Познавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора из опыта работы воспитателя муниципального дошкольного




Скачать 100,95 Kb.
НазваниеПознавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора из опыта работы воспитателя муниципального дошкольного
Дата публикации26.10.2013
Размер100,95 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Познавательно - речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

из опыта работы воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения

детского сада №20 «Забава» комбинированного вида села Пестравка Пестравского района Самарской области Дороховой Елены Павловны
В своей профессиональной деятельности приоритетным направлением считаю познавательно-речевое воспитание дошкольников. Поэтому тему для самообразования выбрала «Познавательно - речевое развитие детей старшей группы средствами малых форм фольклора».
Целью данной темы считаю, создание благоприятных условий развития личности старших дошкольников через речевое воспитание.
Я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у детей старшего дошкольного возраста речевой активности, первоначальных навыков художественно – речевой деятельности и познавательной, интереса и любви к фольклору.
При построении системы работы по познавательно-речевому развитию старших дошкольников я выделила следующие основные направления:

  • познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению эстетических знаний воспитанников;

  • познавательно – развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с фольклором в игровой занимательной форме.


Пути реализации работы по познавательно-речевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста:

  • создание условий ( программно – методическое обеспечение);

  • повышение собственной грамотности;

  • изучение и применение современных методик и технологий в обучении и воспитании детей;

  • просвещение родителей.


В основу работы были положены научные достижения А. П. Усовой («Русское народное творчество в детском саду»), Е. А. Флериной («Эстетическое воспитание дошкольников»). Выбрать наиболее удачные приёмы воздействие на детей помогли исследования Н. А. Ветлугиной («Самостоятельная художественная деятельность дошкольников»). Статьи кандидата психологических наук Л. Н. Павловой. Мной были рассмотрены материалы на темы: «Художественное эстетическое воспитания детей дошкольного возраста», «Волшебный мир народной игрушки», «Фольклор в музыкальном воспитании детей», «Использование народной игрушки в повседневной работе с детьми», «Организация самостоятельной художественно – речевой деятельности», «Использование русского фольклора в развитие речи детей».


Занятия с использованием фольклорных произведений несут на себе отпечаток исторической давности. В ходе таких занятий главная моя задача – донести до детей смысловое содержание. В народных произведениях часто звучат слова неупотребляемые в современной разговорной речи, например: (люлечка, торжок) и другие. Необходим разнообразный наглядный материал, с помощью которого можно глубже раскрыть читаемый текст. Многозначительность и многогранность фольклорной тематики требуют от воспитателя не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнения, но и душевной щедрости полноты чувства и личной сопричастности. Очень важно, чтобы воспитатель мог внести в занятие элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятие проходит не в традиционных формах, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют на музыкальных инструментах. Внести настроение затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства – вот в чем особенность фольклорных занятий.



При планировании работы по речевому воспитанию дошкольников учитываю следующие принципы.

Принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотрудничество воспитателя и ребенка. Я прикладываю все усилия, чтобы помочь детям понять содержание всего произведения. В ходе занятий расширяется пассивный словарь ребенка, формируется активный словарь. Поэтому на занятиях формируются все условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия с взрослым. На занятиях предлагаю детям включаться в игровое взаимодействие, например: попоить – цыпляток из ведерочка, убаюкать куколку. При этом постепенно побуждаю детей проявлять самостоятельность, выражать словами своё отношение к происходящему, например: ответить, кто больше всех понравился, чей домик самый красивый.

Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональной выразительностью. Именно с помощью эмоционального изложения текста, поддерживается вниманием детей. Ведь, как известно, малыши отличаются не произвольностью действий неспособностью к самоорганизации. Их внимание носит летучий характер. Именно поэтому эмоциональное воздействие поддерживает активность восприятия. Ситуация внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей. Этот приём, очень сильный по своему воздействию, и я стараюсь не слишком часто использовать в процессе занятий с детьми, так как они привыкают взаимодействовать с воспитателем только при условии сильного ориентировочного подкрепления. А это не способствует развитию произвольности поведения. И, тем не менее, ориентировочные подкрепления необходимы, поэтому стараюсь использовать их частичной заменой. Например, кукла поменяла платье, у неё появился бант другого цвета; котик сидел, ушел, затем пришел и лакает молоко, спит, и т.д. То есть проделывает самые разнообразные действия, оставаясь в том же виде, а вот он уже появился иначе: ( «Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился»). Использую разнообразные подкрепления на основе слуховых ориентировочных реакций: голос звучит то громко, то тихо, то медленно, то быстро. Иногда говорю нараспев, растягивая гласные, пользуюсь речитативом. Эмоциональное рассказывание является не только способом поддержания ориентировочной активности детей, но и дает возможность удовлетворить их познавательные потребности, возникающие в процессе ознакомления с новым произведениям.

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми принцип наглядности, то есть используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.), с помощью которых создается развернутая картина действий. Пояснение подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ может быть фрагментным (основные этапы произведения) или полный с использованием различных наглядных средств. В своей работе я использую как плоскостные, так и обычные пособия. Плоскостные пособия:

- иллюстрации, картины;

-картонные ширмы с плоскостным изображением;

- картонные ширмы с элементами панорамы;

- тесненные картонные картинки или ширмы (выпуклое изображение);

- плоскостные фигурки людей и животных (со статистическими и подвижными частями);

- плоскостной настольный театр.

Объёмные пособия:

- игрушки специально подобранные;

- игрушки стилизованные (например, свинка в фартучке, лисичка в сарафане.);

- игрушки – самоделки из бумаги и ткани;

- игрушки, имитирующие предметы народного быта (ведра, коромысла, деревянные ложки и т.д.);

- разные виды театров (кукольные, пальчиковые театр на шарах и т.д.);

-предметы народного костюма и украшения к ним;

- некоторые народные музыкальные инструменты.

В группе оборудовали книжный уголок, где имеются книжки, игрушки, книжки - раскладушки, также есть персонажи знакомых потешек, прибауток, сказок, настольные игры по мотивам этих же произведений. Своеобразие оформления, яркость, красочность сразу привлекали внимание детей. Они с радостью и большим желанием берут, просматривают книги, пересказывают содержание знакомых произведений. В группе оформлен альбом потешек, скороговорок, пословиц, с красочными иллюстрациями. Разработан перспективный план по развитию речи, включающий фольклорные произведения. На первом этапе обучения речевой деятельности использовала такой прием как объяснение, сопровождения определенными действиями.


В силу своей подражательности дети копировали движения, разговор, интонации обращения и ответа.

Использование игровых моментов помогают ребенку осознать содержание произведения. Например, разучивая потешку «Курочка – рябушечка», мы внесли большую игрушку-курицу. Ответы курицы в соответствии с текстом потешки, произносит воспитатель. При первом же прочтении детям стало понятно вопросно - ответная форма произведения. Отвечая на вопросы, они называли курочку хорошей, доброй как мама.

Знания, полученные на занятиях по развитию речи, я закрепляю и в продуктивной деятельности. Привлекаю детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток. Например, коллективно лепили цыплят. Курочка созвала и напоила цыплят. Дети, сразу подхватывая игру, вспоминают хорошо знакомую потешку. Например, на занятии по конструированию дети строили разнообразные домики – теремки, затем по моему предложению каждый ребенок выбрал понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечал на вопросы: «Кто постучался в твой теремок?», «Как он попросился жить в домике?», «Что он стал делать?» Дети самостоятельно переносили действия и разговор персонажей хорошо знакомого произведения на совершенно другие игрушки: куклы, матрешки, уточки. При этом интонацией своего голоса они пытались передавать характер того или иного персонажа: за уточку поют тонким голосам, за матрешку – обыкновенным, за медведем грубым. В соответствии со своим представлением придумывают для персонажей те или иные движения: матрешка в теремке плясала, уточка прибирала, а кукла варила обед. С игрушками, к изготовлению которых привлекаю детей (например, оладушки, поясок для котика, баранки, калачи для потешки « Ай, качи, качи») даже самые малоактивные дети действуют с особым желанием и вполне самостоятельно, без всякого побуждения с моей стороны. Неоднократное использование произведение народного творчества в играх, значительно обогатило словарь детей, сделало их речь эмоционально – выразительной.

С целью закрепления навыков использую дидактические игры, например «Узнай потешку». В игре по предложенной картинке надо вспомнить произведения народного творчества. С помощью подобных игр дети упражняются в чтении потешек, закрепляют навыки интонационной выразительности, учатся управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей.


Один раз в неделю во второй части занятия по родному языку планирую работу с пословицами, причем формы и методы работы самые различные. Например, игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра «Продолжи пословицу»: я говорю начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает. Постепенно задания усложняю, предлагаю детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери и т.д. Используя в своей работе данные методы и приемы, заметила, что постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации. Широко использую словесные игры по мотивам народного творчества, например, «Про сороку». На роль сороки выбирается самый активный ребенок. Читая потешку, предлагаю детям отобразить ее содержания в действиях. В результате рассказывание потешки превращается в увлекательную игру.
В своей работе использую пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, предлагая такие методы и приемы как:

-     разбор пословицы или поговорки предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи;

-     правильное понимание идеи произведения, значения пословицы дети могут проявить при обсуждении его названия;

-    когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им предлагаю подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки.

Иногда на занятиях предлагаю проиллюстрировать детям ту или иную пословицу (поговорку). Умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его выражения в слове.

Использую на занятиях загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Применяю их во время детской деятельности. Загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства можно сказать об одном и том же.

Данные формы фольклора вносят определенную «живинку» в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

Кроме того, провожу консультации с родителями. В папке-раскладушке выставляю текстовый материал различных малых форм фольклора для того, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми. Родители также привлекаются к организации фольклорных праздников, детских постановок. С их помощью в детском саду создан музей старинных вещей, горенка, сшиты народные костюмы для детей, что являлось большим подспорьем в моей работе.



Итак, малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).


Анализ результатов показал:

-       у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

-       у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.


При целенаправленном и систематическом ознакомлений детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно - речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем.

Похожие:

Познавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора из опыта работы воспитателя муниципального дошкольного iconВопросы
Методическая тема учреждения доу «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста»
Познавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора из опыта работы воспитателя муниципального дошкольного iconСообщение из опыта работы воспитателя средней группы Антоненка Н. В
«Использование малых форм фольклора в физкультурно – оздоровительной работе с детьми младшего возраста»
Познавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора из опыта работы воспитателя муниципального дошкольного iconПлан Актуальность проблемы формирования начал экологической культуры...
Формы и методы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Познавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора из опыта работы воспитателя муниципального дошкольного iconПоложение о проведении районной интеллектуальной игры «Времена года»...
Развитие познавательной активности, выявление и реализация интеллектуально-творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста,...
Познавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора из опыта работы воспитателя муниципального дошкольного icon«Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение»
Теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Познавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора из опыта работы воспитателя муниципального дошкольного iconИспользование моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста
Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления...
Познавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора из опыта работы воспитателя муниципального дошкольного iconКурсовой проект Развитие познавательного интереса к экономическим...
Развитие познавательного интереса к экономическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста
Познавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора из опыта работы воспитателя муниципального дошкольного iconПоложение о проведении викторины «Хочу все знать!» среди детей старшего дошкольного возраста
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения окружной викторины среди детей старшего дошкольного возраста мдоу...
Познавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора из опыта работы воспитателя муниципального дошкольного iconЗадача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества
Познавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора из опыта работы воспитателя муниципального дошкольного iconПроект «Акция. Ребенок и Взрослый» для детей старшего дошкольного...
Включение детей дошкольного возраста в совместную общественно- полезную деятельность через организацию и проведение акций
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница