Современные подходы к преподаванию музыки как важного средства духовного формирования личности школьника




Скачать 83.65 Kb.
НазваниеСовременные подходы к преподаванию музыки как важного средства духовного формирования личности школьника
Дата публикации10.10.2013
Размер83.65 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы



Современные подходы к преподаванию музыки как важного средства духовного формирования личности школьника.
Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обусловливает возрастание роли музыкального образования школьников как важного фактора развития личной художественной культуры.

Школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовать на уроках музыки, а также на внеклассных музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими. Когда ученые мужи говорили, что театр превращает толпу в народ, то тем самым определялось высокое назначение художественного творчества. Создать народ - это поистине великая миссия искусства. Литература, музыка, изобразительное творчество, танец воспитывают не только читателей, слушателей и исполнителей, хотя это очень важно, но и народ.

Под музыкальной культурой личности ученика общеобразовательной школы подразумевается:

- индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей;

- интегративное свойство личности учащегося, главными показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность вразличных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).
^ Методические основы

музыкальной работы на уроках.

Работа учителя направлена на то, чтобы рекомендуемые программой музыкальные произведения учащиеся воспринимали ярко, эмоционально и хорошо их запоминали. Дети учатся «погружаться» в музыку, воспринимать красоту ее звучания, что служит хорошей основой для развития у них художественной вкуса. Постоянно возрастающее число полюбившихся ребятам произведений в дальнейшем составит «золотой фонд» их музыкального самообразования и самовоспитания. При этом ученики знакомятся и с классикой, и с музыкой современных композиторов.

В основе работы учителя лежат методы как словесного показа, пояснения материала, так и непосредственного участия детей в музыкальной деятельности.

Словесный показ, пояснения, беседы с учащимися (различные по форме для начальной и средней школы) направлены на то, чтобы заинтересовать произведением, которое они будут слушать или исполнять. Важно ненавязчиво, но постоянно внушать ребятам мысль о том, как полезно слушать высокую музыку. Перед тем как прозвучит музыка или после того можно рассказать что-то интересное о композиторе, ее написавшем, об обстоятельствах создания данного произведения; показать соответствующие иллюстрации, портрет композитора. Хорошо если учащиеся сами постараются разобраться в.музыке: дадут

краткую характеристику её содержания, использованных композитором выразительных средств. Учитель призван помочь детям выявить нравственную направленность произведения. Активизируют внимание и интерес учащихся, особенно младшего возраста, различные задания перед прослушиванием музыки. Например, поднимать руку, когда музыка изменится или когда зазвучит скрипка (флейта и т.д.); поднимать руку каждый раз, когда будет звучать основная тема; делать это в том вместе, которое ученику больше всего нравится; вспоминать другие произведения такого же характера, настроения. При ознакомлении учащихся младшего возраста с более сложными образами «взрослой» классической музыки полезно использовать прием «парного восприятия» произведений, облегчающий процесс слушания. Он состоит в том, что к каждому более трудно воспринимаемому классическому произведению подбирается аналогичная по настроению несложная детская пьеса, содержание которой тщательно разбирается с детьми, и когда они «войдут» в настроение пьесы, им предлагается послушать уже «серьезное» произведение. На него переносится настроение, возникшее при слушании детской пьесы, что облегчит восприятие.

Для включения детей и подростков в активную и приятную для них деятельность при слушании или исполнении произведения можно порекомендовать ряд эффективных приемов, особенно полезных в музыкальном образовании младших школьников.

Движения. С помощью движений детям легче «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением. Поскольку места для движений в классе мало, их можно выполнять сидя или стоя возле парт; можно также предложить отдельным группам двигаться под музыку вдоль рядов парт. Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, ритмичными и главное соответствовать настроению музыки. Например, под веселую музыку - «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), делать элементарные танцевальные движения (стоя). Под грустную или спокойную музыку - тихо шагать (на месте) или делать плавные движения руками. Под «таинственную» музыку - изображать любопытство или испуг, желание спрятаться.

Вначале учитель сам показывает ученикам различные «образцы движений» - так им легче импровизировать новые. Дети очень любят двигаться под музыку, и те произведения, которые были связаны с движением, они лучше запоминают и больше любят.

^ Игра в оркестр. Данный методический прием создает у детей впечатление участия в исполнении музыки. Это активизирует их восприятие и очень им нравится. Для участия в игре учащимся (всему классу или по очереди отдельным группам) раздаются элементарные музыкальные инструменты: палочки, звоночки, погремушки, металлические и деревянные ложки (все это они могут принести из дома). Под звучание исполняемого в записи произведения дети негромко выполняют заданные учителем ритмы. Когда они привыкнут к такой игре, можно предложить им импровизировать ритм. Учитель во время исполнения музыки указывает, какой именно группе пришел черед вступать со своим инструментом. Играть в оркестре следует в соответствии с настроением музыки: весело, бодро, громко - или тихо, нежно - или затаенно, со страхом.

^ Импровизация мелодий. Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки, можно предлагать им самим импровизировать мелодию в том же настроении (на заданный текст). Собственная мелодия, сочиненная на грустный, веселый, таинственный или героический текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкальное произведение. Полезно также петь мелодии, темы (если, конечно, они доступны детям) из прослушиваемых произведений. Это поможет лучше почувствовать и запомнить музыку.

^ Рисование картинок. После двух-трех раз повторного слушания произведения, когда оно уже будет у ребят на слуху, можно предложить им нарисовать (дома или на уроке изобразительного искусства в классе) картинку, которая возникла у них в воображении при восприятии музыки. Чтобы учащиеся лучше запоминали музыкальное произведение, оно должно быть повторено. Повторение можно проводить в игровой форме - викторины, концерта-загадки, концерта по заявкам.

^ Методические основы

проблемно-творческого обучения музыке.

Остановимся на базовых положениях приобщения школьников к музыке средствами проблемного обучения. Основы методики проблемного обучения тезисно можно изложить следующим образом.

I. В отличие от традиционных методов музыкального обучения, направленных на передачу учителем готовых сведений о музыке и музыкантах и запоминании их учащимися, приобщение к музыкальному искусству средствами проблемного обучения основывается на самостоятельности музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства как части окружающего школьника культурного пространства. Активность учащихся в этом случае направлена на поиски «ключевых» знаний о музыке, открывающих большие пласты музыкального искусства, на самостоятельное приобщение к активной музыкальной деятельности, будь то восприятие музыкальных произведений,

пение (хоровое, ансамблевое и сольное), игра на инструментах, анализ музыки.

II. Основной элемент проблемной ситуации в музыкальном обучении — это неизвестное, новое. Оно должно быть открыто для верного выполнения музыкального действия или задания. Создание проблемной ситуации на уроке музыки или внеклассном музыкальном занятии предполагает такое задание, при котором знание, подлежащее усвоению, займет место неизвестного.

Главная особенность неизвестного, как центрального элемента учебной проблемы (в отличие от искомого, как центрального элемента учебной задачи), заключается в том, что неизвестное всегда характеризуется какой-либо мерой обобщения. Несмотря на конкретность задания, неизвестное, которое должно быть открыто в процессе его выполнения, всегда содержит общее, относящееся к целому ряду близких музыкальных понятий. А искомые музыкальные задачи, как правило, составляют единичные отношения, или определенную единичную величину (дата рождения и кончины композитора, хоровой навык, определение названия звучащей музыки и т.п.). Показатель обобщения становится признаком

проблемной ситуации и показателем, характеризующим способность учащихся к освоению нового, неизвестного музыкального знания или умения.

Возможности учащихся, включающие их творческие способности и достигнутый уровень знаний, являются следующим элементом проблемной ситуации. Они должны быть достаточны для самостоятельного понимания (анализа) поставленного музыкального задания и условий его выполнения. Таким образом, педагогические явления, обозначаемые понятием «проблемная ситуация в музыкальном обучении», включают три основных компонента: необходимость, при которой возникает потребность в новом музыкально-поисковом действии; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; возможность учащихся в выполнении проблемного музыкального задания. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации.

III. В условиях урока музыки могут быть поставлены такие практические или теоретические задания, предваряющие усвоение новых музыкальных знаний, умений и способов деятельности, которые вызваны необходимостью в этих новых учебных приобретениях. Процесс проблемного обучения оказывается, таким образом, как бы слагающимся из двух этапов:

1) постановки задания, вызывающего проблемную ситуацию, и 2) поиска неизвестного в этой проблемной ситуации посредством самостоятельного исследования, проводимого учащимся либо путем сообщения учителем сведений, необходимых для решения проблемы. Закономерности творческой деятельности почти полностью приложим к процессу обучения, тем более к обучению такому тонкому учебному предмету, как музыка.

IV. Идея проблемного обучения не заняла еще должного места в школьном музыкальном образовании. Опыт показывает, что о проблемном обучении здесь пока что больше говорят, нежели исследуют основы его развития и внедрения в практику. Мы уже имели возможность убедиться, что проблемы, выдвигаемые и решаемые самим учителем-музыкантом, могут еще не стать проблемами для его воспитанников.

Следует отметить также, что содержание учебной деятельности на уроке музыки и во внеклассных занятиях не должно ограничиваться лишь поиском нового музыкального знания. Размышления о новой интерпретации хорового произведения, индивидуальное понимание характера и образности музыки - все это должно опираться на те знания и умения, которые ученик перенимает в «готовом виде» из различных источников: объяснений учителя, теле- и радиопередач, видеопрограмм, из музыкального справочника, учебника, книги или статьи о музыке. А в поисковой деятельности учащегося все эти музыкальные знания, успешно приобретаемые, цементируются, скрепляются в единое целое, приводя к новому уровню музыкально-творческого развития.

V. Практика музыкальной работы в школе показывает, что проблемность в приобщении учащихся к музыке подчас не достигает необходимых результатов

вследствие того, что понятия проблемы, задачи и задания рассматриваются некоторыми учителями-музыкантами как синонимы. Считая проблемностью любое затруднение, такие учителя игнорируют преобразовательный характер содержания музыкально-поисковой деятельности при проблемном обучении. Не получая в ходе работы желаемых показателей успешности обучения - интереса, увлеченности, активности учащихся, учителя предъявляют свои претензии самой идее проблемного обучения, что, конечно же, нельзя признать правомерным. В процессе приобщения к методике проблемного обучения необходимо знакомиться со специальной методической литературой, испробовать различные подходы к организации проблемности на занятиях музыкальным искусством.




Похожие:

Современные подходы к преподаванию музыки как важного средства духовного формирования личности школьника iconМежпредметная связь на уроках химии как средство формирования экологически грамотной личности
И обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для формирования школьника как личности для решения...
Современные подходы к преподаванию музыки как важного средства духовного формирования личности школьника iconПояснительная записка Целью физического воспитания в школе является...
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры...
Современные подходы к преподаванию музыки как важного средства духовного формирования личности школьника iconРоссийской Федерации «об образовании»
К преподаванию искусств в общеобразовательной школе, способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического...
Современные подходы к преподаванию музыки как важного средства духовного формирования личности школьника iconМбоу «Архангельская сош им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» e- mail
Наследие отечественной культуры как ресурс формирования духовности личности школьника
Современные подходы к преподаванию музыки как важного средства духовного формирования личности школьника iconИспользование информационных компьютерных технологий на уроках биологии
Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как...
Современные подходы к преподаванию музыки как важного средства духовного формирования личности школьника iconДоклад «Использование икт технологий как условие формирования ключевых...
Работая учителем музыки в системе образования уже не один год, я всегда была уверена, что уроки музыки – это в большой степени уроки...
Современные подходы к преподаванию музыки как важного средства духовного формирования личности школьника icon«Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи»
«Организация педагогического взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования с целью формирования физического и духовного...
Современные подходы к преподаванию музыки как важного средства духовного формирования личности школьника iconНаучно-методический комплект учебников «Школа России»
Принципиальным отличием нового содержания начального образования являются вариативность и разноуровневость. Идея, определяющая новые...
Современные подходы к преподаванию музыки как важного средства духовного формирования личности школьника iconСлагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее...
Цель: содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника
Современные подходы к преподаванию музыки как важного средства духовного формирования личности школьника icon2. Миграция как объект познания и управления: сущность, виды
Современные подходы к определению понятия миграции как процесса территориального перемещения населения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница