Программа элективного курса «Культура речи»




Скачать 161,4 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Культура речи»
Дата публикации12.10.2013
Размер161,4 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Культура > Программа
Программа элективного курса «Культура речи»
Опалева Л.Л.

Пояснительная записка



Курс «Культура речи» предназначен для учащихся 10-11 классов средней (полной) школы и ориентирован на учащихся классов базового уровня.

Значение и актуальность данного курса в современном образовании определяется необходимостью формирования у учащихся коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций в условиях серьёзного снижения уровня речевой культуры современных выпускников.

Культура речи – понятие многоаспектное, базирующееся на существовании в сознании носителей языка представления о «речевом эталоне», соотносимом с понятиями «правильная (грамотная) речь», «хорошая (образцовая) речь».

Правильная (грамотная) речь – это такая речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка: орфоэпические, фонетические, лексические, морфологические, синтаксические.

Понятие хорошей (образцовой) речи, разработанное в трудах ряда учёных (Г.О.Винокура, С.И.Ожегова, В.И.Чернышева и др.), также соотносится с понятием нормативной речи, но хорошая (образцовая) речь ориентирована ещё и на рекомендации стилистики: признаки хорошей речи - логичность, богатство, уместность, точность, чистота, выразительность.

Таким образом, под культурой речи понимается такой отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых коммуникаций с непременным учетом литературных норм.

Выпускники средней школы должны свободно владеть лексическими и грамматическими ресурсами русского языка, не допускать ошибок в ударениях, в произношении слов, определять изобразительно-выразительные средства языка. Эти стороны лингвистической подготовки проверяются в ходе ЕГЭ. Однако именно вопросы по культуре речи, как правило, вызывают наибольшие трудности у школьников, сочинения изобилуют грамматическими и речевыми ошибками.

^ Новизна курса: материал для углубления и расширения знаний учащихся дается в единой связи с основным курсом русского языка (учебные занятия 1 раз в неделю) и представляет собой систему работы по культуре речи. Предложенный дидактический материал содержит большой выбор различных заданий (задания с выбором ответа, на редактирование, на классификацию, на толкование слов, на сопоставление и замену, на разграничение понятий, на обоснование данного ответа, на определение типа речевой ошибки, на согласование слов, лексико-стилистический анализ текста, творческие работы различного характера. Задания сгруппированы блоками: для коллективной работы, для групповой работы, для самостоятельной работы. Зачетные работы представлены в нескольких вариантах.

^ Цель курса: способствовать углублению и расширению знаний учащихся по культуре речи, владению приемами отбора и организации языковых средств, способствующих наиболее эффективному достижению поставленных задач в сфере речевых коммуникаций, подготовить выпускников средней школы к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Программа курса предполагает решение следующих задач:

- обогащение содержательной части учебного предмета «Русский язык», углубление и расширение знаний по стилистике и культуре речи;

- совершенствование навыков анализа текста с точки зрения стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;

- развитие языковой зоркости, способности отбирать материал и строить письменное и устное высказывание в соответствии с языковыми нормами;

- совершенствование навыков самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- развитие творческих способностей, исследовательских навыков в работе с языковым материалом.
Спецкурс рассчитан на 68 часов и разделен на два модуля: 32 часа – на расширение и углубление знаний по орфоэпии, лексике, фразеологии, совершенствование умений и навыков определения стилистических особенностей речи и образного выражения мысли; 28 часов – на расширение и углубление знаний по русской грамматике. Каждый модуль завершается проверочными работами по изученному материалу в форме письменных работ и тестовых заданий.
^ Прогнозируемые результаты обучения:
Личностные результаты

  • сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, к родному языку;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими и нравственными ценностями, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

  • сформированность эстетического отношения к родному языку.


Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели, использовать различные ресурсы для их достижения;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

  • умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.


Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • орфоэпические, словообразовательные, лексические, грамматические, синтаксические нормы русского языка

  • основные требования к хорошей речи (логичность, богатство, уместность, точность, чистота, выразительность)

  • изобразительно-выразительные средства русского языка

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать орфоэпические, словообразовательные, лексические, грамматические, синтаксические нормы языка в устных и письменных высказываниях

  • владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т.п.)

  • анализировать текст с точки зрения стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка

  • выбирать языковые средства в зависимости от содержания текста, его общей стилистической направленности, жанра и формы высказывания;

  • владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.


^ Основные виды устных и письменных работ, которые можно проводить

в процессе изучения курса «Культура речи»

Устные работы

  • Выразительное чтение учащимся текста с развернутым комментарием, включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания.

  • Составление текстов в разных стилях: разговорном, официально-деловом, художественном, публи­цистическом.

  • Краткий пересказ содержания понравившегося фильма, спектакля, художественного произведения.

  • Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с автором...» (выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в публицистических и художественных текстах).

  • Организация дискуссии на актуальную социально значимую тему.

Письменные работы

  • Составление текста на основе крылатого выражения, пословицы, афоризма.

  • Написание текстов в различных жанрах научного стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама).

  • Составление развернутого плана-конспекта публичного выступле­ния агитационного характера.

  • Написание сочинения-рассуждения.


В качестве итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать тест, включающий задания по культуре речи, ана­логичные тем, которые используются в тестах ЕГЭ по русскому языку. Итоговой работой может стать также сочинение-размышление по предложенному тексту. В таком случае итоговая контрольная работа по элективному курсу станет важным этапом для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Итоговая оценка по элективному курсу может быть накопитель­ной. При этом результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.

^

Учебно - тематический план







п/п

Тема занятия

Теория

Прак-тика

10 класс

Введение

1




1

Понятие культуры речи

Качества хорошей речи

1




^ Ударение, литературное произношение и фоника

1

2

2

Правильное ударение и произношение

1

1

3

Звукопись




1

^ Лексика и фразеология

5

9

4

Поиск нужного слова

Употребление заимствований

1

1

5

Логические ошибки

1

1

6

Толкование лексического значения слова

1

1

7

Синонимы и синонимичные конструкции

1

1

8

Паронимы




1

9

Плеоназм и тавтология

1

1

10

Фразеологизмы и другие устойчивые словосочетания




1

11

Речевая недостаточность




1

^ Стилистические особенности речи

1

6

12

Общее понятие о функциональных стилях речи

1




13

Стилистическая окраска слов




1

14

Канцеляризмы, «наукообразная» речь




1

15

Разговорная лексика




1

16

Диалектизмы




1

17

Нелитературная лексика – просторечие, жаргонизмы




1

18

Экспрессивная лексика, старославянизмы и «возвышенная» лексика




1

^ Образность речи

1

5

19

Как простые слова становятся образными

1




20

Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение




1

21

Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы: метонимия, синекдоха, гипербола, литота, перифраза, ирония, аллегория, реминисценция.




2

22

Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры.




2

23

Повторение и закрепление изученного в курсе 10 класса




2

24

Итоговая работа по материалам курса 10 класса




2

ИТОГО:

9

25

11 класс

Трудности русской грамматики

14

14

Морфология

6

6

1

Род, число и падеж имен существительных

1

1

2

Формы имен прилагательных

1

1

3

Формы имен числительных

1

1

4

Употребление местоимений

1

1

5

Употребление глагольных форм

1

1

6

Стилистика словообразования

1

1

Синтаксис

8

8

7

Порядок слов в предложении

1

1

8

Согласование

1

1

9

Управление

1

1

10

Употребление причастий и причастных оборотов

1

1

11

Употребление деепричастий и деепричастных оборотов

1

1

12

Однородные члены предложения

1

1

13

Сложносочиненное предложение

1

1

14

Сложноподчиненное предложение

1

1

^ Повторение и закрепление изученного в курсе




6

15

Обобщение и систематизация материала, изученного в курсе «Культура речи»




2

16

Итоговые письменные работы по материалам всего курса




2

17

Итоговые тесты по материалам всего курса




2

ИТОГО:

14

20



^

Содержание программы



1. Введение.

Понятие о культуре речи. Основные признаки хорошей речи: логичность, богатство, уместность, точность, чистота, выразительность.
^ 2. Ударение, литературное произношение и фоника.

Нормы ударения, правила произношения, понятие о фонике, зиянии, неблагозвучности речи. Дикция, приёмы её совершенствования.

Алгоритм подготовки выразительного чтения с листа.

Звукопись. Примеры аллитерации и ассонанса.
^ 3. Лексика и фразеология.

Поиск нужного слова. Эвфемизмы. Анахронизм, алогизм, подмена понятий.

Употребление заимствований.

Логические ошибки.

Толкование лексического значения слова. Примеры характерных ошибок.

Синонимы и синонимические конструкции. Контекстные синонимы. Ошибки в употреблении синонимов.

Паронимы. Причины смешения паронимов.

Речевая избыточность: плеоназмы, тавтология, понятие о скрытой тавтологии.

Фразеологизмы и другие устойчивые словосочетания. Употребление фразеологизмов.

Понятие о речевой недостаточности. Эллипсис – стилистическая фигура, основанная на сознательном пропуске члена предложения.
^ 4. Стилистические особенности речи.

Общее понятие о функциональных стилях речи. Сфера применения, основные особенности и признаки разговорного, научного, публицистического, официально-делового стилей и стиля художественной литературы.

Стилистическая окраска слов: нейтральная, книжная (высокая), разговорная (сниженная, просторечная), уместность употребления стилистически окрашенных слов.

Лексические и грамматические канцеляризмы, речевые штампы, «слова-паразиты», «слова-сорняки», «парные слова», «слова-спутники».

Разговорная речь, её языковые особенности. Функции разговорной речи. Характерные ошибки употребления разговорной лексики.

Диалектизмы: лексические, семантические, этнографические, фонетические, морфологические, синтаксические. Роль диалектизмов в художественной литературе. Неуместное употребление диалектизмов в речи.

Нелитературная лексика: просторечия, жаргонизмы, вульгаризмы, бранные слова.

Эмоционально-экспрессивная лексика как средство выражения чувства и авторской оценки явлений действительности.

Понятие о тропе как обороте речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. Гипербола, литота, гротеск, ирония, метафора, развёрнутая метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, сравнение, эпитет, аллегория, реминисценция.

Стилистические фигуры – особые синтаксические построения для усиления образно-выразительной функции речи. Анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, парцелляция, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие.

Звуковые средства выразительности.

Изобразительные возможности лексики, морфологии, синтаксиса.
^ 5. Трудности русской грамматики.

Морфология.

Род имён существительных (мужской, женский, средний, общий), род несклоняемых имён существительных, род сложных имён существительных типа «кресло-кровать».

Число имён существительных (единственное, множественное). Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

Падеж имён существительных. Нормативные окончания именительного падежа множественного числа имён существительных мужского рода, родительного падежа множественного числа, творительного падежа единственного числа собственных имён существительных, предложного падежа единственного числа имён существительных мужского рода на –е, -у.

Несклоняемые имена существительные.

Полная и краткая форма имён прилагательных.

Степени сравнения имён прилагательных.

Употребление форм имён числительных.

Употребление местоимений в речи.

Употребление глагольных форм.

Стилистика словообразования. Богатство словообразовательных суффиксов.
Синтаксис.

Порядок слов в предложении: прямой порядок, инверсия.

Согласование подлежащего и сказуемого, согласование определения, согласование приложений.

Управление: выбор падежной формы с предлогом и без предлога.

Употребление причастий и причастных оборотов, целесообразность замены причастного оборота синонимичной конструкцией – определительной придаточной частью сложноподчинённого предложения.

Употребление деепричастия и деепричастного оборота, замена их синонимичными конструкциями.

Употребление однородных членов предложения и однородных конструкций в сложном предложении. Логические и грамматико-стилистические ошибки в употреблении однородных членов предложения.

Сложные предложения. Особенности употребления сложных конструкций в текстах различных функциональных стилей речи. Стилистические ошибки в сложных предложениях.
6. Повторение.

Обобщение и систематизация материала, изученного в курсе «Культура речи».

Итоговые работы по материалам всего курса.

^

Список литературы для учителя





  1. Иссерс, О.С. Тесты к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. 10-11 кл.» [Текст] / О.С.Иссерс, Н.А.Кузьмина. – М.: Дрофа, 2006.

  2. Крестинская, Т.П., Петров, С.В. Как пользоваться словом [Текст]: Пособие для учителя.- Л.: Просвещение, 1968.

  3. Культура речи: нормы русского языка (материалы к урокам для 9-11 классов общеобразовательной школы) [Текст]: Учебное пособие / Сост. Н.Б.Руженцева. – Екатеринбург, 2005.

  4. Пленкин, Н.А. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка [Текст]. – М. – Л.: Просвещение, 1964.

  5. Райский, С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях [Текст]. – М.: Дрофа, 2006.

  6. Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на «отлично». Стилистика и культура речи [Текст]. – М.: Махаон, 2005.

  7. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Текст]. – М., 1994.

  8. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика [Текст]. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003.

  9. Розенталь, Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник [Текст]. – М.: Книга, 1986.

  10. Скворцов, Л.И. Культура русской речи [Текст]: Словарь-справочник. – М., 2003.



^

Список литературы для учащихся





  1. Крылов, Г.А. Словарь ошибок русского языка [Текст]. – Спб.: Виктория плюс, 2002.

  2. Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Секреты стилистики [Текст]. – М.: Рольф, 1996.

  3. Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на «отлично». Стилистика и культура речи [Текст]. – М.: Махаон, 2005.

  4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Текст]. – М., 1994.

  5. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика [Текст]. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003.

  6. Розенталь, Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник [Текст]. – М.: Книга, 1986.

  7. Скворцов, Л.И. Культура русской речи [Текст]: Словарь-справочник. – М., 2003.

  8. Солганик, Г.Я. Стилистика русского языка [Текст]: 10 – 11 кл. – М., 2001.

  9. Тренировочные задания к ЕГЭ.

Похожие:

Программа элективного курса «Культура речи» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов...
Дополнительная литература: Альманах «Журналистика и культура речи», Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура...
Программа элективного курса «Культура речи» iconКалендарно тематическое планирование факультативного курса по русскому...
Тематическое планирование элективного курса «Культура речи» составлено в соответствии с программой факультативного курса «Культура...
Программа элективного курса «Культура речи» iconКалендарно-тематическое планирование элективного курса «Культура русской речи»

Программа элективного курса «Культура речи» iconПрограмма межпредметного ориентационного элективного курса
Практическая работа №1 Тема: “Предмет изучения стилистики и культуры речи. Стили речи”
Программа элективного курса «Культура речи» iconПрограмма элективного курса по истории «Устная история и краеведение»
Представленная программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса реализует региональный компонент школьного...
Программа элективного курса «Культура речи» iconПояснительная записка к программе элективного курса Программа элективного...
Программа элективного курса «Введение в правоведение» рассчитана на изучение в 8 классе, где ставится задача профессионально-личностного...
Программа элективного курса «Культура речи» iconПрограмма элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»
Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:...
Программа элективного курса «Культура речи» iconРабочая программа элективного курса «Химические производства»
Предлагаемая программа элективного курса «Химическая технология» рассчитана на 18 часов для учащихся 9 класса основной школы
Программа элективного курса «Культура речи» iconПрограмма элективного курса для учащихся 10-11-ых классов «Коммуникативная...
Актуальность курса состоит в том, что учащиеся, успешно его окончившие, смогут приобрести следующие навыки
Программа элективного курса «Культура речи» iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Стилистика и культура речи»
Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением героев и подчас...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница