Что мы знаем о хлебе?




Скачать 175.93 Kb.
НазваниеЧто мы знаем о хлебе?
Дата публикации30.09.2013
Размер175.93 Kb.
ТипВопрос
pochit.ru > Культура > Вопрос




Муниципальное общеобразовательное учреждение

Солонецкая средняя общеобразовательная школа

Администрации муниципального района муниципального образования

«Нижнеудинский район»

Что мы знаем о хлебе?


Автор: Крупенев Егор Анатольевич, ученик 4 класса.


Руководитель: Крупенев Анатолий Анатольевич,

учитель географии и биологии

Солонцы – 2008.



Оглавление.


  1. Введение…………………………………………………… страницы 3-4.

  2. История хлеба……………………………………………... страницы 5-9.

  3. Главные зерновые культуры………………….………….. страницы 10-11.

  4. Основные вещества, содержащиеся в хлебе…………….. страницы 12-13.

  5. Исследовательская часть работы………………………… страницы 14-15..

  6. Заключение………………………………………………… страница 16.

  7. Список литературы………………………………………… страница 17.


Введение.
"Хлеб всему голова!" - издавна говорили на Руси. В этих словах - дань огромного уважения народа к хлебу, которое передаётся от поколения к поколению. Для нас хлеб - не просто важнейший продукт питания, а нечто большее. Это символ труда, благополучия, мира. Хлеб - это щедрый дар природы, это пища, которую невозможно заменить. Мы принимаем его всей душой почти с рождения, и он никогда не надоест нам.

Без хлеба нам не обойтись. Хлеб отождествляется с жизнью, без него жизни просто нет. Маленький росточек, стройный колосок с маленькими зернышками дает начало огромному полю. А из выращенной пшеницы ценой труда многих людей появляется хлеб, который мы покупаем в хлебном магазине: буханки, булки, калачи и бублики.
Они нам многое могут рассказать. И о ранних рассветах тех, кто сеет хлеб, и о переживаниях хлеборобов: взойдет ли пшеница, заколосится ли, не погубят ли ее дожди, позолотит ли колоски солнце, успеют ли убрать. И об огромных хранилищах пшеницы, и о том, какая идеальная чистота и строгое соблюдение рецептов на хлебозаводе. И о ночной работе водителей, спешащих к утру доставить хлеб в магазины.
А потом мы идем в магазин за свежеиспеченным хлебом. Платим мы за хлеб намного меньше, чем он стоит на самом деле, и часто равнодушно к нему относимся. Вот стоит мальчик: быстро положил хлеб в сумку с учебниками и убежал. Девушка опустила свою покупку в пакет с продуктами. А пожилая женщина бережно завернула купленную половинку буханки в пакет и только потом положила в сумку.
Наверное, она помнит тяжелые военные и голодные послевоенные годы, когда пшеничные поля сжигали — только бы они не достались врагу, когда ходили за комбайнами и собирали каждый упавший колосок, каждое зернышко, а дети в хлебном магазине в окруженном фашистами Ленинграде терпеливо стояли в очереди за крошками, которые падали на стол, когда продавец отпускал хлеб по карточкам. Не зря говорят нам наши мамы и бабушки: «Ешь с хлебом!» Учат нас не оставлять и не выбрасывать хлеб. И в любом магазине, где продают хлебобулочные изделия, висят плакаты: «Берегите хлеб!», «Хлеб — всему голова», призывая нас к тому, чтобы мы никогда не забывали, сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба.
В прошлом году, перед Днем победы, моя первая учительница Ирина Николаевна Усова пригласила к нам в школу на классный час бабушек. Они нам рассказывали, как им трудно жилось в годы войны, как им – маленьким девочкам, приходилось много работать. Летом на полях, выращивая хлеб и картошку, а зимой на заготовке дров, и о том, как они постоянно хотели есть и как они радовались каждому кусочку хлеба. И съедали хлеб до последней крошечки, а самую последнюю крошечку целовали.

Когда мы это слушали, некоторые из ребят улыбались. Нам, современным школьникам слова, которые мы слышали о хлебе и отношении к нему наших бабушек, не совсем были понятны. Ведь сейчас у нас много хлеба, он всегда есть дома, его в любой момент можно купить в магазине. И. наверное, именно по этому у нас совсем не такое отношение к хлебу, чем у людей старшего поколения.

И меня, после того как наш классный час закончился, заинтересовал вопрос: почему же все - таки мы, молодое поколение, относимся к хлебу не так как наши бабушки и дедушки, почему хлеб бывает разный – черный и белый, почему он разный на вкус, почему с особой любовью к хлебу относятся те люди, которые пережили войну?

Я решил для себя, что должен больше узнать о хлебе: узнать как люди научились печь хлеб, когда и где это произошло, чем полезен хлеб для нашего организма, какие в нем есть вещества, почему хлеб бывает разным, почему старшее поколение к хлебу относится бережно, а младшее не всегда, как относятся к хлебу ребята из школы, в которой я учусь.

Для этого я решил прочитать книги и журналы, которые имеются в школьной и сельской библиотеках, провел анкетирование среди ребят нашей школы, чтобы выяснить их отношение к хлебу, просмотрел некоторые сайты в Интернете, провел опыт с мукой разных сортов, чтобы выяснить какие вещества есть в муке. Результаты моей работы я отразил в следующих главах моей работы.

История хлеба
Хлеб занимает первое место среди пищевых продуктов. Нельзя сказать точно, когда человек впервые стал выпекать хлеб.

Начало хлебного производства надо искать в том периоде истории, когда человек бросил кочевую жизнь и начал оседлую, вместе с которой началась культура человека.

Десятки миллионов лет назад жизнь наших далеких предков, надо полагать, была не легкой.

Первая и главная забота – о пропитании. Мужчины в тяжелой и опасной борьбе добывали мясо животных, женщины и подростки – собирали плоды и ягоды. Угроза голода обострила их наблюдательность. Они-то и обратили внимание на злаковые растения, дающие из года в год пищу. Было замечено, что брошенное в землю зерно возвращалось многократно умноженным, что урожай был надежнее, если шел дождь, что в рыхлой земле растения росли лучше. Древний человек огораживал землю, где произрастали дикие злаки, всячески их охранял.
Долгое время наши предки употребляли в пищу сырое зерно. С появлением гончарной посуды его стали варить. Еще шаг вперед – зерно стали растирать между камнями, получая дробленую крупу, или так называемую грубую муку, из которой на раскаленных камнях варили кашу. Предполагают, что однажды каша с шипением перелилась за стенки горшка, превратившись в румяную лепешку. Аппетитная на вид, приятно пахнущая, она удивила человека и вкусом. Таким образом, каша стала прародительницей хлеба. Позже уже готовили не кашу, а тесто – основу для лепешки. Пшеничный хлеб из пресного теста – самый древний.



Следующий этап – хлеб из кислого теста. Считается, что способ его приготовления был открыт примерно 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло, и, желая избежать положенной ему взбучки, он все же рискнул испечь лепешки. К его удивлению они оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем из пресного теста.
В 5 веке до нашей эры в богатых городах Греции начали появляться пекари. Должность эта была очень почетной, и хлебопеки занимали самые высокие посты в государстве. Хлеб, испеченный 6 тысяч лет назад, и сегодня хранится в музее Цюриха. А в музее искусств Нью-Йорка можно увидеть круглый хлебец, выпеченный 3400 лет назад. В древности на хлебе ставили разные знаки: крестик, розу, знак семьи или рода; на булочных изделиях для детей – петуха, белку, котенка, индюка… Египтяне отпечатывали на нем свои пальцы, римляне – делали насечки, китайцы – рисовали круг – иероглиф, обозначающий солнце. На тесте изображали так же боевой лук, зерно и стрелы, чтобы подчеркнуть, что хлеб защищен от врагов.
В 9 – 11 веках технология хлебопечения распространилась по всей Европе, и везде пекари пользовались большим почетом.
На Руси хлеб выпекали издревле – и из пресного, и из кислого теста. И издревле же к хлебу было отношение благоговейно уважительное. В 10 – 13 веках на Руси выпекали сброженный хлеб из ржаной и пшеничной муки, сайки, калачи, пироги со всевозможными начинками. Иудеи пекли свой хлеб в виде тонких пластин, которые они ломали руками, а не резали ножом. Вот как появилось выражение «разломить хлеб», которое означает «съесть что-нибудь». В течение тысячелетий евреи отмечают праздник Пасхи, съедая хлеб, который называется «маца» и который пекут в виде вафель из теста, замешенного из муки и воды. Просвирки, которые используют христиане во время своих религиозных обрядов, похожи на «мацу», но меньше по размеру.

История хлеба в разных странах наложила глубокий отпечаток на культуру народов, придала ей характерные черты. Хлебу поклонялись, на куске хлеба принимали клятву, хлеб приносили в жертву богам, его всегда считали святым. Небольшое хлебное зерно сыграло колоссальную роль в развитии земной цивилизации, превратив человека из собирателя растений в оседлого земледельца.



Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле да и сытнее пшеничного, белого хлеба. Однако были такие сорта ржаного хлеба, которые не всегда могли купить даже очень состоятельные люди. К ним относился, например, "Боярский" хлеб, для выпечки которого использовали муку особого помола, свежее масло, в меру сквашенное (не перекисшее) молоко, а в тесто добавляли пряности. Такой хлеб пекли только по специальному заказу для особых случаев.

Из муки, просеянной через сито, пекли ситный хлеб. Он был значительно нежнее решетного хлеба, который выпекался из муки, просеянной через решето. Низкокачественными считались "пушные" виды хлеба. Их пекли из непросеянной муки и называли мякиной. Лучшим же хлебом, который подавался на стол в богатых домах, был "крупчатый" белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.
В период неурожаев, когда не хватало запасов ржи и пшеницы, в муку подмешивали всевозможные добавки - морковь, свеклу, позднее картофель, а также дикорастущие - желуди, кору дуба, крапиву, лебеду.
С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Если в XVI-XVII веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах уничижительными именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали соответственно Федор, Григорий, Дмитрий. О том, как высоко ценился труд хлебопека, свидетельствует и такой факт. В Древнем Риме, например, раба, умевшего печь хлеб, продавали за 100 тысяч сестерций, в то время как за гладиатора платили лишь 10-12 тысяч.
В уставах византийских цехов X века было оговорено: "Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб". Вместе с тем в той же Византии за выпечку плохого хлеба пекаря могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или изгнать из города.
На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал "подмес" или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали.
В конце XIX века сельские жители пекли хлеб сами в русских печах, а городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных с лотков продавали подовый (высокие толстые лепешки) и формовый (в форме цилиндра или кирпича) хлеб.



Разнообразны были и хлебобулочные изделия: крендели, бублики, баранки. Сельские жители редко лакомились ими. Они обычно покупали их в городе для гостинца детям и за еду не считали. Горожане же довольно широко использовали всю эту выпечку в повседневной жизни.


Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. Царь посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание. Отпуская слугу в увольнение, барин, как правило, давал ему мелкую монету "на калач".
Отменным хлебом славились московские булочники. Широкой известностью среди них пользовался Филиппов. Филипповские булочные всегда были полны покупателей. Публика сюда приходила самая разномастная - от учащейся молодежи до старых чиновников в дорогих шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. Филипповские хлебобулочные изделия пользовались большим спросом не только в Москве. Его калачи и сайки ежедневно отправлялись в Петербург к царскому двору. Обозы с филипповскими булочками и хлебом шли даже в Сибирь.
Когда у Филиппова спрашивали, почему "хлебушко черненький" только у него хорош, он отвечал: "Потому что хлебушко заботу любит", добавляя свое любимое выражение: "И очень просто!" Действительно, ничего сложного нет, просто с любовью человек относился к своему делу, знал ему цену. На протяжении веков русская кухня для всех слоев населения была национальной и подчинялась обычаю. Пища была проста и однообразна. Русские преимущественно ели ржаной хлеб, в том числе и знатные особы. Иногда в ржаную муку добавляли ячную. Из пшеничной муки пекли калачи. Именно это было в праздничные дни лакомством для простого народа. Самые вкусные калачи пекли из крупчатой муки в форме колец. Для царского стола пекли калачи наполовину из пшеничной муки и наполовину из ржаной. Соль при изготовлении практически не использовали. В 30-е годы двадцатого века с хлебом происходили интересные вещи. Победил социализм. В 1937 году, в год сталинской конституции, все делали вождю подарки. Не отстали и хлебопеки, появились большие подарочные выпечные звезды с серпом и молотом посередине.



И еще один шаг в истории хлеба связан с периодом Великой отечественной войны. Пекли его тогда по особой военной рецептуре из жмыхов, овсяной муки, мучной пыли и гидроцеллюлозы. Но каким бы хлеб не был, какие бы формы он не принимал, он всегда остается ХЛЕБОМ!

О нем пишут стихи, слагают песни. А еще есть много пословиц и поговорок о хлебе: «Как хлеб на стол, так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска», «Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска», «Какова земля, таков и хлеб», «Хлеб - всему голова», «Хлеб к обеде в меру бери – хлеб драгоценность, его береги».

А еще люди создают музеи хлеба. Их в мире сейчас около тринадцати. Музеи хлеба есть в Германии, на Украине, в Сербии… И, конечно же, музей хлеба есть в нашей стране, в городе Санкт Петербурге. То, что первый музей хлеба в нашей стране был организован именно в этом городе, не случайно. В блокаду Ленинграда даже самый маленький кусочек хлеба мог стоить жизни человеку. Именно поэтому, даже спустя столькие годы после войны, жители этого города так ценят хлеб.


Главные зерновые культуры.

Раньше существовали самые разные сорта злаков, в незапамятные времена, выведенные напрямую из дикорастущих растений. Многие из этих сортов теперь не выращиваются. Еще несколько десятилетий назад основной хлебной культурой была рожь, тогда как пшеницу использовали для кондитерских изделий и пирогов. За последние десятилетия многое изменилось. Теперь, говоря о зерновых, имеют в виду исключительно пшеницу.

Пшеница - основная и самая важная продовольственная культура в большинстве стран мира. Ее выращивают более чем в 80 странах. Культура пшеницы известна около 10 тыс. лет, в странах Европы, как и на территории нашей страны, ее возделывают свыше 5 тысяч лет. Из многочисленных видов пшеницы в мировом земледелии выращивается, главным образом, пшеница мягкая и твердая.



Мягкая пшеница используется, в основном, для производства муки, направляемой в хлебопекарную, кондитерскую, частично в макаронную и крупяную промышленность. Твердая пшеница является лучшим сырьем для производства макаронных изделий.

Рожь, напротив, гораздо ценнее и разнообразнее по вкусовым и питательным свойствам. В минувшие века под словом "хлеб" понимали главным образом ржаной хлеб. Тот факт, что в солдатский паек всегда входил не белый, а черный хлеб, состоящий большей частью из ржаной муки, опять-таки наводит на размышления. Солдат должен быть здоровым, сильным, работоспособным, а эти качества ему обеспечит скорее ржаной, чем пшеничный хлеб.

Рожь возделывается в нашей стране свыше
1000 лет. Род ржи насчитывает десять видов, из которых один - рожь посевная
- является культурным растением.

Рожь характеризуется высокой зимостойкостью, меньшей требовательностью к условиям произрастания, чем пшеница, легче переносит засуху.

Зерно ржи перерабатывается в муку, используемую для выпечки ржаного хлеба, который характеризуется высокой калорийностью, хорошими вкусовыми свойствами, уступая по этим показателям только пшеничному хлебу.

Кукуруза является одним из важнейших культурных растений. Родиной кукурузы считают Центральную и Южную Америку, где она была известна индейцам более 5 тысяч лет. Широкое распространение кукуруза получила в странах Африки и Азии. В производстве зерна кукуруза имеет большое значение. Из нее получают более 150 продовольственных продуктов.

Зерно кукурузы используют для производства крупы, муки, кукурузных хлопьев, крахмала, патоки.



Ячмень - одна из древнейших культур, возделываемых человеком. На территории России ячмень возделывали еще за четыре-пять тысяч лет до нашей эры. Зерно ячменя широко используется человеком с древности для продовольственных, кормовых и технических целей. Из зерна ячменя вырабатывают муку, крупы: ячневую и перловую.

^ Основные химические вещества, содержащиеся в хлебе.

Хлеб является таким продуктом, который мы просто идем и покупаем, поскольку знаем: без хлеба не проходит ни одно застолье. Хорошо, если кто-то научился различать хлеб по сортам, в основном же критерии — белый и черный. Но, по мнению специалистов, правильный хлеб должен быть не только вкусным, но и полезным. Как я уже отмечал, главными культурами, из которых пекут хлеб, являются пшеница, рожь, ячмень, кукуруза. Какими же веществами они богаты?

Наиболее важным веществом зерна пшеницы является белок. Его содержание в зерне пшеницы составляет до 22,0 %.
Уникальная способность белков образовывать комплекс, называемый клейковиной, предопределила ведущую роль пшеницы среди всех зерновых культур.

Основную массу зерна пшеницы составляют углеводы. Они играют большую энергетическую роль в питании человека. В зерне пшеницы углеводы в основном представлены крахмалом, который составляет в зерне пшеницы в среднем 54 %,при колебаниях от 48 до 63 %. Из углеводов кроме крахмала в зерне пшеницы имеется сахар. В нормальном полноценном зерне пшеницы содержание сахара составляет от 2 до 7%. Сахар в основном присутствует в зародыше, он используется зерном в первый период прорастания.

В зерне пшеницы имеются и другие углеводы. Например, клетчатка. Ее содержание в зерне пшеницы составляет в среднем 2,4 %. Клетчатка входит в состав оболочки зерна. Клетчатка зерна пшеницы играет большую роль в пищеварении: она регулирует двигательную функцию кишечника, способствуя этим снижению сердечно-сосудистых заболеваний, препятствуя ожирению человека. В связи с этим отруби, полученные при размоле зерна пшеницы, используют в качестве лечебного средства.

Жиры составляют в зерне пшеницы в среднем 2,1 %.

Зерно ржи менее богато белками, чем зерно пшеницы. Среднее содержание белка составляет 9,9 %.

Общее содержание углеводов в зерне ржи составляет в среднем
70,9 %, в том числе крахмала - 54,0 %, содержание сахара - 4-8 %, т.е.больше, чем в зерне пшеницы. Характерной особенностью химического состава ржи является довольно высокое содержание слизей - 1,5-2,5. Содержание слизей оказывает большое положительное влияние на качество ржаного теста и хлеба.

Содержание клетчатки в зерне ржи составляет в среднем 1,9 %, что значительно (в 1,5 раза) меньше, чем у зерна пшеницы.
Содержание жира в зерне ржи составляет 1,6 %, что на уровне зерна пшеницы.
Химический состав зерна кукурузы в среднем составляет: содержание белка 10,3 %, жира - 4,9 %, общее содержание углеводов 67,5 % крахмала - 56,9 %, клетчатка составляет 2,1.

Из злаковых культур зерно кукурузы имеет наибольшую питательную ценность.

В зерне ячменя среднее содержание белка составляет 11,5 %, жира - 2,0
%, крахмал - 60,5 %, клетчатка 4,9 %.



С точки зрения диетологии хлеб, испеченный из любого зерна – это источник энергии, так как это источник углеводов. В очищенной муке не хватает многих питательных веществ: белков, необходимых жирных кислот, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов, клетчатки, которые высеиваются при очищении муки от оболочки зерен. Поэтому употребление белой муки ведет к полноте. Хлеб же из муки грубого помола считается более полезным для организма, так как в муке, из которой его пекут, содержатся частички оболочки зерен.

^ Исследовательская часть работы.
Часть 1. Опыт.
Итак, в предыдущих разделах своей работы я узнал, как, когда и где люди научились печь хлеб, какой хлеб и почему более полезен для нашего организма, почему хлеб бывает разным, какие вещества содержатся в муке.

Чтобы узнать, какие же вещества действительно содержатся в муке, я провел простой опыт.

Я взял 100 граммов белой пшеничной муки и замесил из него крутое тесто. Сделал это вечером и дал тесту постоять несколько часов, чтобы имеющиеся в нем вещества хорошо набухли.

Затем утром я взял небольшую часть теста (примерно 1/3 часть от полученного теста), налил в прозрачную чашку теплой воды и стал это тесто в воде мять.

Вода в чашке начала мутнеть, а затем стала и вовсе мутной. На поверхности воды появились небольшие жирные пятнышки.

А в руках у меня вместо взятого теста через некоторое время оказался кусочек почти прозрачной слизи.

Следовательно, в муке, из которой я сделал тесто, есть растительные жиры, которые плавают на поверхности воды, клейковина, которая осталась у меня в пуках.

Осталось определить, есть ли в муке крахмал. Известно, что при попадании на крахмал раствора иода, который мы используем в медицинских целях, иод меняет цвет на фиолетовый. Поэтому мы добавим в наш полученный мутный раствор капельку иода. В результате мутный раствор приобретает фиолетовый цвет. Следовательно, мы доказали, что в муке есть так же крахмал.
Часть 2. Анкета для школьников.
Чтобы определить как ребята, которые учатся в моей школе, относятся к хлебу, что знают о хлебе, я составил анкету, в которой содержалось несколько вопросов. Эту анкету я провел во втором, четвертом и пятом классах.


  1. Знаете ли вы пословицы и поговорки о хлебе?

  2. Хлеб бывает разный – черный и белый. А знаете ли вы, почему он разный?

  3. Какой хлеб полезнее для организма – черный или белый? Чем?

  4. Надо ли хлеб беречь? Почему?

  5. Важен ли хлеб для нашего организма?

  6. Слышали ли вы, что есть музеи хлеба?

  7. В каких странах есть такие музеи?

  8. А есть ли музей хлеба в нашей стране? Откуда вы о нем знаете?


Затем я изучил полученные ответы и пришел к выводу, что опрошенные

мной ребята знают пословицы и поговорки о хлебе, но мало. Самая часто встречающаяся поговорка «Хлеб – всему голова» и выражение, которое написано на стене в школьном буфете «Хлеб к обеду в меру бери, хлеб - драгоценность, его береги!»

На второй вопрос о разнице черного и белого хлеба большинство ребят ответили так: «Белый хлеб пекут из пшеницы, а черный из ржи», что не совсем правильно.

На третий вопрос большинство ребят ответили правильно, сказав, что черный хлеб для организма более полезен, чем белый, но чем он полезнее, они ответить затруднились.

На вопрос о бережном отношении к хлебу все ребята сказали: «Да, надо беречь!». А вот в вопросе почему надо беречь их мнения разошлись.

На пятый вопрос о значении хлеба для нашего организма опрошенные мной ребята все ответили, что хлеб важен для организма. Но почему он важен – мнения разделились. Некоторые ребята ответили: «Чтобы быть сильными», а некоторые: «Чтобы быстрее расти».

На шестой и седьмой вопросы большинство ребят ответили, что по телевизору они слышали про музей хлеба и что он есть в России, но на вопрос где есть такой музей в нашей стране точно – ответила только одна девочки из второго класса, ей о нем рассказала мама.

Изучив анкету, я пришел к выводу, что опрошенные мной ребята кое – что знают о хлебе, но не все. И я попрошу свою учительницу Ирину Николаевну Усову о том, чтобы она мне разрешила выступить с рассказом о хлебе на классном часе перед ребятами.

Заключение.
Читая книги, изучая электронную энциклопедию Кирилла и Мефодия, пользуясь материалами из Интернета, я изучил интересующий меня вопрос о хлебе. Я узнал историю возникновения хлебопечения, узнал, как распространялось умение печь хлеб по материкам и странам, изучил главные зерновые культуры, из которых пекут хлеб, узнал о полезных веществах, которые есть в муке, а так же узнал какой хлеб и почему более полезен для организма человека.

Я впервые в жизни провел свой научный эксперимент и доказал какие вещества есть в муке, а значит в хлебе.

Попробовал свои силы в проведении анкетирования среди школьников и, наверное, самое главное, я расширил свои знания, свой кругозор.

Собранные мной материалы я теперь могу использовать для проведения беседы о хлебе со своими одноклассниками и ребятами других классов.

Список использованных материалов.


  1. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, версия 2007 года.

  2. Большая Российская энциклопедия. Науч.ред.совет. Ю.С. Осипов. М.: Большая Российская энциклопедия. 2004

  3. «Хочу все знать». Большая Российская энциклопедия. М.: Издательство Эксмо. 2006.

  4. Интернет – сайты: www.sunhome.ru/journal/15115  
    www.kulina.ru/articles/int/blyuda/hlebvsemu/ www.nn.ru/community/user/my www.ironworld.ru/diet/detail.php?ID www.vkyysno.ru/2007/02/02/khleb_vsemu_golova.html  pokup.ru/?mode=article&id=90&cat=12&type=1



Похожие:

Что мы знаем о хлебе? iconРабота
Что мы знаем о Шотландии? Очень мало. Что это одна из трех исторических областей Великобритании, находящаяся на севере страны. Конечно,...
Что мы знаем о хлебе? iconМихаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Мы знаем только маленькую часть природы, только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки, и все, что мы...
Что мы знаем о хлебе? iconКлассный час «Мы зажигаем свечи»
Война… Мы знаем о ней понаслышке – по фильмам и книгам, наградам своих дедушек и бабушек. Мы знаем, что она еще где-то есть…
Что мы знаем о хлебе? iconМы не знаем, как именно это начиналось. Не знаем, кто принес индейцам...
Но мы знаем, что в первые века нашей эры Америка-i быстро превратилась в Америку-ii. И то, как быстро это произошло и как вдохновенно,...
Что мы знаем о хлебе? iconСверхъестественный замысел творенье
Мы немногое знаем о замысле в творении Божием. Мы просто знаем, что Бог является прямым Автором и исполнителем гигантского проекта...
Что мы знаем о хлебе? iconЛитературный вечер. Наполним музыкой сердца
Происхождение гитары теряется во тьме веков. Мы не знаем, когда она появилась на свет. Знаем только, что уже в 13 веке гитара была...
Что мы знаем о хлебе? iconВот он – хлебушко душистый!
Ведущая: Дорогие ребята, уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами в этом уютном зале, чтобы поговорить о хлебе. С весны до...
Что мы знаем о хлебе? iconЦели: воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, любовь к...
«История хлеба …?», «Хлеб войны», «Хлеб Целины», «Рисуют дети», «Береги хлеб!»; плакаты с пословицами и поговорками о хлебе: «Хлеб...
Что мы знаем о хлебе? iconПочему «аналитическая»?
Этот вопрос ни в коей мере нас не интересует, поскольку об этом предмете мы ничего не знаем и не можем знать, а стало быть, он очевидно...
Что мы знаем о хлебе? iconНоминация: Лучший творческий проект "Защитим ель"
Захарова Ирина координатор станции "Все, что знаем вам расскажем, что умеем то покажем""
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница