Инновационные подходы в организации музыкального образования в общеобразовательной школе




Скачать 54,67 Kb.
НазваниеИнновационные подходы в организации музыкального образования в общеобразовательной школе
Дата публикации03.10.2013
Размер54,67 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Инновационные подходы в организации музыкального образования в общеобразовательной школе

Ткачёва Алла Валерьевна

Ни для кого не секрет, что наше общество переживает в настоящее время серьезный духовный кризис. Одной из главных причин этого кризиса является установка на развлекательные формы массовой культуры. Наибольший ущерб нанесен детскому дошкольному и школьному музыкально-эстетическому образованию. Оно подменяется формированием потребительского отношения к музыкальному искусству. Художественные и музыкальные вкусы зачастую складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит меня как человека, воспитанного на лучших образцах классической музыки, как гражданина, наблюдающего утерю культурных традиций в нашем обществе, как педагога – учителя музыки в общеобразовательной школе. И как любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает меня к действию: надо что-то менять.

Идея обновления музыкального образования в школе не давала мне покоя, побуждала к поиску новых форм и методов работы, пересмотру программного материала по музыке.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые критерии качества образования. Выпускник школы должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию. В реализации этих задач я вижу большую значимость предметов художественно-эстетического цикла и уроков музыки в частности.

Базируясь на системе музыкального образования Д.Б.Кабалевского, системе развивающего обучения Л.В. Занкова, используя инновационную программу по музыке Г.С.Ригиной, методические пособия Т.И.Науменко и В.В.Алеева, освоив нетрадиционные формы организации учебной и внеучебной работы, создала свою систему организации музыкального образования в школе.

Модуль 1. Краткая характеристика школьных программ по музыке. Противоречия между целями музыкального образования и реальными задачами музыкального обучения и воспитания в современных условиях.

В 1977 г. была опубликована программа по музыке для общеобразовательных школ (экспериментальная), подготовленная Д.Б.Кабалевским и его последователями: Э.Б.Абдуллиным, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендровой. В программе определяются задачи музыкального воспитания, исходя из общих целей подготовки человека будущего, всесторонне развитого, который должен овладеть музыкальной культурой как важнейшей и неотъемлемой частью общечеловеческой духовной культуры. Музыка может воспитать доброту, отзывчивость, чуткость в отношении к людям, сформировать нравственно-эстетический идеал. Эти цели актуальны сегодня и даже в большей степени, чем раньше. Кабалевский трактует задачу воспитания музыкальным искусством как средством жизни человека (музыкальный язык – это язык человеческих отношений, мыслей, находящийся в контексте других искусств).

В 80-е годы были пересмотрены взгляды на роль искусства в формировании нравственно-эстетических чувств детей и юношества в системе общеобразовательной школы. Возникла проблема создания такой системы музыкального воспитания, которая отразила бы специфику музыки как предмета искусства. Для этого разрабатывается идея тематического построения программ с целью объединения всех элементов и составляющих урока в единое понятийно-музыкальное искусство.

Работая по системе Д.Кабалевского с 1986 года, я была удовлетворена содержанием этой программы, добивалась неплохих результатов. Но, постепенно набираясь педагогического опыта, как и большинство моих коллег, стала замечать ряд противоречий:

Во-первых, вся система школьного образования базировалась на знаниях, умениях и навыках, а в программе Кабалевского о ЗУНах речь шла как бы вскользь: они признавались как необходимое, но не достаточное условие приобретения музыкальной грамотности. Почему же уровень музыкальной культуры школьников растет так медленно, школьники не только не приобретают музыкальной грамотности, но и не овладевают элементами музыкальной грамоты? Что нужно делать, чтобы получить качественный рост музыкальной культуры выпускников школы? Напрашивается вывод, что процесс музыкального образования нельзя рассматривать как простое суммирование процессов обучения и воспитания. Образование должно стать самостоятельным процессом, направленным на работу с образом будущего. В системе Кабалевского отсутствует очень важное звено: ее авторы не предложили механизма диагностики уровня образованности выпускника школы по предмету “Музыка”. Система оценок для музыкального обучения вовсе не пригодна для процесса образования.

Во-вторых, несомненно за годы работы по программе Д.Б.Кабалевского удалось поднять и престиж учителя музыки, и сам урок музыки в школе, но, заглядывая в будущее, необходимо и критически осмыслить проблемы музыкального образования в резко изменившейся социокультурной среде, искать пути его обновления. По-прежнему актуальными остаются вопросы: как сделать урок музыки уроком искусства? Какая роль отводится в этом процессе самой музыке,учителю, ее преподающему, и ребенку, ее постигающему?

В-третьих, в последние годы содержание музыкального образования обновлялось в расширительном плане: введение фольклора, духовной (церковной) музыки, новых произведений и жанров, привлечение других видов искусства (так называемые интегрированные уроки). Однако это обновленное содержание остается отчужденным от ребенка, поскольку по-прежнему преобладают информативные методы обучения: все продолжает держаться на учителе, а ребенок не “проживает” полученные знания и, значит, не понимает смысла своей деятельности.

Время предъявляет совсем другие требования к уроку музыки: важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям; комплексному воздействию на учеников (на их психику, моторику, физиологию); единству эмоционального, художественного и сознательного отношения к музыке. Эффективность уроков музыки зависит не столько от программы и методик, сколько от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства.

Модуль 2.Теоретическая интерпретация опыта.

Современная программа по музыке непременно должна отвечать следующим требованиям:

Признание равноправными всех видов музыкальной деятельности ребенка: хоровое пение, слушание – восприятие музыки, музыкально-ритмическое движение, игра на элементарных инструментах, музыкальное творчество – импровизация, постижение основ музыкальной грамоты.

Включение таких важных составляющих, как духовная (церковная) музыка и фольклор.

Направление работы по интеграции художественных дисциплин.

Включение музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе против школьных неврозов.

Организация современного музыкального досуга школьников.

Отбор музыкального материала для хорового пения, который осуществляется самим учителем на основе национальных особенностей музыкальной культуры народа и традиций конкретного региона России.

Эти взгляды на современное музыкальное образование, высказанные В.К.Белобородовой, совпали с моими педагогическими замыслами и помогли разрешить мои внутренние противоречия в профессиональной деятельности. В отличие от учебной работы, целью которой является “усвоить”, “повторить”, “закрепить”, для меня очень важным и близким является “пережить”, “оценить”, “создать”, “выразить”. Мне очень импонируют отношения в системе “учитель – ученик” с приставкой “со”: сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество. Все это вкупе привело меня к воплощению концепции развивающего образования в своей школе. Как известно, создателем системы развивающего обучения в начальной школе является Леонид Владимирович Занков. Основной задачей обучения по его системе является: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.

Система построена на следующих дидактических принципах:

обучение на высоком уровне сложности,

ведущая роль теоретических знаний,

изучение программного материала быстрым темпом,

осознание школьниками процесса учения,

систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых.

Похожие:

Инновационные подходы в организации музыкального образования в общеобразовательной школе icon“Инновационные подходы к организации музыкального образования в общеобразовательной школе”
Тема: “Инновационные подходы к организации музыкального образования в общеобразовательной школе”
Инновационные подходы в организации музыкального образования в общеобразовательной школе iconСтратегия деятельности администрации в ситуации неопределенности...
Инновационные подходы в науке. Теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания. Ростов н/Д. 1995. (В соавторстве...
Инновационные подходы в организации музыкального образования в общеобразовательной школе iconМониторинг качества обучения в условиях введения фгос ноо
Республиканский семинар: «Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения». 17. 05. 2012 г
Инновационные подходы в организации музыкального образования в общеобразовательной школе iconУтверждено
Настоящее положение определяет основные задачи, общие подходы к формированию содержания образования, механизмы и условия организации...
Инновационные подходы в организации музыкального образования в общеобразовательной школе iconИнновационные подходы к преподаванию физики
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Торбеевский колледж мясной и молочной...
Инновационные подходы в организации музыкального образования в общеобразовательной школе iconПрезентация открытых уроков в плане общешкольной методической недели...
Подбирали инновационные подходы, соединяли элементы ранее известных методик с современными технологиями коррекционно – развивающего...
Инновационные подходы в организации музыкального образования в общеобразовательной школе iconХарактеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания,...
Инновационные подходы в организации музыкального образования в общеобразовательной школе iconВозможные направления профилизации и структуры профилей
Модели организации профильного обучения на старшей ступени общего образования в общеобразовательной школе
Инновационные подходы в организации музыкального образования в общеобразовательной школе iconПсихолого-педагогические основы музыкально – эстетического воспитания...
Современные подходы к интеграции основного и дополнительного музыкального образования младших школьников
Инновационные подходы в организации музыкального образования в общеобразовательной школе iconОрганизация процесса обучения в современной школе
Личностно ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница