Программа работы творческой группы «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности» (методическое сопровождение)




Скачать 185,98 Kb.
НазваниеПрограмма работы творческой группы «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности» (методическое сопровождение)
Дата публикации26.10.2013
Размер185,98 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Культура > Программа
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧДЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Программа

работы творческой группы



«Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности»

(методическое сопровождение)


г.Ростов-на Дону

2009г.


Паспорт Программы

Наименование программы

Программа работы творческой группы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой деятельности»


Заказчик – координатор Программы

Управление образования администрации г. Батайска; МДОУ № 22 «Одуванчик», г. Батайска, прогимназия №46г.Шахты

Разработчик Программы

Бех Л.В.- к.п.н., методист отдела дошкольного воспитания,

РО ИПК и ПРО

Цели и задачи программы

Цель: создание научно-методических условий, обеспечивающих повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, направленных на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой деятельности.

Задачи.

1. Изучить теоретический аспект исследований по проблеме.

2. Выявить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития творческих способностей детей старшего возраста в процессе познавательно – речевого развития на начальном этапе инновационной деятельности и проследить динамику изменений.

3. Обеспечить повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития творческих способностей детей в познавательно-речевой деятельности через различные формы:

- -консультаций

-семинаров (проектировочных, методологических и др.)

-мастер-классов

4. Разработать методическое сопровождение, обеспечивающее развитие творческих способностей, субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста, в системе познавательно-речевой деятельности.

Сроки и этапы реализации Программы

2009-2012 годы

1 этап (подготовительный) 2009–2010г.

2 этап (формирующий) 2010-2011 г.

3 этап (итоговый) 2011-2012 г.

Прогнозируемый результат

  1. Профессиональная и личностная готовность педагогов осуществлять развитие творческих способностей детей в логике личностной (развивающей, гуманистической) модели.

  2. Аналитические материалы мониторинга уровня освоения педагогами технологии развития творческих способностей детей на старте и на выходе.

3.Нормативно-правовая база (Положение об инновационной деятельности; приказ по включению педагогов в систему инновационной деятельности); программа, планы поэтапной реализации инновации.

4.Публикация методического пособия.

5.Диссеминация эффективного педагогического опыта, осуществления качественного развития творческих способностей детей (сайт, публикации, статей, участие конференции регионального и Всероссийского уровня, форумы).




Пояснительная записка

Дошкольные учреждения до последнего времени ориентировались только на подготовку детей к школе. А это означало, что основные усилия педагогов в работе с детьми были направлены на формирование определенного объема знаний, умений и навыков, подведение возможностей детей под некую единую норму. Все это неизбежно противоречит развитию индивидуальности ребенка, социальной компетентности, приобщению к культуре в целом. Цели вступают в противоречие с законами развития тех психических свойств и функций человека, которые определяют его личностные качества.

Реализация данного проекта будет способствовать созданию педагогической системы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает целенаправленное обучение педагогов, создание определенных условий для повышения качества образовательного процесса, что является важным условием развития детей.

Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к творчеству в раннем детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Дошкольный возраст—лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому воспитание творческих способностей детей — одна из главных задач педагогического коллектива дошкольного учреждения № 22 г. Батайска, прогимназии №46 г.Шахты.

В отечественной литературе исследователями центрируется внимание на развитии творческих способностей в изобразительной детской деятельности (Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова, О.Ю.Зырянова, Л.И.Иванова и др.) средствами театрального искусства (Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович др.), средствами музыкального воспитания (О.Л.Князева, М.Д.Маханева, О.П.Радынова, Н Пешкова, К.В.Тарасова и др.). Вопрос развития творческих способностей дошкольников в познавательно-речевой деятельности (Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А, Кузнецова А.Б. и др.).

Формы общения и взаимодействия педагога и ребенка в традиционной педагогической модели вошли в противоречие с интересами развития личности ребенка, несовместимыми с гуманистическим воззрением, ставящим в центр своего внимания веру в творческие силы ребенка. Необходимость разрешения узла противоречий, сложившихся в системе работы ДОУ, призванной формировать человека, как личность вызвала потребность поиска нового подхода к развитию творческих возможностей ребенка-дошкольника.

Анализ педагогических, методических источников, практический опыт работы ДОУ по использованию элементов ТРИЗ позволяют нам сделать вывод, что данная теория обеспечивает высокую педагогическую эффективность в развитии умственных творческих способностей детей дошкольного возраста. Она обеспечивает логику воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Теория дает инструменты и операторы мышления, вооружает приемами активизации творческого процесса и способами разрешения различных противоречий в различных видах организованной детской деятельности.

Однако, в практике профессиональной деятельности педагоги обнаруживают непонимание и недооценку современных технологий в реализации стратегии развития творческой личности дошкольника. На основании вышеизложенного, возникает противоречие:

-между необходимостью развития творческих способностей детей дошкольного возраста в познавательно-речевой деятельности и недостаточным уровнем компетентности педагогов, владеющих такими технологиями.

Выявленное противоречие позволило определить проблему, заключающуюся в поиске ответа на вопрос: какие условия создать, чтобы обеспечить эффективность повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития творческих способностей детей в познавательно-речевой деятельности?

Изучив теоретические исследования и проанализировав опыт педагогической деятельности в практике развития творческого потенциала детей в условиях дошкольных образовательных учреждений, мы поставили цель: создание научно-методических условий, обеспечивающих повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, направленных на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой деятельности.

Гипотеза: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой деятельности будет развиваться эффективнее при условии, если:

  • педагоги ДОУ овладеют и внедрят ТРИЗ технологию, развивающую диалектическое и творческое мышление, словесное творчество дошкольников;

  • будет спроектирована педагогическая система познавательно-речевой деятельности дошкольников на основе деятельностного, аксиологического и социокультурного творческого опыта.

Задачи:

1. Изучить теоретический аспект исследований по проблеме.

2. Выявить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития творческих способностей детей старшего возраста в процессе познавательно – речевого развития на начальном этапе инновационной деятельности и проследить динамику изменений.

3. Обеспечить повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития творческих способностей детей в познавательно-речевой деятельности через различные формы:

- -консультации

-семинары (проектировочных, методологических и др.)

-мастер-классы.

4. Разработать педагогическую систему, обеспечивающую развитие творческих способностей, субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой деятельности.

Концептуальное обоснование программы

Деятельность педагогов ДОУ по достижению поставленной цели осуществляется в рамках компетентностного и инновационного подходов. Компетентностный подход задает смыслоориентированный набор компетенций, которыми должен обладать педагог, чтобы знания и умения приобрели личностный смысл в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

В современных условиях достижение качества вариативной системы образования возможно лишь при наличии высокого уровня компетентности педагогов, включенных в инновационную деятельность (Е.В. Бондаревская,
А.К. Маркова, Н.В. Матяш, А.В. Хуторской и др.). Исследования позволили определить компетентность как системное единство личностных качеств и способностей педагогов (предметных, инструментальных, коммуникативных и др.), обеспечивающее субъектную позицию специалиста в образовательном пространстве ДОУ.

Анализ характеристик личности, задаваемых компетентностным походом, позволил нам определить субъектный аспект педагогической деятельности, выступающей методологической основой развития профессиональной компетентности педагогов детского сада, способствующий развитию личностного роста: самодостраивание личностных структур сознания, содержащих в себе основания для мотивирования, критичности, рефлексии, автономности, смыслотворчества и т.д. (Е.В. Бондаревская, А.В. Брушлинский, Л.А. Недосека, В.А. Петровский и др.).

Инновационная деятельность понимается нами как деятельность, направленная на освоение и внедрение инноваций, выступающая условием и средством развития профессиональной компетентности и повышения квалификации педагогов ДОУ.

Инновационную деятельность педагогов мы связываем с проектированием педагогической системы, овладением и внедрением ТРИЗ технологии по проблеме развития творческих способностей в процессе познавательно-речевой деятельности дошкольников.

Одной из форм повышения уровня компетентности педагогов МДОУ №22г. Батайска и прогимназии №46 г.Шахты является их участие в работе творческой группы под руководством научного руководителя РО ИПК и ПРО.

Мы разделяем кредо тех ученых, которые считают, что каждый ребенок изначально обладает творческим потенциалом, раскрываемым в процессе воспитания, обучения и развития. В обосновании педагогических условий, стимулирующих развитие творческих способностей дошкольников, мы опирались на выделенные практически всеми отечественными и зарубежными учеными работающими в этой области независимо от принадлежности их к той или иной концепции творчества, требования гуманизации взаимоотношений личности и общества, личности и среды (Ю.Д. Бабаева, Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Н. Дружинин, Е.Е. Кравцова, Л.И. Новикова, В.А. Петровский, Сидорчук Т.А, Нестеренко А.А., В.С. Юркевич, Е.Л.Яковлева, В.А. Ясвин и др.).

Большой потенциал для раскрытия детского творчества мы видим в познавательно-речевой деятельности дошкольников. Специалисты в области психологии мышления (А.В.Брушлинский, Дж.Брунер, А.М.Матюшкин и др.) подчёркивали мысль о том, что умственная деятельность учёного, сделавшего «эпохальное открытие», и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своей внутренней механике. Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Особое значение мы придаем вопросам формирования детского словесного творчества, которое исследовались Е.Тихеевой, Е.Флериной, О.Ушаковой, Э.Коротковой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание, по их мнению, рассматривается как вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Творческое рассказывание самый сложный вид творческой деятельности, оно в какой – то степени родственно настоящему литературному творчеству. Словесное творчество, представленное в образном слове, является элементом эстетической функции языка, вызывает наглядно-чувственные переживания. Образное слово доступно детям, более того оно оживляет познавательный интерес, активизирует познающую личность и формирует ее (В.Виноградова, Г.Винокур, Л.И.Тимофеева и др.)

Ребенок достаточно быстро учиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто употребляются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир. Перед нами стоит задача помочь ребенку сохранить в себе на протяжении жизни эмоциональную чувствительность, чистоту слова и целесообразность в восприятии и словесно-образном отражении мира. У дошкольников творчество находится в начальной стадии развития. Не случайно Е.А. Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только надо его вырастить.

^ Понятия, включенные в концепцию инновационной деятельности

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению (Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапаря.-Изд.3-е-Ростовн/Д: Феникс, 207).

^ Творческие способности - способность к самореализации, самодеятельности в интеллектуальных видах детской деятельности (речевой, исследовательской, конструктивной).

^ Познавательная деятельность - особая форма взаимодействия воспитателя с детьми, построенную на принципах гуманитарной педагогики и направленную на познание детьми окружающей действительности.

^ Речевая деятельность— вид деятельности (наряду познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз — ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский).

^ Речевое творчество- процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. (Л.С. Выготский Воображение и творчество в детском возрасте - М.,1967.)

^ Словесное творчество- это деятельность детей, возникшая под влиянием обучения и впечатлений от окружающей жизни и, выражающаяся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов и т.п.

^ Принципы, положенные в основу программы

инновационной деятельности педагогов ДОУ- участников творческой группы

Компетентностный принцип- рассмотрение образования как процесса, направленного на развитие профессионального мастерства; на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности через участие в инновационной деятельности.

Принцип развития - обусловлен мотивированной потребностью педагогов к постоянному самосовершенствованию, самореализации и достижению высот в профессиональной деятельности.

Принцип деятельного подхода - позволяет устранить феномен, который мы называем «информационным дисбалансом образования», состоящий в том, что педагоги в основном повышают уровень компетенции через тексты, содержащие чужие свидетельства о мире и заполненные значениями терминов, не переходящими подчас в личностные смыслы обучаемых. Личность же формируется и развивается в деятельности и общении, условия для которых и создает инновационная деятельность.

Принцип творческой активности- создание условий для самореализации каждого педагога в личностном, образовательном и профессиональном планах при разработке авторских проектов, овладении развивающей технологией.

^ Содержание инновационной деятельности

Содержание работы творческой группы педагогов МДОУ №22 г. Батайска и прогимназии №46 г.Шахты определяется программой инновационной деятельности по трем направлениям:

1. Развитие творческого потенциала, профессиональной компетентности самих педагогов, включенных в инновационную деятельность путем овладения и внедрения ТРИЗ технологии в систему педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей.

2. Разработка педагогической системы по развитию творческих способностей дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности.

3. Развитие творческих способностей дошкольников в системе познавательно-речевой деятельности как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета, описательных рассказов, пересказ литературных текстов, моделирование загадок).

Технология реализации программы инновационной деятельности

Общий принцип привлечения педагогов ДОУ в работу творческой групп будет проходить через продвижение от заинтересованного любопытства – к продуктивной сопричастности – и к возникновению устойчивого взаимодействия.

Кроме того, руководителем проекта и старшими воспитателями, будут организованы и проведены обучающие семинары, практикумы, тренинги с использованием интерактивных методов обучения. Проведение обучающих семинаров на первом этапе будет предполагать изучение профессиональных потребностей педагогов ДОУ и уровень их профессионального мастерства. Затем будет организована работа по системному освоению технологии ТРИЗ.

При проведении семинаров – практикумов предполагается использование трёх групп заданий для педагогов: проблемно - аналитические, репродуктивные, практические и творческие.

Задания проблемно - аналитического характера включают самостоятельное изучение, осмысление и систематизацию теоретического материала, опыта практической деятельности педагогами по вопросу (аннотирование, сообщения, составление библиографии в соответствии с темой, банка передового опыта).

^ Задания репродуктивного характера способствуют формированию инновационной культуры на уровне практического освоения, овладения ключевыми понятиями и категориями, апробации форм практического внедрения нововведения, постепенно модифицируя их в соответствии с собственными возможностями и способностями (анализ планов, конспектов, проведение занятий, воспроизведение фрагментов занятий).

^ Задания креативного характера направлены на творческое освоение технологии ТРИЗ (создания самостоятельных разработок, усовершенствование практического материала, переосмысливание его структурно и методически).

^ Занятия практического характера включает проведение мастер-классов с педагогами и детьми старшего дошкольного возраста, направленных на практическое освоение модели взаимодействия с ребенком в рамках личностно-ориентированного подхода средствами ТРИЗ-технологии.

Таким образом, происходит повышение профессиональной компетентности, нацеленных на развитие поискового мышления, решения творческих педагогических задач.

В процессе реализации инновационной деятельности будет осуществляться психолого – педагогическое сопровождение педагогов и детей ДОУ, которое заключается:

1. В создании благоприятной психологической обстановки в коллективе с целью повышения эффективности профессиональной деятельности и улучшения психологического здоровья членов коллектива.

2. В диагностике интеллектуального, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста (диагностика творческих способностей детей).

3. В проведении психологических тренингов по профилактике психо-эмоционального выгорания педагогов.
Технология развития творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности
Средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста нами выбрана технология ТРИЗ, которая основывается на положении: все системы развиваются по определенным законам, которые можно познать и применить. Технология ТРИЗ способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов развития творческих способностей дошкольников.

Работа с использованием элементов ТРИЗ требует от воспитателя разработки новых форм проведения занятий, специальных заданий и упражнений содержательно - логического и нестандартного характера, заданий, требующих применения знаний в новых условиях, поданных в определенной системе.

Педагоги единодушно определяют своей главной задачей стимулирование образного мышления и создание атмосферы творчества. Развитию словесного творчества дошкольника способствует ряд приемов:

- творческие пересказы, рассказывания, игры со словами, загадывание и отгадывание загадок, подбор эпитетов к слову, художественное рассказывание по картине, по игрушке, по словесному образцу, придумывание историй, сказок и т.д.

Развитие творческих способностей старших дошкольников, в том числе, имеющих проблемы в речевом развитии, в познавательно-речевой сфере предполагается осуществлять посредством проблемно-диалогического метода (т.е. метод открытия в условиях диалога), метод учебных исследований, ТРИЗ, театрализованные игры.

Предполагается включение разнообразных речевых, театрализованных игр: в слова-синонимы, слова-антонимы, игры в бесконечное предложение, составить рассказ о листике - путешественнике и др. Особенно интересными являются литературные этюды: описать луковицу, грустное дерево. Игры превращения в персонажей, изображенных на картине, имитационные игры, пальчиковый, конусный, кукольный театр.

Предполагаемые результаты.

Система работы в ДОУ №22 г. Батайска, прогимназии №46 г. Шахты по формированию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития творческих способностей детей в познавательно-речевой деятельности позволит:

  • Создать педагогическую систему по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ.

  • 60% педагогов (участвующих в реализации проекта) овладеют технологией ТРИЗ, и её практическим применением в работе с детьми по развитию творческих способностей что позволит:

  • - повысить уровень интеллектуального, творческого и личностного развития детей.


В результате:

  • будет разработано методическое пособие по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой деятельности;

  • будет адаптирован комплекс диагностических методик интеллектуального, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста (диагностика развития творческих способностей).

  • увеличится число детей имеющих высокий уровень развития.


План реализации инновационной деятельности


Этапы

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1 этап-

2009-10г

подготовительный.

Цель- создание организационных условий для повышения уровня компетентности педагогов ДОУ, позволяющих осуществлять развитие творческих способностей, субъектной активности ребенка.

Формирование потребности у педагогов в постоянной творческой деятельности, направленной на развитие способностей к поисковому мышлению и развитию творческого воображения детей.

Разработка документации регламентирующего характера.

Создание творческой группы из числа педагогов ДОУ;

Разработка системы обучающих мероприятий в интерактивном режиме по вопросам развития творческих способностей в познавательно-речевой деятельности детей.

-Изучение теоретических предпосылок развития творческих способностей, субъектности дошкольников в исследованиях физиологов, психологов, педагогов.



1. Теоретическая, информационная и личностная готовность педагогов к реализации проблемы.

2. Документация регламентирующего характера (положение о творческой группы, план реализации проекта, приказ о создании творческой группы).
3. Состав участников ТГ.

4. Системы обучающих мероприятий в интерактивном режиме по вопросам развития творческих способностей в познавательно-речевой деятельности детей.

5. Банк научно-методической литературы по вопросу.


2 этап

2009-2010

основной.

Цель- создание научно-методических условий, направленных на повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития словесного творчества дошкольников средствами ТРИЗ технологии.


1.Проведение семинаров, мастер-классов по овладению практико-ориентированными умениями развития творческих способностей детей в познавательно-речевом развитии средствами Триз –технологии.

2.Организация работы творческой группы по разработке методического пособия по использованию технологии – ТРИЗ с целью развития отворческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

3.Проведение первичной диагностики интеллектуального, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста (диагностика творческости детей).

4. Включение ТРИЗ технологии в систему педагогической деятельности по развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

65Проектирование сборника сценариев занятий.

Практическая готовность педагогов к развитию творческих способностей детей на основе ТРИЗ технологии.

2.Проект сборника сценариев занятий.


3 этап –

2010 -2011г

итоговый.

Цель- проведение мониторинговых исследований по определению эффективности выдвинутой гипотезы

1.Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми

2.Отслеживание уровня развития творческих способностей детей дошкольного возрастав познавательно-речевой деятельности.
3.Подготовка выступлений на педагогическом совете по проблеме “Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры в познавательно-речевой деятельности»

3.Подготовка к выпуску методического сопровождения по проблеме“Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательного речевого развития средствами ТРИЗ-технологии.

4.Подготовка отчета о проделанной работе и оформление исследовательского материала

Обобщение результатов эксперимента:
Презентация опыта на уровне города, области
Подготовка рукописи к публикации


.




Похожие:

Программа работы творческой группы «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности» (методическое сопровождение) iconА. С. Пушкин (1799-1837) Карточка 1 с домашним заданием
Приложение к авторской педагогической технологии: «Активизация мыслительно-речевой деятельности и развитие творческих способностей...
Программа работы творческой группы «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности» (методическое сопровождение) iconЗанимали теперь основное мое время. Но занятия стали интересными,...
Развитие творческих музыкальных способностей старших дошкольников в процессе эстетического освоения мира
Программа работы творческой группы «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности» (методическое сопровождение) iconРазвитие творческих способностей дошкольников посредством интеграции...

Программа работы творческой группы «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности» (методическое сопровождение) iconТема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников...
Р, Дом Детского Творчества, музей, школа искусств. Все это способствует расширению воспитательных возможностей детского сада. Становление...
Программа работы творческой группы «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности» (методическое сопровождение) icon«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность...
Программа работы творческой группы «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности» (методическое сопровождение) iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время
Программа работы творческой группы «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности» (методическое сопровождение) icon«Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической...
Ты по развитию связной речи детей 5 – 7 лет в условиях логопедической группы детского сада комбинированного вида. Воспитание и обучение...
Программа работы творческой группы «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности» (методическое сопровождение) iconРазвитие творческих способностей учащихся, их интересов к творческой...
Оборудование: плакаты с шуточными высказываниями; юмористические рисунки; музыкальные записи песен; призы для учащихся
Программа работы творческой группы «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности» (методическое сопровождение) iconШмоку сош
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона....
Программа работы творческой группы «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности» (методическое сопровождение) iconФормирование творческих способностей младших школьников на уроках...
А должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, рассмотрение предметных знаний и умений, как средства...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница