Урок литературы в 11 классе. Тема: Жизнь и творчество А. Ахматовой дооктябрьского периода




Скачать 109,12 Kb.
НазваниеУрок литературы в 11 классе. Тема: Жизнь и творчество А. Ахматовой дооктябрьского периода
Дата публикации20.09.2013
Размер109,12 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
Казакова Т.М. Урок литературы в 11 классе.

Тема: Жизнь и творчество А.Ахматовой дооктябрьского периода. Художественное своеобразие ранней любовной лирики (на материале первого сборника стихотворений А.Ахматовой «Вечер»).

Цели урока на уровне предмета:

  • Иметь представление о личности поэта, о мотивах и настроениях ранней лирики.

  • Выявить художественное своеобразие ранней любовной лирики А.Ахматовой.

  • Развивать интерес к изучению литературы и умение анализировать лирический текст.

Цель урока на уровне межпредметных связей:

  • Использовать приобретённые знания и умения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, литературе, истории, обществознанию.

Цель урока на надпредметном уровне:

  • Формировать аналитические навыки работы с текстом ( с любым текстом).

  • Воспитывать отношение к любви как к высокому чувству.

^ Основные этапы урока: актуализация, целеполагание, практикум, рефлексия.

Методология: эмоциональное погружение - аналитическая (исследовательская) деятельность - создание собственного высказывания по теме.

Ведущая педагогическая технология – информационно-коммуникативная технология.

^ ХОД УРОКА:

1. Организация класса:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги и ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок, сегодня у нас на уроке гости, мои коллеги, учителя нашей школы. Давайте поздороваемся с ними и тихо займем свои места.

- Сейчас мы внимательно посмотрим клип и попытаемся сформулировать тему нашего урока.

^ Клип: Стихи А.Ахматовой читает Светлана Крючкова. (Начало – до 0,20, потом 1,15 – 2,37).

Формулировка темы учащимися:

- Ребята, вы увидели клип и прослушали стихотворение, которое читала актриса театра и кино Светлана Николаевна Крючкова. О творчестве какого поэта мы сегодня будем говорить? (О творчестве А.Ахматовой) Слайд1.

- Верно. А конкретно, мы поговорим о жизни и творчестве А.Ахматовой дооктябрьского периода.

- Так же мы должны рассмотреть Художественное своеобразие ее потического мира. А на каком материале мы будем его рассматривать? (На материале любовной лирики (по первым сборникам поэта). Слайд 2. Записываем тему урока.

Формулировка целей урока: Слайды 3,4,5. (Задания сформулированы в форме вопроса.)

- Что мы должны знать в конце урока?

- Зачем нам нужно это знать?

- Где, в обычной жизни, мы можем применить наши знания и опыт?

АКТУАЛИЗАЦИЯ.

Люди, как известно, стремятся к счастью. А счастье многие находят именно в любви. Говорить о ней можно не с каждым, но очень важно об том говорить, особенно если вам 17 лет.

Осмыслить происходящее, выразить чувства словом порой бывает очень трудно. На помощь вам может прийти поэзия.

- Какие ассоциации приходят на ум при упоминании имени Анны Андреевны Ахматовой? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Любовь, страстная и трагичная, спасительной звездой прошедшая вместе с босоногой девчонкой с черноморского побережья Херсона, затем прелестной гимназисткой Царского Села сквозь хаос ледяного безвременья, объявший нашу страну на заре XX столетия;

- самоотверженная преданность Родине, молчаливо созерцавшей собственную неизбежную гибель;

- материнское горе, стучавшееся тогда без разбору во многие дома своим безжалостно-грубым кулаком пролетарской диктатуры.

И над всем этим сиял в лучах негасимого света робкой надежды восхитительным расписным куполом мир рифм и образов великой поэтессы. Нет, великого поэта. Ахматова ненавидела слово “поэтесса”, называя себя исключительно “поэтом”.

Она мужественно разделила горечь безвозвратных потерь русской интеллигенции. Она не была сломлена испытаниями, под тяжестью которых отрекались от своих идей и убеждений многие мужчины. Она осталась, когда можно было уйти; она была, когда просто немыслимо было быть; она будет и по сей день, и дальше останется в сердцах русских людей великой женщиной-поэтом.
Без сомнения, центральной темой творчества Анны Ахматовой является Любовь. Первые ее стихи, вынесенные на суд широкой публики, были представлены в журнале “Аполлон” в 1911 году, за год до выхода сборника “Вечер”, и сразу получили широкий отклик у читателей и одобрение известных поэтов того времени. Она сразу заявила о себе как о серьезном режиссере-постановщике чувственной драмы. Любовная лирика Ахматовой — не детский лепет романтического дитяти, а отражение пережитого, заполнившее испитый до дна бокал страстей и желаний, разочарований и надежд:
^ Клип: «Песня последней встречи» Слайд 6. Зафиксируйте название стихотворения. Следите по своим текстам.

Именно о любви написаны самые пронзительные, самые незабываемые строки. Сегодня наш разговор – о таких стихах. Анна Андреевна Ахматова прожила долгую поэтическую жизнь и в поздние годы не особенно любила, когда предпочтение отдавалось её ранней лирике. Но в рамках этого урока мы будем говорить только о раннем творчестве Ахматовой.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Сколько людей – столько интерпретаций одного и того же текста. Поэтому готовые мысли по теме предлагать вам я не буду. Хотелось бы, чтоб в первую очередь прозвучали ваши мысли, чтоб вы на время нашего урока превратились во вдумчивых читателей и исследователей.

- А начнем мы нашу работу с знакомства с биографией поэта. Слайды 7-8.

Из автобиографических заметок. 1957 год: « Я родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней… В то лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889. В ночь моего рождения справлялась и справляется знаменитая древняя Иванова ночь- 23 июня. (Записываем)

Назвали меня Анной в честь бабушки… Её мать была… татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным именем…»

  • ^ Посмотрим отрывок телепередачи «Женщины в русской истории», где нам расскажут о биографии и начале творческого пути Ахматовой. (0, 25 – 6,04).

- Поэтическое наследие Анны Ахматовой многогранно. Одну из граней составляет любовь, чувство, воспетое ею во всех тончайших оттенках, одухотворённое, наполненное высшим смыслом. В ранних стихах о любви радость встреч и горечь расставаний, несбывшиеся надежды. Ахматова открывала читателю тончайшие оттенки человеческих чувств, но горевала о них без прикрас, совсем просто, ясно, даже буднично. Это придавало особую силу и обаяние. Ахматова была лириком, а это значит, что каждое событие, независимо от его масштаба, она пропускала сквозь призму своей души.

^ Итак, запишем микротему второй части урока: Слайд 9.

- В 1912 году вышел в свет первый сборник А.Ахматовой «Вечер». После его выхода критики сразу поставили Ахматову в первый ряд русских поэтов.

- До Ахматовой история знала много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Именно Ахматовой удалось дать любви «право женского голоса». «Я научила женщин говорить…» - так напишет А.Ахматова в 1958 году, осознавая, какое значение имела ее лирика в контексте эпохи.

^ Послушаем еще одно стихотворение Ахматовой. «Сжала руки под темной вуалью» (Читает учитель) Слайд 10.

Слайд 11. Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» посвящено ссоре между влюбленными Картина, которую рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях ссоры, когда все обвинения уже высказаны, и обида до краев переполняет двух близких людей. Время действия – мгновение назад и сейчас.

Первая строчка стихотворения свидетельствует о том, что его героиня очень остро и болезненно переживает случившееся, она бледна и сжала руки под вуалью. Мы наблюдаем характерные качества ахматовской лирики – точность, конкретика, выраженная в бытовых подробностях. Предметная деталь ( в данном стихотворении – вуаль и сжатые руки под ней) служит подспорьем а раскрытии психологии героев.
На вопрос о том, что же произошло, женщина отвечает, что «терпкой печалью напоила его допьяна». Это означает, что она признает свою неправоту и раскаивается в тех словах, которые причинили столько горя и боли возлюбленному. Но, понимая это, также отдает себе отчет и в том, что поступить по-другому – значит, предать саму себя, позволив кому-то другому управлять ее мыслями, желаниями и поступками.
Не менее тягостное впечатление произвела эта ссора и на главного героя стихотворения, который «вышел, шатаясь, искривился мучительно рот». Остается лишь догадываться, какие чувства он испытывает.

Анна Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в такой ситуации. Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события. И этот прием недосказанности делает восприятие стихотворения более острым, заставляя вновь и вновь возвращаться к судьбе двух героев , которые расстались из-за нелепой ссоры.
Слайд 12.

— Отчего стихотворение написано в драматургической манере?

— Как в нём чередуются диалог и монолог? Какого художественного эффекта позволяет достичь подобное чередование?

Драматургическое начало входит в лирику Ахматовой, придавая ей особую напряжённость и выразительность звучания, приближая её к живой жизни. Судьбы лирических героев решаются в ходе движения сюжета, ощущается внутренний ритм, с каждой строкой повышается интонация. Драматизм содержания влечёт за собой и драматическую форму: в стихотворении чередуются диалог и монолог, что придаёт зримость совершающейся на наших глазах драме. Финал лирического сюжета напоминает последний акт трагедии по напряжённости действия. Но при этом изобразительные средства, используемые в стихотворении, отличаются известной скупостью, глубина переживаний героев и сложность их отношений вложены поэтессой в жест и действие: “я сбежала, перил не касаясь”, “задыхаясь, я крикнула”, “улыбнулся спокойно и жутко” и так далее.

- А сейчас я предлагаю вам самостоятельно поработать с двумя стихотворениями Ахматовой. Для этого нам нужно разделиться на 2 группы. Первая группа получает задания по стихотворению «Песня последней встречи». Это стихотворение вы слышали в ходе урока. Оно легче поддается аналогичному анализу, который мы выполняли сейчас, поэтому я прошу сесть в эту группу ребят, которые не очень уверены в своих силах.

Второе стихотворение называется «Сероглазый король». Оно немного сложнее для восприятия и анализа. Кроме того, знакомиться с текстом вам придется самостоятельно. (Группы получают задания).

Инструктаж: в течение 5 минут вам нужно выполнить предложенные задания. На основе ваших ответов мы сформулируем основные принципы ранней лирики Ахматовой.

Учащиеся выполняют задания. Для зрителей – видеоролик Серебряный век.

Подведем итоги и сделаем общий вывод о том, какие художественные особенности текстов Ахматовой вы смогли вычленить в ходе анализа стихотворений.

(Выступления ребят по группам)

Итоги работы в группах: Слайд 13 – 15.

ВЫВОД: Слайд 16 (запись в конспект, если успеваем).

- Достигли ли мы поставленных нами в начале урока целей?

^ ОЦЕНКИ ЗА УРОК: Сейчас я предлагаю вам проанализировать вклад каждого в работу вашей группы и выявить лидера, работу которого мы могли бы оценить «ПЯТЕРКОЙ». (Выставление оценок).

^ Заключительное слово учителя: (Слайд 17) Д/З здесь же.

В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь «пятым временем года». Из этого-то необычного, пятого времени увидены ей остальные четыре, обычные. В состоянии любви мир видится заново. Обострены слух и глаз, напряжены все чувства. И открывается необычность обычного. Человек начинает воспринимать мир с удесятерённой силой, замечать то, мимо чего мы в обычном состоянии мы способны пройти равнодушно, не оценить, не почувствовать…

Ее помнили и любили. Ее помнят и любят. Ее будут помнить и будут любить.

^ Рефлексия: Слайд 18 (Опросить детей и гостей) ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ.

Конец урока: музыкальное сопровождение – сб. «Четки».

Приложение №1.


^ ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ
Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: "Со мною умри!
Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой".

Я ответила: "Милый, милый -

И я тоже. Умру с тобой!"
Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

1911г.



Задания:

  1. Определите тему стихотворения _________________________________________

  2. Ответьте на вопрос: Какие чувства переживают герои за время развития сюжета?

_____________________________________________________________________

  1. Время действия в стихотворении (т.е. когда происходят описываемые события?) _______________________________________________________________________

  2. Форма стихотворения: диалог, монолог, сочетание монолога и диалога – подчеркните..

  3. Что вы можете сказать об интонации стихотворения __________________________

_______________________________________________________________________

  1. Средства выразительности (если присутствуют): эпитеты, метафоры, оксюморон (сочетание несочетаемого, например: «живой труп») _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Психологические детали:

Найдите и подчеркните в тексте слова, обозначающие ЗВУК, ЖЕСТ, ЦВЕТ, ПРЕДМЕТ.

Сформулируйте ответ на вопрос: К какому выводу можно прийти, проанализировав эти детали? _____________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Выберите и подчеркните из предложенного характерные черты ахматовской лирики: Сдержанность и недосказанность или бурные эмоции и ярко выраженная страстность, краткость и лаконичность стихов или долгота и развернутость; развернутые многоступенчатые метафоры или простой язык и словесная экономия (т.е.пропуск слов, например, местоимений).

^ Приложение №2.


Сероглазый король

Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
"Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..

За ночь одну она стала седой".
Трубку свою на камине нашел

И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,

В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:

"Нет на земле твоего короля..."

1910 г.




Задания:

  1. Определите тему стихотворения _________________________________________

  2. Ответьте на вопрос: Какие чувства переживают герои за время развития сюжета?

_____________________________________________________________________

  1. Время действия в стихотворении (т.е. когда происходят описываемые события?) _______________________________________________________________________

  2. Форма стихотворения: диалог, монолог, сочетание монолога и диалога – подчеркните.

  3. Что вы можете сказать об интонации стихотворения __________________________

_______________________________________________________________________

  1. Средства выразительности (если присутствуют): эпитеты, метафоры, оксюморон (сочетание несочетаемого, например: «живой труп») _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Психологические детали:

Найдите и подчеркните в тексте слова, обозначающие ЗВУК, ЖЕСТ, ЦВЕТ, ПРЕДМЕТ.

Сформулируйте ответ на вопрос: К какому выводу можно прийти, проанализировав эти детали? _____________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Выберите и подчеркните из предложенного характерные черты ахматовской лирики: Сдержанность и недосказанность или бурные эмоции и ярко выраженная страстность, краткость и лаконичность стихов или долгота и развернутость; развернутые многоступенчатые метафоры или простой язык и словесная экономия (т.е.пропуск слов, например, местоимений).



Похожие:

Урок литературы в 11 классе. Тема: Жизнь и творчество А. Ахматовой дооктябрьского периода iconУрок-лекция Литература, 11 класс я живу в последний раз… Жизнь и...
А. А. Ахматовой; актуализировать знания по теме «Серебряный век русской поэзии»; углубить знания по теории литературы, связанные...
Урок литературы в 11 классе. Тема: Жизнь и творчество А. Ахматовой дооктябрьского периода iconУрок литературы в 9 классе по теме: «Тема и идея в сказке Е. И. Замятина «Церковь Божия»
П. А. Флоренского, чья жизнь и судьба- служение народу. В 11 классе, ребята, изучая творчество М. А. Булгакова, его роман «Мастер...
Урок литературы в 11 классе. Тема: Жизнь и творчество А. Ахматовой дооктябрьского периода iconАнне Андреевне Ахматовой посвящается… (Открытый урок по литературе в 11 классе)
На доске – портрет А. Ахматовой, выполненный родителями ученика, эпиграф, на стенде фотографии Н. Глена, Л. Горнунга. П. Лукницкого...
Урок литературы в 11 классе. Тема: Жизнь и творчество А. Ахматовой дооктябрьского периода iconРазработка урока по раннему творчеству А. А. Ахматовой. Тема: Раннее...
Тема: Раннее творчество А. А. Ахматовой. Психологическая глубина и яркость любовной лирики
Урок литературы в 11 классе. Тема: Жизнь и творчество А. Ахматовой дооктябрьского периода iconУрок литературы в 9 классе. Тема Жизнь и творчество Н. В. Гоголя
Цель: иметь представление о жизни и творчестве писателя, знать основные факты биографии, способствовать повышению мотивации учащихся...
Урок литературы в 11 классе. Тема: Жизнь и творчество А. Ахматовой дооктябрьского периода iconУрок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы
Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество....
Урок литературы в 11 классе. Тема: Жизнь и творчество А. Ахматовой дооктябрьского периода iconКонспект урока литературы в 11 классе Тема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество»
Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества В. Я. Брюсова
Урок литературы в 11 классе. Тема: Жизнь и творчество А. Ахматовой дооктябрьского периода iconУрок литературы и музыки в 6 классе по теме «Родная природа в литературе и музыке»
Познакомить учащихся со стихотворениями А. А. Блока, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой о родной природе
Урок литературы в 11 классе. Тема: Жизнь и творчество А. Ахматовой дооктябрьского периода iconУрок литературы в 9 классе тема: «раннее творчество маяковского»
В. Маяковского, представления учащихся о своеобразии самосознания и мироощущения лирического героя Маяковского
Урок литературы в 11 классе. Тема: Жизнь и творчество А. Ахматовой дооктябрьского периода iconТема урок
Урок И. А. Куприн. Жизнь, творчество. Повесть "Олеся". Воплощение идеала писателя
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница