Доклад Системный подход к организации воспитательной деятельности классного руководителя начальной школы, направленный на успешную социализацию учащихся




Скачать 74.46 Kb.
НазваниеДоклад Системный подход к организации воспитательной деятельности классного руководителя начальной школы, направленный на успешную социализацию учащихся
Дата публикации22.04.2013
Размер74.46 Kb.
ТипДоклад
pochit.ru > Культура > Доклад
Доклад Системный подход к организации воспитательной деятельности классного руководителя начальной школы, направленный на успешную социализацию учащихся.

Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая, как сложный социальный механизм, отражает характер, проблемы, противоречия общества. Задача педагога – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.

Ни окружающая среда общения, ни даже семейное воспитание не помогут в полной мере адекватно активизировать процесс социализированности учащихся. Школа же благодаря своему воспитательному потенциалу способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Этот потенциал школы может быть реализован при соответствующих условиях, важнейшим из которых является умение педагога управлять процессом воспитания учащихся и «строить» из каждого обучающегося личность социально активную, гражданственную, способную взаимодействовать с окружающим социумом.

Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования качеств всесторонне развитой личности.

Моя концепция воспитательной работы «Воспитание социально активной личности» подразумевает создание условий для самореализации и самоутверждения учащихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Ведь ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но и социально. Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания.

Основной идеей организации учебно-воспитательного процесса является идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека осуществляется в единой личностно-ориентированной системе.

Личностно-ориентированная система – это гуманистически ориентированное научное педагогическое создание, которое направляет современный учебно-воспитательный процесс на развитие, на обновление, что требует нового подхода к его организации, соответствующей подготовки учителя.

Воспитание – это процесс развития личности ребёнка. Младший школьный возраст – это самый ценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, начинает разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности.

Главной целью воспитательного процесса в условиях личностно-ориентированного воспитания является создание системного подхода к воспитательной деятельности, где прослеживается взаимосвязь компонентов педагогического процесса, как на уроках, так и во внеурочное время, что приводит к целостному развитию личности учащегося, созданию условий для самоактуализации, самореализации, самоутверждения личности учащегося. Это способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Только целостный методологический подход к конструированию процесса обучения и процесса воспитания при их взаимопроникновении может способствовать всестороннему личностному развитию, формированию социально активной жизненной позиции младшего школьника.

Успешное развитие и модернизация образования и воспитания как никогда зависят от творчески работающего педагога. «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что образование – единый целостный процесс воспитания и обучения. Под воспитанием мы понимаем целенаправленный и планомерный процесс совершенствования личности ребёнка, создание условий для его позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Воспитание – это развитие личности гражданина России, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего отечества и ценностей отечественной культуры.

Воспитание – это социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, их прав и свобод.

Воспитание – это гуманистическая позиция педагога, способ его отношений с детьми, его духовность, способность к сотрудничеству.

В отличие от стабильного общества, в котором в течение хотя бы столетия осуществлялась преемственность между поколениями через семейное и общественно-государственное воспитание, в нашем сегодняшнем обществе, переживающем революционные изменения всех базовых общественных и государственных структур, приходится заново определять как социальные идеалы человека, так и способы их достижения.

Создание концепции развития воспитательной системы обусловлено требованием времени и социально-психологической ситуацией, порождённой общественно-историческим явлением.

Концепция «Воспитание социально активной личности в условиях личностно-ориентированной системы обучения» мной, как классным руководителем реализуется через программу воспитательной деятельности.

Условием достижения целей и задач, сформулированных в программе, я считаю профессиональную готовность педагога. Возрастает значимость его роли как классного руководителя.

Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции:

формирует коллектив класса;

помогает в решении возникших проблем;

осуществляет диагностическую деятельность по изучению уровня воспитанности, личностных индивидуальных характеристик, заботится о развитии и здоровье обучающихся.

Классный руководитель должен в совершенстве владеть принципами функционирования воспитательной системы:

принцип личностного подхода – уважение индивидуальности каждого ученика с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности;

принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

принцип сотворчества;

принцип дифференциации – отбор форм и методов работы с учётом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса;

принцип успешности – успех, как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития.

Работая над созданием программы, направленной на решение концепции воспитательной деятельности, я наметила три основные воспитательные задачи:

гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для всестороннего развития личности, для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;

поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива и украшающих его жизнь;

совершенствование своего методического мастерства как классного руководителя, способного компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьников.

Воспитательную работу в классе я планирую по следующим направлениям:

1. Непосредственное воздействие на обучающихся:

изучение индивидуальных способностей, его развития, окружения, интересов;

программирование воспитательных воздействий;

реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы.

2. Программирование воспитательных воздействий:

разработка и реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;

сплочение коллектива;

формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

включение подростков в разнообразные виды деятельности;

развитие самоуправления класса.

3. Профилактика влияния различных субъектов социальных отношений обучающихся:

социальная помощь семье;

взаимодействие с педагогами;

нейтрализация негативных воздействий социума.

Содержание деятельности учащихся в культурно-воспитательном пространстве планируется в многообразных формах:

праздники знаний и творчества, конкурсы, смотры, литературно-эстетические утренники, дни здоровья, экскурсии, беседы, соревнования, коллективные творческие дела, кружки по интересам, секции. В классе есть один ученик, который не посещает кружки и спортивные секции. Это -Ярдыков Саша, он из многодетной семьи, в садик не ходил, очень болезненный мальчик. Правда ,он ходит в классный кружок «Художественное слово». 19 человек ходят на «Вокал», 8- в художественную школу,4 человека в музыкальную школу,3 человека- в спортивную секцию, один на шахматы.

Воспитательная деятельность в классе реализуются через следующие воспитательные направления работы:

Нравственно-патриотическое воспитание: «Отчизны верные сыны», «Наша Родина»,»Моя малая родина Чувашия»

«Семья»

Социальный блок «В согласии с собой и людьми» «Семья»,

«Человек и общество»: беседы «Что такое дружба?», «Вместе тесно ,а врозь скучно»

«Труд»:организация дежурств по классу и в столовой , «Дневник добрых дел»

Нравственно-эстетическое воспитание «Азбука нравственности»

«Культура»

«Природа»

«Досуг»

Здоровье сберегающий блок «Если хочешь быть здоров» «Здоровье»

Экологическое воспитание «Вокруг тебя – мир» «Природа родного края», экскурсия в национальный музей.

Работа с родительской общественностью «Семья и школа: навстречу друг другу» «Работа с родителями»

Работа с родителями – неотъемлемая часть успеха работы классного руководителя. Учебно-воспитательный процесс – это процесс сотрудничества учителей, учеников, родителей. Помощь родителей в организации учебного процесса, внеклассной деятельности, досуга детей трудно переоценить. В течение учебного года я постоянно работаю над проблемой включения родителей в учебно-воспитательный процесс через родительские собрания, коллективные внеклассные мероприятия, анкетирование, участие родителей в школьных спортивных соревнованиях.

Программа, перспективное планирование по включению родителей в учебно-воспитательный процесс младших школьников «К успеху – вместе!» помогает мне формировать доверительные отношения между родителями и учителем, между родителями и детьми, между детьми и учителем, привить интерес, устойчивую привычку к регулярному посещению школы, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу принятия и доверительности, повышение сплочённости родителей и классного руководителя.

Добиться поставленных целей помогает систематичность мероприятий, активизация позиций участников учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогическое просвещение родителей, оказание индивидуальной помощи родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Формированию сплочённости родителей, классного руководителя и детей помогают такие мероприятия, как «День именинника», спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», внеклассные мероприятия, посвящённые праздничным датам, родительские собрания и педагогический лекторий для родителей, анкетирование, посещение семей учащихся, изучение условий жизни и быта учащихся.

Такая целенаправленная работа способствует эффективной взаимосвязи семьи со школой, удовлетворённости родителей жизнедеятельностью в общеобразовательном учреждении, повышению роли родителей в учебно-воспитательном процессе.

Список используемой литературы:

Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. «Паритеты, приоритеты в теории и практике образования», – М.: «Педагогика», 2002 г, №2

Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». – М.: «Просвещение», 1991 г

Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий», – М., 2003 г.

Кукушкин В.С. «Современные педагогические технологии в начальной школе», – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.

Подласый И.П. «Педагогика», – М.: «Высшее образование», 2006 г.

Щуркова Е.Н. «Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии», – М.: «Новая школа», 1998 г.

Похожие:

Доклад Системный подход к организации воспитательной деятельности классного руководителя начальной школы, направленный на успешную социализацию учащихся iconНа заседании педагогического совета
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности...
Доклад Системный подход к организации воспитательной деятельности классного руководителя начальной школы, направленный на успешную социализацию учащихся iconФункции классного руководителя
Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации...
Доклад Системный подход к организации воспитательной деятельности классного руководителя начальной школы, направленный на успешную социализацию учащихся iconПоложение о классном руководителе Общие положения
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности...
Доклад Системный подход к организации воспитательной деятельности классного руководителя начальной школы, направленный на успешную социализацию учащихся iconАнализ учебно- воспитательной работы (итоги участия в выставках,...
«Системный подход воспитательной работы с коллективом группы как условие инновационной деятельности классного руководителя», «Воспитание...
Доклад Системный подход к организации воспитательной деятельности классного руководителя начальной школы, направленный на успешную социализацию учащихся icon1. Классный час является одной из составных форм организации воспитательной...
Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое...
Доклад Системный подход к организации воспитательной деятельности классного руководителя начальной школы, направленный на успешную социализацию учащихся iconМетодика проведения классного часа Классный час является прямой формой...
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики...
Доклад Системный подход к организации воспитательной деятельности классного руководителя начальной школы, направленный на успешную социализацию учащихся iconУчреждения г. Кургана"Средняя учреждения г. Кургана"Средняя
Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской...
Доклад Системный подход к организации воспитательной деятельности классного руководителя начальной школы, направленный на успешную социализацию учащихся iconОтчёт по самообразованию классного руководителя 3 в класса Пуговкиной Ольги Александровны
Моей темой по самообразованию воспитательной работы с классом в 2012-2013 учебном году является: «Роль классного руководителя в формировании...
Доклад Системный подход к организации воспитательной деятельности классного руководителя начальной школы, направленный на успешную социализацию учащихся iconМониторинг эффективности деятельности классного руководителя
Определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее...
Доклад Системный подход к организации воспитательной деятельности классного руководителя начальной школы, направленный на успешную социализацию учащихся iconО классном руководителе на начальной ступени образования
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Письмом Министерства образования Российской Федерации от 21. 06. 2001г. №480\30-16...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница