«Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи»




Скачать 151.02 Kb.
Название«Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи»
Дата публикации24.10.2013
Размер151.02 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Выступление на городской научно-практической конференции

«Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи»

9 декабря 2011 года

Никитина Светлана Анатольевна

Заведующий отделом «Экология и творчество»

МОУДОД ЦРТДиЮ «Полярис»
«Организация педагогического взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования с целью формирования физического и духовного здоровья детей и подростков»

В последнее время, в век глобальных техногенных изменений природы, урбанизации населения, в век высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьёзные опасения специалистов.

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В общем понятии здоровья имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и физическое. Чтобы достигнуть высокого уровня физического здоровья, человек должен рационально питаться, соблюдать правила личной гигиены и безопасного поведения, оптимально сочетать работу и отдых, физический труд и умственную деятельность, выполнять необходимый объем двигательной активности.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания. Физическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влияют друг на друга.

По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

Главными задачами современной системы образования являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития обучающегося. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий.

Но в концепции модернизации образования сформулировано важное положение: образование не должно замыкаться исключительно в рамках образовательного ведомства. Образовательное учреждение должно строить свою работу на принципах открытой системы, являться координирующим, информационно-методическим центром по всестороннему развитию детей, взаимодействию с семьёй.

Cемья традиционно является институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семью совсем не случайно называют «лабораторией» человеческих судеб, не только личных, но и народных, общественных, государственных.

То, что семья выступает как важнейший фактор развития личности объясняется просто: здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья - и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально - личностно значимых форм поведения.

Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье, поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре.

Но современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая квалифицированная помощь со стороны педагогов. Только в процессе взаимодействия образовательных учреждений и семьи можно успешно решать проблему развития личности ребёнка, формирования его духовного и физического здоровья.

Совершенно очевидно, что на вопрос – может ли только семья обеспечить воспитание здоровой, активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности – ответ однозначен: нет. Важную помощь семье в воспитании ребенка оказывают образовательные учреждения, в том числе учреждения дополнительного образования, которые организуют содружество и сотворчество детей и взрослых: педагог – ребенок – семья. Специфика учреждений дополнительного образования создает дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, физического и духовного развития детей при активном включении в этот процесс семьи.

Я являюсь заведующим отделом «Экология и творчество» Центра развития творчества детей и юношества «Полярис». Отдел «Экология и творчество» включает в себя объединения декоративно-прикладного, эколого-биологического и туристско-краеведческого направления.

Коротко остановлюсь на основных направлениях деятельности наших объединений и их значении в формировании физического и духовного здоровья детей и подростков.

Декоративно-прикладное искусство содержит, как правило, все составляющие народного мировоззрения и соответственно этому систему ценностей и ценностных ориентаций. В нем прослеживается преемственность поколений, традиции и история народа. Это делает его эффективным средством формирования ценностных ориентаций личности и подтверждает воспитательное воздействие декоративно-прикладного искусства на духовное развитие личности.

Целью экологического образования и воспитания обучающихся наших объединений является формирование экологического сознания, в основе которого заложено понятие о том, что человек является частью природы и потому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее гармонии, ритму, целесообразности.

Таким образом, декоративно-прикладное и эколого-биологическое направления деятельности наших объединений помогают детям и подросткам понять то, что к природе, людям, всему живому и неживому на Земле необходимо относиться бережно, уважать духовные достояния своей семьи, рода, народа, всего человечества, родного языка, культурного наследия; ценить искусство, предметы изобразительного и народно-прикладного искусства. В результате происходит осознание детьми своей взаимосвязи с природой и обществом, обеспечивается эволюционное развитие их естественных дарований, формируется положительное мировосприятие, что и входит в понятие «Духовное здоровье».

Туристско-краеведческая деятельность - это особая организованная, педагогически целесообразная и развивающая ребенка социальная среда. Это среда, позволяющая предупреждать антисоциальные поступки детей; средство снятия с детей психологических нагрузок со стороны современных средств информации (теле- и видеопродукция), а также напряженного учебного труда посредством общения с природой.

Туристско-краеведческая деятельность является действенным гуманистическим средством формирования общечеловеческих социально-ценностных ориентиров, потребностей, интересов и стремлений духовной направленности; и, безусловно, средством формирования физического здоровья детей и подростков.

Таким образом, направления деятельности объединений нашего отдела создают уникальные возможности для формирования физического и духовного развития обучающихся, особенно при включении в этот процесс родителей.

Основными направлениями деятельности отдела Экология и творчества ЦРТДиЮ «Полярис» в работе с родителями по формированию физического и духовного здоровья являются:

  1. Вовлечение членов семьи в учебно-воспитательный процесс, в совместную с детьми творческую социально-значимую деятельность;

  2. Организация совместной досуговой деятельности;

  3. Повышение педагогических знаний членов семьи;

  4. Привлечение семьи к укреплению материально-технической базы.


Существует много разнообразных методов и форм работы с семьями обучающихся.

В рамках вовлечения членов семьи в учебно-воспитательный процесс, в совместную с детьми творческую социально-значимую деятельность мы применяем следующие формы работы:


  • Организация совместных занятий с родителями, творческих мастерских;

  • Привлечение родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

  • Организация совместных экскурсий в музеи, библиотеки, посещение выставок; экскурсии в живой уголок;

  • Проведение открытых занятий для родителей;

  • Организация совместных походов.

  • Вовлечение родителей в процесс экологического воспитания (совместное участие в экологических акциях и природоохранных мероприятиях);

  • Проведение Дней открытых дверей, презентаций объединений («Дети – любимым родителям»);

  • Привлечение родителей для участия в проектной деятельности

  • Презентация объединения

  • Организация выставок творческих работ детей и родителей, отчётных выставок;

  • Участие родителей в индивидуальных занятиях с дальнейшим совместным выполнением домашних заданий.


В рамках деятельности по повышению педагогических знаний членов семьи в учреждении организуется:


  • ^ Проведение тематических родительских собраний («Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей в учреждении дополнительного образования», «Формирование ценностного отношения детей к своему здоровью», «Роль семьи в формировании физического и духовного здоровья ребёнка» и т.д.)

  • Организация встреч со специалистами, дискуссий, «круглых» столов;

  • Проведение совместных с родителями педагогических семинаров по проблемам здоровья и развития обучающихся;

  • Оформление информационных стендов, уголков здоровья в кабинетах («Безопасность дорожного движения», «По пожарной безопасности», «Здоровый образ жизни» и.т.д.)

  • Представление на сайте учреждения рекомендаций для родителей по сохранению детского здоровья;

  • Оформление тематических книжных выставок;

  • Индивидуальное консультирование.


Также родители могут привлекаться к укреплению материально-технической базы:

  • Изготовление и приобретение инвентаря;

  • Пошив костюмов;

  • Благотворительные пожертвования родителей на развитие объединений отдела;

  • Оказание помощи в оформлении кабинетов, организации выставок.


Активное вовлечение семей в досуговую жизнь их детей является одной из важнейших задач учреждения дополнительного образования, по организации досуговой деятельности педагоги центра применяют следующие формы работы:

  • ^ Организация конкурсов совместного семейного творчества (конкурсы рисунков «Мы со спортом крепко дружим», конкурсы поделок, фотографий и т.д.)

  • Организация конкурсов в рамках городских экологических акций (на лучшее изготовление кормушек для птиц, изготовление ёлочек из подручного материала и т.д.)




  • Организация семейных праздников, чаепитий, спортивных соревнований, приуроченных к праздникам 8 Марта, 23 Февраля («Талантливая мама», «Мисс Золушка», «Талантливый папа» и др.)

  • Проведение походов выходного дня («Семь+я»);

  • Организация совместных экскурсий, прогулок.


Воспитание здоровой, всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой, осуществляется с применением самых разнообразных технологий обучения и воспитания. В своём выступлении я хочу осветить вопрос по внедрению инновационных форм организации совместной деятельности по формированию физического и духовного здоровья обучающихся на примере реализации проекта «Экопарк города Мончегорска».

Экопарк – это уникальная экологическая территория для изучения природы родного края, истории и культуры русского и саамского народов. За период деятельности Экопарка приобретен богатый и эффективный опыт работы с семьей.

В рамках организации взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьями обучающихся в Экопарке применяют различные формы и методы. Интересной формой, объединяющей педагогов, воспитанников и родителей являются экологические познавательно-развлекательные, оздоровительные мероприятия:

  • совместные тематические экскурсии

  • семейные праздники

  • праздничные программы в честь памятных и экологических дат

  • познавательно-развлекательные программы с элементами театрализации

  • экологические игры-путешествия

эколого-краеведческой, туристско-краеведческой, гражданственно-патриотической и валеологической направленности.
Таким образом, форм и методов взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи для успешного формирования духовного и физического здоровья детей множество. И, тем не менее, семья - главный фактор развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать и реализовать свои индивидуальные задатки, склонности. Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа в учреждениях образования не может строиться без учета этого фактора. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать успешное достижение планируемых результатов.

И если все мы - педагоги, родители - будем действовать сообща, в рамках общечеловеческих идеалов и ценностей, то вероятность успеха на пути воспитания нового поколения существенно возрастет.

Литература:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- 2-е изд., переработ. и доп.- М.:Политиздат,1985

  2. Авилкина С.В. Педагогическая система «Образовательное учреждение - семья» //Дополнительное образование и воспитание №1, 2006 г.

  3. Бочкарёва М.А. Основные направления работы УДОД с семьёй //Дополнительное образование и воспитание №1, 2003 г.

  4. «Воспитание школьников» №1, 2003г.

  5. «Внешкольник» №8, 2004г.

  6. Виноградова, Л.И.  Семья и школа – партнеры в воспитании/ Л.И. Виноградова  //Внешкольник. 2002. – № 5.

  7. Кумейко Ю.Н., Мишенина Н.В. Формы взаимодействия с семьёй в системе дополнительного образования // Дополнительное образование и воспитание №4, 2011 г.

  8. «Практика административной работы в школе» №6, 2003г.

  9. «Практика административной работы в школе» №1, 2005г

  10. Степанова, Е.В. Система взаимодействия: семья, клуб, социум/ Степанова Е.В., Финанжина С.Ю.  // Дополнительное образование и воспитание. 2007. №8. С.38-40.

  11. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – С. 272.

  12. Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. – М.: Искусство.1989


Приложение №1
Содержание, методы и формы работы учреждения дополнительного образования с семьями обучающихся


Содержание

Методы и формы

^ ВОВЛЕЧЕНИЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС,

В СОВМЕСТНУЮ С ДЕТЬМИ ТВОРЧЕСКУЮ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Организация совместных занятий с родителями, творческих мастерских;

  • Привлечение родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

  • Организация совместных экскурсий в музеи, библиотеки, посещение выставок; экскурсии в живой уголок;

  • Проведение открытых занятий для родителей;

  • Организация совместных походов.

  • Вовлечение родителей в процесс экологического воспитания (совместное участие в экологических акциях и природоохранных мероприятиях);

  • Проведение Дней открытых дверей, презентаций объединений («Дети – любимым родителям»);

  • Привлечение родителей для участия в проектной деятельности (озеленение территории образовательного учреждения, школы, двора и т.д.);

  • Презентация объединения

  • Организация выставок творческих работ детей и родителей, отчётных выставок;

  • Участие родителей в индивидуальных занятиях с дальнейшим совместным выполнением домашних заданий.

^ ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

  • Проведение тематических родительских собраний («Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей в учреждении дополнительного образования», «Формирование ценностного отношения детей к своему здоровью», «Роль семьи в формировании физического и духовного здоровья ребёнка» и т.д.)

  • Организация встреч со специалистами, дискуссий, «круглых» столов;

  • Проведение совместных с родителями педагогических семинаров по проблемам здоровья и развития обучающихся;

  • Оформление информационных стендов, уголков здоровья в кабинетах («Безопасность дорожного движения», «По пожарной безопасности», «Здоровый образ жизни» и.т.д.)

  • Представление на сайте учреждения рекомендаций для родителей по сохранению детского здоровья;

  • Оформление тематических книжных выставок;

  • Индивидуальное консультирование.

^ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Организация конкурсов совместного семейного творчества (конкурсы рисунков «Мы со спортом крепко дружим», конкурсы поделок, фотографий и т.д.)

  • Организация конкурсов в рамках городских экологических акций (на лучшее изготовление кормушек для птиц, изготовление ёлочек из подручного материала и т.д.)

  • Организация семейных праздников, чаепитий, спортивных соревнований, приуроченные к праздникам 8 Марта, 23 Февраля («Талантливая мама», «Мисс Золушка», «Талантливый папа» и др.)

  • Проведение походов выходного дня («Семь+я»);

  • Организация совместных экскурсий, прогулок.

^ ПРИВЛЕЧЕНИЕ СЕМЬИ К УКРЕПЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

  • Изготовление и приобретение инвентаря;

  • Пошив костюмов;

  • Благотворительные пожертвования родителей на приобретение материалов для занятий и.т.д.;

  • Оказание помощи в оформлении кабинетов, организации выставок.



Приложение № 2
Принципы

взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями:


  1. Быть открытым для родителей.

Педагог должен стремиться к тому, чтобы семьи детей регулярно получали необходимую информацию о жизни объединения и достижениях их детей. Для этого он предоставляет семьям основные сведения о программе, успехах детей, важных событиях в объединении, а также создает условия для посещения родителями учебных занятий.

  1. Уважать интересы и возможности каждой семьи.

Педагог должен изучать и обсуждать с родителями интересы и потребности каждой семьи и строить свою работу на основе учета ее индивидуальных интересов и возможностей.

  1. Обретать в родителях своих союзников.

Педагог должен обсуждать с родителями самые разнообразные вопросы жизни объединения и поощряет их к принятию совместных решений, выработке программ двустороннего сотрудничества, распределению ответственности за развитие ребенка и т.п.

  1. Поощрять семьи к более тесным контактам между собой.

Педагог должен помогать семьям обнаружить и удовлетворить общие для них интересы, поощрять семьи к совместным формам участия в жизни объединения и Центра.

Похожие:

«Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи» iconПриказ №182 от 31 августа 2011 г Программа по созданию здоровьесберегающей...
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление...
«Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи» iconДля учащихся 12-17 лет Срок реализации: 1 год
Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения
«Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи» iconФеномен здорового образа жизни
Укрепление же здоровья — «мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического,...
«Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи» iconВоспитание физического и духовного здоровья школьников на уроках...

«Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи» iconПояснительная записка в РФ проживает 38 миллионов детей и учащейся...
В РФ проживает 38 миллионов детей и учащейся молодежи, что составляет более четверти населения страны. Будущее страны определяется...
«Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи» iconСпособ формирования поведенческой линии Души на пути воссоединения Сознания с Миром Возвышения
Ать Духовному развитию сознательной линии (стороны) Души. Из всех принципов формирования характера сейчас стоит выделить некоторые...
«Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи» iconСистема оздоровления детей в доу
...
«Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи» iconНиконов Александр Петрович Формула бессмертия. На пути к неизбежному...
Существует ли возможность преодоления конечности физического существования человека, сохранения его знаний, духовного и интеллектуального...
«Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи» iconЗдоровье и его компоненты
Это не способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию человека и готовности к разнообразной деятельности. Поэтому необходимо...
«Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи» iconФилософия и эстетика романтизма: актуальные проблемы изучения
В данной статье будут рассмотрены некоторые проблемы истории романтизма, его философии и поэтики в своеобразном преломлении на русской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница