Скачать 185,98 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧДЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» Программаработы творческой группы«Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности» (методическое сопровождение) г.Ростов-на Дону 2009г. Паспорт Программы
Пояснительная записка Дошкольные учреждения до последнего времени ориентировались только на подготовку детей к школе. А это означало, что основные усилия педагогов в работе с детьми были направлены на формирование определенного объема знаний, умений и навыков, подведение возможностей детей под некую единую норму. Все это неизбежно противоречит развитию индивидуальности ребенка, социальной компетентности, приобщению к культуре в целом. Цели вступают в противоречие с законами развития тех психических свойств и функций человека, которые определяют его личностные качества. Реализация данного проекта будет способствовать созданию педагогической системы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает целенаправленное обучение педагогов, создание определенных условий для повышения качества образовательного процесса, что является важным условием развития детей. Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к творчеству в раннем детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Дошкольный возраст—лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому воспитание творческих способностей детей — одна из главных задач педагогического коллектива дошкольного учреждения № 22 г. Батайска, прогимназии №46 г.Шахты. В отечественной литературе исследователями центрируется внимание на развитии творческих способностей в изобразительной детской деятельности (Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова, О.Ю.Зырянова, Л.И.Иванова и др.) средствами театрального искусства (Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович др.), средствами музыкального воспитания (О.Л.Князева, М.Д.Маханева, О.П.Радынова, Н Пешкова, К.В.Тарасова и др.). Вопрос развития творческих способностей дошкольников в познавательно-речевой деятельности (Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А, Кузнецова А.Б. и др.). Формы общения и взаимодействия педагога и ребенка в традиционной педагогической модели вошли в противоречие с интересами развития личности ребенка, несовместимыми с гуманистическим воззрением, ставящим в центр своего внимания веру в творческие силы ребенка. Необходимость разрешения узла противоречий, сложившихся в системе работы ДОУ, призванной формировать человека, как личность вызвала потребность поиска нового подхода к развитию творческих возможностей ребенка-дошкольника. Анализ педагогических, методических источников, практический опыт работы ДОУ по использованию элементов ТРИЗ позволяют нам сделать вывод, что данная теория обеспечивает высокую педагогическую эффективность в развитии умственных творческих способностей детей дошкольного возраста. Она обеспечивает логику воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Теория дает инструменты и операторы мышления, вооружает приемами активизации творческого процесса и способами разрешения различных противоречий в различных видах организованной детской деятельности. Однако, в практике профессиональной деятельности педагоги обнаруживают непонимание и недооценку современных технологий в реализации стратегии развития творческой личности дошкольника. На основании вышеизложенного, возникает противоречие: -между необходимостью развития творческих способностей детей дошкольного возраста в познавательно-речевой деятельности и недостаточным уровнем компетентности педагогов, владеющих такими технологиями. Выявленное противоречие позволило определить проблему, заключающуюся в поиске ответа на вопрос: какие условия создать, чтобы обеспечить эффективность повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития творческих способностей детей в познавательно-речевой деятельности? Изучив теоретические исследования и проанализировав опыт педагогической деятельности в практике развития творческого потенциала детей в условиях дошкольных образовательных учреждений, мы поставили цель: создание научно-методических условий, обеспечивающих повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, направленных на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой деятельности. Гипотеза: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой деятельности будет развиваться эффективнее при условии, если:
Задачи: 1. Изучить теоретический аспект исследований по проблеме. 2. Выявить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития творческих способностей детей старшего возраста в процессе познавательно – речевого развития на начальном этапе инновационной деятельности и проследить динамику изменений. 3. Обеспечить повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития творческих способностей детей в познавательно-речевой деятельности через различные формы: - -консультации -семинары (проектировочных, методологических и др.) -мастер-классы. 4. Разработать педагогическую систему, обеспечивающую развитие творческих способностей, субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой деятельности. Концептуальное обоснование программы Деятельность педагогов ДОУ по достижению поставленной цели осуществляется в рамках компетентностного и инновационного подходов. Компетентностный подход задает смыслоориентированный набор компетенций, которыми должен обладать педагог, чтобы знания и умения приобрели личностный смысл в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. В современных условиях достижение качества вариативной системы образования возможно лишь при наличии высокого уровня компетентности педагогов, включенных в инновационную деятельность (Е.В. Бондаревская, А.К. Маркова, Н.В. Матяш, А.В. Хуторской и др.). Исследования позволили определить компетентность как системное единство личностных качеств и способностей педагогов (предметных, инструментальных, коммуникативных и др.), обеспечивающее субъектную позицию специалиста в образовательном пространстве ДОУ. Анализ характеристик личности, задаваемых компетентностным походом, позволил нам определить субъектный аспект педагогической деятельности, выступающей методологической основой развития профессиональной компетентности педагогов детского сада, способствующий развитию личностного роста: самодостраивание личностных структур сознания, содержащих в себе основания для мотивирования, критичности, рефлексии, автономности, смыслотворчества и т.д. (Е.В. Бондаревская, А.В. Брушлинский, Л.А. Недосека, В.А. Петровский и др.). Инновационная деятельность понимается нами как деятельность, направленная на освоение и внедрение инноваций, выступающая условием и средством развития профессиональной компетентности и повышения квалификации педагогов ДОУ. Инновационную деятельность педагогов мы связываем с проектированием педагогической системы, овладением и внедрением ТРИЗ технологии по проблеме развития творческих способностей в процессе познавательно-речевой деятельности дошкольников. Одной из форм повышения уровня компетентности педагогов МДОУ №22г. Батайска и прогимназии №46 г.Шахты является их участие в работе творческой группы под руководством научного руководителя РО ИПК и ПРО. Мы разделяем кредо тех ученых, которые считают, что каждый ребенок изначально обладает творческим потенциалом, раскрываемым в процессе воспитания, обучения и развития. В обосновании педагогических условий, стимулирующих развитие творческих способностей дошкольников, мы опирались на выделенные практически всеми отечественными и зарубежными учеными работающими в этой области независимо от принадлежности их к той или иной концепции творчества, требования гуманизации взаимоотношений личности и общества, личности и среды (Ю.Д. Бабаева, Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Н. Дружинин, Е.Е. Кравцова, Л.И. Новикова, В.А. Петровский, Сидорчук Т.А, Нестеренко А.А., В.С. Юркевич, Е.Л.Яковлева, В.А. Ясвин и др.). Большой потенциал для раскрытия детского творчества мы видим в познавательно-речевой деятельности дошкольников. Специалисты в области психологии мышления (А.В.Брушлинский, Дж.Брунер, А.М.Матюшкин и др.) подчёркивали мысль о том, что умственная деятельность учёного, сделавшего «эпохальное открытие», и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своей внутренней механике. Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности. Особое значение мы придаем вопросам формирования детского словесного творчества, которое исследовались Е.Тихеевой, Е.Флериной, О.Ушаковой, Э.Коротковой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание, по их мнению, рассматривается как вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Творческое рассказывание самый сложный вид творческой деятельности, оно в какой – то степени родственно настоящему литературному творчеству. Словесное творчество, представленное в образном слове, является элементом эстетической функции языка, вызывает наглядно-чувственные переживания. Образное слово доступно детям, более того оно оживляет познавательный интерес, активизирует познающую личность и формирует ее (В.Виноградова, Г.Винокур, Л.И.Тимофеева и др.) Ребенок достаточно быстро учиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто употребляются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир. Перед нами стоит задача помочь ребенку сохранить в себе на протяжении жизни эмоциональную чувствительность, чистоту слова и целесообразность в восприятии и словесно-образном отражении мира. У дошкольников творчество находится в начальной стадии развития. Не случайно Е.А. Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только надо его вырастить. ^ Способности - индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению (Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапаря.-Изд.3-е-Ростовн/Д: Феникс, 207). ^ - способность к самореализации, самодеятельности в интеллектуальных видах детской деятельности (речевой, исследовательской, конструктивной). ^ особая форма взаимодействия воспитателя с детьми, построенную на принципах гуманитарной педагогики и направленную на познание детьми окружающей действительности. ^ вид деятельности (наряду познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз — ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский). ^ - процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. (Л.С. Выготский Воображение и творчество в детском возрасте - М.,1967.) ^ - это деятельность детей, возникшая под влиянием обучения и впечатлений от окружающей жизни и, выражающаяся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов и т.п. ^ инновационной деятельности педагогов ДОУ- участников творческой группы Компетентностный принцип- рассмотрение образования как процесса, направленного на развитие профессионального мастерства; на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности через участие в инновационной деятельности. Принцип развития - обусловлен мотивированной потребностью педагогов к постоянному самосовершенствованию, самореализации и достижению высот в профессиональной деятельности. Принцип деятельного подхода - позволяет устранить феномен, который мы называем «информационным дисбалансом образования», состоящий в том, что педагоги в основном повышают уровень компетенции через тексты, содержащие чужие свидетельства о мире и заполненные значениями терминов, не переходящими подчас в личностные смыслы обучаемых. Личность же формируется и развивается в деятельности и общении, условия для которых и создает инновационная деятельность. Принцип творческой активности- создание условий для самореализации каждого педагога в личностном, образовательном и профессиональном планах при разработке авторских проектов, овладении развивающей технологией. ^ Содержание работы творческой группы педагогов МДОУ №22 г. Батайска и прогимназии №46 г.Шахты определяется программой инновационной деятельности по трем направлениям: 1. Развитие творческого потенциала, профессиональной компетентности самих педагогов, включенных в инновационную деятельность путем овладения и внедрения ТРИЗ технологии в систему педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей. 2. Разработка педагогической системы по развитию творческих способностей дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности. 3. Развитие творческих способностей дошкольников в системе познавательно-речевой деятельности как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета, описательных рассказов, пересказ литературных текстов, моделирование загадок). Технология реализации программы инновационной деятельности Общий принцип привлечения педагогов ДОУ в работу творческой групп будет проходить через продвижение от заинтересованного любопытства – к продуктивной сопричастности – и к возникновению устойчивого взаимодействия. Кроме того, руководителем проекта и старшими воспитателями, будут организованы и проведены обучающие семинары, практикумы, тренинги с использованием интерактивных методов обучения. Проведение обучающих семинаров на первом этапе будет предполагать изучение профессиональных потребностей педагогов ДОУ и уровень их профессионального мастерства. Затем будет организована работа по системному освоению технологии ТРИЗ. При проведении семинаров – практикумов предполагается использование трёх групп заданий для педагогов: проблемно - аналитические, репродуктивные, практические и творческие. Задания проблемно - аналитического характера включают самостоятельное изучение, осмысление и систематизацию теоретического материала, опыта практической деятельности педагогами по вопросу (аннотирование, сообщения, составление библиографии в соответствии с темой, банка передового опыта). ^ способствуют формированию инновационной культуры на уровне практического освоения, овладения ключевыми понятиями и категориями, апробации форм практического внедрения нововведения, постепенно модифицируя их в соответствии с собственными возможностями и способностями (анализ планов, конспектов, проведение занятий, воспроизведение фрагментов занятий). ^ направлены на творческое освоение технологии ТРИЗ (создания самостоятельных разработок, усовершенствование практического материала, переосмысливание его структурно и методически). ^ включает проведение мастер-классов с педагогами и детьми старшего дошкольного возраста, направленных на практическое освоение модели взаимодействия с ребенком в рамках личностно-ориентированного подхода средствами ТРИЗ-технологии. Таким образом, происходит повышение профессиональной компетентности, нацеленных на развитие поискового мышления, решения творческих педагогических задач. В процессе реализации инновационной деятельности будет осуществляться психолого – педагогическое сопровождение педагогов и детей ДОУ, которое заключается: 1. В создании благоприятной психологической обстановки в коллективе с целью повышения эффективности профессиональной деятельности и улучшения психологического здоровья членов коллектива. 2. В диагностике интеллектуального, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста (диагностика творческих способностей детей). 3. В проведении психологических тренингов по профилактике психо-эмоционального выгорания педагогов. Технология развития творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности Средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста нами выбрана технология ТРИЗ, которая основывается на положении: все системы развиваются по определенным законам, которые можно познать и применить. Технология ТРИЗ способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов развития творческих способностей дошкольников. Работа с использованием элементов ТРИЗ требует от воспитателя разработки новых форм проведения занятий, специальных заданий и упражнений содержательно - логического и нестандартного характера, заданий, требующих применения знаний в новых условиях, поданных в определенной системе. Педагоги единодушно определяют своей главной задачей стимулирование образного мышления и создание атмосферы творчества. Развитию словесного творчества дошкольника способствует ряд приемов: - творческие пересказы, рассказывания, игры со словами, загадывание и отгадывание загадок, подбор эпитетов к слову, художественное рассказывание по картине, по игрушке, по словесному образцу, придумывание историй, сказок и т.д. Развитие творческих способностей старших дошкольников, в том числе, имеющих проблемы в речевом развитии, в познавательно-речевой сфере предполагается осуществлять посредством проблемно-диалогического метода (т.е. метод открытия в условиях диалога), метод учебных исследований, ТРИЗ, театрализованные игры. Предполагается включение разнообразных речевых, театрализованных игр: в слова-синонимы, слова-антонимы, игры в бесконечное предложение, составить рассказ о листике - путешественнике и др. Особенно интересными являются литературные этюды: описать луковицу, грустное дерево. Игры превращения в персонажей, изображенных на картине, имитационные игры, пальчиковый, конусный, кукольный театр. Предполагаемые результаты. Система работы в ДОУ №22 г. Батайска, прогимназии №46 г. Шахты по формированию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития творческих способностей детей в познавательно-речевой деятельности позволит:
В результате:
План реализации инновационной деятельности
. |
![]() | А. С. Пушкин (1799-1837) Карточка 1 с домашним заданием Приложение к авторской педагогической технологии: «Активизация мыслительно-речевой деятельности и развитие творческих способностей... | ![]() | Занимали теперь основное мое время. Но занятия стали интересными,... Развитие творческих музыкальных способностей старших дошкольников в процессе эстетического освоения мира |
![]() | Развитие творческих способностей дошкольников посредством интеграции... | ![]() | Тема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников... Р, Дом Детского Творчества, музей, школа искусств. Все это способствует расширению воспитательных возможностей детского сада. Становление... |
![]() | «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность... | ![]() | Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время |
![]() | «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической... Ты по развитию связной речи детей 5 – 7 лет в условиях логопедической группы детского сада комбинированного вида. Воспитание и обучение... | ![]() | Развитие творческих способностей учащихся, их интересов к творческой... Оборудование: плакаты с шуточными высказываниями; юмористические рисунки; музыкальные записи песен; призы для учащихся |
![]() | Шмоку сош Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона.... | ![]() | Формирование творческих способностей младших школьников на уроках... А должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, рассмотрение предметных знаний и умений, как средства... |