Конспект урока по теме: «Идеология и культура СССР в послевоенное время»




Скачать 84,67 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме: «Идеология и культура СССР в послевоенное время»
Дата публикации21.09.2013
Размер84,67 Kb.
ТипКонспект
pochit.ru > Культура > Конспект




Конспект урока по теме: «Идеология и культура СССР в послевоенное время»

Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С.В.

Урок разработан с использованием ИКТ для учащихся 9-х классов в рамках изучения раздела «СССР в 1945-1953 гг.»


2013 год




^ УРОК 64

Тема: «Идеология и культура СССР в послевоенное время»

Цели:

- сформировать у учащихся представление об особенностях культурной жизни СССР в послевоенное время, влиянии идеологии на духовную сферу общества;

- продолжить работу по развитию монологической речи, умения анализировать документ, аргументировать свою точку зрения;

- на примерах достижений деятелей культуры, науки, искусства продолжить формирование представления о прекрасном.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма проведения: урок-лекция с элементами беседы.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, возможность выхода в Интернет.

^ ХОД УРОКА

  1. Оргмомент (1 мин.)

  2. Изучение новой темы (30 мин.)

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Союзнические отношения с западными демократиями, как и заграничный поход Красной армии, создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними, но этим надеждам не суждено было сбыться.

С лета 1946 г. в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру.

Поход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А.А.Жданов.

«Железный занавес» был восстановлен в 1948 году в ходе развернувшейся компании по борьбе с «космополитизмом». (Слайд 1)

Работа с ранее изученными терминами:

- ребята, давайте вспомним, что обозначает термин «железный занавес» (после ответа учащегося по гиперссылке проверяется его правильность)

- что обозначает термин «космополитизм» (после ответа учащегося по гиперссылке проверяется его правильность)

2. ЛИТЕРАТУРА

Рассказ учителя о наиболее ярких представителях литературы послевоенного времени.

Вступительное слово учителя: «После восстановления «железного занавеса» страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

Один из первых ударов был нанесён по литературе. Особой критике подверглось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко».

Биографическая справка Анны Ахматовой (Слайд 3)

Ахматова (настоящая фамилия — Горенко) Анна Андреевна [11.06.1889, Одесса, — умерла 05.03.1966, Домодедово Московской области; похоронена в Ленинграде]

Родилась в семье офицера флота. Училась на Высших женских курсах в Киеве и на юридическом факультете Киевского университета.

С 1910 жила преимущественно в Петербурге.

Знаменательное событие в жизни Анны Ахматовой происходит в 1910 году, когда юная поэтесса выходит замуж за молодого поэта-акмеиста Гумилева. Анна Ахматова и Николай Гумилев венчаются в Николаевской церкви, а медовый месяц молодые проводят в Париже.

В 1912 вышла первая книга стихов Ахматовой «Вечер», за ней последовали сборники «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) и другие.

Контрастность — отличительная черта её поэзии; меланхолические, трагические ноты чередуются со светлыми, ликующими.

После Октября, далёкая от революционной действительности, Анна Ахматова всё же резко осудила белую эмиграцию, людей, порвавших с Родиной

В годы Великой Отечественной войны в поэзии Ахматовой выделяются патриотические стихи («Клятва», «Мужество»). Вершина творчества Анны Ахматовой — большая лирико-эпическая «Поэма без героя» (1940—62).

На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).

Осень 1965 года – Анна Ахматова переносит четвертый инфаркт. В этот же период, перед самой смертью, составляет свою единственную короткую автобиографию. 5 марта 1965 года – Анна Андреевна Ахматова умирает в кардиологическом санатории в Подмосковье.

Биографическая справка Михаила Зощенко (Слайд 4)

Родился 10 августа 1894 г. в Петербурге в семье художника.

В 1913 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени относятся первые литературные опыты Зощенко.

В 1915 г., во время Первой мировой войны, он добровольцем ушёл на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером.

В 1917 г. вернулся в Петербург, в 1918 г., несмотря на болезнь сердца, пошёл добровольцем в Красную армию.

К середине 20-х гг. XX в. Зощенко стал одним из самых популярных писателей в России.

Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда” и „Ленинград”» от 14 августа 1946 г. привело к запрету на издание произведений Зощенко и к травле писателя.

Следствием этой идеологической кампании стало обострение у Михаила Михайловича душевной болезни. Восстановление его в Союзе писателей после смерти И. В. Сталина (1953 г.) и издание первой после долгого перерыва книги (1956 г.) лишь на время облегчили его состояние.

Умер 22 июля 1958 г. в Ленинграде, похоронен в Сестрорецке.

Работа с документом (слайд 5)

- Ребята, внимательно ознакомьтесь с текстом документа.

Задание: ответьте на вопросы

- в чём обвинены М.Зощенко и А.Ахматова? Почему, с вашей точки зрения, избран столь агрессивный, намеренно грубый стиль, в котором высказаны эти обвинения?

Рассказ учителя о писателях, поэтах, драматургах, творчество которых подвергалось жесткой критике.

Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Так, руководитель Союза писателей А.А. Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия», в котором было недостаточно показано партийное руководство молодыми подпольщиками. (Слайд 6)

Поэт-песенник М.А. Исаковский – был раскритикован за пессимизм стихов «Враги сожгли родную хату…» Позже на эти стихи была наложена музыка и сейчас вашему вниманию я включу фрагмент этой песни (звучание фонограммы слайд 7).

- Какие чувства вызвали у вас слова этой песни?

Критике подверглись драматург А.П.Штейн, писатели Ю.П.Герман, Э.Г.Казакевич, М.Л.Слонимский (Слайд 8)

В ходе борьбы с «космополитами» были расстреляны П.Д. Маркиш и Л.М. Квитко (Слайд 9)

Велось следствие по «делу» И.Г.Эренбурга, В.С.Гроссмана, С.Я.Маршака (Слайд 10)

^ 3.ТЕАТР И КИНО

Вслед за литературой было «усилено партийное руководство» театром и кино. Летом, осенью 1946 года вышли постановления ЦК ВКП(б), посвящённые критике театра и кино. Осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм».

Были раскритикованы фильмы Л.Лукова «Большая жизнь», В.И.Пудовкина «Адмирал Нахимов», С.М.Эзенштейна «Иван Грозный» (Слайд 11)

Критике были подвергнуты кинорежиссёры Г.Козинцев, Л.Трауберг и др. (Слайд 12)

- Ребята, сейчас я вам продемонстрирую фрагмент фильма «Кубанские казаки». После просмотра, ответьте на вопрос: «По вашему мнению, данная картина была ли подвергнута критике? Ответ аргументируйте

Демонстрация фрагмента фильма «Кубанские казаки» (слайд 12). Обсуждение.

Учитель: «Многие художественные фильмы снимались по партийному заказу. Сюжеты фильмов должны были доносить до масс, как хорошо живётся советскому народу. Одним из таких фильмов стал фильм «Кубанские казаки».

4.МУЗЫКА

В конце 1947 года жёсткий идеологический пресс обрушился и на советских музыкантов. Поводом послужило исполнение трёх произведений, созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: шестой симфонии С.С. Прокофьева, «Поэмы», А.И. Хачатуряна и оперы В.И.Мурадели «Великая дружба».

Прослушивание фрагментов шестой симфонии С.С.Рокофьева и «Поэмы» А.И.Хачатуряна (Слайд 13)

- Ребята, какие чувства, эмоции у вас вызвали эти произведения?

Вывод: И всё же, несмотря на диктат и идеологические шоры, культурная жизнь имела и положительные черты, в первую очередь в освоении огромного классического наследия. (Слайд 14)

^ 5. ОБРАЗОВАНИЕ (Слайд 15)

Рассказ учителя

Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной образовательной системы. В 1946-1950 гг. было возведено 18,5 тыс. школьных зданий.

В 1946-1948 гг. число высших учебных заведений превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт ещё в 1947 году. Тяга к знаниям людей, переживших войну, была просто удивительной. Целая армия молодых людей обучалась без отрыва от производства.

К концу 4-й пятилетки в вузах было подготовлено 652 тыс.инженеров, учителей, врачей, агрономов и др. специалистов, а среднее специальное образование получили в это время 1278 тыс. человек.

6. ^ НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ.

(Слайд 16) В годы войны знания учёных были востребованы властью, многих из них освободили из заключения. Постепенно, хотя и в известных рамках, шло возрождение свободомыслия в науке, без которого она обречена на загнивание. Творческая атмосфера не была утрачена и после Победы, когда развернулись оживлённые дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки», а отдельными её представителями для сведения счётов с научными оппонентами.

Работа с новым термином – кибернетика. (слайд 16 и пройти по гиперссылке). Запись термина в тетради.

(Слайд 17) Дискуссию по проблемам биологии инициировал Т.Д.Лысенко - президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им.В.И.Ленина. Началась кампания в печати, направленная на критику формальной генетики и её представителей, ставивших опыты на мухах-дрозофилах. Критика «мухолюбов-человеконенавистников» завершилась тем, что в 1948 году академики А.Жебрак, П.Жуковский, Л.Орбели, А.Сперанский, И.Шмальгаузен и их ученики подверглись критики. Вместе с ними оказалась на долгие годы в загоне и сама генетика.

(Слайд 18) Дискуссии в исторической науке были сведены, по сути, к оправданию существующего положения вещей.

Экономические дискуссии завершились в 1952 году с выходом в свет работы Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», отвергавшей любые проявления рыночной экономики и обосновавшей ещё большее огосударствление экономической жизни в СССР.

  1. Закрепление изученного материала (14 мин).

^ 1.Фронтальная беседа:

- чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?

- приведите примеры гонений сталинского руководства на учёных, деятелей литературы, искусства;

- какой смысл вы видите в борьбе властей с «космополитами»?

- кибернетика – что это за наука?

- как вы думаете, каково было отношение властей к кибернетике?

- Ребята, давайте попробуем обобщить изученный на уроке материал и сделать вывод о том, в чём заключалась роль культуры и науки в послевоенное время? (после вариантов ответов, предложенных учащимися, учитель обобщает их и делает обобщенный вывод)

ВЫВОД: Если в послевоенные годы вся сущность культуры и все её задачи были сведены, по сути, к обработке общественного сознания, то роль науки сводилась, кроме этого, ещё и к тому, чтобы обеспечить решение оборонных задач и добиться « партийной направленности» не только гуманитарных, но и естественных наук (вывод записывается в тетрадь Слайд 22)

  1. Один учащийся решает подпорку интерактивных тестов у доски (слайды 23-28)

Д/з - §37 подготовить доклады-презентации о достижениях отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.

Похожие:

Конспект урока по теме: «Идеология и культура СССР в послевоенное время» iconПлан-конспект урока по теме: «Духовная культура»
Изучить историю появления в русском языке иностранных слов, правильность их написания и использования
Конспект урока по теме: «Идеология и культура СССР в послевоенное время» iconКонспект урока русского языка в 6 классе (2 часа) Грамматическая тема
На правой стороне записывается грамматическая тема. Ученикам предлагается в ходе урока составить коллективно конспект «Лексика»,...
Конспект урока по теме: «Идеология и культура СССР в послевоенное время» iconМетодическая разработка: конспект урока по теме «our house»
Полный текст работы содержит помими теоретических положений (1 глава), практические разработки – описание отдельных игр, в т. Ч....
Конспект урока по теме: «Идеология и культура СССР в послевоенное время» iconКонспект урока по теме: «Политическая система СССР в 1930-е годы»
Цель урока: контроль за уровнем знаний учащихся; углубить общие знания учащихся о сущности советской модели тоталитаризма; развивать...
Конспект урока по теме: «Идеология и культура СССР в послевоенное время» iconПлан-конспект урока «Свержение монархии»
Тема и номер урока в теме: 1-ый урок в теме «Великая российская революция. 1917-1921гг.»
Конспект урока по теме: «Идеология и культура СССР в послевоенное время» iconКонспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи»
Конспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи». Подготовила учитель русского языка и литературы моу сош №40 г. Твери Королева...
Конспект урока по теме: «Идеология и культура СССР в послевоенное время» iconПослевоенное устройство мира. Потстдамская конференция. Контрольная работа 2005г. Источник
Целью данной работы является показать развитие сложных, противоречивых международных отношений между бывшими союзниками по антигитлеровской...
Конспект урока по теме: «Идеология и культура СССР в послевоенное время» iconУроках по теме «Культура первобытного общества»
Обобщение знаний по теме «Культура первобытного мира» и изучение нового материала по теме «Культура древних цивилизаций»
Конспект урока по теме: «Идеология и культура СССР в послевоенное время» iconПлан-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник...
План-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник Хэллоуин в Великобритании» (умк «Английский язык» для 5-го...
Конспект урока по теме: «Идеология и культура СССР в послевоенное время» iconКонспект интегрированного урока географии-английского языка по теме: «У карты России»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница