Использование достижений андрагогики в современном образовательном процессе в свете идей В. А. Сухомлинского. Работа (доклад)




Скачать 259.04 Kb.
НазваниеИспользование достижений андрагогики в современном образовательном процессе в свете идей В. А. Сухомлинского. Работа (доклад)
страница1/2
Дата публикации22.04.2013
Размер259.04 Kb.
ТипДоклад
pochit.ru > Культура > Доклад
  1   2


Использование достижений

андрагогики в современном

образовательном процессе

в свете идей В.А. Сухомлинского.

Работа (доклад)

Корень Л.В.

старший учитель

Колодезянская ОШ

I-III ступеней

Красногвардейский район

АР Крым

2008 г.


Оглавление:

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Андрагогика в современном образовательном процессе………...3

I. 1. Что такое андрагогика…………………………………………………3

I. 2. Подходы к развитию андрагогики…………………………………....4
Глава II. Личность В.А. Сухомлинского и его вклад в андрагогику……...5

II. 1. О В.А. Сухомлинском…………………………………………………5

II. 2. Качества В.А. Сухомлинского как педагога-андрагога

и воплощение их в жизнь, в практику.

Работа с коллективом………………………………………………....6

II. 3. Работа с родителями. О педагогической культуре семьи…………..8

II. 4. «Школа желаний»

Работа с родителями по нравственному воспитанию……………….9

II. 5. О здоровье учащихся…………………………………………………10
Глава III. Принципы андрагогики и идеи В.А. Сухомлинского……….....11

III. 1. Личностно-ориентированный подход в образовании……………..12

III. 2. Отдельные мысли о Всеобуче………………………………………14

III. 3. Воспитательное значение слова и системность обучения………..15

III. 4. Личностно-ориентированное обучение

и идея всестороннего развития личности.

О коллективности обучения………………………………………...16
Выводы………………………………………………………………………..21
Литература………………………………………………………………….…23

Введенение.

Образование взрослых в настоящий момент выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. От её решения во многом зависит уровень экономического и социального развития государства. Происходит это потому, что школа для учащихся работает на перспективу, т.е. результат её работы сказывается не сразу, а образование взрослых дает эффект почти адекватно времени обучения. Так, известный французский педагог

П. Лангран высказывал мысль, что «будущее образование, если рассматривать его в целом, и его способность к обновлению зависят от развития образования взрослых».
I. 1.

Таким образом, андрагогика (от греч. Andros – взрослый человек и agog – руководство, воспитание) – одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Этот термин впервые применен К. Капом, немецким историком просвещения в 1833 году.

Начало формирования теоретических аспектов андрагогики как самостоятельной науки было положено в 70х годах в работах американских ученых М. Ноулза, П. Смита, английского ученого П. Джарвиса, отечественных: С.И. Змеева, Ю.И. Калиновского и других. Сегодня в научном мире используются четыре фундаментальных издания, посвященных андрагогическим проблемам в образовании. М.Ш. Ноулз подготовил основополагающий труд «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» (1970), а три учебных пособия написаны российскими учеными:

  1. Рабочая книга андрагога / Под редакцией С.Г.Вершловского (1998 г.),

  2. Змеёв С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов (1999 г.),

  3. Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых: Монография (2000 г.).

Все авторы считают, что андрагогика - это наука, предназначенная для образования взрослых. С.И.Змеёв считает объектом андрагогики процесс обучения взрослых. Ю.И.Калиновский показывает, что это дисциплина, которая позволяет взрослым, готовящимся к социальному профессиональному творчеству, воспитывать способность к самостоятельному и ответственному мышлению, а другой части социума - осознавать и реализовывать свои права и исполнять свои обязанности с полным пониманием задач, стоящих перед страной на современном этапе.

Наиболее широко и в то же время точно рассматривает андрагогику авторский коллектив учебного пособия под редакцией С.Г.Вершловского - это наука, познающая и обобщающая практику образования взрослых. Авторы считают, что андрагогика создает теоретические и методические основы деятельности, помогающей взрослым приобрести общие и профессиональные знания, освоить достижения культуры и сформировать (или пересмотреть) жизненные принципы.

I. 2.

Каждый из подходов не противоречит, а дополняет друг друга, создавая «объемное» представление об андрагогике – науке, рассматривающей образование взрослых, как:

  1. теоретическую проблему;

  2. социальный институт;

  3. совокупность технологий, адекватным особенностям взрослого человека;

Не смотря не то, что андрагогика сравнительно молодая наука, можно уже говорить о её достижениях в современном образовательном процессе благодаря анализу качественного подхода к организации учебного процесса андрагогики.

Педагог С.Г. Вершловский акцентирует внимание на том, что «обучение взрослых эффективно в той степени, в какой создаются условия, помогающие им критически оценить свой опыт и осмыслить сущность ролевых знаний в широком социальном контексте». В связи с этим становятся приоритетными следующие задачи: выделение принципиально похожих проблем (применительно к нашему исследованию - на примере обучения руководителей образовательных учреждений); определение оптимальных путей их решения в русле андрагогического подхода; рассмотрение образовательного учреждения как систему, анализ ее структуры и взаимодействие с другими социальными институтами.

II. 1.

Один из таких педагогов, который сумел создать необходимые условия для обучения взрослых и не только теоретически, но и практически, поставив и выполнив со временем вышеуказанные приоритетные задачи, был В.А. Сухомлинский.

28 сентября 2008 года исполняется 90 лет со дня рождения этого великого педагога современности. Педагогика В.А. Сухомлинского была основана на любви, уважении, свободе личности, на внимании к обучаемому, к его индивидуальным особенностям и внутреннему миру.

Сухомлинский Василий Александрович окончив рабфак и Полтавский пединститут, с 1944 г. возглавлял Павлышскую среднюю школу в Кировской области, которая стала лабораторией для его творческих поисков. Он достиг и славы и почета, стал Заслуженным учителем Украины, Героем Социалистического Труда СССР. Сухомлинский – педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в его работах «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором», «Три письма о любви» Сухомлинским написано более 30 книг и 5000 статей, большая часть которых известна не только на Родине, но и переведена в Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Польше, Японии, в других странах. Только за последние годы отдельные сочинения педагога вышли массовыми тиражами. Десятки его отдельных книг увидели свет как в нашей стране, так и за рубежом. И это закономерно. Ведь он опирался на наследия таких выдающихся педагогов, как А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А. С. Макаренко, одновременно являясь педагогом, имеющим самобытный оригинальный облик, собственный творческий почерк. И знаменательно то, что работал В.А. Сухомлинский в содружестве энтузиастов. Рядом с ним – учителя, захваченные коллективным вдохновением, обучаемые ежедневно и ежечасно силой личного примера, мудрым словом великого мастера-педагога. Рядом с ним коллектив родителей Павлышских школьников, также обучаемый и направляемый директором школы, Учителем с большой буквы, чутким и внимательным педагогом.
II. 2.

Если говорить о качествах личности андрагога, то надо отметить: терпимость, эмпатию, коммуникативность, тактичность, самокритичность и организаторские способности. Естественно, этими навыками обладал В.А. Сухомлинский. Много времени уделял великий педагог начинающим учителям, молодому поколению в школе. Он был постоянным и бессменным наставником для них. «Если вы хотите, -читайте в книге «Разговор с молодым директором школы»,- чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую практику исследования».

Чтобы быть хорошим учителем, надо любить ребенка. Чтобы любить, надо хорошо его знать. «Знать ребенка – это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики…». Между тем, отмечал педагог, для некоторых учителей внутренний мир ребенка – «книга за семью печатями». В этих высказываниях – пожеланиях проявляются терпимость, коммуникативность, тактичность – качества мудрого педагога-андрогога В.А. Сухомлинского.

Он не только призывал к познанию личности ребенка. В монографии «Духовный мир школьника» он, используя большой фактический материал, рассмотрел и проанализировал процесс формирования человека в годы детства, отрочества и ранней юности. С этим тесно связаны мысли педагога о мурой власти наставников детей. Он учит молодых учителей дорожить детским доверием , щадить беззащитность ребенка, быть для него воплощением добра и справедливости.

В.А. Сухомлинский много внимания уделял работе с педагогическим коллективом. Его проблема мало исследована. Нет в современной педагогической литературе книг, которые глубоко раскрывали бы суть, роль, место педагогического коллектива в сложном учебно-воспитательном процессе. А между тем педколлектив – это своего рода стержень школы. Он является наследником и хранителем приходящих духовных ценностей, которые с годами в школе накапливаются и умножаются. В.А. Сухомлинский считал, что именно от того, на сколько мудро, бережно, заботливо укрепляется из года в год этот главный корень школы, зависит её сила как очага воспитания, её влияние на сознание и чувства учащихся. Он внимательно следил за деятельностью, духовным и умственным ростом, отношениям к учащимся каждого педагога школы, тактично и ненавязчиво опекал и помогал каждому из них. Всегда приветствовал и поощрял внедрение передового опыта обучения и воспитания, добиваясь, чтоб каждый педагог его школы стал умелым мастером обучения и воспитания, избежал многих ошибок, которые порой допускаются в нашей работе не только молодыми, но и педагогами со стажем.

Директор школы становится организатором и руководителем педагогического коллектива. На нем лежит ответственность за создание творческой атмосферы, духовного единства.

Педколлектив Павлышской школы, где директорствовал В.А. Сухомлинский, был одним из лучших. Это говорит о необыкновеннейших организаторских способностях великого педагога-андрагогика, о тактичности, терпеливости, комуникативности, учитывая, что работа с педколлективом, создание творческого единства, комфортной атмосферы в нем – ода из самых трудных проблем в педагогике и андрагогике. И это достижение В.А. Сухомлинского используется сейчас широко и повсеместно, т.е. , если в педколлективе наблюдается негативные проявления, директор школы налаживает отношения, используя идеи В.А. Сухомлинского, который отношениям в педколлективе придавал первостепенное значение.
II. 3.

Как настоящий преподаватель-андрагог В.А. Сухомлинский в своей профессиональной деятельности обучал, консультировал, оказывал социальную помощь, выполнял организационно-управленческие функции в среде взрослой личности. Это очень хорошо видно в его работе с родителями.

Примером для В.А. Сухомлинского в его педагогической деятельности был несомненно А.С. Макаренко. Ему принадлежат слова: «В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания». Именно этот принцип – воспитание без наказаний (в частности, и без тех «моральных» наказаний, которые бывают иногда тяжелее физических) – отстаивал Василий Александрович. На эту тему, да и решая другие проблемы, он очень много и лично работал с родителями учащихся. Педагог нигде и никогда не требовал запрещения, немедленной отмены наказаний. Он хорошо понимал, что к этому мы ещё не готовы. Но он убеждал педагогов и родительский коллектив, что надо поднять воспитательный процесс до такой степени, причем и в школе, и в семье, когда «исчезнет нужда, надобность в наказаниях». К этому, по Сухомлинскому, следует стремиться, за это надо бороться. Такая идея, такие мысли директора Павлышской школы удивляли родителей учащихся, но не возмущали. Напротив, Василий Александрович так мог донести это до сознания родителей учеников, что они воспринимали сказанное положительно, с вдохновением.

В классе, допустим, двадцать учащихся. Их обучает в течение первых трех-четырех лет один учитель, добрый и справедливый, умелый и требовательный. Почему же, все-таки, все они такие разные? Кто-то вежливый, сдержанный, а кто-то может надерзить, домашние задания часто не выполняет, к поручениям старших относиться халатно. Отчего так?

Вероятно, потому, что гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья. Есть такое понятие: педагогическая культура семьи. Она должна быть на должном высоком уровне, чтобы не было никогда расхождения между школой и семьёй ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания. Так считает В.А. Сухомлинский, и не одну-две, а десятки лекций он прочитал родителям об усилении роли семьи и о культуре семейных отношений. Прежде, чем сказать расхожую фразу: «И чему вас в школе только учат?!» - каждый родитель должен подумать о том, что видит ли его ребенок в своей семье, где он растет, пример осознанного труда, ответственности, высокой культуры поведения? С того момента, как родители отдали своего ребенка в школу, они сами становятся слушателями родительской школы. Программа постоянного повышения педагогической культуры отцов и матерей это, по существу, совместная с педагогами работа – тонкая и трудная, конечной целью которой является идеал всесторонне развитого гармонического человека.
II. 4.

К достижениям андрагогики относятся лекции В.А. Сухомлинского родительскому коллективу на этические, эстетические темы, в частности – о культуре желаний. Он считает, что нравственное воспитание начинается с нравственного оправданного слияния слов «хочу» и «должен». Есть, к сожалению, семьи, в которых доминирует или «хочу» или «должен», или … вообще нет никаких принципов. В таких случаях распущенность, стихийность, необузданность желаний – большой моральный порок, который приносит несчастье не только тому, кто сам не воспитан, своим родителям, учителям, товарищам, но и всему обществу.

В.А. Сухомлинский разъяснял родительскому коллективу, что значит «школа желаний». Это один из важных факторов формирования поведения человека, его взаимоотношения с окружающими. С заботы о культуре желаний Василий Александрович начинал педагогическое просвещение родителей. Он учил отцов и матерей создавать в семье атмосферу чистосердечных побуждений и желаний, воспитывающих умение быть гуманным, давал советы о том, как избежать у ребенка проявления эгоизма.

Становясь совершеннолетними, наши дети готовы к тому, чтобы создать свои семьи. И большинство из них, интуитивно или обдуманно, но будут строить свою семью на образец родительской семьи. В.А. Сухомлинский считает это важнейшим моментом в работе с родителями. Духовная культура в семье, почитание женщины – матери, уважение к отцу семейства, бережное отношение к фамильным реликвиям – воспитание культурной рядовой хорошей, благополучной семьи, вот основы её духовной культуры. Вырастет в такой семье ребенок, и таким же образом он будет строить отношения позже, будучи взрослым, в своей будущей семье.
  1   2

Похожие:

Использование достижений андрагогики в современном образовательном процессе в свете идей В. А. Сухомлинского. Работа (доклад) iconСпециальность 050301 «Русский язык и литература» Толстых Людмила Анатольевна
«Эффективные генераторы учебной информации в современном образовательном процессе». Ведёт занятия проблемного семинара для слушателей...
Использование достижений андрагогики в современном образовательном процессе в свете идей В. А. Сухомлинского. Работа (доклад) iconДополнительного профессионального образования «нижегородский институт...
Мольков А. С., старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики, аспирант гоу впо нгпу
Использование достижений андрагогики в современном образовательном процессе в свете идей В. А. Сухомлинского. Работа (доклад) iconПрограмма по дисциплине «Медиапедагогика»
Основная цель реализации данного курса заключается в профессиональном освоении комплекса умений по созданию и эффективному использованию...
Использование достижений андрагогики в современном образовательном процессе в свете идей В. А. Сухомлинского. Работа (доклад) iconРуководство научно-исследовательской работой учащихся
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных
Использование достижений андрагогики в современном образовательном процессе в свете идей В. А. Сухомлинского. Работа (доклад) iconДиректора моу «Оймяконская сош»
...
Использование достижений андрагогики в современном образовательном процессе в свете идей В. А. Сухомлинского. Работа (доклад) iconСовершенствование деятельности классного руководителя в современном...
Проблема совершенствования деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении очевидна
Использование достижений андрагогики в современном образовательном процессе в свете идей В. А. Сухомлинского. Работа (доклад) iconРешение педагогического совета моу бсош №1 протокол №9 от 31. 01. 2007 года
...
Использование достижений андрагогики в современном образовательном процессе в свете идей В. А. Сухомлинского. Работа (доклад) iconУчебники, используемые в образовательном процессе
Программы отдельных учебных предметов, реализуемые образовательным учреждением (основные и дополнительные) и учебники, используемые...
Использование достижений андрагогики в современном образовательном процессе в свете идей В. А. Сухомлинского. Работа (доклад) iconОтчет о работе м/о предметов естественно математического цикла
Методическая тема м/о: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения качества образования и мотивации...
Использование достижений андрагогики в современном образовательном процессе в свете идей В. А. Сухомлинского. Работа (доклад) iconДоклад адресован широкому кругу читателей: родительской общественности,...
Образовательные технологии и методы обучения, используемые в образовательном процессе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница