Урок мировой художественной культуры "Мир Византийскомй культуры" (методическая разработка для 10 класса, 1 урок) Цель урока




Скачать 58,27 Kb.
НазваниеУрок мировой художественной культуры "Мир Византийскомй культуры" (методическая разработка для 10 класса, 1 урок) Цель урока
Дата публикации21.09.2013
Размер58,27 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
Урок мировой художественной культуры "Мир Византийскомй культуры" (методическая разработка для 10 класса, 1 урок)

Цель урока:

Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.

Задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.

  2. Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.

  3. Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.

Развивающие:

  1. Учиться анализировать памятники искусства.

  2. Уметь оценивать вклад византийских мастеров в развитие средневековой культуры.

  3. Развивать интерес к познанию славянской культуры.

  4. Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.

  2. Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.

  3. Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.

  4. Обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование:

  • доска;

  • компьютер;

  • проектор;

  • экран;

  • географическая карта.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма: урок–презентация.

Жанр: урок–панорама.

Предварительная подготовка: создание мультимедиапрезентации «Средние века. Византийская культура», организация проблемно–поисковых групп и подготовка индивидуальных заданий.

Место урока в программе: первый урок в разделе «Средние века», 10 класс МХК по программе Даниловой Г.И.
^ Ход урока

Все на свете уходит – остается искусство.

В Боровицкая.

Мы начинаем разговор о средневековой культуре. Понять ее развитие и особенности эстетики невозможно без анализа византийской культуры. Объявление цели и задач урока.

^ Сообщение ученика.

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.

На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4-15 в.в.). Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.

- На уроке мы, естественно, не сможем охватить весь спектр византийской культуры, а остановимся лишь на некоторых видах искусства: архитектура, мозаика, иконопись, музыка.

^ Постановка проблемы урока. В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные особенности византийской культуры?

Задание классу. В процессе работы на уроке заполнить таблицу.


Виды искусства

Примеры

Х Характерные черты различных видов искусства

1. Архитектура







2. Мозаика







3. Иконопись







4. Музыка








Работа с творческим заданием «Средние века. Византийская культура».

^ Первая группа учащихся представляет достижения византийской архитектуры: рассказ об особенностях внешнего архитектурного облика и внутреннем убранстве собора Св.Софии в Константинополе.

Беседа по вопросам.

  • Какое архитектурное сооружение наиболее характерно для раннего этапа византийского зодчества?

  • Какие идеи стремились воплотить строители собора Св. Софии?

  • Какие архитектурные новшества были применены при строительстве собора Св. Софии в Константинополе?

  • Почему в византийской архитектуре базилики были вытеснены крестово-купольными храмами?


Вторая группа рассказывает об искусстве мозаики.

  1. Выразительное чтение и анализ стихотворения А.Блока «Равенна».

  2. Анализ мозаик Равенны «Императрица Феодора»,»Император Юстиниан со свитой».

Вывод. Характерные особенности мозаики:

  • совершенные композиционные приемы;

  • декоративность;

  • колористические эффекты;

  • сопоставление контрастных цветов;

  • регламентация цветовой гаммы;

  • манера кладки смальты ровными рядами, образующими узор;

  • композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.

Вопросы классу.

  • Что такое смальта?

  • Откуда в Византию пришло искусство мозаики?

  • Почему искусство византийских мозаичистов приобрело мировую славу? Какими средствами достигался эффект магического воздействия на зрителя?


Третья группа анализирует искусство византийской иконописи.

  1. Что такое икона.

  2. Анализ икон, представленных в презентации: «Сергий и Вакх» - 6 век, «Владимирская Богоматерь» - начало 12 века, «Христос Пантократор»- 14 век.

Обсуждение вопросов.

  • Какое место занимают иконы в православном мире?

  • Как икона «Владимирская Богоматерь» попала на Русь и почему до сих пор является одной из наиболее почитаемых икон?

  • Каковы характерные особенности икон?

Характерные особенности икон:

  • фронтальность изображения (обращенность их к зрителю);

  • строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери;

  • высокий лоб – средоточие духовного начала;

  • сияющий нимб вокруг головы;

  • пристальный, суровый взор увеличенных глаз;

  • статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя;

  • декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур;

  • цвет на иконах символичен.


Четвертая группа учащихся представляет музыкальную культуру Византии.

Сообщение учащихся об известных музыкантах и теоретиках церковной музыки, музыкальных инструментах Византии.

- Какие чувства и мысли пробуждает в вас эта музыка?

Задание. Оформить выводы письменно в тетрадь.

Выводы:

1. В чем проявилась связь византийской культуры с античным искусством, на ваш взгляд?

  • Классичность / правильная передача пропорций человеческого тела, его объема и движений/.

  • В центре внимания художника стоит человек.

  • Искусство выполняло эстетическую функцию и являлось посредником между миром человеческим и божественным.

2. Как вы думаете, каковы основные достижения художественной культуры Византии?

  • Воплощение в жизнь крестово-купольного храма.

  • Синтез различных видов искусств.

  • Ориентированность художественного языка на условность, символику / зарождение иконографии и нотного письма /.

  • Эмоциональное начало, преобладание духовного содержания над физическим совершенством.

3. Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?

  • Принятие христианства на Руси явилось мощным стимулом в развитии культуры.

  • Православная культура развивается по канонам византийского искусства.

  • В средние века Русь становится духовным центром православия

/Москва – третий Рим/.
Рефлексия.

  • Что нового узнали на уроке?

  • Какое открытие сделал каждый из вас?

- Хотелось бы в заключение урока обратить ваше внимание на эпиграф, слова поэтессы В.Боровицкой:

…Все на свете уходит – остается искусство.

Цепь веков не прервется голосами поэтов.

Смотрят фрески соборов и полотна портретов.

На земле одряхлевшей будет горько и грустно.

Только пусто не будет, пока живо искусство.

Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами.

Похожие:

Урок мировой художественной культуры \"Мир Византийскомй культуры\" (методическая разработка для 10 класса, 1 урок) Цель урока iconМетодическая разработка урока по обществознанию Тема: «Религия как одна из форм культуры»
Тип урока: урок – исследование с элементами проектной деятельности и использованием мультимедийной презентационной технологии
Урок мировой художественной культуры \"Мир Византийскомй культуры\" (методическая разработка для 10 класса, 1 урок) Цель урока iconРазработка урока литературы с применением Дальтон технологии. Тема...
Методическая цель: развитие креативных и исследовательских способностей, духовной культуры обучающихся при изучении художественной...
Урок мировой художественной культуры \"Мир Византийскомй культуры\" (методическая разработка для 10 класса, 1 урок) Цель урока iconПояснительная записка рабочая программа по мировой художественной...
Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от истоков...
Урок мировой художественной культуры \"Мир Византийскомй культуры\" (методическая разработка для 10 класса, 1 урок) Цель урока iconЦель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме. Задачи урока
Задачи урока: охарактеризовать памятники культуры и выделить основные черты художественной культуры Древнего Египта. Определить значения...
Урок мировой художественной культуры \"Мир Византийскомй культуры\" (методическая разработка для 10 класса, 1 урок) Цель урока iconОткрытый урок
Цель: продолжать развивать навыки видения и нахождения в текстах художественной литературы средств художественной выразительности...
Урок мировой художественной культуры \"Мир Византийскомй культуры\" (методическая разработка для 10 класса, 1 урок) Цель урока iconРазработка урока по предмету «Окружающий мир»
Данный урок разработан по предмету «Окружающий мир», автор учебника Н. Ф. Виноградова, для 2 класса по программе «Школа 21 век»
Урок мировой художественной культуры \"Мир Византийскомй культуры\" (методическая разработка для 10 класса, 1 урок) Цель урока iconУрок Косиновой Елены Ивановны, учителя изо I кк «Образ нашествия»
Цель урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися мастерами художественной культуры России xxвека, со способами передачи «образа...
Урок мировой художественной культуры \"Мир Византийскомй культуры\" (методическая разработка для 10 класса, 1 урок) Цель урока iconУрок №23. Данный урок проводится третьим по теме «Экологические факторы»
Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий
Урок мировой художественной культуры \"Мир Византийскомй культуры\" (методическая разработка для 10 класса, 1 урок) Цель урока icon«история мировой художественной культуры»
...
Урок мировой художественной культуры \"Мир Византийскомй культуры\" (методическая разработка для 10 класса, 1 урок) Цель урока iconУрок занимает центральное место в программе, относится к разделу «Социальная экология»
Методическая разработка плана – конспекта интегрированного урока по учебному предмету экология, учебнику А. Т. Зверева для учащихся...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница