Учебные материалы к лекционному курсу "Культурология"




НазваниеУчебные материалы к лекционному курсу "Культурология"
страница1/15
Дата публикации19.04.2013
Размер0,82 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Завершинский Константин Фёдорович (Культурология)

Календарный план занятий по дисциплине " Культурология " на февраль- июнь 1998 (2 семестр ) для дневного отделения ( 5-97Д ) ( специальность - 06.10.00 "Государственное и муниципальное управление ).Календарный план составлен в соответствии с учебным планом Северо- Западной Академии госслужбы (г.С-П.)

Распределение часов в семестре по видам занятий : 26 часов лекций, 8часов семинарских занятий. Литература к занятиям представлена в программе курса

" Культурология " С.-З. Академии гос. Службы.

Форма контроля : экзамен

Темы лекций

  1. Античный тип культуры 6ч.

  2. Религиозный тип средневековой культуры 10ч.

  3. Своеобразие цивилизации и культуры эпохи Возрождения 4ч.

  4. Реформация как социокультурная предпосылка Нового времени 4ч.

  5. Цивилизация и культура Нового времени 2ч.

Итого 26ч.

Темы семинарских занятий

1.Культура и религия :

  • социокультурная значимость религии 2

  • своеобразие художественной культуры европейского средневековья 2

  • своеобразие художественной культуры русского средневековья 2

  • своеобразие арабо-исламской культурной традиции 2

Итого 8


^ Учебные материалы к лекционному курсу "Культурология".
Культурология относится к базовым учебным дисциплинам обязательного блока гуманитарных дисциплин Государственного стандарта по высшему профессиональному образованию.

Культурология в широком смысле - особая отрасль познания ,целостное изучение культуры. Предмет культурологии обширен. В рамках культурологии изучается сущность, структура и содержание культуры, исторические закономерности её развития, процессы функционирования и передачи культурного наследия. Исследуется этническое своеобразие культур, роль культурных контактов и общечеловеческих ценностей в истории человечества, значение культуры для развития личности и групп общества, для гуманизации человеческих отношений и т.д.

В качестве основных разделов культурологии обычно выделяют : историю культуры, историю самой культурологии, философию культуры, социологию культуры, психологию культуры, аксиологию культуры,семиотику.

Более узкое понимание культурологии сводит её к теории культуры. Поэтому и учебная дисциплина "Культурология" включает в себя два основных раздела : теорию культуры и историю культуры, которые могут дополняться специальными курсами по частным разделам культурологии.
^ Раздел 1. Теория культуры.Структура и функции культуры.

В "Словаре" Аделунга издания 1793 г. термин означает: "облагораживание, утончение всех умственных и моральных качеств человека или народа".И.Гердер придавал этому слову ряд разнообразных значений. Среди них -способность одомашнивать животных, осваивать новые земли, сведя леса ; развитие наук, искусств, ремёсел и торговли ; наконец, политика. Представления Гердера во всём совпадают с мыслями Канта, который связывал успехи культуры с успехами разума и считал их окончательной целью установление всеобщего мира.

Культура - это многоуровневая система. Принято подразделять культуру по её носителю. В зависимости от этого правомерно выделять мировую и национальную культуры.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур .различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоёв и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, её неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной ( особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства )сферах жизни и деятельности.

Материальная культура - это культура труда и материального производства: культура быта: культура топоса , т.е. места жительства ( жилища, дома, деревни, города ) ; культура отношения к собственному телу: физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

Культура делится на определённые виды и роды. Основанием для подобного деления является учёт многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой " вертикальное" сечение культуры, "пронизывая" всю её систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нём нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры - всестороннее развитие человека.

Культура - это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из неё.

Важнейшая - функция передачи социального опыта. Её нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из неё. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая функция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определённую знаковую систему , культура предполагает знание, владение ею. Без учения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно.

Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определённые ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
^ Теоретические подходы к пониманию природы культуры.
В конце 19- начале 20 в. философия культуры обращается к осмыслению различных стадий эволюции человеческой культуры. Возникает потребность в вычленении особой науки, которая занималась бы культурой. Становится очевидным, что культура требует специфического подхода к изучению её феноменов.

Значительный вклад в понимание природы культуры внесла "философия жизни" (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, О.Шпенглер) и "психоаналитическая философия" (З.Фрейд, К.Юнг).

Формирование культурологии как особой сферы гуманитарного знания тесно связано не только с достижениями этнографии, религиоведения, искусствоведения, но и с генезисом современной философии. Это объясняется прежде всего той ролью, которую эта наука всегда играла в европейской культуре, опробуя новые методы познания, вычленяя ранее неизвестные его области.

Философия романтизма и иррационализм Л.Шопенгауэра дали толчок развитию "философии жизни ", которая была преимущественно философия культуры. Своеобразное философствование Фридриха Ницше (1844-1900) оказало мощное влияние на современную теорию культуры. Все процессы, происходящие в мире, все явления природного и психологического характера Ницше рассматривает как различные проявления "воли к могуществу". Все модусы человеческого сознания и само объединяющее их понятие "я", "субъекта" следует понимать как упрощённые обозначения творческих волевых, интенций индивида, выступающего как частное проявление "воли к могуществу", как некий ограниченный центр силы. Рациональность и интеллектуальные построения являются, по Ницше, перспективой некоторой воли, направленной на расширение своего могущества и власти и подчиняющей себе другие воли (иррациональность - только опосредованное насилие и навязывание). Таким образом, категории, суждения, методы познания имеют цель сохранить и реабилитировать определённые формы жизни. Однако язык культуры, выполняя данные охранительные функции, искажает подлинную природу, т.е. жизнь. Причём искажение это проходит несколько этапов: от первоначальных образов, мифов, метафор, ещё непосредственно связанных с изначальным велением, от возникающих из хаоса интуитивных "представлений" человек переходит к их системе, причём теряется связь с жизнью, так как понятия заслоняют её собой. "Фальсификация" в интересах жизни превращается в самостоятельную силу, враждебную жизни. С этими философско - гносеологическими положениями, которые, впрочем, не составили у Ницше "системы" , связан, его анализ истории европейской культуры, которым он занимался на всех этапах своей сложной философской эволюции, начиная с книги "Рождение трагедиии из духа музыки" ( 1872).

Ницше формулирует фундаментальную для европейской культуры оппозицию аполлонийского и дионисийского начал, которая разворачивается как возникновение, борьба и примирение между двумя пониманиями мира, появляющимися из хаоса жизни: как первичного трагического переживания, имеющего до- и внепредикативный характер - "звуковой", музыкальный, оргиастический (Дионис) и как замещение, "извлечение" этого переживания прекрасными "зримыми" образами, формами (Аполлон), а затем и философской рефлексией, осуществляемой в понятиях, идеалах. Полем примиряющего состязания Диониса и Аполлона становится древнегреческая трагедия (Эсхил, Софокл). Однако недоверие к жизни, - попытка подавить её разумом, "истиной", идеей проникают в трагедию изнутри (через творчество Еврипида) и активно поддерживаются извне новой, сократической формой сверхаполлонизма. Сократ, Платон и идущая от них философская и культурная традиция заменяют трагическое дионисийскоаполлонийское мирочувствование диалектикой идей, главный смысл которых - абсолютное упорядочивание мира по своим собственным законам. В этом же русле, по мнению Ницше, действует и христианская религия, скрывающая за фикциями неба и Бога подлинные истоки бытия человека. В рамках новоевропейской культуры этот ряд подменён, продолжен наукой, основанной, в свою очередь, на фикциях интеллекта, закона, научной истины и т.п. Вслед за романтиками Ницше подчёркивает роль другого культурного образования - искусства. Это вид иллюзии, более непосредственным и близким образом связанный с "жизнью", лучше осознающий, что "культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом".

Многовековое господство сократической философии, христианства и науки ввергло европейскую культуру в состояние глубокого кризиса. Как реакция на власть перечисленных идей возникает "европейский нигилизм". Описав симптомы, структуру и возможные следствия этого явления, Ницше ввел его, вместе с концепциями " смерти Бога", " переоценки всех ценностей", "сверхчеловека", в круг проблем философии культуры, развиваемых крупнейшими мыслителями 20 века.

Существенно иной в сравнении с ницшевским вариант философии культуры, исходящий из "философии жизни", создал немецкий историк культуры В.Дильтей (1833-1911). Он рассматривает саму жизнь как способ бытия человека, осуществляющийся в раскрытии человеком культурно- исторического процесса, образовании мира истории, отличного от мира Природы. Подобно неокантианцам баденской школы, Дильтей разделяет методы науки о природе и науки о духе. Если первая "объясняет" данные внешнего опыта , согласуя их со схемами рассудка, то вторая "понимает" духовную целостность, интуитивно понимает "жизнь" из неё самой. Интерпретируя явления истории культуры , Дильтей использует в качестве "понимающей" методологии ее исследования герменевтику. Какая - либо эпоха в истории духа реконструируется как целостность, относительно которой необходимо истолкование отдельных явлений как её моментов. Позднее история культуры рассматривалась Дильтеем как ряд произведений "объективного духа". Последний представляет собой негегелевскую абсолютную идею, сущую в себе ("Философия духа", раздел второй), а тотальность духовной взаимосвязи в реальной жизни, проявляющую себя как в творчестве индивида, так и человеческих сообществ. Дильтеевская философия "объективного духа" , подчёркивая несводимость творческих проявлений только к сфере разума, утверждает также единство мира культуры, включённость в него рефлексивных форм, поскольку к "объективному духу" относятся и искусство, религия, философия (у Гегеля - ступени развития абсолютного духа). Акцент на целостном восприятии исторических культурных систем позволяет Дильтею сблизить историю и искусство. Главной заслугой Дильтея остаётся разработка герменевтики как метода понимания письменно фиксированных проявлений жизни, т.е. духовной культуры в её исторических образцах.

В учении Георга Зиммеля (1858-1918) философия культуры также раскрывается в терминах "философии жизни". Жизнь, т. е. первичная реальность до всякого разделения, самоограничивается посредством исходящих из неё форм, образующих "более-жизнь" и "более-чем-жизнь", или формы культуры. Они начинают играть самостоятельную роль, противостоя вечно текущей и видоизменяющейся жизни. Постепенно культурные формы "отвердевают", преграждая поток жизни, и тогда уничтожаются ею и заменяются новыми. Эта борьба и порождает противоречия культуры, её трагедию. Зиммелю представлялось , что, помимо этого, в новейшей европейской культуре осуществляется борьба жизни против принципа формы как такового, то есть против всякой культуры.

В работах Освальда Шпенглера (1880-1936) философская критика европейского рационализма и панлогизма с позиций, близких немецкой романтике и "философии жизни", соединяется с культурологическим проектом построения морфологии культуры (рассматриваемой как совокупность её исторических типов), осуществлённом на богатейшем конкретном материале, заимствованном из истории науки, искусства, религии, политики, экономики и т.д. ( "Закат Европы ", Т.1-1918 г., т.2 -1922 г.). Разрешая основную проблему философии культуры, Шпенглер рассматривает кризис и гибель культуры как её судьбу, неизбежное и закономерное явление. Сама "жизнь" есть бесконечное зарождение и гибель культур, представляющих собой своеобразные "организмы " с твёрдой внутренней организацией, каждый из которых замкнут и абсолютно неповторим. Они могут существовать 1200-1500 лет, а затем исчезают, оставив разнообразные памятники и следы, которые могут быть как-то использованы другими культурами , но заимствование или развитие её внутренних принципов ( пра - феноменов) невозможно. Таким образом, Шпенглер отрицает культурную преемственность, единство человеческой культуры, а до некоторой степени и возможность понимания культур прошлого. Он выделил из них семь и описал : египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, майя, византийско-арабскую. Ныне существует западноевропейская, или фаустовская, а также просматриваются признаки зарождения русской культуры.

Процесс развёртывания культуры во времени связан , по Шпенглеру, с омертвением их гибких органов ; упрощением расчленённой структуры, переходом от разнородности к большей однородности и, вместе с тем, от органического единства многообразия к механическому единству сопряжённому с разрушительной борьбой. В конечном счёте культура перерождается в цивилизацию, для которой характерно отрицание самой "жизни", интеллектуализм и техницизм ;отказ от непосредственного и творческого восприятия мира. Через призму подобных воззрений Шпенглер рассматривает европейскую культуру 19 в. (переход в цивилизацию) и начала 20 века (мировая война; революции). Несмотря на критическое отношение к общетеоретическим и конкретно-историческим выкладкам Шпенглера, его пророчествам, популяризованный им принцип культурного полицентризма образует теоретическую базу большинства современных культурологических и гуманитарных исследований.

На основе этих культурфилософских установок исследователи стали проводить различие между культурой как органической целостностью и цивилизацией как формой механического и утилитарного отношения к миру.

Противостояние культуры и цивилизации по-разному обнаруживается в работах таких видных западноевропейских культурологов, как Г.Зиммель, О.Шпенглер, Г.Казейрлинг.

Эти же культурфилософские сюжеты на христианско-православной мировоззренческой основе разрабатывают К.Леонтьев и Н.Данилевский, Ф.Достоевский и Н.Бердяев, Вяч.Иванов и А.Блок. Определённые аспекты противопоставления культуры и цивилизации пошли в культуроборческие темы у Л.Толстого. Н.Я.Данилевский и О.Шпенглер говорили об абсолютной замкнутости и взаимной непроницаемости различных культур.

Во многом слова культура и цивилизация выступали как синонимы. Их противопоставление не предполагалось. Именно в тождественном смысле употребляет эти слова А.фон Гумбольдт. В своих сочинениях он часто пользуется словом "культура" наряду со словом "цивилизация", не заботясь о том, чтобы развести эти понятия. Однако он ссылается на своего брата Вильгельма Гумбольдта, у которого на этот счёт были более точные представления. А.Гумбольдт показал, как кривая прогресса шаг за шагом поднималась по шкале градаций, построенной искусно, хотя и несколько искусственно, - от человека, чьи нравы смягчены, гуманизированы (человека цивилизованного) к учёному, художнику, к человеку культивированному, чтобы вознестись к человеку олимпийскому. Нравы некоторых дикарей достойны всякого уважения. И наоборот. Это означает, что обе сферы независимы. Так возникает различие двух понятий.

Третий смысл понятия " цивилизация" заимствован английской литературой из немецкого языка. В 20 веке антропологическое понятие культуры как результата приобретённых навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизации. Р.Редфильд, например, понимал цивилизацию как воспитание навыков в поведении людей, живущих в очень сложных и изменчивых обществах. Культура же, по его мнению, это качество людей более простых и устойчивых "народных" обществ.

Родоначальником психоаналитической культурологии принято считать австрийского учёного Зигмунда Фрейда (1856-1939). Исходный пункт его теории - гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики, отличающегося от сферы сознания и оказывающего на неё мощное, порой скрытое воздействие. Психика состоит из трёх слоёв : Оно, Я и Сверх-Я.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Учебные материалы к лекционному курсу \"Культурология\" iconВопросы к зачету по курсу «Культурология»
Культурология – система наук о культуре. Предмет и задачи теории и истории культуры
Учебные материалы к лекционному курсу \"Культурология\" iconМетодические и учебные материалы для руководителей занятий по го и чс на предприятиях
Даны учебные материалы по темам Примерной программы обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных...
Учебные материалы к лекционному курсу \"Культурология\" icon26. Культурология в системе общенаучного знания. Культурология
В россии культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией
Учебные материалы к лекционному курсу \"Культурология\" iconТесты по лекционному курсу «философия»
Вам необходимо определить понятие знания. Выделите ха­рактеристики данного феномена, которые соответствуют определению
Учебные материалы к лекционному курсу \"Культурология\" iconЭлектронными образовательными ресурсами называют учебные материалы,...
В самом общем случае к эор относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона...
Учебные материалы к лекционному курсу \"Культурология\" iconВопросы для зачета по курсу «Культурология»
Специфика социологического, философского, исторического и иных подходов к исследованию культуры
Учебные материалы к лекционному курсу \"Культурология\" iconУчебные пособия. Н. В. Никулин, электроматериаловедение основное пособие
Материалы, из которых изготавливают механическое оборудование, электрические машины, преобразователи, электрические аппараты и электрические...
Учебные материалы к лекционному курсу \"Культурология\" iconВопросы к экзамену по курсу
Культурология как учебная дисциплина и её роль в системе образования и практической деятельности работников прокуратуры
Учебные материалы к лекционному курсу \"Культурология\" iconКультурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология:...
Культурология: учебно-методическое пособие / Авторы – составители – Мирошников О. А., канд филос наук. Разбеглова Т. П., кандидат...
Учебные материалы к лекционному курсу \"Культурология\" iconВопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии
Что такое философия? (на основе проработки текста: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? // К. Ясперс Введение в философию // Ж....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница