А. И. Савинов принадлежит к созвездию мас­теров изобразительного искусства, которых Са­ратов подарил России в конце XIX начале XX века




Скачать 391,89 Kb.
НазваниеА. И. Савинов принадлежит к созвездию мас­теров изобразительного искусства, которых Са­ратов подарил России в конце XIX начале XX века
страница1/4
Дата публикации19.09.2013
Размер391,89 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4
Известные саратовские династии
САВИНОВЫ
Личность каждого художника этой семейной династии своеобразна и неповторима.

Начало семейной творческой традиции положил выдающийся мастер живописи и графики - Александр Иванович Савинов (1881-1942).

А.И. Савинов принадлежит к созвездию мас­теров изобразительного искусства, которых Са­ратов подарил России в конце XIX — начале XX века.

29 июля 1881 года у купца-лесоторговца Ива­на Николаевича Савинова (1844-1904) и его жены Екатерины Ивановны (1848-1917) родил­ся сын Александр, унаследовавший семейную черту внешности — рыжие волосы, за которую многочисленные отпрыски семейства получили в Саратове прозвище «савиновские горшки». Детство будущего художника прошло в роди­тельском доме, стоявшем на самом берегу Вол­ги, в конце Троицкого взвоза.

Учиться Александр был отдан в I мужскую гимназию, а осенью 1897 года поступил в Боголюбовское рисовальное училище. Одновремен­но с ним туда пришли учиться Александр Мат­веев, Алексей Карев, с которыми на протяжении жизни судьба не раз сведет Савинова. Среди пре­подавателей училища самое большое влияние на юношу оказал В.В. Коновалов, учитель В.Э. Бо­рисова-Мусатова и многих других художников, начинавших художественное образование в Саратове.

По сложившейся традиции те, кто хотел про­должать учебу, уезжали или в Москву, в Учили­ще живописи, ваяния и зодчества, или в Петер­бург, в Академию художеств. Савинов сделал выбор в пользу Петербурга, но решение стать художником принял не без колебаний, пробыв недолгое время студентом Петербургского уни­верситета. Но вскоре решение было принято и, знаменуя сознательное начало творческого пути, написал «Автопортрет» (1902). «Вышел не­много рыжий, так как писал ночью, и выраже­ние взято то, что у меня было за работой», — со­общал художник в Саратов, посылая автопорт­рет в подарок матери на именины.

Для приездов домой он использовал любую возможность, а летних каникул дожидался с осо­бенным нетерпением: «Какая теперь погода в Саратове? Поди тает? Весна настоящая, не чах­лая, петербургская? Здесь даже таять нечему, всё дворники ещё зимой увозят...» В Саратове он всегда много работал. Большинство из сохранив­шихся произведений Савинова 1901 —1908 го­дов — саратовские. Старинный, помнящий ещё Пугачева, Троицкий собор... Большой, немного таинственный родительский дом... Волга и её бе­рега... Дачные окрестности... На портретах — члены Савиновского семейства, саратовская знакомая Татьяна Барцева, которая позировала художнику в зеленом бархатном платье из ба­бушкиного сундука. Отголоски волжских песен и легенд — в композиции «На барке в старые годы». Темой для конкурсной картины, подво­дящей итог пребывания в Академии, Савинов выбрал «Купание лошадей на Волге»: «Волга уха­ет, когда в предвечернее знойно-томное время люди и животные бросаются в теплую воду, раз­бивают её в сверкающие брызги».

Волжская природа вдохновляла не только Савинова-живописца. Его словесные зарисов­ки также тонки и поэтичны: «...река искрится: вот идет, пыхтит большой пароход с зе­леным глазом, с желтыми огня­ми и величаво вступает в искря­щуюся сетку мистического столба лунного отражения. На пару минут чернеет, пригашивает свои огни, темным си­луэтом пронизывает мерцаю­щее серебро, местами матовое, и выплывает снова в глубокие воды темные, чтобы горделиво отразиться в них, в этом зерка­ле молитвенном роскошного неба. Дальше в безграничную глубь страстной ночи врезыва­ется, уплывает он и издалека шлет свой прощальный рев оставленному городу».

Художник описывает вели­чественную зимнюю Волгу, ко­торая «в сотни тысяч и первый раз скованная ледяной броней, по которой ещё так недавно шныряли на коньках мальчишки, печально объятая жутью, лежала мерцающей в сумраке пустыней».

Он очарован «бархатной туманной ночью, повесившей над Саратовом затуманенный ме­сяц», и «цветущими фруктовыми садами, что спускаются, как стадо мифических баранов, в са­мую реку, покойно раскинувшуюся навзничь под весенним небом, томно слушающую свои соб­ственные всплески и традиционного вечно до­рогого соловушку».

Потом будет Италия, где Савинов провел око­ло трех лет, вдумчиво и серьезно изучая произ­ведения старых мастеров, «умевших портретно списанный клочок жизни углубить до значитель­ности символа». Там Савинов встретил Лию Львовну Цитовскую, ставшую его женой, там родился сын Олег.

Возвратившись в 1912 году в Россию, художник участвует в выполнении крупного заказа — оформлении храма-музея в усадьбе Натальевка, близ Харь­кова. Среди приглашенных для работы в Натальевке оказался земляк Александр Матвеев, уже ставший известным скульпто­ром. В это время окрепла друж­ба двух бывших однокашников по Боголюбовскому рисовально­му училищу. Когда у Савиновых родился второй сын — Глеб, Матвеев стал его крестным отцом.

Первые послереволюцион­ные годы Савинов провел в Са­ратове. Прифронтовой город, истерзанный «бездровием», зас­тавил испытать все тяготы скуд­ного быта. За хлебом ходили на противополож­ный берег Волги, в Покровск. Дрова возили на санках с Кумысной поляны, Зеленого острова или из Гусельского займища, от холода спасали печи-буржуйки. А ученики Савинова, возглавив­шего в бывшем Боголюбовском училище мас­терскую монументального искусства, были заня­ты поисками нового стиля, который должен был отразить эпоху социальных потрясений.

Он мечтал о создании «сара­товской школы живописи», едва ли не самым первым употребил этот термин применительно к уже известным художникам — уроженцам Саратова и к той ситуации, когда многие из них в конце 1910 — начале 1920-х начали заниматься педагогической деятельностью.

В начале весны 1922 года семья художника уезжает из Саратова.

Следующие два десятилетия жизни А.И. Са­винова прошли в Ленинграде, но связи с родным городом не прервались. В квартиру на Петрог­радской стороне приходили письма от земляков: «Мысль, зарожденная Вами около 20 лет назад о создании саратовской школы живописи, оста­вила здесь свое влияние». Частенько появлялись саратовцы. Стремительный взлет художника оборвала его ранняя смерть в блокадном Ленинграде.
Его сын Глеб Александрович Савинов (1915-2000) всю жизнь подчеркивал, что его творчество стало продолжением художественных исканий Александра Савинова. Живописец работал в различных художественных жанрах – портрет, бытовая живопись, натюрморт, пейзаж, интерьер, и каждая такая картина пронизана необычайной радостью жизни.

Глеб Савинов родился 27 сентября 1915 года в семье замечательного художника Александра Ивановича Савинова. И хотя местом рождения будущего мастера была усадьба Натальевка Харь­ковской губернии, своей родиной он всегда счи­тал Саратов: «Мне не было еще двух лет, когда в 1917 году наша семья переехала в Саратов, по­этому мои первые воспоминания связаны с Вол­гой — до этого я не помню ничего. Волга окру­жала нас. И жизнь Волги, ее быт, взбаламучен­ный гражданской войной, голодом, романтикой первых лет революции, остались и остаются до сих пор для меня самыми дорогими и важными впечатлениями».

В доме А.И. Савинова царила атмосфера слу­жения искусству, здесь собирались художники, велись разговоры о творчестве, показывались ра­боты. Самые яркие детские впечатления Глеба Александровича связаны с посещениями мас­терской отца. Навсегда сохранил он в памяти запах красок, лаков и какой-то особый запах кистемойки. «Запомнились мне предметы, слу­жившие ему для постановки натюрмортов: ста­ринные купеческие платья покойной бабушки, вещи отцовского детства и, главное, работы отца, казавшиеся мне совершенными».

С раннего детства Г. Савинов начал рисовать, однако к занятиям искусством пришел не сразу. Сначала был геологоразведочный техникум с экспедициями по всей стране. Затем — направ­ление в Горный институт, данное ему как луч­шему ученику. Но, несмотря на любовь к путе­шествиям, страсть к творчеству не отпускала, и в 1934 году Глеб поступил в Ленинградский ин­ститут живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств.

Свой круг тем, своих героев, свой собствен­ный стиль Г. Савинов нашел к середине 1950-х годов. Жизни и истории страны посвящены мо­нументальные полотна мастера, центральную роль в которых занимает образ русского народа. Многие его произведения можно назвать раз­мышлениями о смысле человеческой жизни, вечном ее движении. Удивительна широта худо­жественных интересов мастера. Его привлекают все жанры: портрет, бытовая живопись, пейзаж, интерьер, натюрморт.

Глеб Савинов — прекрасный колорист, обла­дающий тонким и верным вкусом. Его звучные, излучающие свет произведения отмечены высо­кой живописной культурой. Виртуозность ком­позиционного строя, свобода и мастерство, с которыми они написаны, — свидетельство высокого таланта художника.
«Светлым глазом» называл Александр Осмеркин одну из лучших своих учениц — Ольгу Богаевскую, художницу исключительного таланта, создавшую на своих холстах мир, полный радо­сти, солнца и счастья. С самого раннего детства Ольгу Борисовну окружала атмосфера любви, поклонения и служения искусству. Ее отец, Бо­рис Леонидович Богаевский, был известным ученым— археологом и историком искусства, крупнейшим в стране исследователем крито-микенской культуры. Он в числе тех, кто созда­вал искусствоведческое отделение при Ленинг­радском институте живописи, скульптуры и ар­хитектуры Всероссийской Академии художеств, на котором возглавлял кафедру античного искус­ства. Мать, Ольга Эдуардовна, занималась рисо­ванием, в 1910-х годах обучалась в Мюнхене, уча­ствовала на выставках.

В детстве будущая художница интересовалась иностранными языками, литературой и рисова­нием. Страсть к последнему победила, и в 1931 году она поступила в художественно-промыш­ленный техникум, где преподавали члены ле­нинградского общества «Круг художников». Первым учителем Богаевской стал Давид Ефи­мович Загоскин, который до переезда в Петер­бург работал в Саратове и играл заметную роль в художественной жизни города того времени.

В середине 1930-х годов Ольга Борисовна поступила в институт живописи, скульптуры и архитектуры, где и познакомилась со своим будущим мужем Гле­бом Савиновым, их удивительный красивый союз длился более полувека.

После окончания обучения в 1940 году О. Бо­гаевская работала преподавателем живописи в Школе юных дарований, считая воспитание будущих художников своей главной задачей.

...А потом началась война. Блокада, эвакуация в Елабугу, борьба за жизнь только что родивше­гося сына и близких. В эти годы она продолжала заниматься творчеством: делала карандашные наброски, главной моделью выбирая своего ма­ленького сына. После снятия блокады О. Бога­евская вернулась в Ленинград, начала активно участвовать в выставках, ее работы стали все чаще отмечаться критиками.

Колористический дар художницы особенно ярко проявился в натюрмортах. Ее букеты про­низаны светом, полны солнца и воздуха. Корот­кими, отрывистыми мазками строится атмосфе­ра, создавая вокруг предметов световоздушный слой, соединяющий вещи со средой. Художни­ца смело экспериментирует с цветом, решая сложные задачи — объемно-пространственные, пластические, колористические.

Она необычайно остро чувствует художественное совершенство вещей. Гармоничные, темпераментные, полные трепетного восприятия жизни, произведения-Ольги Богаевской дарят зрителям ощущение праздника и радости.
Свой путь в искусстве выбрала дочь Глеба Савинова и Ольги Богаевской Наталья Глебовна Савинова (род.1945). Она является замечательным представителем ленинградской школы керамики. Эта школа сформировалась в 1970-е годы и всегда отличалась смелостью и многочисленными экспериментами с материалом. Выставка керамики Натальи Савиновой – это целый мир, поэтический и обладающий собственной философией. Наряду с вечными сюжетами («Благовещение»), она изображает в равной степени привлекательно знакомые бытовые сцены («Южная ночь», «Спящая»). И каждый раз в обыденном Наталья Савинова видит высокое, вечные силы, управляющие каждой частицей этого огромного и прекрасного мира. Вероятно, в такой философии кроется секрет магии и притягательности работ этого мастера.

Сухарева Екатерина Александровна родилась в настолько известной художественной семье, на протяжении всего XX века пополнявшей отече­ственное искусство именами интересных масте­ров, что на ее долю, кроме поиска своего места в искусстве, выпал непростой жребий соответ­ствовать тому уровню, который был задан ее ро­дителями, дедами и прадедом. Сразу после окон­чания отделения керамики Ленинградского выс­шего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной она смело вступила на сте­зю свободного художника, представляя новую поросль савиновской династии и неизменно об­ращая на себя внимание на выставках декора­тивно-прикладного искусства.
ПАСХАЛОВЫ
Прежде всего, когда упоминается имя Пасхаловых, первое имя, которое приходит на ум - Виктор Никандрович Пасхалов (известный саратовский композитор).

Первым учителем Виктора Никандровича Пасхалова стала матушка - Анна Никаноровна, женщина весьма незаурядная. В истории Саратова её обычно упоминают в связи со ссылкой в наш город истори­ка Костомарова: с ним она собрала и опубликовала сборник русских песен Поволжья - первое издание песенного фольклора Саратовского края. Она и сама писала неплохие стихи (на некоторые из них сын по­ложил музыку - так родились романсы «Слышишь ли, милый», «Про­сти мне», «Изобидели сердце», «Дай на тебя наглядеться» и другие).

Анна Никаноровна одна воспитывала Виктора и ещё четверых де­тей. Ее первенец, Виктор, родился 18 (30) апреля 1841 года в Саратове, затем Пасхаловы уехали в Петербург. Анна Ника­норовна заводит знакомства с интереснейшими людьми: Иваном Акса­ковым, братьями Милютиными... Семь лет прожила в столице, пока за ней не приехал отец и не увёз её на родину: пристрастие Пасхалова к вину переросло в тяжёлый алкоголизм (от него он и умер в 1853 году).

Итак, первые уроки игры на фортепиано Виктор получил от матери (как принято тогда было в дворянских семьях, дети учили музыку, раз­ные науки, языки; Пасхалова знала семь языков!). Вероятно, музы­кальные впечатления детства предопределили пристрастие Пасхало­ва к жанру романса, к музыке Глинки - любимого композитора матери. Любил он слушать и пение волжских бурлаков, игру кочующих музы­кантов, сам пел популярные тогда в Саратове былины.

В 1853 году Виктор поступил в Саратовскую гимназию (словес­ность преподавал Н.Г. Чернышевский). Одновременно брал уроки у педагога-пианиста Александра Ивановича Виллуана (1804-1878), вы­дающегося преподавателя, первого учителя Антона Рубинштейна.

С Виллуаном саратовский ученик поехал во Францию: в то время в России ещё не открылась ни одна консерватория, и высшее музыкаль­ное образование Пасхалов отправился получать в Париж. Прожил там пять лет. В 1866 году вернулся в Саратов, как замечал Стасов, «под кры­ло обожавшей его матери». Два года провёл в родном городе, вместе с сестрой Натальей часто выступал в концертах с исполнением своих фортепианных пьес или аккомпанировал вокалистам, певшим его романсы.

Кроме романсов, создал Виктор Никандрович в тот саратовский период ряд фортепианных пьес и фрагментов опер. В 1868 году уехал в Москву, три года занимался в консерватории, но, поругавшись с Н.Г. Рубинштейном (у Пасхалова, как личности впечатлительной, нервной, характер был скверный), экзамен не держал, а звание регента получил, сдав экзамен при петербургской Придворной певческой капелле (кста­ти, в ту пору её возглавлял наш земляк, композитор Н.И. Бахметьев).

Оставив берега Невы, возвратился на волжские, но на этот раз в Казань, выступая с многочисленными концертами как пианист-солист и аккомпаниатор. «Едва ли я ошибусь, если скажу, что лучшие произ­ведения В.Н. Пасхалова погибли навсегда для публики, - вспоминал его казанский зна­комец В.Н. Тихонов об импровизированных концертах Пасхалова в узком кругу друзей. - Это были вещи, создаваемые им, в мину­ты вдохновения, и, никем не записанные, они забывались и самим автором».

Между тем его болезнь прогрессирова­ла. Увы, болезнь наследственная, достав­шаяся ему от отца, которого он почти не по­мнил. 1 марта 1885 года Виктор Никандрович покончил жизнь самоубийством. А.Н. Пасхалова объясняла причину этого ужас­ного поступка (в открытом письме в «Волж­ском вестнике» от 7 мая 1885 года) - по её мнению, к роковому шагу сына подтолкнул ложный слух о её смерти...

Последний раз романсы композитора публиковались (далеко не все) в 1948 году. Фортепианные сочинения нашего первого композитора, а также фрагменты из его опер остались неопубликованными, хранятся в архиве Государственного центрального музея музыкального искус­ства. Было бы чрезвычайно любопытно прослушать такие его вещи, как «Саратовская полька». «Раздумье русского человека», «Два тра­урных марша», хор из оперы «Мазепа», песенку Тамары из оперы «Де­мон», вальс «Яблок, сладких яблок», романс «Под душистою ветвью сирени». Ведь это не только памятник музыкальной культуры, но и документ краеведения: о чём думали, как мыслили, что чувствовали и как выражали свои чувства наши земляки полтора века назад.

Вячеслав, единственный сын Виктора Никандровича, воспитывался в Саратове, по окончании гимназии в 1892 году под влиянием бабушки, поэтессы Анны Никаноровны Пасхаловой, поступил на отделение народ­ной словесности Московского университета, но курса не кончил: увлёкся музыкой. Хотя он известен больше как музыковед (его монография о Ва­силии Сергеевиче Калинникове, с которым он дружил, сохранила многие факты из жизни великого композитора), однако и его романсы, популяр­ные в начале XX века, не уступали произведениям отца. Большая часть творческого наследия В.В. Пасхалова осталась неопубликованной: все симфонические партитуры, «Крымская сюита», «Этнографический аль­бом», симфоническая картина «Остров сирен» и другие.

Двоюродные сестры Вячеслава Викторовича вошли в историю теат­рального искусства страны. «Пасхалова создала целый ряд сильных и яр­ких женских образов, овеянных каким-то особым, ей одной свойственным обаянием», - отмечал критик особенности творческой манеры драмати­ческой актрисы Анны Александровны Пасхаловой-Чегодаевой (1869-1944), игравшей на подмостках театров Петербурга, Киева и Одессы. А большая часть жизни Алев­тины Михайловны Пасхаловой (1878-1953) прошла в Саратове, хотя она тоже играла на сцене столичных театров. Её отец, Михаил Никандрович Пасхалов, в числе русских патрио­тов-добровольцев ушёл на фронт и погиб, ос­вобождая сербов от османского ига. Мать бу­дущей певицы вторично вышла замуж, а се­милетнюю Алевтину отправила к бабушке в Саратов. Девочку определили в Саратовский Мариинский институт, где она взяла первые уроки игры на фортепиано у Фёдора Михай­ловича Достоевского (племянника писателя), ученика А. Рубинштейна. В 1915 году после долгих лет работы в разных театрах страны Алевтина Михайловна вернулась в Саратов, как оказалось, навсегда. В 1952 году общественность торжественно отме­тила полувековой юбилей творческой деятельности Заслуженной артист­ки России А.М. Пасхаловой. Её дочь Нина Михайловна, также певица, вы­пускница Московской консерватории, замечала о творческой манере ма­тери: «Ничего искусственного в её пении не было, и потому оно потрясало слушателя. (...) Она пела очень легко всегда. У неё были редкие для со­прано низкие грудные ноты. Она очень много работала над собой и говори­ла, что певица должна всю жизнь неустанно заниматься звуком».

Ещё одна представительница славного рода Пасхаловых - Анна Александровна Чегодаева, дочь Анны Александровны Пасхаловой от её первого брака, была актрисой драматического театра, полвека по­святила служению театру на сценах провинциальных городов.

Вот какие интересные люди - дети и внуки Анны Никаноровны Пас­халовой, поэта и фольклориста, друга историка Костомарова и жены писателя Мордовцева. Нельзя не рассказать и о её сыне Клавдии Никандровиче Пасхалове (1843-1924), известном в начале XX века по­литике и писателе (детство его прошло в Саратове), авторе трёхтом­ного «Сборника статей, записок, речей и проч.» (М., 1906-1912). Его имя на протяжении XX столетия замалчивалось, потому что он был ярым монархистом, верой и правдой служил престолу.

Дворянин К.Н. Пасхалов родился в Калужской губернии, свою жизнь посвятил финансам, работал в министерстве финансов, в Крестьянском банке. Политикой стал заниматься в годы революции 1905 года, несмотря на почтенный возраст, выступил решительным борцом за монархические идеалы. В 1913 году он добился встречи с императором, которого предос­терёг от надвигающейся катастрофы. Увы, его не услышали. В письме к своему единомышленнику Н.Н. Родзевичу Пасхалов сетовал: «Во мне го­ворит не досада обманутого самолюбия, а просто отчаяние от потери спо­собности власти различать, кто её союзники и кто противники, в ком её спасение и в ком - гибель». К.Н. Пасхалов был одним из организаторов саратовского совещания уполномоченных монархических организаций 27 - 29 августа 1915 года - попытки предотвратить революцию.

Он стал врагом новой власти, но умер, проживая в Алексине Туль­ской губернии, в возрасте 81 года своей смертью, избегнув репрессий.

Вряд ли найдётся ещё одна такая саратовская семья, давшая стране так много славных сынов и дочерей, как семья Пасхаловых. Но знают ли наши земляки о Пасхаловых? Их память никак не увековечена ни на карте города (нет улицы Пасхаловых), ни мемориальными досками на зданиях, где жили и творили настоящие патриоты земли русской, саратовской.
  1   2   3   4

Похожие:

А. И. Савинов принадлежит к созвездию мас­теров изобразительного искусства, которых Са­ратов подарил России в конце XIX начале XX века iconКонтрольная работа по теме: «Страны Европы и США в конце XIX начале XX века»
Что общего в развитии этих государств ( Германия, Англия, Франция, сша) и Российской империи в конце XIX – начале XX века ?
А. И. Савинов принадлежит к созвездию мас­теров изобразительного искусства, которых Са­ратов подарил России в конце XIX начале XX века iconПлан: Общая характеристика России в конце XIX начале XX веков Экономическое...
В начале XX века территория России представляет собой 22 млн километров в квадрате
А. И. Савинов принадлежит к созвездию мас­теров изобразительного искусства, которых Са­ратов подарил России в конце XIX начале XX века iconТемы контрольных работ по истории России Социально-экономическое...
Х в. Промышленность России на рубеже веков. Три этапа образования монополий в России. Развитие банковской сферы и ее роль в экономике...
А. И. Савинов принадлежит к созвездию мас­теров изобразительного искусства, которых Са­ратов подарил России в конце XIX начале XX века iconБилеты по Истории Отечества для 11 класса
Внешняя политика России в конце XIX начале XX века. Русско-японская война. Причины, ход военных действий и последствия действий и...
А. И. Савинов принадлежит к созвездию мас­теров изобразительного искусства, которых Са­ратов подарил России в конце XIX начале XX века iconУрок- презентация
В контексте развития русского изобразительного искусства 1-ой половины XIX века познакомить учащихся с творчеством П. А. Федотова,...
А. И. Савинов принадлежит к созвездию мас­теров изобразительного искусства, которых Са­ратов подарил России в конце XIX начале XX века iconИстория России Билет №1 Возникновение и развитие Древнерусского государства (IX начало XII в.)
Внешняя политика России в конце XIX – в начале XX в. Русско-японская война: причины, ход военных
А. И. Савинов принадлежит к созвездию мас­теров изобразительного искусства, которых Са­ратов подарил России в конце XIX начале XX века iconТема урока: «Художник Павел Андреевич Федотов»
В контексте развития русского изобразительного искусства 1-ой половины XIX века познакомить учащихся с творчеством П. А. Федотова,...
А. И. Савинов принадлежит к созвездию мас­теров изобразительного искусства, которых Са­ратов подарил России в конце XIX начале XX века iconАграрная реформа п. А. Столыпина
Экономическое и политическое положение в России в конце 19 начале 20 века
А. И. Савинов принадлежит к созвездию мас­теров изобразительного искусства, которых Са­ратов подарил России в конце XIX начале XX века iconГ. Красноярск, кгпу им. В. П. Астафьева об источниках формирования...
Об источниках формирования интеллигенции енисейской губернии в конце XIX — начале XX вв
А. И. Савинов принадлежит к созвездию мас­теров изобразительного искусства, которых Са­ратов подарил России в конце XIX начале XX века iconА создание Государственной Думы в России в начале ХХ века было важным шагом на пути
А в россии в начале ХХ века (до революции 1905-1907 г г.) существовал орган власти
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница