I. Социальное действие и социальное поведение глава II. Массовое поведение




Скачать 57,21 Kb.
НазваниеI. Социальное действие и социальное поведение глава II. Массовое поведение
Дата публикации15.10.2013
Размер57,21 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
ПЛАН:

ГЛАВА I. Социальное действие и социальное поведение………………3

ГЛАВА II. Массовое поведение…………………………………………...7

ГЛАВА III. Отклоняющееся (девиантное) поведение: его виды и проявления……………………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...25

ГЛАВА I. Социальное действие и социальное поведение

Понятие "социальное действие" - одно из центральных в социологии. Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие цепи и системы.

Впервые в социологию понятие "социальное действие" было введено и научно обосновано Максом Вебером. Социальным действием он называл "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него1".

Таким образом, в понимании М. Вебера социальное действие имеет по крайней мере две особенности: во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным, и во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей. Эти другие могут быть знакомыми, сослуживцами, отдельными лицами или неопределенным множеством. Исходя из такого понимания социального действия, нельзя называть социальными действиями поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, вещные объекты. Например, изготовление орудий труда, рыбная ловля, охота сами по себе не являются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей. Самоубийство не будет социальным, если его последствия не окажут влияния на поведение знакомых или родственников самоубийцы. Характерен в этом отношении пример, приводимый М. Вебером: случайное столкновение двух велосипедистов может быть не более чем происшествием, подобно явлению природы, но попытка избежать столкновения, брань, последующая за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта - это уже социальное действие. Очевидно, что провести четкую грань между социальными и несоциальными, так называемыми природными, или естественными, действиями крайне сложно.

ГЛАВА II. Массовое поведение

Активное изучение особенностей массового поведения началось во второй половине XIX века в странах Западной Европы. Сложились две научные школы: немецкая и франко-итальянская

В России конца XIX — начала XX веков исследования массового поведения проводили М.Г.Михайловский (субъективная социология), В.М.Бехтерев (коллективная рефлексология), А.Л.Чижевский (гелиопсихология). В 20-е годы были получены данные, касающиеся массового восприятия газетных сообщений (П.П.Блонский) и циркуляции слухов (Я.М.Шариф). В начале 30-х годов А.Р.Лурия выявил национально-культурные особенности восприятия и мышления.

Как отмечает доктор политологических наук, академик Д.В.Ольшанский, словосочетание «массовое сознание» стало встречаться в научной литературе начиная с середины XIX века. До этого преобладало понятие «психология масс». Начиная с 20-30-х гг. XX столетия в западной науке появилось, как минимум пять различных интерпретаций понятия масс. В одних случаях под массой понималось «недифференцированное множество», типа совершенно гетерогенной аудитории средств массовой информации в противовес иным, более гомогенным сегментам общества (Г.Блумер). В других-случаях— «суждение некомпетентных», низкое качество современной цивилизации, являющееся результатом ослабления руководящих позиций просвещенной элиты (Х.Ортега-и-Гасет). В третьих — «механизированное общество», в котором человек является придатком машины, дегуманизированным элементом «суммы социальных технологий» (Ф.Г.Юнгер). В четвертых, «бюрократическое общество», отличающееся широко расчлененной организацией, в которой принятие решений допускается исключительно на высших этажах иерархии (Г.Зиммель, М.Вебер, К.Маннгейм).

Рассматривая определения масс в советских источниках, академик Д.В.Ольшанский приводил определения Я.Щепаньского, полагавшего что толпа представляет собой «временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом», Ю.А.Шерковина, понимавшего что толпа — это прежде всего «контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно», или высказывание Б.Ф.Поршнева: «Толпа — это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом, толпу подчас делает общностью только то, что она «против», что она против «них». Сам же академик Д.В.Ольшанский давал такое определение: «массовое сознание — это сознание определенного носителя («массы»), возникающее вследствие отражения действующих в значительных масштабах и уравнивающих в чем-то людей обстоятельств», понимая что обычно отмечается устойчивая и жесткая психологическая связь объединяющая входящих в толпу людей.

ГЛАВА III. Отклоняющееся (девиантное поведение): его виды и проявления

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров.

Культурные и психические отклонения. Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной.

Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, радикальное политическое поведение определяется как выход для эмоциональной враждебности, т.е. как психическое отклонение; проституция - как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребенок имел мало возможностей для интеграции личности, своего собственного "Я". Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многие другие отклонения в социальном поведении также связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.

Индивидуальные и групповые отклонения. Самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом). В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Например, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Итак, можно различать два идеальных типа отклонений:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТРУРЫ:

  1. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. 808 с.

  2. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб. 1996. 314 с.

  3. Ольшанский Д.В.. Психология масс. - М. 2001. 368 с.

  4. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн. 2003.

  5. Фролов С.С. Социология. Учебник. -. М., 1994 - 256 с




1 Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. С.602-603

Похожие:

I. Социальное действие и социальное поведение глава II. Массовое поведение iconТест к чертам индустриальной цивилизации не относятся А. развитие рынка и рыночных отношений
А. аддиктивное поведение; Б. конформное поведение; В. девиантное поведение; Г. аффективное поведение
I. Социальное действие и социальное поведение глава II. Массовое поведение iconПоведение потребителей, принципы и методы его изучения
Существует четыре основные истины (принципа), на которые следует опираться при исследовании потребителей: потребитель независим;...
I. Социальное действие и социальное поведение глава II. Массовое поведение iconКраткий курс лекций дисциплины Организационное поведение Содержание
Организационное поведение — это область знаний о том, как люди ведут себя в организации, и каким образом их поведение влияет на результаты...
I. Социальное действие и социальное поведение глава II. Массовое поведение iconLinda Palmer "Evolutionary Psychology. The Ultimate Origins of Human Behavior"
Основными темами книги являются: происхождение человека; эволюция человеческого мозга, сознания и языка; брачное, сексуальное, социальное...
I. Социальное действие и социальное поведение глава II. Массовое поведение iconЛинда Палмер Эволюционная психология Секреты поведения Homo sapiens
Основными темами книги являются: происхождение человека; эволюция человеческого мозга, сознания и языка; брачное, сексуальное, социальное...
I. Социальное действие и социальное поведение глава II. Массовое поведение iconДжек Палмер, Линда Палмер. Эволюционная психология
Основными темами книги являются: происхождение человека; эволюция человеческого мозга, сознания и языка; брачное, сексуальное, социальное...
I. Социальное действие и социальное поведение глава II. Массовое поведение iconТема: Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, социальный контроль, девиантное поведение, формальные,...
I. Социальное действие и социальное поведение глава II. Массовое поведение iconДеловой этикет: «деловое общение»
Мы, делаем, это не задумываясь, общение кажется нам естественным и обыденным. Но для того, чтобы нас правильно понимали и воспринимали,...
I. Социальное действие и социальное поведение глава II. Массовое поведение icon«Исследовательское поведение ребенка в процессе его экспериментирования...
Исследовательское поведение и игра это два фундаментальных вида поведения. Во многих работах ставятся следующие вопросы: связаны...
I. Социальное действие и социальное поведение глава II. Массовое поведение iconИстория экономических учений (краткие ответы на вопросы)
Эк теория изучает поведение людей при реализации эк. Отношений это поведение неоднозначно, оно развивается вместе с развитием эк-ки...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница