Развитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов




Скачать 372,95 Kb.
НазваниеРазвитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов
страница1/4
Дата публикации25.10.2013
Размер372,95 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4


Министерство образования Пермского края

Пермский (региональный) институт повышения квалификации работников образования


Кафедра методики гуманитарных дисциплин
Развитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов

Автор: Бологова Татьяна Александровна,

учитель немецкого языка

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №3» г. Горнозаводска

Пермь, 2006
Оглавление
Введение Стр.3

Глава 1.Психолингвистические аспекты, формы и методы развития навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11классов Стр.4-14

^ Глава 2. Формы и методы по формированию навыков и умений монологического высказывания учащихся 10-11 классов Стр.15-24
3. Заключение Стр.25-27

4. Библиографический список Стр.28-29

5 .Приложение Стр. 30-31


Введение

Необходимость развития и совершенствования навыков и умений монологического высказывания у учащихся для успешного выполнения задания части С3 при сдаче Единого Государственного Экзамена обусловила изучение и анализ в данной работе всех аспектов, связанных с монологическим высказыванием, этого устно - речевого, инициального, продуктивного, внешне выраженного вида речевой деятельности.

Актуальность этой работы состоит в том, что, как показывает многолетний опыт педагогической деятельности в образовательном учреждении, у учащихся наблюдается недостаточная сформированность навыков и умений монологического высказывания, одного из самых сложных видов речевой деятельности, не только вследствии ослабленности мышления, внимания, памяти, но и недостаточного развития речевых навыков и умений вообще.

Целью данной работы является решение проблемы формирования навыков и умений монологического высказывания учащихся старших классов в практической деятельности учителя.

Соответственно определяются задачи:

1) Изучить психолингвистические аспекты говорения, которые являются основой для конечного продукта - устного высказывания.

2) Кроме психолингвистических аспектов, проанализировать функции, которые выполняет монологическое высказывание, его структуру, фазы и уровни, виды, качественные и количественные показатели, характерные признаки.

3) Ознакомиться с опытом применения разнообразных форм и методов развития навыков и умений у учащихся монологического высказывания (говорения).

4)Уделить внимание также критериям, которые позволяют оценить полученный результат - сформированность монологического высказывания.
Глава 1.

Психолингвистические аспекты развития навыков

и умений монологического высказывания (говорения) учащихся

10-11 классов

§ 1

Касаясь психолингвистических аспектов говорения вообще и монологического высказывания в частности, необходимо отметить, что лишь потребность высказать свою мысль, которая является отображением в сознании человека связей и отношений реального мира средствами языка, ведет к говорению. Следовательно, в процессе говорения осуществляется выражение мысли, процесс речевой деятельности тесно связан с деятельностью мыслительной. Установлено, что с овладением иноязычного говорения наряду с мышлением тесно связаны такие психические процессы, как память, воображение, восприятие, внимание, подражание. Также большое значение имеет мотивация, а мотивом к речевому действию является побуждение: для чего? зачем? о чем говорить? При обучении говорению следует иметь также в виду, что тема должна быть значимой для личности, воздействовать на эмоциональную сферу, быть актуальной, тогда возникает желание к высказыванию.

Очень важной причиной для создания высказывания является также желание говорящего быть услышанным и понятым собеседником, то есть, осуществление коммуникации. Коммуникативная цель обучения говорению на иностранном языке предполагает, как известно, обучение общению и в устной, и в письменной формах. В данной работе уделяется внимание одному из способов устно-речевого общения – монологическому высказыванию. Монолог, как его определяет Г.В. Рогова – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом. Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединённых единым содержанием и предметом высказывания [15]. C точки зрения лингвистики монологическая речь характеризуется использованием предложений с разной структурой, многосоставных и полных с усложнённым синтаксисом, с наличием слов- обращений, риторических вопросов, привлекающих внимание аудиторий, клише, слов-связок, передающих последовательность высказывания.

А.Н. Леонтьев в своей работе говорит о том, что говорение является целенаправленным, т.е. высказывание преследует определенную цель, что говорение- это есть определенный процесс, т.к. в процессе говорения проявляется отношение говорящего к окружающей действительности, что говорение тесно связано с личностью [10].

По выражению В.М. Филатова особенностями говорения, несмотря на то, что оно опирается на общественный опыт, является его «эвристичность и самостоятельность [17, с.260]. Действительно, невозможно в любой ситуации, отличающихся одна от другой, говорить одними и теми же заученными фразами.

В книге под редакцией Филатова В.М. «Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе» говорение не

отделяется от условий, в которых оно происходит, т.е. зависит не только от

целей и мотивов общения, но и от характерных особенностей участников общения, от социального статуса, возраста, уровня развития. Представлена также «схема компонентов речевой ситуации»[17, c. 261]:


Итак, формируя навыки и умения устного монологического высказывания (говорения) учителю важно знать, что цель говорения - это устно-речевое общение, оно всегда мотивировано, целенаправленно, это есть активный процесс, в котором проявляется отношение самих говорящих к окружающей действительности, говорение связано тесным образом не только с мышлением, с памятью, воображением, восприятием, вниманием, подражанием, но и с личностью. Говорение зависит еще от социальных условий, возраста и ситуации участников речевого общения.

§ 2

Обучая в школе монологической форме речи как одному из видов устно-речевого общения, учителю важно знать, что, монолог- это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом, монолог состоит из ряда логически связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания, именно монолог учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание для того, чтобы довести свои мысли до слушателя. Монологическая речь характеризуется как относительно развернутый вид речевой деятельности, это активный и произвольный вид речи, что предполагает наличие умений программировать высказывание или сообщение, избирательно пользуясь языковыми средствами, адекватными коммуникативному намерению. И так, монологическое высказывание должно характеризоваться последовательностью, логичностью, коммуникативностью, содержательностью, полнотой и завершенностью мыслей, эмоциональной окрашенностью. В монологической речи используются предложения с различной структурой, многосоставных и полных с усложненным синтаксисом, наличием вопросов, клише, слов-связок. Как форма устного общения монологическое высказывание выполняет в жизни человека роль средства общения и реализует все его функции [17 c.268] :

  • информационно коммуникативную - осуществляет прием и передачу информации

  • регулятивно-коммуникативную - регулирует поведение человека при его общении - как воздействовать на человека: выразить просьбу, посоветовать, одобрить, запретить, и. т. д.

  • аффективно-коммуникативную, детерминирующую эмоциональные сферы человека - ценностно-ориентированную: выразить чувства.


Организуя устно-речевое общение на уроке, следует иметь в виду, что в структуре говорения выделяются три фазы: .[17 c.259-260]

1.Мотивационно-побудительная.

Во время переработки поступающей информации у слушателя формируется своя коммуникативная задача, свое речевое умение и появляется замысел высказывания.

2.Аналитико-синтетическая:

В этой фазе осуществляется реализация замысла высказывания, структурное оформление, обусловленное коммуникативной задачей и ситуацией общения. Происходит выбор языковых средств, сопоставление и сочетание слов (реализация парадигматических и синтагматических связей слова: достраивание, конструирование, трансформирование, комбинирование из того, что хранится в памяти).

3.Контрольно-исполнительская:

На этом этапе осуществляется проговаривание или внешнее оформление высказывания, логическое построение в соответствии с замыслом, придание эмоционально-выразительной окрашенности речи.

В структуре монологического высказывания выделяют:

1.Уровень предложения (фразы), где мысль называется, но не раскрывается

2.Уровень сверхфразового единства, где мысль раскрывается

3.Уровень развернутого текста, в который включаются сочетания коммуникативных типов речи.

4.Уровень свободной речи, где реализуется умение говорить в неподготовленной ситуации.

При обучении монологическому высказыванию следует иметь в виду различные типы монологических высказываний:

  • Монолог-описание - способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления, который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей.

  • Монолог-сообщение (повествование, рассказ)- информация о развивающихся событиях, действиях и состояниях

  • Монолог-рассуждение - тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение.

При этом у учащихся проявляются разные уровни сформированности речи. Такие как:

а) репродуктивный уровень, не предполагающий самостоятельности и творчества учащихся как в выборе языковых средств так и в определении содержания высказывания, оно дается извне

б) репродуктивно-продуктивный уровень, предполагающий элемент творчества и самостоятельности, проявляющийся в варьироавнии языкового материала, использование его в новой ситуации, в изменении последовательности и композиции изложения

в) продуктивный уровень, характеризующий самостоятельностью отбора и построения высказывания, а также творческим подходом в его оформлении, наличие оценки со стороны говорящего.

При обучении монологической речи исполъзуются два способа : дедуктивный и индуктивный. Дедуктивный предполагает работу над текстом – образцом, а индуктивный способ предполагает развертывание высказывания от предложения к монологу [17].

§ 3

Из опыта, накопленного педагогами, следует, что работа над указанными выше типами монологического высказывания требует использование соответствующих типов упражнений, направленных на обучение

а) высказыванию на уровне одного предложения

Такими упражнениями могут быть :

-соединить простые предложения рассказа в сложные

-закончить высказывание, используя предложенные варианты

-подобрать к данным тезисам соответствующие аргументы

б) элементарному высказыванию - сверхфразовому единству.

Упражнения, обучающие этому уровню:

-объясни причину

-докажи, что

-выбери картину и аргументируй свой выбор

-выскажи мнение о событиях и его участниках

Здесь необходимо формировать умение логически и последовательно комбинировать предложения, объединяя их в высказывание о предмете по данной теме, в данной ситуации.

в) владению свободной речи:

-композиции на доске, фланелеграфе, кодоскопе, (позволяющие варьировать ситуации)

-заголовки, - лозунги ,- афоризмы, - поговорки

-символика, -пиктограммы, цвет, диаграммы, схемы, графическая изобразительная наглядность.

Данные опоры обеспечивают мотивацию высказывания, развивают творческие способности и воображение учащихся.

Так как в данной работе речь идёт о формировании навыков и умений монологического высказывания, необходимо уяснить, что следует понимать под монологическим навыком и монологическим умением.

Навыки и умения говорения как речевую деятельность исследовали психологи, педагоги, лингвисты как ,например, Зимняя А.А. , Леонтьев А.Н. , Пассов Е.И. В статье Мильдруд Р.П. [19 c. 28] говориться о том, что речевой навык соответствует речевой операции, осуществляемой по определенным параметрам, включая полную автоматичность, бессознательность, устойчивость. Речевое умение характерно для речевого действия, которое также совершается по определённым параметрам, включая произвольность, сознательность.

Тогда применительно к монологическому высказыванию под навыком следует понимать способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно монологическое высказывание со всеми его признаками. Под монологическим умением следует понимать способность осознанно, произвольно, самостоятельно осуществлять монологическое высказывание со всеми присущими ему параметрами, то есть логично, последовательно, связно, достаточно полно, коммуникативно - мотивированно, достаточно правильно в языковом отношении.

Показателями сформированности монологических умений, служат количественные и качественные параметры речи. Количественными параметрами речи следует считать темп речи (паузы) и объем высказывания. Качественными показателями - соответствует ли высказывание теме и ситуации, присутствует ли логичность высказывания, эмоциональная окрашенность, самостоятельность, синтаксис.

В данной работе речь идет о формировании развитии навыков и умений устного монологического высказывания учащихся 10-11 классов. Поэтому, кроме всех выше рассмотренных аспектов, учитель пользуется Программой основного общего и среднего (полного) образования по немецкому языку, где определены цели и задачи обучения. Кроме развития и совершенствования навыков и умений, полученных в основной школе по ее окончании:

-делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме

-кратко передавать содержание полученной информации

-рассказать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения и поступки

-рассуждать о фактах, событиях. Приводя примеры, аргументы, делая выводы

-описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка

( Объем монологического высказывания-12-15 фраз).

Происходит также совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным, услышанным прочитанным по результатам работы над иноязычным проектом.


§4

Работа над развитием навыков и умений монологического высказывания должна предусматривать и контроль за их сформированностью. Контроль стимулирует деятельность учащихся, повышает их ответственность, мобилизует их интеллектуальные, волевые, эмоциональные усилия.

Контроль может осуществляться в скрытой форме - при решении коммуникативных задач и в открытой форме – устных и письменных контрольных упражнениях и тестах. Регулярный текущий контроль развивает способность учащихся к критической оценке своих действий, к самоконтролю. Формы контроля могут быть разные: фронтальный, групповой, индивидуальный. Экзамен является итоговым контролем сформированности всех навыков и умений по иностранному языку: фонетических, лексических, грамматических, коммуникативных.

Имеются критерии оценки говорения учащихся по немецкому языку в Едином государственном экзамене. По содержанию говорения ученик выполняет задание на высшую оценку, если он :

а) достигает цели общения, раскрывает тему в заданном объеме, использует социокультурные знания в соответствии с ситуацией общения

б) при взаимодействии (коммуникации) с собеседником демонстрирует способность связно и логично вести беседу: начинает, при необходимости, и поддерживает ее с соблюдением очередности при обмене репликами, проявляет инициативу при смене темы, восстанавливает беседу в случае сбоя

в) в лексическом оформлении демонстрирует словарный запас, адекватный поставленной задаче

г) в грамматическом оформлении речи использует разнообразные грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей, практически не делая ошибок

д) в фонетическом отношении, если речь понятна, - в целом соблюдает правильный интонационный рисунок, не допускает фонематических ошибок, все звуки в потоке речи произносит правильно, может иметь легкий акцент.

Итак, подводя итог всему сказанному, следует подчеркнуть, что целью обучения монологическому высказыванию является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устно-речевое общение в разнообразных ситуациях. Говорение связано с мыслительной деятельностью, оно мотивировано, целенаправленно, связано с личностью, это активный процесс, это организованный вид речи, что предполагает наличие умений программировать, избирательно пользоваться языковыми средствами, всегда маркировано коммуникативными целями и задачами говорящего, характеризуется последовательностью и логичностью, полнотой, содержательностью, завершенностью, эмоционально окрашено. А для получения конечного продукта – монологического высказывания, необходимо формировать навыки и умения.

Исходя из этого, учитель организует и осуществляет свою деятельность и деятельность учащихся при достижении этой цели, руководствуясь программой на каждой ступени обучения и, в конечном итоге, требованиями к монологическому высказыванию Единого государственного экзамена. При этом использовать такие методы преподавания, выделенные И.Л. Бим как показ, объяснение, ознакомление с учебным материалом, его осмысление, организация тренировки и применения, а также сопутствующие им методы контроля и самоконтроля.


  1   2   3   4

Похожие:

Развитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов iconУрока- систематизировать и обобщить лексику по теме «Зоопарк»
Цель урока- систематизировать и обобщить лексику по теме «Зоопарк». развивая умения говорения учащихся на уровне подготовленного...
Развитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов iconПлан-конспект занятия по английскому языку
Цель: развитие у детей лексических навыков, совершенствование умений говорения, чтения, аудирования
Развитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов iconПодготовка к школе ребенка 6-7 лет Главной целью
Главной целью подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии,...
Развитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов iconЗадавать уточняющие вопросы
Развитие речевой культуры учащихся посредством формирования общеучебных умений и навыков
Развитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов iconКалендарно-тематический план Английский язык 5 класс умк м. З. Биболетова...
Предметные: дальнейшее развитие и совершенствование навыков чтения, говорения, аудирования, письма на иностранном языке на материале...
Развитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов iconЛ итературная гостиная, посвященная творчеству В. Шекспира
...
Развитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов iconПрограмма кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9...
Целью кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение...
Развитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов iconТема курсовой работы
Развитие аудитивных навыков у учащихся шестых классов посредством аутентичных документов
Развитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов iconДомашнее задание Контроль Чтение Аудирование Говорение Письмо 1 четверть...
Формирование лексических навыков говорения (развитие умения делать краткие записи)
Развитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов iconРазработка (план – конспек) урока
Цели урока – Вооружение учащихся системой знаний о основных понятиях и определениях темы; развитие умений и навыков применения полученных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница