, а не субъектом собственного образования, невозможно. Компетентность не сводится к сумме знаний и умений. Она является продуктом сложного синтеза осознанных теоретических знаний и опыта выполнения действий. Причем все это формируется в контексте личностных смыслов и индивидуальности будущего педагога (В.В. Сериков). Недостаточное понимание природы компетентностного образования может привести к очередным иллюзиям в сфере образовательной практики. Студент с недостаточно развитой мотивацией, не реализующий субъектную позицию в отношении к собственному образованию, не может стать компетентным педагогом. Словом, стандарты и программы компетентностного образования — это только полдела. Нужны еще специально подготовленные для этого преподаватели — представители соответствующих научно-педагогических школ и студенты, ориентированные на такой тип образования. Педагогическое образование переживает новый важный период своей истории, оно органически включено в инновационное развитие нашего общества и находится на пути создания инновационной модели подготовки специалиста, в частности модели формирования профессионально-компетентного педагога. В настоящее время в педагогике, педагогической психологии, социологии образования ведутся активные поиски, направленные на исследование профессиональной компетентности педагога. Так, в работах Е.В. Бондаревской, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова, рассматриваются проблемы и пути повышения профессионально-педагогической компетентности. Разработаны психологические аспекты деятельности педагога (М.Г, Егоров, Т.А. Маркина, Н. В. Яковлева). Некоторые ученые исследуют понятия профессионально-педагогической компетентности (З.Ф. Есаев, Н.В. Кузьмина, Е.С. Кузьмин). В трудах Н.П. Гришина, В.И. Юдиной определяются условия и средства развития компетентности педагога. Разрабатываются эффективные программы развития профессиональной компетентности педагога (Я.В. Кузьмина, И.Н, Лобанова, А.К. Маркова, Н.М. Митина). Несмотря на большое число исследований по обозначенной проблеме, а также огромный практический опыт по изучению профессионального становления педагога, как оценки его профессиональной деятельности, недостаточно полно изучены вопросы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в средних специальных учебных заведениях. В результате возникает противоречие между потребностью общества в высококвалифицированных педагогических кадрах и недостаточной разработкой в теории образования вопросов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Это и определило проблему нашего исследования, суть которой заключается в необходимости научного обоснования процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, создания и внедрения в практику работы педагогического колледжа модели формирования профессиональной компетентности специалистов. Объект исследования: культуросообразный образовательный процесс в педагогическом колледже. Предмет исследования: профессиональная компетентность будущих специалистов. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа. Задачи исследования:
Гипотеза исследования: профессиональная компетентность – это многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений специалиста, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, общение, отношение к себе, своей деятельности, к смежным областям деятельности). Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов будет эффективным, если:
Методы исследования: теоретические – анализ философской, психолого-педагогической, справочно-энциклопедической литературы по проблеме исследования; эмпирические – педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности преподавателей и студентов, методы статистической обработки. ^
^
Научная новизна исследования:
^ Когнитивный критерий: объем, глубина, системность профессиональных знаний; гибкость, мобильность, креативность мышления преподавателей и студентов. ^ ценностное отношение к будущей профессии, самообразованию и саморазвитию. Деятельностно-практический критерий: выбор ценностных позиций в учебно-профессиональной деятельности, самореализация личностных и профессиональных качеств преподавателей и студентов, рефлексия педагогической деятельности. ^ Процесс формирования профессиональной компетентности специалистов в условиях педагогического колледжа позволит:
Прогноз отрицательных результатов. Новая тема ОЭР требует от преподавателей перестройки сознания и самосознания. Часть преподавателей не принимает условий экспериментального характера деятельности педагогического коллектива, не проявляет интерес к разработке профессиональных модулей, освоению технологий компетентного обучения, созданию модели профессионально компетентного специалиста. ^
^ Принцип междисциплинарности позволяет при реализации общей системной цели координировать ее реализации на каждом последующем уровне. Принцип междисциплинарности, принятый за основу при освоении образовательно-профессиональной программы, является основой взаимосвязи гуманитарных и специальных дисциплин. ^ Реализация данного принципа включает в себя помощь специалисту в проектировании траектории своего профессионального совершенствования; создание условий, способствующих внутренней мобильности специалиста; поддержку в развитии системы личной перспективы в профессии. ^ определяет статус образования как части культуры, максимально полной воссоздающей в интегральном пространстве определенные стороны социальных, профессиональных и культурно-исторических процессов. ^ означает способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям. ^ предполагает организацию системы обратной связи в учебном процессе с целью своевременного контроля, коррекции и оценки успешности обучения в интегральном образовательном пространстве. ^ одним из факторов, определяющих успешность обучения в интегральном образовательном пространстве, устанавливает уровень субъект – субъектных отношений между преподавателем и студентом. Этапы исследования: I этап (2010-2011) – организационно-теоретический: теоретический анализ проблемы исследования, определение методологии, цели, гипотезы и задач исследования, разработка ключевых идей опытно-экспериментальной работы. II этап (2011-2014) – опытно-экспериментальный: разработка и реализация педагогических условий профессиональной компетентности студентов в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа и опытно-экспериментальная проверка их эффективности. III этап (2014-2015) - обобщающий: обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация полученной информации, формулирование выводов, оформление текста реферата. Организационно-теоретический этап(2010-2011 учебный год)
Теоретико-методологические семинары. Задачи:
Педагогические лаборатории, созданные в рамках опытно-экспериментальной работы педагогического колледжа Лаборатория «Система управления образовательным процессом педагогического колледжа на основе компетентностного подхода». Руководитель: Гриценко Т.И., директор педагогического колледжа . Лаборатория «Мониторинг качества профессиональной подготовки специалиста в компетентностной парадигме образования». Руководитель: Комович В.Р., зам.директора по учебной работе. Лаборатория «Реализация компетентностного подхода в психолого-педагогической подготовке специалистов». Руководитель: Поздеева С.И., зав.ПЦК педагогики и психологии. Лаборатория «Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин». Руководитель: Редрова Т.В., преподаватель информатики. Лаборатория «Реализация культурных практик в воспитательном процессе педагогического колледжа как условие формирования профессионально-компетентных специалистов». Руководитель: Вовчко О.А., зав.ПЦК эстетических дисциплин. Лаборатория «Развитие лингвострановедческих компетенций будущего специалиста в условиях педагогического колледжа». Руководитель: Карюкина Г.И., зав.ПЦК английского языка. Лаборатория «Формирование здоровьесберегающих компетенций в процессе подготовки будущих специалистов». Руководитель: Осипова Н.В., зав.ПЦК анатомии, физиологии и физической культуры. Лаборатория «Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании ключевых компетенций будущих учителей». Руководитель: Эмрих Т.М., зав.ПЦК социально-гуманитарных дисциплин. ^ участвующих в опытно-экспериментальной работе Юсова В.И. – зам.директора по научно-методической работе, организатор ОЭР: - разработка программы опытно-экспериментальной работы; представление программы опытно-экспериментальной работы на конкурсе культурно-образовательных инициатив; - отслеживание промежуточных результатов опытно-экспериментальной работы, их анализ и представление промежуточных отчетов в экспертный совет; - контроль и корректировка деятельности творческих педагогических лабораторий, созданных в ПЦК в рамках ОЭР. ^ – директор центра довузовской подготовки, региональных программ и проектов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и соц.работы. ^ – директор педагогического колледжа: - создание необходимых материально-технических условий для проведения эксперимента в педагогическом колледже; - обеспечение финансовой поддержки эксперимента (научные командировки, повышение квалификации преподавателей, поощрение участников эксперимента) - руководитель педагогической лаборатории по созданию системы управления образовательным процессом педагогического колледжа на основе компетентностного подхода. ^ – зам.директора по учебной работе: - корректировка учебных планов и рабочих программ в соответствии с программой эксперимента; - руководитель педагогической лаборатории менеджмента качества профессиональной подготовки специалистов в компетентностно-ориентированной парадигме. ^ – зам.директора по учебно-воспитательной работе. - руководитель методического объединения классных руководителей; - отслеживание промежуточных результатов организации и управления воспитательным процессом в педагогическом колледже. ^ . – зав.ПЦК педагогики и психологии: - руководитель педагогической лаборатории «Реализация компетентностного подхода в психолого-педагогической подготовке будущих специалистов»; - подбор и апробирование диагностических методик по теме ОЭР; - отслеживание результатов исследования, их интерпретация и обобщение. ^ – преподаватель педагогики и психологии: - участие в работе творческой педагогической лаборатории и преподавателей психолого-педагогических дисциплин; - разработка методических рекомендаций по специальности «дошкольное образование». ^ – зав.ПЦК естественнонаучных дисциплин: - диссертационное исследование «Развитие информационной культуры как условие формирования профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа». ^ – преподаватель информатики: - руководитель педагогической лаборатории «Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин»; - разработка и реализация проекта по теме исследования. ^ – зам.директора по учебно-производственной работе: - разработка методических рекомендаций по организации педагогической практики в компетентно-ориентированной парадигме; - участие в работе творческой лаборатории. ^ – зав.ПЦК анатомии, физиологии и физической культуры: - руководитель творческой педагогической лаборатории «Формирование здоровьесберегающих компетенций в процессе подготовки будущих специалистов»; - разработка и реализация проекта творческой лаборатории. ^ – преподаватель экологии, биологии: - участие в работе педагогической лаборатории; - разработка методических рекомендаций. Вовчко О.А. – зав.ПЦК эстетических дисциплин: - руководитель педагогической лаборатории «Реализация инновационных культурных практик в образовательном процессе педагогического колледжа как условие формирования профессиональной компетенции будущих специалистов»; - разработка и реализация проекта творческой лаборатории. ^ – преподаватель музыки: - участие в работе творческой педагогической лаборатории; - разработка методического пособия, реализация творческого проекта «Дарите людям красоту». ^ – преподаватель ИЗО, МХК: - участие в работе творческой педагогической лаборатории; - выпуск методического пособия «Урок изобразительного искусства в современной школе». ^ – зав.ПЦК социально-гуманитарных дисциплин: - руководитель педагогической лаборатории «Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании ключевых компетенций будущих учителей»; - разработка и реализация творческого проекта по проблеме исследования. ^ – преподаватель русского языка и литературы: - участие в работе творческой педагогической лаборатории; - выпуск методических рекомендаций. Карюкина Г.И. – зав.ПЦК английского языка: - руководитель педагогической лаборатории «Развитие лингвострановедческих компетенций будущего специалиста в условиях педагогического колледжа»; - разработка и реализация проекта. Любенко Е.А. – преподаватель английского языка: - участие в работе творческой педагогической лаборатории. ![]() |
![]() | Программа экспериментальной работы тема: «Формирование профессиональной... Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования комплекса... | ![]() | Положение о научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности... Ельской, опытно-экспериментальной считается деятель-ность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования,... |
![]() | Опытно-экспериментальной работы «Формирование инновационной культуры как условие профессиональной деятельности учителя» | ![]() | Выступления Также, как и весь коллектив Стерлитамакского педагогического колледжа,, художественно-графическое отделение третий год участвует... |
![]() | Приказ октября 2009 г. № Об организации экспериментальной Обеспечить участие педагогического коллектива в экспериментальной работе по теме «Развитие национального самосознания учащихся через... | ![]() | Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Социальное партнерство... Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №1» |
![]() | Об утверждении программы экспериментальной работы 64 На основании... Утвердить программу экспериментальной работы по теме «Апробация умк «Планета знаний» в начальной школе» на 2011-2015 гг. (Приложение... | ![]() | Опытно-экспериментальной работы: «Управление качеством профильной... Распоряжение Главы администрации Калининского района Санкт-Петербурга «Об организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности... |
![]() | Положение об организации опытно-экспериментальной и исследовательской... Настоящее Положение определяет основные задачи, общие подходы к формированию содержания, механизмы и условия организации опытно-экспериментальной... | ![]() | Программа опытно-экспериментальной работы Директор Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной |