Методические рекомендации «Формирование у детей культуры здорового питания» (В помощь педагогам общеобразовательных учреждений по работе с родителями)




Скачать 282,53 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации «Формирование у детей культуры здорового питания» (В помощь педагогам общеобразовательных учреждений по работе с родителями)
страница1/3
Дата публикации29.09.2013
Размер282,53 Kb.
ТипМетодические рекомендации
pochit.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации

«Формирование у детей культуры здорового питания»

(В помощь педагогам общеобразовательных учреждений по работе с родителями)

1. Введение.

Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды. Следует подчеркнуть, что широкие эпидемиологические исследования, проведенные в последние годы специалистами НИИ питания РАМН, НЦ здоровья детей РАМН и других медицинских учреждений страны, выявили значительные нарушения в структуре питания и пищевом статусе детей и подростков. К их числу относятся: существенные отклонения от рекомендуемых норм потребления пищевых веществ детьми дошкольного и школьного возраста; снижение показателей физического развития. Особенно серьезной проблемой является дефицит ряда микронутриентов и, в частности, витамина С (у 60-70% обследованных детей), а также витаминов A, B1, В2, бета-каротина; железа, кальция (у 30-40% детей); йода (у 70-80% детей) и др.

Отмеченные нарушения питания детей и подростков служат одной из важных причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний, к числу которых могут быть отнесены: высокая частота заболеваний желудочно-кишечного тракта, занимающих первое место в структуре общей заболеваемости школьников; анемия; болезни обмена веществ (в первую очередь, ожирение и сахарный диабет), распространенность которых значительно увеличилась за последние годы.

Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития.

^ 2. Содержание работы.

Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.

Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления:

- рациональная организация питания в образовательном учреждении;

-включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания;

- просветительская работа с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений.

Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни. Особенно важно при решении данной проблемы привлечь родителей и сделать их своими союзниками.

Как показывают исследования специалистов, только 20 процентов родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребенка завтракать утром дома перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть первые блюда), далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания.

Цель деятельности педагогов по организации работы с родителями:

- формирование культуры здорового питания детей как составляющей здорового образа жизни.

Задачи:

- просветительская - способствовать пониманию необходимости формирования здорового питания детей; организации рационального питания детей и подростков; профилактики поведенческих рисков здоровья, связанных с нерациональным питанием детей и подростков; просвещение родителей в вопросах здорового питания;

- консультативная – уметь находить методы эффективного воздействия на ребёнка;

- коммуникативная – получить возможность обмена опытом по формированию культуры здорового питания; информацию о народных традициях, связанных с питанием, расширить знания об истории и традициях питания своего народа, формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

В общеобразовательных школах рекомендуются использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности, в которых могут быть затронуты проблемы здорового питания: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д.

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит по вопросам разумного питания», «Семейное увлечение традициями национальной кухни»; читательские конференции «Круг семейного чтения по проблеме здорового питания» и др.

Особое внимание уделяется проведению родительским собраниям. На них обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов, но содержание не должно сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - за здоровое питание», «О «правильных» и «неправильных» продуктах», «Учимся правильно питаться», «Народные традиции здорового питания», «Основные принципы организации рационального питания в школьном возрасте», «Рацион питания школьника», «Режим и гигиена питания школьников» и др.

Заслуживают внимания тематические конференции по обмену опытом формирования у детей (на всех уровнях) привычки к разумному питанию. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство школьной столовой, создание классной библиотеки по проблеме здорового питания, ярмарка-распродажа блюд, приготовленных по семейным рецептам, выставки «Мир нашего дома» и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов и спектаклей, посвященных организации разумного питания, соревнования, конкурсы, КВН и т. п.

При планировании работы с родителями по формированию культуры питания у детей нужно руководствоваться следующими основополагающими документами:

1.Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 12.03.99 N 52-ФЗ.

2.Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ.

3.Перечень основных действующих нормативных и методических документов по гигиене детей и подростков, Министерство здравоохранения Российской Федерации, 1998.

4.Перечень основных действующих нормативных и методических документов по гигиене питания, Министерство здравоохранения Российской Федерации, 1998.

5.СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".

6.ГОСТ Р 51074-97 "Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие требования".

7.МУК 2.3.2.721-98 "Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище. Методические рекомендации".

8.Методические рекомендации по вопросам изучения фактического питания и состояния здоровья населения в связи с характером питания N 2967-84.

9.Методические рекомендации по оценке обеспеченности организма человека витамином Д, N 3176-84.

10.Методические рекомендации по пропаганде принципов рационального питания, N 4081-86.

11.Лукушкина Е.Ф. Руководство по питанию здорового и больного ребенка. НГМА, Н.-Новгород, 1997.

12.Программа «Разговор о правильном питании» авт. М.М.Безруких, Т.А Филиппова, А.Г.Макеева. Москва, Институт возрастной физиологии РАО,1999.

13.Методические рекомендации. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников. М.М.Безруких, Т.А Филиппова, А.Г.Макеева. Москва, Институт возрастной физиологии РАО – 2012 г.

Приложение 1

^ Таблица 1: Типовой режим питания школьников

Завтрак (дома)

7.30-8.00 (8.00-8.30)

Второй завтрак в школе

10.30-11.00 (11.00-11.30)

Обед (в школе или дома)

13.30-14.00 (14.00-14.30)

Полдник (в школе или дома)

16.00-16.30 (16.30-17.00)

Ужин (дома)

19.00-19.30 (19.30-20.00)

^ Таблица 2: Содержание основных микроэлементов в продуктах питания.

Элемент

Функциональное значение

В каких продуктах много данного элемента

Калий

Нормальная работа мышц и почек

Урюк, фасоль, морская капуста, чернослив, изюм, горох, картофель – (более 500 мг на 100 г);

Говядина, свинина мясная, треска, хек, скумбрия, кальмары, крупа овсяная, томаты, свекла, редис – (250-400мг на 100 г)

Кальций

Формирование костей, противовоспалительное и противоаллергическое свойства

Молоко и кисломолочные продукты, фасоль, петрушка, сардины, консервированный лосось с костями, палтус, ревень, шпинат, брокколи, миндаль, апельсины

Кобальт

Как составная часть витамина В12, необходим для образования и функционирования клеток, в особенности клеток костного мозга, нервной системы и желудочно-кишечного тракта

Моллюски, рыба, мясо, молоко

Медь

Участвует в кроветворении

Говяжья печень, рожь, какао, бобы, чернослив, ячмень, курятина, горох, бананы, семена подсолнечника, арахис, грибы, палтус, абрикосы, миндаль, цельная пшеничная мука

Йод

Необходим для поддержания иммунитета, а также для предотвращения заболеваний щитовидной железы, особенно радиационно-обусловленных

Все морепродукты. Треска, красные водоросли, пикша, палтус, сельдь, бурые водоросли, сардины, креветки

Железо

Анемия, нарушения иммунитета, метаболизм холестерина, миоглобина

Говяжья печень, тунец, тыква, устрицы, овсяная крупа, какао, горох, говядина, листовая зелень, пивные дрожжи, инжир, семечки, изюм, зелень горчицы

Селен

Защищает организм от массового притока вредных веществ при распаде токсинов, защищает от свободных радикалов. Артрит, атеросклероз, рак, сердечно-сосудистые заболевания, иммунодефицит, катаракта, мышечная дистрофия, мужское бесплодие

Морской окунь, палтус, лосось, моллюски, мидии, овес, апельсиновый сок, устрицы, пшеничный зародыш, семечки, репа, чеснок, неполированный рис

Цинк

Угри, иммунодефицит, катаракта, экзема, герпес, мужское бесплодие, язвы и инфекции кишечника, псориаз, ревматоидный артрит

Устрицы, корень имбиря, говядина, сушеный горох, индейка, лук-порей, сыр чеддер, швейцарский сыр, крабы, зелень горчицы, тунец

Таблица 3: ^ Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков разного возраста

Наименование

пищевых

веществ

Потребность в пищевых веществах

7 10 лет

11 – 14 лет

14 – 18 лет

мальчики

девочки

юноши

девушки

Белки (г)

63

75

69

87

75

Жиры (г)

70

83

77

97

83

Углеводы (г)

305

363

334

421

363

Энергетическая

ценность (ккал)

2100

2500

2300

2900

2500

Витамин С (мг)

60

70

60

90

70

Витамин В1 (мг)

1,1

1,3

1,3

1,5

1,3

Витамин В2 (мг)

1,2

1,5

1.5

1,8

1.5

Витамин В6 (мг)

1,5

1,7

1,6

2,0

1,6

Ниацин (мг)

15

18

18

20

18

Витамин В12 (мкг)

2

3

3

3

3

Фолаты (мкг)

200

300-400

300-400

400

400

Пантотеновая

кислота (мг)

3

3,5

3,5

5,0

4,0

Биотин (мкг)

20

25

25

50

50

Витамин А (мг рет.экв)

700

1000

800

1000

800

Витамин Е (мг ток.экв)

10

12

12

15

15

Витамин D (мкг)

10

10

10

10

10
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации «Формирование у детей культуры здорового питания» (В помощь педагогам общеобразовательных учреждений по работе с родителями) iconМетодические рекомендации формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников
Материалы разработаны сотрудниками Института возрастной физиологии рао м. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А. Г. Макеевой
Методические рекомендации «Формирование у детей культуры здорового питания» (В помощь педагогам общеобразовательных учреждений по работе с родителями) iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации «Формирование у детей культуры здорового питания» (В помощь педагогам общеобразовательных учреждений по работе с родителями) iconКлассный час для старших классов «Рациональное питание»
Цель: Формирование здорового образа жизни, культуры питания. Привитие навыков экологической безопасности в быту. Формирование знаний...
Методические рекомендации «Формирование у детей культуры здорового питания» (В помощь педагогам общеобразовательных учреждений по работе с родителями) icon«Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»
Лекция Основные принципы организации рационального питания в младшем школьном возрасте
Методические рекомендации «Формирование у детей культуры здорового питания» (В помощь педагогам общеобразовательных учреждений по работе с родителями) iconВнеклассное мероприятие по окружающему миру Овощи и фрукты--витаминные продукты
Цель: формирование и развитие у детей культуры питания как составляющей здорового образа жизни
Методические рекомендации «Формирование у детей культуры здорового питания» (В помощь педагогам общеобразовательных учреждений по работе с родителями) iconМетодические рекомендации с. Александровка, 2011 г
Собраны рекомендации по оценке и рецензированию программ. Сборник адресован методистам, заместителям директоров по воспитательной...
Методические рекомендации «Формирование у детей культуры здорового питания» (В помощь педагогам общеобразовательных учреждений по работе с родителями) iconМетодические рекомендации о введении третьего часа физической культуры...
Российской Федерации, реализующих программы общего образования и методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры...
Методические рекомендации «Формирование у детей культуры здорового питания» (В помощь педагогам общеобразовательных учреждений по работе с родителями) iconМетодические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся образовательных учреждений
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения детей и подростков качественным и безопасным питанием, соответствующим...
Методические рекомендации «Формирование у детей культуры здорового питания» (В помощь педагогам общеобразовательных учреждений по работе с родителями) iconЛекция Формирование основ культуры питания и здорового образа жизни у младших школьников
Важную роль в формировании основ культуры питания играют родители, служащие для него основным примером для подражания
Методические рекомендации «Формирование у детей культуры здорового питания» (В помощь педагогам общеобразовательных учреждений по работе с родителями) iconМетодические рекомендации Автор: Сачава Ольга Сергеевна
Предлагаемый вниманию читателя проект представляет собой попытку автора создать такой материал. Методические рекомендации адресованы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница