Принципы и подходы к формированию программы. 4 Возрастные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Пояснительная записка




Скачать 218.24 Kb.
НазваниеПринципы и подходы к формированию программы. 4 Возрастные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Пояснительная записка
Дата публикации25.10.2013
Размер218.24 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Культура > Пояснительная записка
Раздел 1. Пояснительная записка

1) Цели и задачи образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2) Приоритетное направление деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3) Принципы и подходы к формированию программы.

4) Возрастные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Пояснительная записка.

1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предназначение МДОУ д/с «Гнёздышко» - обеспечение права семьи на получение помощи в охране и укреплении здоровья детей, в их воспитании и образовании, основой которого является освоение ребёнком обязательного минимума содержания реализуемых в ДОУ образовательных программ.

Главные средства реализации предназначения детского сада это:

- обеспечение развития воспитанников на основе освоения ими:

  • «Программы воспитания и обучения в детском саду»/ Под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

  • программы «Детский сад – Дом радости» Н. М. Крыловой

- забота о здоровье и развитии каждого воспитанника;

- содействие овладению ребёнком разными видами деятельности на уровне самостоятельности и творчества;

- приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности;

- создание в группах атмосферы гуманного, доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

- максимальное использование разнообразие видов детской деятельности;

- координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

- соблюдение преемственности в работе детского сада и учреждений начального образования.

В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта, как для ребёнка, так и для взрослых.

В основу работы учреждения заложены задачи, определенные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей, как физического, так и психологического.

Основываясь на принципах гуманистической педагогики и руководствуясь положениями программ, педагоги считают главной целью всестороннее и гармоничное развитие личности ребёнка-дошкольника с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к обучению в школе. Пребывание в детском саду должно способствовать тому, чтобы ребёнок осознал свой общественный статус, у него сформировалось умение решать конфликты, находить гуманистические способы достижения цели.
Цель: Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

^ Задачи:

Физическое развитие: Использовать разнообразные средства повышения двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.

^ Социально-нравственное развитие: Формировать качества социальной зрелости личности ребёнка, то есть усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности.

^ Познавательное развитие: Развивать устойчивый интерес к познанию окружающего мира, формировать представления о существенных связях, зависимостях, закономерностях между явлениями и предметами.

^ Художественно-эстетическое развитие: Формировать эстетическое отношение к миру и способствовать художественному развитию ребёнка средствами искусства.

Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которая обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

2. Приоритетное направление деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Приоритетным направлением деятельности коллектива является физкультурно-оздоровительная работа, об этом свидетельствует системная деятельность по данному направлению. В детском саду накоплен опыт осуществления мониторинга состояния здоровья и физического развития детей, взаимодействия с родителями, проектной деятельности.

Цель: Обеспечение условий для охраны психофизического здоровья и всестороннего развития ребёнка.

Задачи:

  • Заботиться о психофизическом здоровье детей, закаливать организм;

  • Формировать представления о здоровом образе жизни, двигательные умения и навыки, личностные качества;

  • Развивать интересы и потребности, создавать условия для успешности детей в любом виде деятельности, в том числе в двигательной;

  • Создавать условия для налаживания взаимоотношений детей и взрослых, формировать благоприятный психологический климат в группе;

  • Обеспечивать физическую и психологическую готовность к обучению в школе.


Физическое воспитание в ДОУ характеризуется следующими особенностями:

  • В течение всего дня дети находятся под наблюдением и контролем педагогов и квалифицированных специалистов, заботящихся о максимальной интенсификации и оптимизации двигательного режима;

  • Полностью обеспечиваются такие гигиенические условия для физического развития, как правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливающие мероприятия, на основе чего формируются гигиенические навыки;

  • Создание благоприятных возможностей для эффективного сочетания всех основных средств и форм физического воспитания.

  • Использование здоровьесберегающих технологий работы с детьми и их родителями, педагогами детского сада.

  • Соблюдение индивидуального подхода в воспитании детей.

Реализация программы предполагает решение оздоровительных, воспитательных и образовательных задач физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях. Воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

Физическое воспитание осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и повседневной жизни детей.

В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, обучение детей плаванию; уделяется внимание выработке у детей правильной осанки.

Изменяется позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе: от «воспроизведения образцов готовых знаний, двигательных умений и навыков к формированию у детей осознанной потребности в физическом совершенствовании и воспитании основ здорового образа жизни», ребенок со взрослым, с детьми общается как партнер. Учитываются огромные потенциальные возможности детей дошкольного возраста, для их реализации создаются оптимальные условия, гармонично сочетающиеся с возрастными и индивидуальными особенностями детей.


3. Принципы и подходы к формированию программы.

1. Принцип гуманистической направленности. В основу программы положено отношение к дошкольному детству как к периоду самоценному в развитии человека. Программа направлена на охрану детства, обогащение развития ребенка как индивидуальности, на максимальную реализацию возможностей ребёнка, которые формируются и проявляются, прежде всего, в специфически детских видах (игровая, конструктивная, трудовая, изобразительная и др.) деятельности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. С. Мерлин и др.)

^ 2. Принцип принцип взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании заключается в широком обращении к народной педагоги, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре;

^ 3. Принцип интегративного подхода к построению содержания дошкольного образования предполагает взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности, взаимосодействие разных видов деятельности для обогащения развития друг друга; интеграционные процессы «крупными мазками» намечают, прорисовывают так называемые горизонты детского развития, то есть выполняют поисковую и прогностическую функцию в общем процессе психического развития ребёнка;

^ 4. Принцип развития психики в деятельности и общении предусматривает понимание воспитателем, что деятельность – это системно-структурное образование, знание о ней у самого воспитателя должно быть системным, а в старшем дошкольном возрасте оно формируется и у детей; темпы развития и саморазвития ребёнка определяются формой общения его со взрослым и сверстником, а также освоением деятельности на уровне самостоятельности.

^ 5. Принцип природосообразности, оздоровительной направленности воспитания требует учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, в воспитательно-образовательной и коррекционной деятельности взрослого – дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам; учета развития способностей и интересов каждого;

^ 6. Принцип гармонии трех начал проявляется в гармоничном соединении стержневых направлений в развитии ребёнка: физического, духовного, интеллектуального;

^ 7. Принцип сотрудничества воспитания в семье и в детском саду по законам содружества направляет внимание на специфику деятельности педагога, которая заключается в том, чтобы содействовать развитию любви, понимания, взаимоуважения между ребёнком и его родителями на основе открытия ими сына (дочки) как индивидуальности, обладающей собственной программой внутреннего развития.

4.Возрастные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Характеристика возрастных возможностей детей раннего возраста

(3 год жизни).

Третий год жизни – важный этап в развитии ребёнка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребёнок еще не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новаые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии, петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Характеристика возрастных возможностей детей младшего дошкольного возраста

(4 год жизни).

Происходит рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система. Интенсивно развиваются моторные функции. Моторика выполнения движений, характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. Движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер. Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети стремятся к новым сочетаниям движений, испытывают желание попробовать свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями, неустойчивость волевых усилий по преодолению трудностей.

То или иное эмоциональное состояние ребенка проявляется в индивидуальной манере движения, называемой выразительной моторикой (мимика, пантомимика). Большая часть тех внешних проявлений эмоциональной сферы в движении, характеризует так называемый эмоциональный фон ребенка (его эмоциональное отношение к миру вообще, будь то мир людей или предметов), его чувствительность (одно и то же событие у кого-то вызывает переживания» а кого-то оставляет равнодушным), глубину эмоциональных переживаний, подвижность эмоции в движении. Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

Для детей характерны развитие индивидуальных действий, игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь и интересуясь действиями других. Но к 4 годам дети уже могут объединяться в небольшие группки, по 2 - 3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Такие игровые объединения весьма неустойчивы (продолжительность взаимодействия детей колеблется в среднем от 3 до 10 минут) и ситуативны.

Непосредственно в самой игре дети чрезвычайно редко обращаются друг к другу от своего имени и, адресуясь к конкретному ребенку, т.е. у них отсутствуют ролевые высказывания.

Развивается потребность в доверительном отношении к взрослому и способность почувствовать его эмоциональное состояние (радостное, восторженное, печальное, спокойное, рассерженное и т. д.), понять причину изменения настроения.

Общение ребенка в младшем дошкольном возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Их больше интересует процесс деятельности, чем конечный результат.

В речевом развитии – повышенная чувствительность к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Возникает и развивается новая форма общения со взрослым - общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На основе совместной деятельности - в первую очередь игры - формируется детское общество. Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Познавательное развитие продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.

В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления.

Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (игру, конструирование, и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомле­нием, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геометрических форм и др.).

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка - приобретает речь.

Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности (речевое общение, активное восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра и др.).

Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений - это позволяет им каждый день делать для себя «открытия».

Рассматривая объекты, ребенок, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата.

Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали.

В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытка понять их содержание. Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движение, жесты), различает разные виды искусства, через художественный образ, проявляет интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), к слушанию и исполнению музыкальных произведений. У ребенка возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего: явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов, появляется представление о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в рисунке, лепке, аппликации, в движении. Появляется умение соотносить образы, использовать средства выразительности.

Характеристика возрастных возможностей детей среднего дошкольного возраста (5 год жизни)

В этом возрасте продолжается рост всех органов и физиологических систем, сохраняется высокая потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения – осмысленные, мотивированные, и управляемые. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию, совершение действий направленных на достижение отдаленного результата привлекательно, в основном, в случае интереса. Появляется способность к регуляции двигательной активности. Совершенствуются основные нервные процессы, улучшается их подвижность. В движении появляется слаженность, уверенность, стремительность, легкость. Происходит совершенствование приобретенных ранее двигательных качеств и способностей: ловкости, выносливости, гибкости, координации.

У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей.

У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в общем для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений).

Возникает и развивается новая форма общения со взрослым - общение на познавательные темы, которое сначала вплетено в совместную со взрослым познавательную деятельность (например, игру, экспериментирование с предметами и игрушками, конструирование из бумаги и природного материала и др.)»

Дети задают взрослым множество вопросов. При этом у детей четвертого года жизни они направлены на поддержание общения со взрослым. Ответ на них иногда очевиден. Но часто в их вопросах начинает проявляться желание получить новую информацию, интерес к познанию. Вопросы и сообщения детей нацелены на выявление и демонстрирование взрослому понимания связей между предметами и явлениями.

Складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но может выступать как релятивный; складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; начинают формироваться основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности.

Наглядно-образное мышление становится ведущим типом мышления детей: основным средством решения задач является образ. Начинают формироваться простейшие обобщенные способы построения образа, обобщенные операции. Дети уже могут находить сходство и различие, владеют действиями объединения и упорядочивания групп предметов. Появляются представления о сохранности количества.

Эмоции ребенка все более освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем способность к обособлению от других, обеспечивает развитие индивидуальности.

Начинают формироваться представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Речь ребенка активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли. Совершенствуются умения пользоваться установленными формами вежливого обращения. Вступая в речевые контакты со взрослым, сверстниками, дети осваивают диалоговую речь.

У ребенка появляется желание выражать интерес к проявлению прекрасного, он продолжает осваивать способы выразительности, на основе восприятия общего характера произведения, эмоционально-ярко откликается на произведения народного и классического искусства. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному опыту взаимодействия с окружающим миром, ребенок становится активным участником творческой продуктивной деятельности. На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом, безобразном и т.д. у ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослым и сверстниками.

Характеристика возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 год жизни)

Тенденции физического развития. У детей 6-7 лет продолжается процесс окостенения скелета. К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомления, выполнять более сложные трудовые поручения и физические упражнения. Этому способствует развитие крупной и мелкой мускулатуры.

Последнее изменение неразрывно связано с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности управлять своими движениями. Старший дошкольник способен различать, с одной стороны, воздействия, поступающие из внешнего мира (сигналы, указания, движения), с другой стороны - реакции на них, например, собственные движения и действия.

Шести-, семилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые часто наблюдаются у детей трех- пяти лет ребята уже самостоятельно, без специальных указаний со стороны взрослого (воспитателя), производят многие из них, могут выполнять ряд движений и более сложных движений в определенной последовательности, контролируя их изменяя.

Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее существенным показателем физического развития старшего дошкольника.

Происходит расширение спектра эмоций и их углубление, обогащение выразительных движений, по которым эти эмоции распознаются.

У детей формируются пред­посылки к учебной деятельности, они умеют «слушать и слышать», «смотреть и видеть», осуществлять самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений. Старший дошкольник уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных, спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, умелый, сильный, ловкий» и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте у мальчиков и девочек проявляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Со взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.

Неудовлетворенность потребности ребенка в общении со взрослым может привести к эмоциональной отчужденности между ними. Ребенок обращается к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами и оценивает его поступки. Резко возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. Ребенок начинает осознавать свое положение среди сверстников. Развиваются коммуникативные умения: приветливо здороваться и прощаться, называть другого по имени, по названию роли. В общении со взрослыми и сверстниками происходит становление образа «Я».

Самооценка ребенка, как правило, завышена, что для маленького ребенка естественно, закономерно и является своеобразным механизмом «личностной защиты» в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества. Ребенок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя. У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек.

С возрастом развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.).
В старшем дошкольном возрасте начинают закладываться чувства ответственности, справедливости, привязанности и т.п., формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков.

Ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.

Зарождается оценка и самооценка.

Ребенок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональной (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе - животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.

Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.

Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребенка основы экологической культуры - подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе.

К 7 года формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, владению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе.

Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее.

При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведе­ния декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел стано­вится более устойчивым. Дети способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное, показывая взаимосвязи.

В процессе декоративного рисования ребенок осознает эмоциональное стилизованное воплощение образов в декоративной росписи, что помогает в осуществлении перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному.

Совершенствуются творческие способности детей художественный вкус.

Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реак­ция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ори­ентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.

Возросшая активность, сознательность, самостоятельность ребенка позволяет ему значительно ярче проявлять себя в процессе эстетического восприятия окружающей действительности

Похожие:

Принципы и подходы к формированию программы. 4 Возрастные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Пояснительная записка iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
Образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Принципы и подходы к формированию программы. 4 Возрастные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Пояснительная записка iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
...
Принципы и подходы к формированию программы. 4 Возрастные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Пояснительная записка iconПояснительная записка стр. … 1 Возрастные и индивидуальные особенности...

Принципы и подходы к формированию программы. 4 Возрастные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Пояснительная записка iconПояснительная записка I. Возрастные и индивидуальные особенности...
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Большеключинский детский сад «Голубок»
Принципы и подходы к формированию программы. 4 Возрастные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Пояснительная записка iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности 1 Возрастные...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
Принципы и подходы к формированию программы. 4 Возрастные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Пояснительная записка icon1. Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Полазненский детский сад №8»
Принципы и подходы к формированию программы. 4 Возрастные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Пояснительная записка iconОбщеобразовательная программа дошкольного образования
Возрастные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Принципы и подходы к формированию программы. 4 Возрастные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Пояснительная записка iconОбщеобразовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Принципы и подходы к формированию программы. 4 Возрастные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Пояснительная записка iconОбщеобразовательная программа (проект) Муниципального дошкольного...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Принципы и подходы к формированию программы. 4 Возрастные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Пояснительная записка iconОбразовательная программа муниципального дошкольного образовательного...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница