Пояснительная записка структура и содержание программы первый блок «Здоровьсберегающая инфраструктура»




НазваниеПояснительная записка структура и содержание программы первый блок «Здоровьсберегающая инфраструктура»
страница1/7
Дата публикации04.10.2013
Размер0,72 Mb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №38 города Орска»

Оренбургской области



ПРИНЯТО_______________

на заседании педагогического совета №1

30.08.2010 г.

Председатель педагогического совета Холодова Г.А.

УТВЕРЖДАЮ_______________

директор МОАУ «СОШ №38 г. Орска» Холодова Г.А.

«30» августа 2010 г.

Приказ



ПРОГРАММА
Формирование

здорового и безопасного образа жизни

школьников

(сроки реализации 2010-2015 годы)


2010

ОГЛАВЛЕНИЕ
^ I. Паспорт программы (2 ступень обучения)……………………………………………3

1.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами………………………………………………….…………..4

1.2. Цели и задачи …………………..………………………………………………….4

1.3. Принципы реализации программы………………………………………………...5

1.4. Структура программы………………………...………………………………….....6

1.5. Условия реализации…………...……………………………………………………6

1.6. Ресурсное обеспечение реализации программы………………………………..8

1.7. Новизна и эффективность…………………………………………………………10
^ II. Паспорт программы (1 ступень обучения)………………………………………..11

2.1. Пояснительная записка…………………………………………………………13

2.2. Структура и содержание программы………………………………………….15

2.2.1. Первый блок «Здоровьсберегающая инфраструктура»……………………….15

2.2.2. Второй блок «Рациональная организация учебной и внеучебной

деятельности учащихся»………………………………………………………………17

2.2.3. Третий блок «Организация физкультурно-оздоровительной работы»……….19

2.2.4. Четвертый блок «Реализация дополнительных образовательных программ»..21

2.2.5. Пятый блок «Просветительская работа с родителями»…………………......21

2.2.6. Шестой блок «Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа жизни школьников»……………………………………………22
III. Основные программные мероприятия (для 1 и 2 ступеней обучения)…………24

3.1. Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ……………………………………...24

3.2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся…..24

3.3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы…………..28

3.4. Реализация дополнительных образовательных программ…………..…………..29

3.5. Просветительская работа с родителями (законными представителями)………30

3.6. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

учащихся…………..…………………………………………………………………….31


^ Паспорт программ (2 ступень обучения)


Наименование программы

Формирование здорового и безопасного образа жизни школьников

^ Нормативно-правовые основания разработки

программы


Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Пр-271 от 4 февраля 2010 г.

Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы

Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821 – 10»

Требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов СанПин 2.3.2. 1078-01

Требования к организации детского питания – СанПин 2.3.2. 1940-005

Санитарно- гигиенические и технологические требования СанПин 2.3.6.

Экологическая безопасность – СанПин 2.3.2. 959-00, Снип 2.08.02

Противопожарная безопасность – ГОСТ 12.1.004

Электробезопасность – Снип 11-4

Программа развития школы

Основные разработчики

Воспитательная, психологическая службы школы

^ Основная инновационная идея программы

Формирование здорового и безопасного образа жизни как фактор успешной социализации личности учащегося

^ Цель программы

Создание условий для формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся

Задачи программы

Обеспечение безопасной и здоровой среды;

Воспитание чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, осуществляемое в рамках учебной и внеучебной деятельности школьников;

Мониторинг уровня здоровья учащихся.

^ Срок реализации

20010-2015 годы

Исполнители

педагоги, родители, учащиеся, социальные партнёры.

^ Объем и источники финансирования

Общий объём финансирования программы составит:

90% бюджетных средств

10% внебюджетных средств

^ Ожидаемые конечные результаты

Реализация мероприятий Программы в течение 2010-2015 годов позволит:

- создать благоприятную образовательную среду, способствующую сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;

- создать учебно-методологический комплекс, обеспеченный образовательными программами и технологиями для всех участников школьного сообщества;

- снизить уровень школьнозависимых заболеваний среди учащихся;

 - наладить работу с районными службами по формированию здорового образа жизни в семье;

- увеличить количество школьников, посещающих спортивные секции и кружки.

^ Контроль за исполнением

Осуществляет администрация школы
1.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Одним из актуальных аспектов формирования личности ребёнка школьного возраста является привитие здорового образа жизни, который можно рассматривать как органическую часть всего педагогического процесса. Статистические данные свидетельствуют, что 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Исследования учёных показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-й класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из частых патологий школьников – нарушение остроты зрения. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. В Законе РФ « Об образовании» в статье 51 «Охрана здоровья обучающихся воспитанников» в п.1. говорится: «Образовательное учреждение создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья ребенка». Анализируя проблему состояния здоровья школьников и выполняя требования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность образовательного учреждения, в МОАУ «СОШ №38 Г. Орска» была разработана программа «Формирование здорового и безопасного образа жизни школьников» (сроки реализации 2010-2015 годы).



^ 1.2. Цели и задачи

Целью программы «Формирование здорового и безопасного образа жизни школьников» является создание условий для формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Исходя из поставленной цели, учитывая своеобразие микрорайона, контингент учащихся школы, возможностей и перспектив работы по данной проблеме программа предусматривает решение следующих задач:

- обеспечение безопасной и здоровой среды в помещениях школы, на её дворовых территориях, в столовых, рабочих помещениях;

- воспитание у учащихся чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, осуществляемое в рамках учебной и внеучебной деятельности школьников;

- мониторинг уровня здоровья школьников.

^ 1.3. Принципы реализации программы

1. Принципы организации здоровьесберегающей среды в школе в рамках реализации программы:

- системный подход – взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психолога, врача, педагогов);

- комплексный подход – использование целого комплекса различных методов и приёмов при организации здоровьесберегающей среды;

- индивидуальный подход – учёт индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей учеников (их мотивацию, ценности, самосознание);

- позитивный подход – опора на сильные стороны в личности и поведении ребёнка; позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);

- гуманистический подход – признание активной роли самого ребёнка в сохранении своего здоровья, его право на выбор, вера в способность учащегося делать правильные выборы (ребёнок - не пассивный объект воздействия, а активный субъект).

2. Методологические принципы реализации программы:

– учебные дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», «Биология», «Окружающий мир» и др. используются для обучения здоровью в школе в сочетании с межпредметным обучением по отдельным разделам ЗОЖ. Педагоги-предметники используют информационное поле своей учебной дисциплины для «встраивания» в него вопросов здорового образа жизни и гигиенического воспитания, раскрытие и освещение которых достигается на материале данного предмета;

– учебный процесс по ЗОЖ осуществляется силами педагогов школы с подкреплением преподавания ряда приоритетных тем специалистами различных отраслей знаний;
– к формированию идеологии здоровья привлекаются все члены школьного сообщества: педагоги, классные воспитатели, медицинские работники, родители;
– медицинский персонал школы участвует во всех направлениях учебно-воспитательной, профилактической и оздоровительной деятельности;
– на базе кабинета психологической разгрузки создан учебно-методологический комплекс, обеспеченный образовательными программами и технологиями для всех участников школьного сообщества;
– работает школа здоровья – идет обучение здоровью вне рамок учебного процесса;
– разработан единый понятийный аппарат для формирования адекватного представления о здоровье и идеологии здоровья;
– идет обучение педагогов методологии преподавания ЗОЖ;

– постоянно проводятся мониторинг здоровья, психологическое сопровождение учащихся, охраняется здоровье учителей;
– налажена работа с родителями;
– проводятся социологические опросы школьников, педагогов, родителей для выявления потребностей в информации и наиболее приемлемых технологиях обучения.

^ 1.4. Структура программы

Программа «Формирование здорового и безопасного образа жизни школьников» состоит из следующих блоков:

1 блок – здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения.

2блок – рациональная организация учебного процесса.

3 блок – организация физкультурно-оздоровительной работы.

4 блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

5 блок – организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников школы и уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья.

6 блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

7 блок - стратегия и управление процессом обучения здоровью объединяет и координирует все вышеуказанные блоки, является идейно-руководящим звеном, тесное сотрудничество которых позволяет разрабатывать и стратегию деятельности по реализации программы «Формирование здорового образа жизни школьников», и научно-методическое, информационное, материально-техническое обеспечение этой деятельности.
^ 1.5. Условия реализации

Успешная реализация программы возможна только в том случае, если работают все ее направления и структурные элементы. Прежде всего, это касается организационного обеспечения программы с четкой системой взаимосвязей ее отдельных блоков. Взаимодействие всех блоков может обеспечить интегрирование здоровья в учебный процесс, что возможно только при едином отношении всего школьного коллектива к здоровью. Педагогический коллектив рассматривает это как своего рода идеологическое обеспечение программы. В структуре самой модели организационное обеспечение программы представлено блоком управления, частью которого является координационный совет, который утверждает годовой план работы школы в рамках программы.

Для успешной реализации программы «Формирование здорового образа жизни школьников» необходимо внедрять тематику по ЗОЖ в уроки здоровья как в рамках ОБЖ, так и междисциплинарно, дополнять тематику по ЗОЖ всем комплексом методических средств, а именно: книги, памятки тесты по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции, видеоматериалы, серии плакатов по профилактике курения, наркомании, разработки уроков по профилактике школьнозависимых заболеваний и памятки для учащихся и родителей.

Благодаря сотрудничеству с городскими службами здравоохранения медицинская служба максимально приближена к школьному коллективу. Работе по формированию ЗОЖ помогают медицинские работники ГЗ, специалисты здравоохранения. Эти структуры позволяют осуществлять динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, проводить лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия непосредственно в стенах школы.

Невозможно реализовать программу «Формирование здорового образа жизни школьников» без материально-финансового обеспечения. МОАУ «СОШ № 38 г. Орска» располагает оснащёнными учебными кабинетами, спортивным залом, классом хореографии, тренажёрным залом, бассейном, надворными плоскостными спортивными сооружениями, медицинским кабинетом, стоматологическим кабинетом, двумя залами столовой, кабинетом психологической разгрузки.

Большое количество зелени в учебных кабинетах позволяет поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат. Коридоры школы так же предназначены для отдыха детей. Их украшают картины, выставки работ учащихся, что создаёт положительный психоэмоциональный фон у учащихся и сотрудников школы.

Одним из условий успешной реализации программы «Формирование здорового образа жизни школьников» является занятость во внеурочной деятельности. В МОАУ «СОШ №38 г. Орска» внедрена эстетотерапия во внеурочной деятельности.

ЭСТЕТОТЕРАПИЯ

Коррекционно-

оздоровительные

комплексы

Вид коррекции

Руководители

Кинезотерапия

Коррекция различными движениями и упражнениями на занятиях спортивной деятельностью.

Баскетбол- Фоменко О. С.

Гимнастика (м. з.) - Уланова Г. М.

Аэробика-Панченко Ю. А.

Волейбол-Еськин О. М., Расмухаметов А. А.

Аэробика - Феофанова Ю. С.

СМГ - Коряк Г.С.

Рукопашный бой - Желонкин С. С.

Туризм - Фриккель А. А.

Легкая атлетика - Ананко М. Д.

Имосотерапия

Коррекция искусством и игровой деятельности.

Копущу Наталья Викторовна

Натурпсихо-терапия

Коррекция природой

Фриккель Анна Александровна

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Пояснительная записка структура и содержание программы первый блок «Здоровьсберегающая инфраструктура» iconСтруктура образовательной программы Пояснительная записка Обязательная...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»,...
Пояснительная записка структура и содержание программы первый блок «Здоровьсберегающая инфраструктура» iconПояснительная записка содержание программы «Школа Этикета»
Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности...
Пояснительная записка структура и содержание программы первый блок «Здоровьсберегающая инфраструктура» iconПояснительная записка Программа предлагаемого элективного курса составлена...
М. Ю. Монаховым, А. А. Ворониным, мною дополнена в частях «Пояснительная записка», «Содержание программы». Разработала календарно-тематический...
Пояснительная записка структура и содержание программы первый блок «Здоровьсберегающая инфраструктура» iconПояснительная записка пояснительная записка начинается с введения...
Направленность образовательной программы должна соответствовать ее содержанию. При формулировке цели и задач образовательной программы...
Пояснительная записка структура и содержание программы первый блок «Здоровьсберегающая инфраструктура» iconПояснительная записка Общая информация о школе Цели, задачи и принципы образовательной программы
Содержание образовательной программы (для ступеней начального, основного и среднего (полного) общего образования)
Пояснительная записка структура и содержание программы первый блок «Здоровьсберегающая инфраструктура» iconПояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины...
Государственное областное образовательное учреждение начального профессионального образования
Пояснительная записка структура и содержание программы первый блок «Здоровьсберегающая инфраструктура» iconОбязательная часть Программы Пояснительная записка. Организация режима...
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка структура и содержание программы первый блок «Здоровьсберегающая инфраструктура» iconСодержание программы Введение программа курса 302 Пояснительная записка...
Программы «Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в моу сош №12»
Пояснительная записка структура и содержание программы первый блок «Здоровьсберегающая инфраструктура» iconПояснительная записка Образовательная область
Содержание программы способствует предпрофильной подготовке учащихся 9 классов в общеобразовательном учреждении, имеет тесную связь...
Пояснительная записка структура и содержание программы первый блок «Здоровьсберегающая инфраструктура» iconПояснительная записка Тема урока: Структура книги. Справочный аппарат книги
Средства обучения: книги с небольшими и интересными предисловиями и послесловиями, компьютер, видеопроектор, ромашка на лепестках...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница