Скачать 124,92 Kb.
|
Урок по литературному краеведению «Праздники в жизни народа» Цели:
Ход урока: I. ПОГРУЖЕНИЕ. Учитель: Праздник. Подберем и запишем, какие ассоциации возникают, когда мы произносим это слово. /веселье, хорошее настроение, удаль, раздолье, застолье, чувство единения с огромным количеством людей, ощущение счастья, когда все рады, незабываемые встречи, все здоровы…/ Что же такое праздник? Толковый словарь дает несколько объяснений этого слова. День торжества, установленного в честь какого-то выдающегося события. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. Просто выходной, нерабочий день (от слова «праздность» - ничегонеделание). А есть и такое: День радости и торжества по поводу чего-нибудь. Вероятно, многим это определение понравится больше всего. Действительно, рядом со словом «праздник» в нашем сознании чаще всего стоит слово «радость». Радость ребенка, получившего долгожданную игрушку из рук живого деда Мороза. Радость взрослого от долгожданной встречи с друзьями…. - Какие праздники празднуют в вашей семье? II. Объявление темы и цели урока
III. Учитель: - Русская традиционная культура возникла и развивалась как культура земледельческого народа. Земледелие как главный вид хозяйственной деятельности определяло образ жизни людей, распорядок времени, материальные ценности, влияло на характер взаимоотношений людей в семье и в обществе. Земледелие в значительно мере формировало и картину мира русских людей. Многие праздники и обряды годового цикла, носили ярко выраженный аграрный характер. Земля и ее плоды прославлялись в песнях, обрядовом фольклоре, легендах, поверьях. Жизнь русских людей проходила в соответствии с народным календарем, который представлял собой систему членения, счета и регламентации годового времени. Он организовывал всю хозяйственную и бытовую деятельность, определял чередование будней и праздников. В его основе лежал церковный календарь – святцы, в которых каждый день посвящался одному или нескольким святым. Святцы определяли время христианских праздников, постов и мясоедов. Содержательная же сторона народного календаря, интерпретация праздников, а также сопровождающие их обряды, различного рода предписания, запреты, приметы, поверья были обусловлены не столько христианским вероучением, сколько представлениями, характерными для славянского язычества. Точками и ориентирами отсчета годового времени служили христианские праздники. Их названия обычно представляли собой интерпретацию церковных названий на местный лад: например, день св. Евдокии получил название дня Авдотьи Плющихи, день св. Афанасия – Афанасий Ломонос береги уши и нос. Отдельным христианским праздникам давалось народное название: крещенский сочельник – голодная кутья, праздник Рождества Иоанна Предтечи – Иван Купала. Кроме того, время отсчитывалось по природным явлениям: наступлению заморозков, прилету птиц, росту и созреванию растений, а также по сезонам хозяйственной деятельности: началу пахоты, сева, жатвы, первому выгону скота, началу охоты и т.д. Наступление нового года в народной традиции связывалось главным образом с весенним пробуждением природы. Однако начало нового года связывали и с зимним солнцеворотом, после которого день увеличивался на «куриный шаг». Год делился на четыре сезона: зиму, весну, лето, осень. И в эти времена года были и свои праздники. Время праздника считалось священным и было наполнено радостью, весельем, смехом, развлечениями. Русские относились к празднику как к главному событию в круговерти человеческой жизни: «Мы целый год трудимся для праздника», «Жизнь без праздника, что еда без хлеба». Праздничная жизнь строилась по иным, чем в обычные дни правилам. Праздник – это прежде всего свобода от работы: «День свят – все дела спят». В это время занимались только самыми необходимыми делами, например уходом за скотом, приготовлением праздничной еды, а также делами, которые считались забавой, - сбором ягод и грибов, любительской рыбной ловлей и охотой. Все остальные работы были категорически запрещены. Нарушение запрета грозило, по народным представлениям различного рода несчастиями: неурожаем, мором скота, пожаром, наводнением и пр. В Праздничные дни все выглядело обновленным: дома, улицы, ограды, колодцы. Каждая изба внутри преображалась благодаря идеальной чистоте, новым половикам, развешанным по стене лубочным картинкам и полотенцам с «украсами», расставленной по полкам праздничной утвари, затепленным у икон лампадам. Заметно менялось поведение людей. Характерными чертами праздничной жизни были застолье с «хорошей» едой и хмельными напитками, прием гостей и хождение в гости, пение песен, пляски, совместное гуляние одетых в «добрую» одежду мужчин и женщин по улице. Прогуливаясь, они старались говорить друг другу «приветственные» слова, были более веселы, раскованны и дружелюбны, чем в будни. Праздничных дней в русском быту было довольно много: около 140-150 в году. В это число входили и воскресенья, которые служили регуляторами будничного и праздничного времени. В народную праздничную систему входили как праздники церковного календаря, так и праздники, не установленные Церковью. В России традиционно отмечались Пасха и двунадесятые (т.е. двенадцать важнейших после Пасхи праздников. Большими праздниками считались Ильин день, Егорьев день, Николин день, престольные праздники. К большим, не установленным Церковью праздникам относились: святки, масленица, заветные праздники. Особое место в праздничной системе русского народа занимали специальные только мужские либо только женские собрания (братчины, моргосья), носившие явно выраженный языческий характер, а также праздники, условно называемые земледельческими (например, первый день пахоты, сева, жатвы, окончание жатвенных работ) и скотоводческими ( конский праздник, курячьи именины). Большие праздники продолжались обычно от трех до четырех дней, а некоторые из них, например ^ . Программа каждого праздника зависела от события, которому он был посвящен. Праздники играли очень большую роль в жизни русского народа. Праздники способствовали укреплению родственных связей, так как обычно собирали всю ближнюю и дальнюю родню. Кроме того они предоставляли молодежи, стекавшейся на праздник из окрестных деревень, более широкую, чем в другие дни, возможность выбрать брачную пару, а радостная атмосфера снимала чувство неловкости и стеснения во взаимоотношениях полов. Праздник позволял людям сделать передышку в череде тяжелых крестьянских работ, отвлекая их от семейных проблем, и давал психологическую разрядку, а совместное времяпрепровождение вызывало иллюзию равенства всех людей, т.е. в какой-то степени, хотя и на время, снимало социальную напряженность в обществе. Составной частью многих праздников были обряды, которые получили название календарных, так как справлялись в течение всего календарного года. Обрядовый цикл ученые условно разделили на восемь комплексов: святочный; масленичный; ранневесенний, включавший в себя Великий пост, день Сорока мучеников, Благовещение и др., средневесенний, на который приходились Пасха, Вознесение, Егорьев день, Никола Вешний и др., троицко-купальский (совпадающий либо с окончанием весны, либо с началом лета); летний: жатвенная обрядность, Ильин день, Спасовы дни, Успение; осенний, к которому относятся Семенов день, Воздвиженье, Рождество Богородицы, Покров день и др.; зимний: Андреев день, Введение, день Спиридона Поворота и др. Начало и конец обрядового комплекса отмечались ритуалами «встреч» и «проводов-похорон» (зимы, весны, лета, осени). Встреча оформлялась либо как призыв, приглашение, которое в поэтической форме чаще всего произносилось детьми или молодежью, либо как изготовление символа, которым в разное время года служили хлеб, печенье-жаваронки, украшенное дерево, чучело, большой костер и др. Проводы как изгнание сопровождались соответствующими словами, песнями, уничтожением символов – их разрывали на части, разбивали, сжигали, топили, хоронили. Мифологическое содержание всех календарных обрядов было единым. Прежде всего с их помощью люди стремились стимулировать природные явления: наступление тепла и холода, выпадение и таяние снега, появление и увядание зелени, прилет птиц, восстановление плодородия земли после жатвы и т.п. Кроме того, в обрядовой форме люди обращались к тем силам, от которых, как считалось, зависело их жизненное благополучие. Среди больших праздников, которые отмечала вся деревня, наиболее почитались Пасха, Рождество Христово, святки, масленица, Семик-Троица, Петров день, Покров день, Егорьев день, престольные и заветные праздники. III. Просмотр презентации-обзора о праздниках в жизни народа. 1-ый слайд. Звучат колокола, они возвещают о начале праздника. Звучат в маленьких и больших селах и городах. 3 - й слайд РОЖДЕСТВО Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В доме еще стоит елка. Горят свечи. В очаге, а он был в каждой семье, с сочельника (канун Рождества) все следующие 12 дней и ночей в очаге горело рождественское полено. Стол - постный до полуночи, ведь впереди был пост, а после полуночи, когда пост заканчивался, подавали на стол рождественского гуся. Рождество сопровождалось красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряжение. Колядки – в переводе с латинского - «календы» - название 1-го месяца у древних римлян – это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Это шутливая форма, веселая, с шутками-прибаутками, - а за это печенье, конфеты, пряники. Одну колядку мы разучили: КОЛЯДУЮЩИЕ Коляда , коляда! А бывает Коляда На кануне рождества! Коляда пришла Рождество принесла Кто даст пирога, Тому полон ХЛЕВ скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом! Выходи, хозяин, Выходи, боярин, Встречай гостей со всех волостей! Сею, сею, посеваю, С Новым годом поздравляю! Уродись пшеничка, Горох, чечевичка. В поле - снопом, На столе - пирогом! Коляда, коляда, Во печи стоит еда: Каша гречневая, Голова свиная. Коляда, коляда, Подавай еду сюда: Конфет коробок Или вилы в бок! Коляда, коляда, Нам подай пирог сюда! Сладко закусили - Хозяев не честили! С Рождества до Крещения – продолжаются святки. Веселится, развлекается народ. В снежки играет, строит крепости, бои устраивали, а вечером – ПОСИДЕЛКИ. И гадания. Женихов себе выбирали девушки , пели подблюдные песни… ^ Древнее гадание. В рождественский сочельник под скатерть, которой накрывали праздничный стол, клали сено или солому – память о яслях младенца Христа. Ровно в полночь вытягивали соломинку: длинная – год будет удачным, урожайным, короткая – недород. Девушки гадали о своей судьбе: вытянется из-под скатерти зеленый стебелечек, значит, ждет ее любовь и скорая свадьба, а если достанется почерневший – сидеть весь век в девках. 4-ый слайд ^ В этот день главным является освящение воды в церкви и проруби ( эту прорубь, сделанную специально для водосвятия, называют Иорданью)вода в этот день обладает чудодейственной силой, она долго не портится, остается свежей. Снег на Крещение тоже обладает силой. Если крещенский снег бросить в колодец, в нем не иссякнет вода, лечат еще снегом, он, говорят, может выбелить любую холстину. И с 19 января идут крещенские морозы. ^ Масленица Празднуют на последней неделе перед великим Постом , который длится 7 недель и заканчивается Пасхой. Церковь советует воздерживаться от принятия некоторой пищи. Мясо нельзя есть, а вот молочные продукты еще можно. Потому пекут масленые блины. По этой же причине Масленицу еще называют СЫРНОЙ НЕДЕЛЕЙ. Едят, как говорят, впрок. И шумно веселятся. ^ ЧИТАЮ Масленичные традиции 7-ой слайд ЧИТАЮ 8-ой слайд Люди русские старались провожать и встречать Масленицу достойно, чтобы не жить потом весь год в беде. Существовала даже пословица «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить». ^ Проводы в Теплом 10-ый слайд – до 32 в сам. Режиме. 33-ий слайд Пасха. К пасхе Тетка Матрена (Матрена машет рукой) И дядька Григорий (поправляет усы) Держали в деревне Большое подворье: Три поросенка, Корова, лошадка, У курочки Рябы Детки-цыплятки, И петушок – золотой гребешок, И рыжий щенок По кличке Вершок… Детей в семье было много… Пост соблюдали строго! Жили, не тужили, Зиму пережили. Дождались дней весенних, Светлого Христова Воскресения! Стол пасхальный накрывали, Ветки вербой украшали, Из печей несли куличики, А от курочки – яички. Дай нам, курочка, яичко простое… Мы его распишем – будет золотое. Яйцо – символ солнца, любви и надежды. Нарядим яйцо в пасхальные одежды. Своему дружку Егорке Нарисую мотылька. Без отцовской пусть без порки Будет жизнь его легка. Ну а я подружке Оле Разрисую все фасолью – Будет ей жених богатый, Симпатичный, конопатый. А соседским близнецам Нарисуем солнце. Пусть заглядывает чаще Солнце к ним в оконце. Ну-те, братцы, Собирайтесь все в кучечку – Пойдем в село, Поздравим всех с праздником. С Христовым днем, С красным яйцом! УЧИТЕЛЬ: Это самый главный праздник православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Празднуют все: и верующие, и неверующие. Ведь это праздник пробуждения природы, начало весны. На Пасху принято христосоваться. – поздравлять друг друга с праздником, дарить крашеные яйца. ^ Как мы отмечали Пасху. 35-ый слайд Троица. Библейская легенда повествует о том, что на 50-ый день после Христова Воскресения на его учеников-апостолов сошел святой дух. Апостолы заговорили на разных языках, никогда им не учившись. Это было указание бога отца нести весть о христианстве «всем народам и языкам». Эта легенда подтверждает существование пресвятой Троицы: Бог-отец, Бог-сын и Бог- дух святой. Таков религиозный смысл этого праздника. А на Руси праздник этот назывался СЕМИК. Он знаменовал конец весны и начало лета и приходился на четверг седьмой недели после Пасхи. ^ Троицкие обряды. ЧИТАЮ 37-ой слайд. Иван Купала 7 июля церковь отмечает Рождество пророка Иоанна Крестителя. Но народ его называет Иваном – колдовником, Иваном – травником, Иваном Купалой. Связывают этот праздник с Богом Солнца, ведь приходится он на день летнего солнцестояния (солнцеворота), на самую середину года. Ночью совершаются все обряды праздничные. Ночь волшебная.. Она самая короткая. Но именно в эту ночь оживает вся нечисть – ведьмы, оборотни, русалки, змеи…Надо, чтобы защититься от них, во всех углах дома разбросать волшебные травы. Это полынь и осина. А почему Ивана Купалу называли травником? Собирали целебные травы. Символ праздника – цветок Иван-да-Марья. Легенда рассказывает о том, что с горя в него превратились повенчавшиеся брат и сестра, не знавшие о своем родстве. Почиталась и белая кувшинка, распускавшаяся к этому дню. По преданию, она может отвести беду и даже заменить часы, так как раскрывается в 7 утра, а закрывается в 5 часов вечера.. Растения в эту ночь переходят с места но место. Но главное – огненный цветок папоротника. Кто его найдет, тот будет и сильным, и счастливым, и начнет понимать язык птиц и растений. 37-слайд Купальские забавы
IV. Еврейские праздники ВЫВОДЫ: Для чего же нужны народу праздники? ДОМА: Все о еврейских праздниках |
![]() | Тема: «Установление феодального строя» (повторительно -обобщающий... Цель урока: повторение, обобщение пройденного материала, расширение знаний по раннему средневековью, погружение в предмет | ![]() | Урок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова... Методы работы: наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций через “погружение” в текст |
![]() | Урока. Тема урока Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Учитель определяет цели, задачи и тему урока | ![]() | Конспект урока литературы Учитель Батыгина Светлана Юрьевна, учитель... Цели урока: 1 обучающая: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, навыков владения устной и письменной... |
![]() | Самоанализ урока учитель Была поставлена дидактическая цель урока: сформировать способность учащихся к новому способу действия | ![]() | Урока: Магнитное поле; Форма проведения Учитель: Абрахов Дмитрий Афанасьевич, учитель физики мбоу «Оргетская сош имени Т. И. Петрова» мр «Верхневилюйский улус (район)» |
![]() | Урока Тема урока Источник информации Составил Кривоносов В. М. учитель географии, биологии и краеведения, высшей категории, Ношенской оош | ![]() | Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель Тема урока: Сочинение-рассуждение. Особенности написания сочинения-рассуждения |
![]() | Конспект урока чтения (3 класс). Тема урока Госткина Елизавета Михайловна – учитель начальных классов Шаховской сош №1 Конспект урока чтения (3 класс) | ![]() | Тема урока: Собственность 8 кл. Экономическая сфера Вид урока ... |