Урок развития речи в 5 классе




НазваниеУрок развития речи в 5 классе
Дата публикации26.09.2013
Размер64.4 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
Урок развития речи в 5 классе

проведён учителем русского языка и литературы Полковой Н.М.

Учимся говорить правильно, точно, выразительно…

Цели:

-развитие устной и письменной речи учащихся;

-воспитание чуткого отношения к слову, культуры мышления, культуры речи;

-выработать навыки анализа поэтического и прозаического текстов.

Ход урока:

  1. ИНТРИГА.

Учитель сразу объявляет и записывает тему нового урока.

  • Сколько, по-вашему, будет частей в нашей работе? Обращаем внимание на трехчастность самого названия урока.

  • Что значит «говорить правильно»? (Без ошибок, в соответствии с нормами литературного языка.) «Точно»? (Без лишних слов, внимательно подбирая слова.) «Выразительно»? (Образно, нестандартно.)

  • Что можно сказать о человеке, который говорит так:

  • «у меня много делов»,

  • «сегодня все ходят без польт»,

  • «давай вечером прошвырнемся по бульвару»,

  • «они всё ложат и ложат»?

(«Свободный микрофон» для детей. Учитель подытожит: речь человека — своеобразный паспорт, удостоверяющий культурный уровень и развитие личности.)

    1. ^ ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.

1. Учимся говорить правильно.

а) Из школьной жизни. Выпишем ошибки в речи ученика, рядом дадим свой вариант. Учитель читает текст.

Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие...

  • Где же ты учился, Сережа Елкин?

  • Теперя? В этом году?

  • Ну, разумеется.

  • Теперя в 35-й школе.

  • А раньше?

  • Начал в 147-й, а еще первее в 549-й.

В классе сделалось совсем тихо.


  • Какие ошибки в речи Сережи вы обнаружили? Как исправили?

б) Устно : найдите ошибку в речи наших современников. Редактирование.

Пассажир подгоняет таксиста: «Ехай быстрей!» (Поезжай.)

Ягодник, пробирающийся через болото, говорит товарищу: «А ты по досточке иди!» (По дощечке.)

Мама говорит дочке: «Ляжъ скорее в кровать и спи!» (Ляг, ложись.)

Мальчишка: «А дождь все секёт и секёт». (Сечёт.)

По мере работы над «перлами» нашей речи сделаем на доске таблицу:

^ НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО

и выпишем ошибки с исправленными вариантами, чтобы наша работа была наглядной.

Вывод: эти ошибки в речи связаны с неумением говорящего правильно образовывать формы слов.

в) Поняла ли мама Люсю?

Школьница Люся, окончив занятия в школе, пришла домой и села за стол решать сложный английский тест ([тэст]). Через некоторое время позвонила мама и спросила дочку: «Что делаешь?» — «Вожусь с тестом ([т'эстом])», — был ответ. (Люся неверно произносит слово, смягчая [т], как произносится [т'] в слове тесто. Мама, естественно, не поняла, что делает девочка. Нарушен закон орфоэпии.)

Запомним: [т'] есто, но [тэ] ст.

г) По правилам орфоэпии — науки о литературном произношении — нужно говорить так (запись в тетради):

Что [што], чтобы [штобы], Кузьминична [куз'м'ин'ишна], Алексеевна [ал'эксевна] (это стяжение звуков обычно при произнесении отчества), одессит, дефект ([д'э]), но депо [дэ].

д) Почему режиссер Брянцев не поверил, что с ним говорит учительница? Фонетический практикум.

  • Вам звонит учительница...

  • Не верю, — прервал Алексей Александрович и повесил трубку.


Через минуту снова звонок, и снова: «Вам звонит преподавательница. ..»

И на третий звонок Брянцев отреагировал так же: «Не верю ».

Запомним, что ударение в словах должно быть правильным (пишем):

^ Звонишь, звоним, звонит, звонят, не дозвонишься.

е)Поставьте ударение в приведенных словах (произнесем эти слова все вместе).

Договор, шофер, предложил, петля, партер, магазин, баловать, процент.

2. Учимся говорить точно.

Послушайте стихотворение Э. Мошковской и выпишите слова-пустышки, ничего не значащие и засоряющие речь.
Жил-был этот, как его,

Ну и значит, и того.

Жил, это самое,

Жил, это самое,

Был еще один чудак

Это, в общем, значит, так,

И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.
(Слова-пустышки: этот, как его, ну, значит, это самое, так сказать и др.)

Отредактируйте устно ответ ученика:
Я, так сказать, учил, но, ну как это выразить, не выучил.

Нужно сказать точно и ясно: Я учил, но не выучил.

  1. Учимся говорить выразительно.

а) Героиня романа Ильфа и Петрова купила стулья. Муж удивился покупке. Послушайте их диалог.

  • Здравствуй, Еленочка, а что это такое? Откуда стулья?

  • Хо-хо!

  • Нет, в самом деле?

  • Кр-расота!

  • Да, стулья хорошие.

  • Зна-ме-ни-тые!

  • Подарил кто-нибудь?

  • Ого!




  • Что вам не нравится в ответах жены? (Речь Елены

бедная, состоящая из кратких реплик, необразная.)

б) У двух мальчиков спросили, что они любят, и оба ответили развернуто, точно.
Мишка: Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, и бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего...

Дениска: Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе... Я люблю слушать, как жук копается в коробочке... Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно люблю петь и пою очень громко...

Люблю читать сказки про Кончиля. Это такая маленькая, умная и озорная лань. У нее веселые глазки, и маленькие рожки, и розовые отполированные копытца.

  • Какое произведение вы узнали в этом отрывке? (Это отрывок из повести Виктора Драгунского «Де- нискины рассказы».)

  • Чей рассказ вам больше по душе и почему? (Речь Мишки бедная, невыразительная, построенная на перечислении того, что он любит есть. Язык Дениски, напротив, выразительный, образный, живой.) Запишем два последних предложения.

  • Чем достигается выразительность последнего абзаца? Какие художественные средства создания портрета лани мы можем отметить? (Эпитеты, рисующие ее характер, — умная, озорная, внимание к деталям: веселые глазки и т. д.) Дениска рисует образ любимой лани...

  • В чем, по-вашему, причина бедности речи Мишки? (Неразвитость воображения, фантазии.)

в) Джанни Родари, детский итальянский писатель, чтобы разбудить фантазию, советовал взять два существительных, не связанных по смыслу, и попробовать их соединить, найдя отдаленные точки соприкосновения. Так может родиться интересное сравнение — «бином фантазии», по выражению Джанни Родари. (Объясним, что слово бином образовано сложением латинского bi — «двое, дважды» и греческого поте — «часть, доля»).

Например: что общего между холодильником и головою?

В холодильнике и голове многое хранится. Голова гудит, и неисправный холодильник гудит. Ток бежит в холодильнике, и мысли бегут в голове человека.

А теперь соединим холодильник и голову в одном предложении: Голова гудит, как старый холодильник; В голове мысли бегут, как ток в холодильнике; В голове, как в холодильнике, многое хранится (примеры из кн.: Развитие речи. Школьная риторика. 5 класс / Под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1996).

г) Можно ли сказать так?
Люблю я майскую грозу в начале мая.

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.
Узнаём искаженные поэтом-сатириком стихи Ф. Тютчева «Люблю грозу в начале мая» — шедевр русской лирики. Зачем сатирик это сделал? Чтобы отучить нас от тавтологии — употребления однокоренных слов рядом.

Похожие:

Урок развития речи в 5 классе iconУрок развития речи в 5-м классе по теме: "Описание снежинок" Цели
Научить передавать впечатление в высказываниях, использование эпитетов, сравнений в речи
Урок развития речи в 5 классе iconУрок развития речи в 4-м классе Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Урок развития речи в 5 классе iconУрок развития речи с элементами интеграции на тему: «художественный...

Урок развития речи в 5 классе iconУрок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
«Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)
Урок развития речи в 5 классе iconУрок русского языка в 6 классе
«части речи» к анализу новой части речи, т е совершенствовать умения переноса общих признаков, свойственных всем частям речи, на...
Урок развития речи в 5 классе iconУрок! Тема : Союз как часть речи
Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках фестиваля педагогических идей «Ура! Урок!»
Урок развития речи в 5 классе iconУрок развития речи в 8 классе по теме «Эпитетов чарующая сила»
Управление образования администрации Петровского муниципального района Саратовской области
Урок развития речи в 5 классе iconУрок развития речи в 7 классе Тема: «Фотография из семейного альбома»
Мониторинг качества и успеваемости учащихся по русскому языку и литературе за 3 года 13
Урок развития речи в 5 классе iconУрок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная»
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная». (В рамках технологии деятельностного подхода)
Урок развития речи в 5 классе iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи»
Заключительный урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление фразеологизмов в речи» в нетрадиционной форме игры-путешествия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница