«Теория и методика физической культуры»




Скачать 326,95 Kb.
Название«Теория и методика физической культуры»
страница1/4
Дата публикации07.10.2013
Размер326,95 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4
«Теория и методика физической культуры»

1 блок
Общая цель физической культуры – употребление общественной потребности в людях здоровых, гармонически и всесторонне развитых, готовых к высокопроизводительному труду и защите родины.
Физическая культура
Физическая культура имеет общую цель, задачи, средства, методы, принципы (правила) организации двигательной деятельности и формы занятий.

Физическая культура имеет структуру, то есть состоит из нескольких видов деятельности.

Физическая культура














1 2 3 4 5 6



. . . . . .
1. Физическое воспитание

2. Спорт

3. Физическая реабилитация

4. Физическая рекреация

5. Физическая стабилизация
Физическое воспитание – это вид деятельности, основанный на выполнение физических упражнений и направленный:

- на приобретение знаний,

- формирование двигательных умений и навыков

- развития физических качеств, обеспечить эффективное выполнение двигательных умений и навыков.

Спорт – игровой и соревновательный вид деятельности, основанный на выполнение физических упражнений и направленный на достижение максимального спортивного результата.

Физическая реабилитация – вид деятельности, основанный на выполнение физических упражнений и направленный на восстановление частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека.

Физическая рекреация – вид деятельности, основанный на выполнение физических упражнений и направленный на осуществление акта отдыха людей и получения удовольствия от этого процесса.

Физическая стабилизация – вид деятельности, основанный на выполнение физических упражнений и направленный на укрепление здоровья и поддержание работоспособности на оптимальном уровне людей пожилого возраста.
^ Источники ТМФВ
- практика общественной жизни;

- практика физического воспитания;

- прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности;

- марксистско- ленинское учение о коммунистическом воспитании;

- постановления партии и правительства о состоянии и путях совершенствования физическ5ой культуры в нашей стране;

- результаты исследований как в области ТМФВ, так и в смежных областях знаний.
^ Этапы ТМФВ
1 этап- этап эмпирических знаний о влиянии двигательных действий на организм.

2 этап- этап создания первых методик физическом воспитании охватывает периоды рабовладельческих государств античности и средних веков.

3 этап - интенсивного накопления теоретических знаний о физическом воспитании охватывает период с эпохи Возрождения до 19 века.

4 этап- этап создания ТМФВ как самостоятельной научной и учебной дисциплины в нашей стране - охватывает период с конца 18 века до ВО социальной революции.

5 этап- этап реализации марксистско-ленинского учения о коммунистическом воспитании - начался после создания социалистического государства.

^ Физическая культура
Имеет свои функции. Функциями физической культуры называют объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, изменяя его. Выделяют 2 группы.

1 общекультурные (социальные)

- образовательная

- нормативная

2 специальные

- всестороннее развитие и укрепление здоровья

- физическая подготовка к труду и защите Родины.

- удовлетворение потребности людей в активном отдыхе.

- развитие волевых, нравственных

2 блок

Как любой вид деятельности физическая подготовка имеет общую для всех структуру элементов цель, для достижения необходимо решить ряд общих задач. Эти задачи решаются при помощи определительных средств и методов, при соблюдении определительных правил организации деятельности, при выполнении физических упражнений на урочных и внеурочных формах занятий.

То есть, вся деятельность в области физической культуры имеет следующие фундаментальные блоки:

1 общая цель

2 общие задачи

3 средства

4 методы

5 принципы

6 формы организации занятий

Общая цель: удовлетворение обществ потребности в людях всесторонне развитых, здоровых, готовых к высокопроизводительному труду и защите Родины.

Для достижения цели необходимы задачи в области физической культуры:

- создание и развитие материальных и духовных ценностей в области физической культуры.

- освоение материальных и духовых ценностей в области физической культуры.

- передача материальных и духовых ценностей следующим поколениям.

^ Общие принципы физической культуры.

1 Принцип всестороннего гармонического развития личности.

Суть принципа: обеспечить непрерывное использование различных форм занятий в течение всей жизни человека для развития физических сил: быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, а также формирование нравственных, эстетических и других качеств личности.

2 Принцип оздоровительной направленности физической культуры.

Суть принципа: укрепление здоровья. Требования по реализации:

- планируя и регулируя нагрузку, необходимо руководствоваться соображениями укрепления здоровья человека.

- использовать в занятиях научнообоснованной проведенной практикой формы и средства физической культуры, которые бы укрепляли здоровье.

3 Принцип связи физической культуры с трудовой и оборонной деятельностью людей.

Суть: подготовка к труду и защите Родины.

Требования:

- надо отдавать предпочтение тем упражнениям. Которые в большей мере действуют на ведущие мышечные группы и влияют на все функциональные системы организма.

- создавать более широкие предпосылки для освоения новых форм движений.
Функции физической культуры


  1. Общекультурные:

    • Образовательная;

    • Воспитательная;

    • Познавательная;

    • Коммуникативная;

    • Нормативная




  1. Специфические:

    • Общефизическое развитие и укрепление здоровья людей;

    • Совершенствование физических качеств, навыков и т.п.;

    • Физическая подготовка к защите Родины и трудовой деятельности;

    • Удовлетворение потребностей людей в двигательной и рациональном использовании свободного времени;

    • Раскрытие функциональных резервов и адаптационных возможностей человека.




  1. Частные.

3 блок

Средства физической культуры.

Под физическим упражнением понимается многократная деятельность, организованная по закономерностям (правилам) процесса физического воспитания, спорта, реабилитации и т.д.

^ Факторы, определяющие эффективность

Воздействия физических упражнений.

1 личностные характеристики учителя и ученика.

2 научный фактор (исследования).

3 методические факторы.

4 санитарно-гигиенические факторы.

5 метеорологические факторы.

6 материальные факторы.

Основная закономерность- укрепление здоровья и всестороннее гармоническое развитие.

Отличия физических упражнений от трудовых двигательных действий заключается в том, что они всегда должны укреплять здоровье и развивать человека всесторонне и гармонически.

В физические упражнении выделяют содержание и форму.

В содержание физического упражнения включают входящие в него действия и те основные процессы, которые разворачиваются в организме по ходу выполнения упражнений. Пример: прыжок в длину с разбега, способом согнув ноги. К соединению данного физического упражнения относят:

1 разбег;

2 отталкивание;

3 полёт;

4 приземление

Под формой физических упражнений понимают их внешнюю и внутреннюю структуры. Под внешней структурой понимают пространственные (положение тела), временные, пространственно-временные (скорость) и динамические характеристики.

Внутренняя структура характеризуется связями между различными функциональными системами, обеспечивающих выполнение данного упражнения.

Техника - способ выполнения физических упражнений, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно наибольшей эффективностью. Такая техника называется спортивной. Спортивная техника отличается от бытовой по двум главным особенностям:

1 рациональная система движений, обеспечивающая так эффективные двигательные действия.

2 экономичность движений, которая исключает изличные затраты усилий биомеханических расчётов и анализа техники выдающихся спортсменов.

В технике физических упражнений выделяют:

- основы техники,

- основное звено техники,

- детали техники.

Основное звено техники - главная решающая часть основного механизма данного движения, без которого выполнение его невозможно.

Основа техники - то, что отличает один способ выполнения физических упражнений от другого по пространственным (положение тела, траектория движения), временным (темп, длительность отдельных фаз), пространственно-временным (скорость) и динамическим характеристикам движения.

^ Анализ пространственных характеристик

К ним относятся положение тела и его частей (исходное положение), направление, амплитуда, траектория.

Все эти составные части выполняют таким образом, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике.

Рациональная техника во многих случаях определяет:

1. длительность приложения сил и, следовательно, величину ускорения.

2. полноту сокращения и растяжения мышц.

3. эстетику и красоту выполняемых движений.

Анализ временных характеристик
К ним относятся длительность движения и темп.

Длительность упражнения в целом (бег, плавания) определяет величину его воздействия (нагрузку).

Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег).
^ Анализ пространственных - временных характеристик
К ним относятся скорость и ускорение.

Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий.
^ Анализ динамических характеристик
Существуют следующие динамические характеристики техники-те силы, которые перемещают тело в пространстве, обеспечивая амортизацию при приземлении.

Выделяют внутренние и внешние силы, участвующие в выполнении движения:

Внутреннее

А) активные силы двигательного аппарата (сила тяги мышц);

Б) пассивные силы опорно-двигательного аппарата (эластичность мышц);

В) реактивные силы, возникающие в процессе движения с ускорениями.

Внешние

А) силы тяжести собственного тела;

Б) силы реакции опоры;

В) сопротивление внешней среды.

Детали техники - второстепенные особенности движений, не нарушающие его основного механизма. Связаны с индивидуальными особенностями спортсмена.
^ Классификация физических упражнений.

Классифицировать - значит определить физические упражнения в группы по какому-то общему признаку.

ПРИЗНАК

^ ВИДЫ УПРОЖНЕНИЙ

1) Исторически сложившиеся системы физического воспитания

1)гимнастика

2) игра

3) спорт

4) туризм

2) По анатомическому признаку

Упражнения для мышц рук

Упражнения для мышц ног

Упражнения для мышц пресса

3) По развиваемому физическому качеству

Упражнение на развитие быстроты движений.

Упражнения на развитие силовой выносливости.

4) По общим признакам структуры.

Упражнения циклического характера.

Упражнения ациклического характера.

Смешанные упражнения.

^ Классификация физических упражнений

используемых в спорте:
Физические

упражнения







Основные Вспомогательные






Общие подготовительные

упражнения






Упражнения из Упражнения,

других видов комплексно

спорта развивающие

общие

физические

качества







Специальные подготовительные

упражнения








упражнения имитационные подводящие идиамоторные

развивающие

специальные

физические

качества



Кроме физических упражнений есть вспомогательные средства физической культуры:

1) Естественные силы природы;

2) Гигиенические факторы.

  1   2   3   4

Похожие:

«Теория и методика физической культуры» icon1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория
Определение социологии физической культуры и спорта как специальной социологической теории. Статус социологии физической культуры...
«Теория и методика физической культуры» iconИдеомоторный метод регуляции предстартовых состояний юных спортсменов...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
«Теория и методика физической культуры» iconПедагогическое внушение как средство повышения эффективности спортивной...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
«Теория и методика физической культуры» iconПрактикум по управлению физической подготовкой в войсках и военно-учебных...
«Теория и организация физической подготовки войск» и является учебным пособием для курсантов I и II факультетов Военного института...
«Теория и методика физической культуры» iconОрганизация и методика специальной физической подготовки дзюдоистов 15-18-летнего возраста
Работа выполнена на кафедре теории и методики единоборств Чайковского государственного института физической культуры
«Теория и методика физической культуры» iconФизической культуры и здоровьесбережения, к п. н
В последние годы усиливается роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни населения России, меняется социальный...
«Теория и методика физической культуры» iconДоклад на тему «Теория и методика физического воспитания, спортивной...
Целью афв является формирование и развитие двигательной активности, физических и психических способностей, обеспечивающих адаптацию...
«Теория и методика физической культуры» iconКойбаев Р. С., зав кафедрой
В последние годы усиливается роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни населения России, меняется социальный...
«Теория и методика физической культуры» iconПояснительная записка целью физического воспитания в школе является...
Слагаемыми физической культуры является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей,...
«Теория и методика физической культуры» iconПояснительная записка целью физического воспитания в школе является...
Слагаемыми физической культуры является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница