Программа «Волшебная кисть»




НазваниеПрограмма «Волшебная кисть»
страница1/4
Дата публикации21.09.2013
Размер0,53 Mb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение

«Соль-Илецкий районный Центр детского творчества»


Утверждаю:

Директор МОУ«Соль-Илецкий районный Центр детского творчества»

_________________ В. В. Черемухин.

«_______» ________________________2004 г.

Дополнительная образовательная программа

по изобразительному искусству

«Волшебная кисть»

для обучающихся 7-10 лет

Срок реализации программы - 3 года

Автор:

Мартинкене Надежда Николаевна,

педагог дополнительного образования

с. Григорьевка Соль-Илецкого района

2004 г

Пояснительная записка.
Программам «Волшебная кисть по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – трехгодичной.

Программа «Волшебная кисть» предназначена для учащихся младших классов и направлена на развитие интереса к народному искусству, приобщение детей к художественному творчеству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение навыков и приемов рисования в разных художественных техниках. Содержание программы расширяет знания учащихся о видах и жанрах изобразительного искусства; знакомит с народным декоративно-прикладным искусством, с историей развития некоторых художественных промыслов; формирует у ребенка качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте, о культурной полноценности в восприятии мира.

Актуальность.

Изучение данного курса актуально в связи с проблемой формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству. Ведь не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях всевозрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над проектом, при подготовке к олимпиаде, а также при оформлении домашних и школьных праздников.

Проблемность.

Нашему обществу нужен не только хлеб, но и красота. Нужны люди, откликающиеся на красоту всеми своими чувствами.

Истинная красота – всегда гуманистична, человечна. Прекрасное облагораживает человека, делает его выше, лучше, чище.

Существует три формы приобщения детей к прекрасному. Первая форма – образовательный предмет изобразительного искусства, где обязательно присутствуют все дети с 1 по 8 классы. Вторая форма – детские художественные школы, которые посещают отобранные дети, имеющие не только желание, но и природные способности. И третья форма – детская художественная самодеятельность. Это секции, клубы, студии, кружки по интересам, которые посещают все желающие. Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисть» рассчитана на детей, имеющих большое желание научиться рисовать, изображать на бумаге какие-то события, картины природы, лица. Конечно, ребенок не обязан, записавшись в студию, посещать его до конца школы. Он может свободно бросить его и перейти в другой. Возможность выбора здесь обильна настолько, насколько в школе богат спектр кружков и секций. У каждого ребенка есть право выбора. Ребенок должен определить свои увлечения, интересы, а для этого он должен пробовать, должен выбирать. И педагоги должны ему помочь в этом.

Бытует мнение, что студии, кружки по изобразительному искусству целесообразно организовывать в средних и старших классах. Это неверно. Ведь до 10-12 лет любят рисовать все дети, независимо от таланта, а в более старшем возрасте число детей, рисующих по собственному желанию помимо уроков в школе, резко сокращается. И если не удовлетворить потребности детей младшего возраста заниматься художественным творчеством, они могут навсегда потерять интерес к рисованию.

Занятия искусством поможет ребятам понять, что в жизни очень много привлекательного, такого, что можно любить, чем можно восхищаться, чему можно радоваться. Ведь научившись понимать красоту, уже взрослыми людьми, они будут стремиться создавать ее вокруг себя.
Новизна.

Детский рисунок – загадочное явление в изобразительном искусстве. Что же это за понятие? Детский рисунок – это посильное выражение ребенком своих наблюдений и представлений об окружающих предметах и явлениях. Можно о них рассказать словами, а можно нарисовать.

Программа рассчитана не только на одаренных детей, а на всех детей, которые хотят и любят рисовать. И пусть они не достигнут больших высот, но научатся самовыражаться в рисунке, показать свое отношение к окружающему миру, откликаться на красивое и безобразное, доброе и злое в жизни, а также будут чувствовать себя полезными обществу ( когда украшают кабинет к празднику, готовят спектакль или выставку).

^ Цель программы:

формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры и овладение национальным культурным наследием.

Задачи

Обучающие:

  • расширить область знаний обучающихся в области изобразительного искусства;

  • дать знания детям о видах и жанрах изобразительного искусства, композиционных приемах, художественно-выразительных средствах рисования.

  • познакомить детей с предметами декоративно-прикладного искусства, с народными промыслами.

Развивающие:

  • развивать художественные способности детей, их творческую активность;

  • развивать художественные умения и навыки, способность рождать художественный образ;

  • формировать интерес к творческой деятельности;

  • развивать умения видеть красоту в жизни и в искусстве, понимать ее, сопереживать художественным образам;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ;

  • формировать чувство коллективизма;

  • воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, честность, добросовестность и т. д.);

  • воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Мотивационные:

  • создавать комфортную обстановку на занятиях и мероприятиях;

  • создавать условия для атмосферы доброжелательности, сотрудничества.

Эстетические:

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру;

  • развивать аккуратность, опрятность.



^ Возраст обучающихся.

На первый год обучения набираются ребята 7-8 лет, (2-3 классы).

Система контроля существует после каждого года обучения.

Полный курс обучения учащиеся заканчивают в 9-10 лет (4-5 классы).
^ Сведения о коллективе.

Объединение «Волшебная кисть» существует с 2002 года в районном Центре детского творчества на базе Григорьевской СОШ. Программа обучения рассчитана на три года. В соответствии с уставом МОУ ЦДТ в группе каждого года обучения должно быть 15 человек. Периодичность занятий – два раза в неделю без деления на подгруппы. Программа рассчитана на 64 часа в каждый год обучения. Учитывая психологические особенности детей, это самый благоприятный возраст для занятий художественным творчеством. У детей есть время до окончания общеобразовательной школы добиться определенных результатов.

Программа «Волшебная кисть» рассчитана на кружковую работу. Для сплочения коллектива и более эффективной работы, а также учитывая психологические особенности детей, это наиболее приемлемая форма. Практика кружковой работы показала, что занятие лучше делить на три этапа:

Первая – теоретическая.

Вторая – практическая.

Третья – коллективная (на сплочение коллектива), проведение игр, отгадывание кроссвордов и загадок, подготовка к мероприятиям. Это позволит ребятам подружиться и развить мотивацию для эффективного освоения программы.
^ Документы и материалы,

с учетом которых составлена программа.

- Закон Российской Федерации «Об образовании».

- Типовое положение об учреждении дополнительного образования.

- Конвенция ООН о правах ребенка.

- Перспективный план работы Центра детского творчества.

- Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

-Инструкция по технике безопасности.
^ Педагогические принципы.

Решение педагогических задач в программе «Волшебная кисть» осуществляется на основе известных педагогических принципов:

- целостность и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной и творческой деятельности личности;

- доступность, систематичность и эмоциональность процесса совместного освоения обучающимися и педагогом содержания, форм и методов продуктивной творческой деятельности;

- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учебно-воспитательному процессу.

^ Этапы программы.

Данная программа предполагает обучать ребят по методу «от простого к сложному», что наиболее целесообразно для успешного освоения материала и развития самостоятельной деятельности у детей. Программа рассчитана на три года обучения и включает в себя шесть этапов. За один год обучающиеся проходят два этапа.

^ Первый этап: сентябрь – октябрь «В стране Рисовалии».

Педагог проводит диагностику уровня возможностей детей, их познавательного интереса, изучает мотивы и потребности. Это позволяет в дальнейшем выбрать правильные формы и методы работы. Наладить благоприятную атмосферу в коллективе и улучшить учебно-воспитательный процесс.

^ Второй этап: октябрь – май – «Сказки про краски».

Знакомство с искусством должно быть впечатляющим. Поэтому на втором этапе обучения занятия начинаются со сказки.

Педагог знакомит детей с изобразительными материалами – карандашом, мелками, фломастерами, акварелью, тушью, цветной бумагой, с основными и дополнительными цветами.

Ребята узнают о простейших правилах организации процесса рисования, развивают умения правильно компоновать изображения отдельных предметов. Большое значение на данном этапе предается умению находить разные цвета и оттенки. Дети учатся «не бояться» кисти, свободно работать ею, применяя разные виды мазков. Работают «от пятна», часто работают без предварительного наброска карандашом.

^ Третий этап: сентябрь – январь – «Варенье для художника».

Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.

Ребята работают разными художественными материалами: гуашью, тушью, палочкой, углем, восковыми мелками. При работе гуашью, учатся использовать приемы «перехода цвета в цвет» и «вливание в цвет». Навыки работы с соленым тестом.

Под руководством педагога ребята изготовляют рукописные книги, где они - писатели и художники-оформители.

^ Четвертый этап: январь – май – «Законы королевы Композиции».

Дети знакомятся с простейшими основами линейной и воздушной перспективы, светотени, учатся анализировать и передавать основные отношения пропорций (высота, ширина, длина), величины изображаемых предметов. Ребята знакомятся с пропорцией фигуры человека. На этом этапе происходит знакомство с русским декоративно-прикладным искусством.

Формирование навыков использовать художественную терминологию. Запоминание детьми терминов происходит не в результате заучивания, а в ходе общения педагога и ученика.

^ Пятый этап: сентябрь – февраль – «Город Мастеров».

Ребята знакомятся с народными промыслами России и, в частности, Оренбуржья, а также с предметами декоративно-прикладного искусства.

Простые схемы построения симметричного и асимметрического орнамента. Знакомство с особенностями гжельской керамики и хохломской росписью по дереву.

Обучающие получают сведения о глине как о художественном материале, об организации рабочего места, названии и назначении инструментов, работают с соленым тестом (аналог глины).

^ Шестой этап: февраль – май – «Наша галерея».

Подготовка и проведение большой итоговой выставки рисунков «Этот разноцветный мир». Показ спектакля для учащихся 1-4 классов «Сказки про краски». Систематизация знаний о народном декоративно-прикладном искусстве. Ярмарка поделок.
^ Воспитательная работа.

В настоящее время, когда в процессе воспитания необходимо делать основной упор на формирование у ребенка ориентации и способностей к самовоспитанию, учреждения дополнительного образования играют большую роль в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их. В связи с этим главной задачей воспитания становится формирование у детей той системы ценностей, реализация которых обеспечивает взаимодействие общества и отдельной личности.

Цель: создание условий для развития творческой, нравственной, гармоничной личности.




Мероприятия

Задачи

Сроки

1

День открытых дверей

- привлечь детей в

объединение;

- пропагандировать

художественную деятельность.

1-5 сентября

2

Праздник «Здравствуйте, это мы!»

- сплотить детский коллектив;

- познакомить правилами,

традициями объединения.


сентябрь

3

Праздник урожая «Арбузник»

- знакомство с другими

коллективами дополнитель-

ного образования;

- создание условий для

сплочения коллектива.

до 20 октября

4

Кафе «Волшебная кисть»

- создание условий для

творческого развития детей;

- организация полноценного

отдыха.

осенние кани-кулы

5

Литературная композиция «Я горжусь, что родился в России»

- приобщение к культурным

ценностям;

- развитие чувства патриотизма.

ноябрь

6

Встреча Нового года

- создание условий для

творческого развития детей.


декабрь

7

Вечер «Хорошие манеры в рисунках и примерах»

- приобщение к этическим

нормам поведения.

январь

8

Соревнования

«Веселые старты»

- организация полноценного

отдыха;

- создание обстановки для

развития личностных качеств.

февраль

9

Праздник «Портрет работы поднебесного маэстро»

- приобщение к культурным

ценностям;

- развитие интереса к творчеству русских художников.

март

10

Поход на природу

- организация полноценного

отдыха;

- создание обстановки для

развития личностных качеств.

весенние кани-кулы

11

КВН

- создание ситуации успеха и

условий творческого

самовыражения.

апрель

12

Праздник «Мы прощаемся ненадолго»

- развитие мотивации на будущий

год;

- подведение итогов за прошед-

ший год.

май


Экскурсии.




Экскурсии

Задачи

Сроки

Место

1

Школьный музей

- воспитание интереса к

историческому прошлому

родного села.

сентябрь



Школа

2

Районный Центр детского творчества

-знакомство с

творчеством юных

мастеров художественного

творчества.

ноябрь

Соль-Илецк

3

Районный историко-краеведческий музей

- воспитание патриотизма

и гордости за родной край.


февраль

Соль-Илецк

4

Музей изобразитель-ного искусства

- приобщение к культурным ценностям;

- воспитание художественно-

эстетического вкуса.

март

Орен-бург



^ Участие в конкурсах, выставках.

1

Школьные

Развитие активности, умений защитить свою работу (на предварительном отборе).

2

Районные

Создание условий для творческого самовыражения.

3

Областные

Создание условий для творческого самовыражения.


^ Социальное воспитание.




Мероприятие

Задачи

Сроки

Место

1

Благоустройство кабинета

- приобщение к труду,

формирование

общественной активности

Сентябрь, октябрь

Школа

2

Оформление школьных интерьеров

- создание условий для

творческого развития

детей

Декабрь, февраль, март, май

Школа


^ Работа с родителями.

Отечественная и зарубежная наука и практика всегда подчеркивали особую роль семьи в воспитании детей. Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение в воспитании. Центр детского творчества и средняя общеобразовательная школа ставят своей целью развитие творческой, гармоничной, высоконравственной личности.

Семья и объединение «Волшебная кисть» должны стать партнерами для более эффективной образовательной деятельности детей.

Совместная работа родителей, педагога и детей поможет решить проблемы и создать условия для развития и формирования целостной личности, духовности, нравственности, творческой индивидуальности детей.

Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, формировать у них активную позицию в поощрении детей занятиями художественным творчеством.




Мероприятие

Задачи

Сроки

1

Совместный праздник «Здравствуйте, это мы!»

- познакомить родителей с

деятельностью творческого

объединении;

- создать условия для

сотрудничества.

Сентябрь

2

Собрание «Хотели бы вы вырастить одаренного ребенка?»

- выявить, на какой основе

строятся отношения

родителей и детей


Октябрь

3

Консультации для родителей

- совместное решение

выявленных проблем.


В течение года

4

Собрание «Родительский дом – начало начал».

- помочь родителям

сосредоточить внимание на

достоинствах ребенка, поддер-

жать ребенка в его начинаниях,

научить видеть красивое в

простом, обыденном.

Январь

5

Привлечение родителей в массовые мероприятия объединения

- создать условия для

улучшения результатов

воспитанников через

совместную деятельность

педагога и родителей.

В течение года

6

Кафе «Улыбнемся вместе»

- создание условий для

развития творческих

способностей и доброжела-

тельной обстановке в семье.

Апрель

7

Совместный праздник «Мы прощаемся ненадолго»

- развитие мотивации на буду-

щий год;

- подведение итогов за прошед-

ший год.

Май



  1   2   3   4

Похожие:

Программа «Волшебная кисть» iconОбразовательная программа Объединения «Волшебная кисточка»
Объединения «Волшебная кисточка» по художественно-эстетическому направлению для детей 9-12 лет, 2 года обучения
Программа «Волшебная кисть» iconСоздание текстуры и эффектов
Выделение Отменить выделение. В окне Кисти выбираем кисть, как показано на рисунке и белый цвет из вкладки «Образцы» и инструментом...
Программа «Волшебная кисть» iconПрограмма вд «Волшебная кисточка» Направление: художественно-эстетическое....
Программа составлена на основе типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной
Программа «Волшебная кисть» iconХиромантия
Необычайно широкая и толстая, притом очень мясистая кисть служит признаком грубости и животных инстинктов
Программа «Волшебная кисть» iconПсихологическое занятие в 3-м классе (1–4) "Волшебная сказка чувств"
Выявление способности ребенка дифференцировать эмоции по степени их интенсивности
Программа «Волшебная кисть» iconПрактическая работа №3 Тема «Флэш символы. Movie Clip»
Возьмите инструмент овал или кисть, нарисуйте на столе лепесток, смотрящий вверх. Если у вас есть границы у лепестка, выделите и...
Программа «Волшебная кисть» iconНазвание: «волшебная галоша»
Объект маркетинга: услуга по оценке качества воспитания детей и привития им положительных личностно-психологических качеств
Программа «Волшебная кисть» iconШкола молодых мужчин
Женское тело есть волшебная флейта Кришны, блажен, кто умеет извлечь из нее божественную музыку
Программа «Волшебная кисть» iconКак писать писанки
Нужны материалы: чистое, белое куриное яйцо, кисточка, воск, свеча, стеклянные баночки с широкими горлышками, краски, малая кисть,...
Программа «Волшебная кисть» iconУрок чтения Тема: По Н. Сладкову «Волшебная полочка»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница